Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика





Скачать 362.88 Kb.
НазваниеЖестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика
страница1/3
Дата публикации22.09.2014
Размер362.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3

Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика

(материал подготовлен Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

Материал подготовлен

Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

в соответствии с поручением, предусмотренным пунктом 2 постановления

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

от 08.11.2011 № 10

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ:

 ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА

(Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, родителей)

 

ГЛАВА 1. НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ

1. Насилие над детьми: определение, распространённость, причины

Понятия "насилие" или "жестокое обращение с детьми" (англ. - child abuse) и "пренебрежение" (англ. - neglect) являются достаточно новыми для специалистов, работающих с детьми. Поэтому очень важно поначалу иметь точные определения жестокого обращения и его видов.

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Насилие, как правило, является результатом комплекса различных причин, но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна. Существует также понятие психологических факторов риска или групп риска для детей и родителей по возникновению насилия.

В группу риска родителей входят:

  1. люди, которые сами подвергались насилию в детстве;

  2. люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия);

  3. люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

  4. испытывающие экономические и социальные трудности;

  5. молодые матери (до 18 лет);

  6. семьи со сложным психологическим климатом.

В группу риска детей входят:

1) дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью, что зачастую приводит к фрустрации матерей и проявлению жестокого физического обращения с их стороны; согласно статистическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни;

2) дети с физическими и психическими отклонениями; у ряда родителей дети, имеющие видимые физические отклонения, умственную отсталость или другие выраженные дефекты вызывают реакцию отвержения, раздражения и даже агрессии;

3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением, что часто раздражает и утомляет родителей и довольно часто толкает их на путь физического наказания ребёнка, однако следует отметить, что плохое поведение детей в ряде случаев уже является результатом жестокого обращения с ними.

Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:

  1. Эмоциональное (психологическое) насилие.

  2. Физическое насилие.

  3. Сексуальное насилие.

  4. Пренебрежение (заброшенность, беспризорность).

 

1.2. Эмоциональное насилие

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, как правило, не получают никаких позитивных ответов или подкреплений со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, как правило, игнорируется взрослыми, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями. В результате эмоции ребёнка развиваются односторонне, самооценка занижается, ребёнок не и состоянии понимать свои чувства, чувства других и не может выработать адекватное эмоциональное реагирование. Любое общение с родителями сопровождается эмоциональным напряжением, страхом, волнением. К психологическому насилию можно также отнести частые конфликты в семье, происходящие на глазах у детей, втягивание ребёнка в ситуацию развода или раздела имущества.

Выделяют 6 форм поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию:

1. Отказ родителей от детей.

2. Изоляция детей:

а) эмоциональная,

б) физическая.

3. Запугивание.

4. Постоянные оскорбления.

5. Игнорирование.

6. Развращение детей.

1.3. Физическое насилие

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ - это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

Общая статистика такова: мальчиков избивают в три раза чаще, чем девочек , 60 % пострадавших - дошкольники и 40% - школьники. Среди зверски избитых и помещенных в стационар детей 10 % погибают от травм и различных осложнений. При этом жестокое обращение с детьми родители, конечно, скрывают, а врачи оставляют как бы незамеченным.

Ряд различных видов жестокости представляет такую картину: избиение; привязывание к стулу, кровати; запирание в темной комнате, чулане; лишение пищи и питья; принуждение к неудобным длительным позам (стояние на одной ноге, сидения на корточках и т. д.); стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе; пытки (тушение о тело ребёнка зажженных сигарет, удары электрическим током, зажигание перед лицом спичек и т. д.); принуждение к пьянству, курению и другим пагубным пристрастиям; различные виды сексуального насилия; постоянное запугивание, изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).

Жестокое обращение с детьми может иметь различную природу. Бывает как бы вынужденным - родители не справляются с ребёнком, "вынуждены" прибегать к физическим наказаниям. Может носить случайный характер. Нередко связано с тяжелыми психическими заболеваниями взрослых.

И, наконец, последняя причина, о которой хотелось бы сказать. Так называемая семейная эстафета жестокости. Она передается из одного поколения в другое и является "эталоном" отношений в семье. Иногда и сами дети провоцируют жестокость взрослых и словами, и действиями. Одна агрессия накладывается на другую, а проигравшей стороной все равно остается ребёнок.

