Скачать 87.4 Kb.
|
Ремеева Альфия Фаатовна, профессор кафедры психологии МГТА, канд. психол. наук, доцент Пальчиков И.А. Московский психолого-педагогический университет Специфика иррациональных установок подростков с девиантным поведением В современной российской действительности очевидна тенденция к росту количества подростков с девиантным поведением. На сегодняшний день проблема девиантного поведения подростков собрала вокруг себя множество ученых-исследователей действующих в различных подходах, но с одним желанием: понять природу отклоняющегося поведения, выяснить, каким образом оно возникает, угасает или переходит на следующую стадию - антисоциальность. Влияние иррациональных убеждений на поведение человека было глубоко и детально изучено, послужив тем самым, созданию когнитивно-бихевиоральной терапии. Однако, не все аспекты вошли в круг интересов данного подхода и являются малоизученными до сих пор. К примеру, влияние иррациональных убеждений на девиантное поведение подростков, представляет собой мало изученное явление, хотя проблема девиаций несовершеннолетних есть, и актуальность этого проблемного пространства не вызывает сомнений. Существует разрыв между теоретическими разработками в области изучения иррациональных установок подростков и практическими потребностями в качественной коррекции девиантного поведения. В ходе эмпирического исследования, целью которого было изучение специфики иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением, мы выявили, проанализировали и сравнили иррациональные убеждения у подростков с отклоняющимся поведением и у подростков с социально приемлемым, адаптивным поведением. В качестве предмета нашего исследования выступили иррациональные установки подростков с девиантным поведением и подростков группы норма. Нами была выдвинута гипотеза о том, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. На наш взгляд, именно эти отличные от нормы иррациональные установки могут обуславливать отклонения в поведении. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 подростков. Они были разбиты на 2 группы по 15 человек: в первую вошли подростки с девиантным поведением, во вторую - подростки социально приемлемым поведением. Возраст испытуемых подростков составлял 15 – 16 лет. Группа «норма» была сформирована из учеников 9 класса (СОШ города Зеленограда). По информации школьного психолога подростки группы «норма» являются детьми из благополучных семей и не имеют, каких либо серьезных нареканий со стороны школьной администрации. Подростки с девиантным поведением, принявшие участие в исследовании, состоят на психологическом и юридическом сопровождении (ГБУ Центр «Дети улиц» отделению ЮВАО г. Москва). Анализ карт сопровождения подростков показал, что большинство из них являются членами не полных семей и имеют криминогенный (антисоциальный) уровень (кража, нанесение травм средней тяжести, грабеж) отклоняющегося поведения, и находятся на стадии судебного разбирательства. Большая часть девиантных подростков употребляют психоактивные вещества, бродяжничают, разрушают материальные ценности. Общая характеристика группы – безразличное отношение к учебе, негативное отношение к миру в целом. Исследование проводилось с использованием следующих методик: «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной; Тест на иррациональные установки Альберта Эллиса; беседа по схеме «Когнитивная концептуализация случая». Обработка данных производилась с помощью электронной программы SPSS по U-критерию Манна – Уитни и с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Анализ полученных данных при сравнении средних значений в методике Потемкиной О.Ф. между группой «норма» и подростками с девиантным поведением, показал наличие различий по шкалам: - переменная «свобода», говорит о том, что у подростков с девиантным поведением потребность в свободе более выражена, чем у подростков в группе «норма». Они большой степени готовы жертвовать ради отстаивания своей независимости; - переменная «деньги», указывает на то, что у подростков из группы «норма» больше выражена потребность в деньгах, чем у девиантов. Подростки с нормальным поведением больше стремятся к благосостоянию, для них деньги имеют ценность сами по себе, а не только как средство приобретения благ; - переменная «процесс», говорит о том, что у подростков с девиантным поведением больше выражена ориентация на процесс. Можно предположить, что для них более важен сам процесс деятельности, чем окончательный результат. - переменная «труд», по которой можно судить о том, что для подростков с девиантным поведением важна сама работа, больше чем для подростков группы норма. Но в данном случае, ориентировку на труд стоит рассматривать, как социальный фактор взаимодействия с окружающими. Для подростков из группы «норма» важно одобрение обществом. Наибольшая разница между показателями процесс, деньги и свобода. Наименьшая разница по показателям власть, результат, альтруизм. По результатам методики Потемкиной О.Ф., полученным в двух группах, с помощью коэффициента Спирмена была проведена внутритестовая корреляция. Переменная «Процесс – деньги» (корреляция «- 0,416»), говорит о том, что сам процесс какого-либо действия более важен для подростков, чем деньги. Важно, что бы само занятие было интересным и привлекало подростков. Переменная «Альтруизм – труд» (корреляция «0,451») ‒ прямая связь, говорит о том, что подросток производит действие на пользу другим, и часто в ущерб себе. Что может указывать нам на наличие у подростков иррациональных установок долженствования в отношении себя. Переменная «Труд – деньги» (корреляция «- 0,374») , говорит о том, что подростки предпочитают сам процесс труда больше, чем конечный результат. Труд сам по себе приносит радость и удовлетворение подростку. В данном случае важнее то, насколько другие оценивают труд подростка, чем результативность данного действия. Далее мы провели «Тест на иррациональные установки А.