Скачать 317.81 Kb.
|
Кудряшова Альфия Харисовна, учитель начальных классов второй квалификационной категории МОУ «Верхнеуслонская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан «Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» Руководитель МО Заместитель директора по УР Директор МОУ МОУ «Верхнеуслонская СОШ» «Верхнеуслонская СОШ» ______/___________ __________/__________________ _______/__________________ Протокол №___ от «_____»______________2010 г. Приказ №________ от «____» _______ 2010 г. «_____» ______________ 2010 г. Рабочая программа учебного курса «Технология», 4 класс Кудряшовой А.Х., учителя начальных классов второй квалификационной категории МОУ «Верхнеуслонская СОШ» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____________ от «_____» ________________2010 г. 2010/2011 учебный год Пояснительная записка Занятия художественной практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства по авторской программе Т.Н. Просняковой к курсу «Технология» решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные _ развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Учебный предмет «Технология» закладывает основы трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе. Поэтому целью данного курса является раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда. Другие важные задачи курса: совершенствование ручной умелости, развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов, развитие конструкторских способностей, технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса, расширение методов познания окружающей действительности, а также формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях. Предмет «Технология» дает технологическую компетентность, которая соответствует возрасту младших школьников. Программа 4_го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов. Отдельно выделены дополнительные задания, которые могут прорабатываться на факультативных занятиях, в рамках дополнительного часа из школьного или регионального компонента, а также могут использоваться по желанию учащихся для домашней работы. Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере. Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. В систему представлений о материале должны входить: исторические аспекты его возникновения, художественно-прикладные традиции России и других стран в работе с этим материалом, виды художественной обработки, названия технологических приемов обработки, инструменты для работы, современные виды и способы получения этого материала, изменения свойств и качеств в процессе обработки, взаимодействие с другими материалами. Поскольку технология - составная часть комплекса учебных дисциплин, она оказывает существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках. И, наоборот, связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому на протяжении всего курса программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как литературное чтение (выполнение разными приемами портретов героев изучаемых произведений художественной литературы, изготовление настольного театра для постановки сказок), математика (построение геометрических фигур, разметка с помощью циркуля, линейки и угольника, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания учащихся в области истории, обществоведения (знакомство с историей возникновения ремесел, материалов и инструментов, с художественно-культурными традициями разных стран и народов) и экономики (работа в группах с распределением обязанностей, знакомство с различными профессиями, реклама изделий собственного производства). Курс «Технология» интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и дает возможность реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащихся. Поурочное планирование учитель осуществляет самостоятельно, координируя уроки труда со всем комплексом изучаемых дисциплин, а также согласуясь с тематикой календарных праздников и школьных мероприятий. Повышению мотивации должно уделяться значительное внимание. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учителю следует дополнять урок разного рода информационным содержанием: собирать вместе с детьми сведения о традиционных народных промыслах и видах прикладного искусства, расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебником. Материал в учебниках сгруппирован в соответствии с данной программой. Раскрытие каждой темы представляет собой различные этапы решения художественно-творческой задачи. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Однако следует помнить, что задача урока _ освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в учебнике. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Поэтому образец, предложенный в учебнике, всего лишь пример использования данной технологии. Дети могут изготавливать изделия либо повторяя образец, внося в него частичные изменения, либо реализуя собственный замысел. Рекомендуется на каждом уроке создавать в разных формах ситуацию поиска неизвестного. Какой-либо новый технологический прием учитель предлагает детям «открыть» самим, попробовать разные подходы и варианты. Также следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Развитие художественного вкуса и технического мастерства должно проводиться при соединении технологии и художественного образа. Ребенок учится создавать свои проекты, идя от материала к образу (какие объекты можно сделать из этого материала), и наоборот, от образа к материалу и технологии (какой материал лучше подойдет для реализации задуманной идеи). Учителю рекомендуется применять на уроке как коллективные, так и индивидуальные формы работы, организовывать выставки, конкурсы, показы и ярмарки, чтобы сделать уроки труда яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи. Работа в малых группах обеспечивает благотворные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом. Курс «Технология» обеспечивает развитие различных структурных компонентов личности учащегося (интеллект, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное, физическое). На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год Содержание программы 4 класс (34 часов)