Педиатры, детские хирурги, травматологи, психиатры, детские гинекологи и другие специалисты должны хорошо знать клинику жестокого обращения с детьми. Ведь они часто первыми обнаруживают избитых детей, оказывают медицинскую помощь жертвам родительской агрессии.

Медицинское обследование является частью более широкого процесса оценки состояний ребёнка. Некоторые травмы и состояния почти всегда являются следствием насилия, но их признаки могут быть не специфическими, что может затруднить интерпретацию.

1.4. Сексуальное насилие

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ — это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

В целом в литературе не существует единого мнения по поводу определения сексуального насилия, так как оно может включать в себя такие понятия, как сексуальное оскорбление, сексуальное нападение, изнасилование, развращение, инцест, показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и проституции.

Инцест - это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст. Инцест может происходить между отцом и дочерью, отцом и сыном, братом и сестрой, матерью и дочерью, наиболее частым вариантом является насилие со стороны отца или отчима. Проблема инцеста является одной из самых сложных, так как насилие совершается близким родственником.

По данным литературы распространённость сексуального насилия в детстве среди женщин в разных странах колеблется от 7% до 36%, а среди мужчин – от З% до 29%. В большинстве исследований установлено, что девочки и женщины в 1,5-3 раза чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики и мужчины. Из приведенных цифр видно, что распространенность сексуального насилия в разных странах варьирует, что, по всей видимости, связано с различиями в определении сексуального насилия в разных странах, однако даже 3% являются большой цифрой и ясно, что данная проблема является международной.

1.5. Пренебрежение детьми

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ - это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

В данном случае речь идёт о семьях, где детей недостаточно кормят или пищу готовят непригодным способом (например, грудным детям дают плохо обработанную, не протертую пищу), где детей одевают не по погоде, где ребёнка игнорируют и не проявляют к нему должного внимания, не заботятся о здоровье ребёнка, не выполняют медицинских рекомендаций, не отдают по возрасту ребёнка в школу, а если он всё-таки начал посещать школу, практически не интересуются его успеваемостью, не контролируют посещение школы. К вариантам пренебрежительного отношения относятся случаи, когда маленького ребёнка отпускают гулять одного в вечернее время или рядом с проезжей частью. А также когда ребенок из-за небрежности взрослых может выпить оставленное без присмотра сильнодействующее лекарство, опрокинуть на себя горячую воду, выпасть из окна многоэтажного дома или получить сильный удар электричеством.

 

ГЛАВА 2. СИМПТОМЫ, ДИАГНОСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ НАСИЛИЯ

 

2.1. Симптомы, диагностика и последствия эмоционального насилия

Эмоциональное насилие, несмотря на то, что обывателю кажется этот вид насилия наиболее легким, на самом деле оставляет иногда более глубокий след в жизни человека, чем остальные. Заживают раны и затягиваются рубцы, полученные в результате физического насилия, вылечиваются заболевания, полученные после сексуального злоупотребления, но раны в душе, нарушения психики и болезненные вспышки воспоминаний мучают ребёнка еще долгие годы.

Симптомы и диагностика эмоционального насилия

Внешние показатели:

  1. Отстает в физическом развитии;

  2. Существенные недостатки в речевом развитии;

  3. С трудом поддается воспитательному воздействию;

  4. Отстает в общем развитии от детей своего возраста (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, моторики);

  5. Ночное и/или дневное недержание мочи;

  6. Психосоматические жалобы, такие как головная боль, боль в животе; говорит, что ему «плохо», колет в области сердца и т. д.

Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка:

  1. Слишком активно ведет себя, мешая другим;

  2. Имеет странные привычки (кусается, монотонно раскачивается, щиплется, сосет палец и т. д.);

  3. Плохо спит; ночные приступы страха;

  4. Не умеет играть с другими детьми;

  5. Всего боится;

  6. Часто имеет навязчивые идеи;

  7. Дает истерические реакции;

  8. Или наоборот: заторможен, отрешен, не включается в разговор или  работу;

  9. Эмоционально невосприимчив, равнодушен;

  10. Грустен, депрессивен;

  11. «Приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла.