Эллиса» (см. рис. 1). Рис. 1. Диаграмма средних показателей по методике Альберта Эллиса. В результате корреляционного анализа была выявлена статистически значимая взаимосвязь переменных «Альтруизм» и «Долженствование в отношении других» (корреляция «-0,442»), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма. Анализ переменных «Эгоизм» и «низкая фрустрационная толерантность» (корреляция «0,386») говорит нам о том, что подростки склонные к эгоистическим установкам имеют низкую фрустрационную толерантность. Подросток с данной установкой не может адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях. При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена прямая, положительная, (корреляция «0,711») связь переменных «Результат» и «Низкая фрустрационная толерантность», что позволяет предположить, что чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность. Переменные «Труд» и «Альтруизм» ‒ прямая положительная связь, (корреляция «0,553») ‒ говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе. Это может указывать нам на наличие у них иррационаных установок долженствования в отношении себя. Нами было выявлено одно значимое различие между группами, по переменной «низкая фрустрационная толерантность» (U- критерий Манна-Уитни). Это означает, что у подростков группы с социально приемлемым поведением фрустрационная толерантность выше, чем у подростков с девиантным поведением. Корреляционный анализ значений по двум методикам показал, что существует взаимосвязь переменных «Альтруизм» и «Долженствование в отношении других» (корреляция «-0,442»), что свидетельствует об отсутствии иррациональных убеждений долженствования в отношении других у подростков, имеющих склонность к проявлению альтруизма. Анализ переменных «Эгоизм» и «Низкая фрустрационная толерантность» (корреляция «0,386») говорит нам о том, что подростки склонные к эгоистическим установкам имеют низкую фрустрационную толерантность. Подросток с данной установкой не может адекватно оценивать неудачи в собственных неосуществимых желаниях. При анализе корреляционных данных по двум тестам группы «норма» была выявлена связь прямая, положительная, (корреляция «0,711») переменных «Результат» и «Низкая фрустрационная толерантность». Можно предположить, что чем лучше результат деятельности подростков, тем выше их фрустрационная толерантность. Переменные «Труд» и «Альтруизм» ‒ прямая положительная связь, (корреляция «0,553»). Это говорит о том, что подростки с социально приемлемым поведением, действуя на пользу другим, делают это часто в ущерб себе. Это может указывать нам на наличие у них иррациональных установок долженствования в отношении себя. При анализе корреляционных данных группы подростков с девиантным поведением было выявлено следующее: переменные «Процесс» и «Свобода» -прямая положительная связь (корреляция «0,520»). Девиантным подросткам важна личностная свобода и независимость при выполнении каких-либо действий, чем больше предоставляемой свободы, тем больше заинтересованность в процессе той или иной деятельности. Переменные «Эгоизм» и «Долженствование по отношению к другим» ‒ отрицательная связь, (корреляция «-0,715»), говорит о том, что при наличии у подростка с девиантным поведением эгоистических тенденций повышается вероятность наличия иррациональных установок долженствования в отношении других (например: «Люди не должны портить мое настроение своими проблемами»). Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы выявили одно значимое различие по показателю «низкая фрустрационная толерантность» в иррациональных убеждениях девиантных подростков и подростков группы «норма». Это означает, что возникновение препятствий и трудностей при реализации своих потребностей у девиантных подростков, вызывает больший дискомфорт, чем у подростков группы "норма". Можно предположить, что угроза неудовлетворения той или иной потребности у несовершеннолетних с девиантным поведением, при отсутствии компенсаторных стратегий, активирует иррациональные убеждения, которые могут подталкивать их к неадаптивным поведенческим актам. А в совокупности с иррациональными убеждениями долженствования к другим людям и миру, может послужить причиной агрессивного, противоправного поведения. В ходе исследования, был обнаружен ряд незначительных различий в иррациональных убеждениях:
Таким образом, с учетом выявленных закономерных связей и тенденций, можно рекомендовать разработку коррекционно-развивающих программ в русле когнитивно-бихевиоральной терапии, целью которых будет модификация иррациональных убеждений у подростков с девиантным поведением и создание адаптивных, компенсаторных стратегий поведения. В своем исследовании мы предположили, что иррациональные установки подростков с девиантным поведением имеют свои особенности и отличия от иррациональных установок подростков с социально приемлемым поведением. Данная гипотеза подтвердилась частично: мы выявили некоторую разницу в иррациональных убеждениях, но эта разница не носит принципиального характера. В связи с этим, мы имеем основание предположить, что затронутое нами проблемное пространство актуально, и подлежит дальнейшему изучению.
|
Декоративно-прикладное искусство Учитель башкирского языка и литературы высшей категории Фаршатова Альфия Анваровна | Цымбалист Альфия Ахметовна, педагог дополнительного образования мбоу сош №8 Закрепить навыки использования элементов национального танца по группам в изученных комбинациях | ||
Работа с одаренными детьми Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования рб, учитель математики высшей категории мобу сош с имени Восьмое Марта муниципального... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кудряшова Альфия Харисовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории моу «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кудряшова Альфия Харисовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории моу «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная... | Конспект урока по физической культуре для учащихся 11 класса (девушки)... Научить выбирать оптимальный уровень нагрузки для своего организма и контролировать его | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И. Ш. Муксинова г. Янаул Республики Башкортостан Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью): Фаршатова Альфия Анваровна, учитель... | 1. Модель урока. Учитель. Нафикова Альфия Климовна мбоу «Гимназия... Почему наша армия не собирается нападать на другие государства. Какие первостепенные задачи стоят перед нашим государством. Отвечают... | ||
Автор: Сиразиева Альфия Вагизовна Полное название образовательного... Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): мбоу «Мурзинская средняя общеобразовательная... |