Техника безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами. Гигиена труда. Организация рабочего места. Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами. Бумага и картон 1. Основные технологические сведения и приемы обработки Свойства материалов — цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность. Связь приемов обработки с этими свойствами. Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии. Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания. Способы обработки фольги. Техника преобразования геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения. 2. Виды практических работ Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами) (6 часов) Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги. Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея. Складывание по спирали. Складывание в сочетании с вырезанием. Вырезание и аппликация Формы и мотивы орнамента. Приемы построения орнаментов. Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приемов симметричного вырезания. Транспарантное вырезание Многодетальная аппликация с использованием различных приемов. Художественное конструирование из бумаги динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрывании. Выполнение объемных рамок для поделок и фотографий. Создание объемных моделей строений на основе преобразования геометрических тел (пирамиды, конуса, цилиндра, призмы). Создание бумажных конструкций сложной формы с использованием техники криволинейного складывания. Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.). Моделирование из фольги "Лепка" из фольги (для пищевых продуктов). Моделирование объемных изделий. Изделия на проволочном каркасе. 3. Примерный перечень работ и творческих заданий
4. Темы для бесед Орнамент в прикладном творчестве народов мира. История поздравительной открытки. Этикетные формы ее использования. Архитектурные памятники России, других стран и своего региона. Текстильные материалы 1. Основные технологические сведения и приемы обработки Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки. Приемы лоскутной техники. <Чешуйчатая> техника или «уголки» из лоскутов. Техника выполнения швов: «козлик», потайной. Вышивка крестом, «вприкреп». Техника вязания на спицах. Набор петель, петли лицевые, изнаночные. Техника вязания крючком. Основные элементы. Техника изготовления проволочного каркаса для вязаных игрушек. Изготовление самодельной рамы для изучения приемов ткачества. Новые приемы вязания узлов. Использование их в различных целях. 2. Виды практических работ Обработка ткани Швы "козлик" (крестообразный), потайной. Лоскутная техника. Подготовка ткани. Изготовление шаблонов. Узоры из полосок, квадратов и треугольников. Украшение изделий лоскутными «уголками». Изготовление мягкой игрушки. Вышивание «крестом» по канве или на ткани полотняного переплетения. Украшение изделий лентами, тесьмой, шнуром с помощью шва с перехватами «вприкреп». Вязание Вязание на спицах несложных изделий из шерстяной пряжи. Вывязывание шнуров и тесьмы. Вязание крючком изделий, сувениров, игрушек, в том числе, на проволочном каркасе. Ткачество Изготовление простейшего гобелена из пряжи. Плетение Завязывание лент, шейных платков, галстуков. Прочная и нарядная упаковка подарков. 3. Примерный перечень работ и творческих заданий Изготовление изделия, в котором сочетаются различные приемы и технологии (творческий проект). Перчаточная кукла для кукольного театра, грелка на чайник, мягкая игрушка. Шитье одежды для кукол, украшение её вышивкой. Выполнение деталей одежды в технике ткачества. Поделки из синтепона. 4. Темы для бесед Традиции лоскутной техники в разных странах мира от древности до наших дней. Вышивка на предметах домашнего обихода и народной одежде. История гобелена, или шпалеры, - гладкого сюжетного ковра из средневековой Европы. История кукольного театра. Пластилин 1. Основные технологические сведения и приемы обработки Получение изобразительных эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф, сграффито, многоплановый рельеф. Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе. Реалистическая лепка. 2.Виды практических работ Горельеф из пластилина. Контррельеф. Различные способы получения изображения, углубленного в поверхность основы. Сграффито – один из вариантов получения контррельефа. Лепка в реалистической технике фигур животных. Передача пропорций, движения. Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других материалов. Пластилиновая аппликация на картоне. "Оригами" из пластилина. 3. Примерный перечень работ и творческих заданий "Лесные истории", "Скатерть - самобранка". Декоративные панно с полуобъемным изображением. Создание скульптурных композиций "Танцующий мир", "Хищники и травоядные", "Кукольный мультфильм". Композиции из пластиковой ленты. Дизайн посуды и парфюмерных флаконов. Творческие работы в смешанной технике. Темы для бесед Скульптура как вид искусства. Основанный на принципе трехмерного изображения. Жанры скульптуры. Керамические изразцы для украшения интерьера и наружного убранства зданий. Природные материалы 1. Основные технико-технические сведения и приемы обработки Правила сбора, сушки и хранения природных материалов. Способы обработки бересты. Приемы работы с кожей. 2. Виды практических работ Флористика Дизайн комнатных растений: уход и декорирование. Изготовление изделий из бересты Изготовление панно из природного материала в сочетании с текстильными материалами. Изготовление панно из веток дерева. Украшения, сувениры и кожи. 3. Примерный перечень работ и творческих заданий "Новогодняя елка" в цветочном горшке. "Кошка" – "рисуем" тонкими веточками. "Бабочка в цветном горшке". Аппликация из луковой шелухи. "Лесные полянки", "Лесовичок". Изделия из бересты. Браслеты и пояса из кожи 4. Темы для бесед Правила ухода за комнатными растениями. Береста – старинный помощник человека, любимый материал для прикладного творчества. Обобщающие работы "Полёт фантазии". Детям предлагается раскрыть тему, т.е. придумать и выполнить работу, иллюстрирующую задание. Тема деется в достаточно общей формулировке, материалы и технология – любые по выбору учащегося. Примерные темы: "Город мечты", "Транспорт будущего", "Дом, в котором хотелось бы жить (бабочке, облаку, кораблику, карандашу и т.д.)", "Морское чудо", "Радость полёта", "Подарок школе". Работа может вестись на одном или нескольких уроках, в классе или дома, индивидуально или коллективно. Задания, выделенные как дополнительные "Создай свой герб", "Динамическая открытка", "Кот в сапогах", "Моделирование человека в костюме", "Моделирование из плотной фольги", "Рамка для фотографии", "Оригами из пластилина", "Вязание. Основные сведения и приемы", "Вязание на спицах", "Изделия из вязанных квадратов и прямоугольников", "Вязание крючком", "Композиции из вязанных изделий", "Поделки из синтепона", "Рельефная аппликация", "Декорирование комнатных цветов", "Работа с берестой" Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса Обучающиеся должны
Контроль и оценка знаний предмету «Технология» в 4 классе При организации контроля следует учитывать:
Во 2-4 классах вводятся уже все виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Основная цель текущего опроса – проверка того, как идёт процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.). |