Последствия

Ежедневные крики в доме, унижающие высказывания, конечно, оставляют глубокий след в психике ребёнка и влияют на формирование его как личности.

Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию:

  1. Заниженная самооценка;

  2. Низкий уровень самоуважения;

  3. Агрессивность или безразличие;

  4. Чувство одиночества и ненужности;

  5. Отсутствие друзей;

  6. Небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.

Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя со своими собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они просто не имеют другого опыта общения между детьми и взрослыми. Чувства, с которыми ребенок придет во взрослый мир, будут ограничены; такие люди не способны на нежность, любовь и эмпатию.

Обычно у них возникают трудности с пониманием других людей, они злобны, недоверчивы и несчастны. Сознание того, что «он плохой, глупый, неуклюжий» отравляет им жизнь. Самооценка и самоуважение крайне низкие.

Моделируя поведение взрослых, которое сопровождало его всю жизнь, такой человек будет создавать вокруг себя такую же нестерпимую обстановку.

Насилие с экрана

Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.

Что же смотрят наши дети? (по Victor С. Strasburger and Edward Donnerstein)

  1. 61% программ содержит насилие;

  2. 26% насилия показывают с применением оружия;

  3. 22,4% всех музыкальных клипов включают те или иные виды насилия;

  4. Каждый год подростки слышат около 15000 шуток и намеков, касающихся секса.

  5. Интернет содержит большое количество порнографических сайтов.

  6. Показ алкоголя, сигарет или наркотиков присутствует в 70% программ, а также в 38 из 40 самых популярных фильмов и в половине всех музыкальных видео.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:

  1. Копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;

  2. Копируют грубую речь;

  3. Получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;

  4. Или же становятся более робкими и боязливыми.

Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями.

 

2.2. Симптомы, диагностика и последствия физического насилия

Симптомы и диагностика физического насилия

Внешние показатели:

  1. Синяки и кровоподтеки на теле в различной степени заживания, нанесенные шнуром, ремнем, палкой и т. д.

  2. Необъяснимые следы ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах.

  3. Ожоги горячим предметом (от зажигалки, сковородки, утюга и т. д.).

  4. Внутренние повреждения (разрыв печени, в результате удара в живот).

  5. Переломы, вывихи или растяжения, главным образом черепа, носа, лица, в разных стадиях заживания.

  6. Наличие на голове участков без волос.

  7. Шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами.

  8. След от руки, следы укусов на коже.

  9. Необычное состояние ребёнка после насильственного приема лекарств или алкоголя.

  10. Умерший ребёнок с признаками насилия.

Эмоциональные и поведенческие реакции у ребёнка:

  1. Ощущает тревогу в общении с взрослыми.

  2. Испытывает чувство вины.

  3. Проявляет крайние формы поведения; или агрессивность, или нежелание общаться.

  4. Боится родителей.

  5. Боится идти домой.

  6. Жалуется, что родители бьют.

  7. Часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг.

  8. Может долго лежать на одном месте, озираясь вокруг.

  9. Не плачет при осмотре врача.

  10. Путано отвечает на вопросы.

  11. Болезненно реагирует на плач других.

  12. Иногда ведет себя чрезмерно по-взрослому.

  13. Пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание.

  14. Имеет низкую самооценку.

  15. Необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребёнок - теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут).

  16. Побег из дома.

  17. Ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

Бьют и жестоко обращаются с детьми всех возрастов, даже с младенцами. Наиболее частые повреждения у младенцев бывают в результате тряски. Трясти младенцев очень опасно. Голова, младенца слишком большая по сравнению с остальным телом. Когда головку не поддерживают, она свободно падает, т. к. мускулы шеи еще не способны ее удерживать. Тряска заставляет голову двигаться слишком быстро вперед и назад с большой силой. Когда это происходит, крошечные кровеносные сосуды лопаются, и кровь внутри мозга ребёнка может быть причиной: слепоты, глухоты, припадков, трудностей с обучением, повреждения мозга или даже смерти.

Последствия

Дети, пострадавшие от любых видов насилия или недостойного обращения, похожи между собой тем, что все они пережили также психологическую травму.

Дети становятся недоверчивыми и боязливыми, они могут считать посторонних людей опасными и непредсказуемыми. У них формируется низкая самооценка, отсутствуют такие черты личности, как самоуважение и самоконтроль. Часто жажда мести приводит к тому, что ребёнок, жертва насилия, сам становится агрессором и провоцирует других на драки и ссоры. Любое недостойное обращение с ребёнком является для него уроком того, что такое поведение взрослых с детьми приемлемо, и в будущем он будет моделировать такое же поведение. Из опрошенных подростков-правонарушителей две трети подвергались жестоким наказаниям с раннего детства. Реакции посттравматического стресса, в том числе постоянный возврат вспышек воспоминаний, приводят к низкой концентрации на уроке, а затем и к низкой успеваемости.

У детей, которые с раннего детства являются жертвами физического насилия, встречается нарушение центральной нервной системы, бывает низкий уровень интеллекта, задержка психического развития и могут быть проблемы с речью.

Травмы головы, переломы конечностей и другие повреждения обрекают на плохое здоровье в течение всей жизни.

 

2.3. Симптомы, диагностика и последствия сексуального насилия

Симптомы

Внешние показатели:

  1. Порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье.

  2. Трудности при ходьбе и сидении.

  3. Жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения, головная боль.

  4. Опухоль или раздражение в области половых органов.

  5. Синяки на внешних половых органах.

  6. Кровотечение из половых органов.

  7. Выделение из половых органов.

  8. Гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.

  9. Следы спермы на одежде, коже и в области половых органов, бёдер.

Характер травм и заболеваний:

  1. Повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы.

  2. «Зияние ануса».

  3. Заболевания, передающиеся половым путем.

  4. Беременность.

  5. Венерическая болезнь.

  6. Недержание кала («пачкание одежды»), энурез.

  7. Нервно-психические расстройства.

  8. Психосоматические расстройства.

  9. Мочеполовые инфекции и боли в горле.

Особенности психического состояния и поведения ребёнка:

Дети дошкольного возраста:

  1. Ночные кошмары и нарушение сна.

  2. Встревоженность и страхи.

  3. Регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста).

  4. Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуально-агрессивные игры со сверстниками, игрушками или с самим собой.

  5. Открытая мастурбация.

  6. Боится оставаться один с кем-то.

  7. Жалуется взрослым на сексуальные посягательства.

Дети младшего школьного возраста:

  1. Резкое ухудшение успеваемости.

  2. Посттравматические стрессовые расстройства, неспособность концентрироваться.

  3. Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально-окрашенное поведение.

  4. Гнев, агрессивное поведение.

  5. Ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками.

  6. Деструктивное поведение.

  7. Мастурбация.

Подростки:

  1. Депрессия.

  2. Низкая самооценка.

  3. Агрессивное, антисоциальное поведение.

  4. Проблемы в школе.

  5. Социальная изоляция.

  6. Затруднения с половой идентификацией.

  7. Сексуализированное поведение.

  8. Угрозы и попытки самоубийства.

  9. Употребление алкоголя, наркотиков.

  10. Проституция, беспорядочные половые связи.

  11. Уходы из дома.

  12. Насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Диагностика

Распознать сексуальное насилие очень трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить.

Причин такого молчания несколько:

  1. Ребёнка запугивали.

  2. Он стыдится говорить об этом.

  3. Его убедили хранить «секрет».

  4. Он считает себя виноватым но всем.

  5. Его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.

Для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеют часто проводимые медицинские обследования, во время которых нужно обращать внимание на внешние признаки насилия, описанные выше. Особое значение при сборе анамнеза имеет описание семьи, т. к. инцест чаще всего встречается в дисфункциональных и антисоциальных семьях. Также нужно серьезно насторожиться, если ребёнок сам говорит о насилии. Дети крайне редко сочиняют такие вещи, и, если он говорит об этом, скорее всего он говорит правду. Также о возможном насилии могут сообщить соседи, родственники и другие люди.

Сексуальные темы во время игры, рисования, в разговоре, сексуально окрашенное поведение могут указывать на перенесенное насилие. Чрезвычайная осведомленность и вопросах секса также подтверждает возникшее подозрение.

Если вы имеете налицо только один какой-то признак насилия - это уже повод, чтобы насторожиться, но если их несколько - это повод начать расследование.

Начиная интервью с ребёнком, пострадавшим от сексуального насилия, психолог, терапевт, следователь или социальный работник должен помнить, что он имеет дело с ребёнком, находящимся в состоянии посттравматического стресса.

 

2.4. Симптомы, диагностика и последствия пренебрежения детьми

Пренебрежение физическими нуждами ребёнка

Внешние показатели и поведенческие реакции:

  1. Очень худой или очень толстый ребёнок. Из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания ребёнок или не прибавляет в весе, или наоборот выглядит очень толстым. Может быстро прибавлять в весе, пока находится в больнице.

  2. Очень бледный, анемичный ребёнок. Родители не следят за тем, чтобы ребёнок получал все витамины и необходимые для его развития продукты.

  3. Грудной ребёнок "ищет еду" губами. Мать забывает кормить или не хочет кормить ребёнка; или дает ему пищу, несоответствующую возрасту.

  4. Жадно ест, когда предлагают.

  5. Опрелости у грудных детей, постоянно грязный ребёнок. Ребёнку не меняют пеленки, не моют его, не выполняют элементарные гигиенические требования.

  6. Ребёнок одет не по погоде. В холодную погоду ребёнок ходит без теплой одежды и обуви.

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребёнка

Поведенческие и эмоциональные реакции:

  1. Ребенок не ищет инициаций со стороны родителей. Зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания, он перестает просить у них помощи и старается как можно реже обращаться к ним.

  2. Неласковый ребёнок. Ребёнок моделирует поведение родителей, которые никогда не проявляют нежных чувств по отношению к нему (не гладят его по голове, не берут на руки, не целуют).

  3. Старается привлечь внимание любого взрослого, виснет на нём. С удовольствием уходит с чужими.

  4. Ребёнок, испытывающий чувство одиночества. Несчастный ребёнок. Ребенок часто находится запертым один дома.

Пренебрежение поддержанием и восстановлением здоровья ребёнка:

  1. Ребёнка не показывают врачу, когда это требуется по состоянию здоровья, не лечат его.

  2. Отказываются от необходимых процедур, прививок, предписания врачей.

  3. Не проводят обследования ребёнка.

  4. Не вызывают скорую помощь, когда это необходимо.

Пренебрежение получением ребёнком образования:

Внешние показатели и поведенческие реакции:

  1. Задержка психического развития и речи.

  2. Ребёнок пропускает школу или часто опаздывает.

  3. Ребёнок пропускает школу по причине того, что смотрел за другими детьми.

  4. У ребёнка может быть "школьный невроз" из-за страха перед школой и отсутствия помощи родителей.

  5. Всегда невыполненные домашние задания.

  6. Родители не бывают в школе и не интересуются успеваемостью ребёнка.

 

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconЖестокое обращение с детьми
Жестокое обращение с ребенком, насилие, особенно в семье, является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем...
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconЦымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconУчебно-методический комплекс сдм. В. 01 Профилактика и коррекция...
Данный курс изучает закономерности и отклонения психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования...
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconЖестокое обращение с детьми — порочный круг насилия
Даже если верна лишь первая цифра, это означает, что только в США и Канаде 2 миллиона детей ежегодно избиваются своими родителями....
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconПриказ от 12. 03. 2014г. №36 «О профилактике острых кишечных инфекций в мадоу црр №2 «Дельфин»
Сп 1 1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций», му 1 2969-11 «Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика...
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconУрока: Обучающая
Сегодня мы познакомимся с понятием “обращение”, научимся находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, выделять...
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconПротокол №1 от
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconЗачетный тест по биологии
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconРешение нетиповых ситуаций. Цели урока
Тип урока: комбинированный ( контроль качества знаний, диагностика и коррекция затруднений)
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconТесты по педиатрии махачкала 2012г Раздел I
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconТема Оказание акушерской помощи
Предлежание плаценты, этиология, патогенез, диагностика, клиника, тактика фельдшера, неотложная помощь, профилактика
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconПрограмма «Волонтер»
Профилактическое (профилактика употребления психоактивных веществ детьми и подростками)
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconI вариант Часть А. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья и развития детей
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconКишечные инфекции
Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика ротавирусной инфекции
Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика iconОстрая ревматическая лихорадка и хроническая ревматическая болезнь...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск