Программа рассчитана на 35ч в году 1





Скачать 131.71 Kb.
НазваниеПрограмма рассчитана на 35ч в году 1
Дата публикации04.10.2014
Размер131.71 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» (здоровье) для 7 класса составлена на основе авторской программы доктора медицинских наук Касаткина В.Н. «Здоровье» - Вестник образования №12 /2001г., М. Про-пресс.

Программа рассчитана на 35ч. в году (1 час в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения курса на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке авторской программы по «Здоровью»:

включая различные новые познавательные или иные формирующие возможности в собственный образ жизни.

Работая с 15-17-летними юношами и девушками, важно учитывать это принципиальное различие двух типов развития. У любого молодого человека есть обе тенденции - и гомеостатическая, и творческая, однако соотношение их может быть очень различно благодаря биологическим, биографическим, социальным факторам Возраст 10-11 лет - пограничный между детством и отрочеством. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерны частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

Психологические особенности учащихся 5-6 классов. В связи с началом этапа полового созревания происходят следующие изменения: дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Все эти особенности объективны и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, взаимоотношения со взрослыми, если учителя и родители найдут целесообразные, щадящие методы и формы взаимодействия с ребенком.

Именно в этом возрасте проявляется не подкрепленное еще реальной ответственностью "чувство взрослости" - особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром.

"Чувство взрослости" проявляется в противоречивом желании "быть взрослым":

  • с одной стороны - стремление утвердить себя как старшего, выросшего; потребность в равноправии, уважении и самостоятельности; требование серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых;

  • с другой стороны - повышенная зависимость от взрослых, "прилипчивость" к классному руководителю, плач, капризы, желание оказаться в ситуации опеки и зависимости.

Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность их потребностей обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если взрослые не предлагают детям средств реализации их чувства взрос­лости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенностью подростка в несправедли­вости и необъективности взрослых: учителей, родителей.

В знак протеста против диктата родителей подростки могут делать все "назло": пропускать уроки, курить, дружить с теми, с кем запрещают родители. В более острых ситуациях подростки могут убегать из дома, начинают употреблять спиртные напитки, наркотики, токсические вещества.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если взрослые не предоставляют младшим подросткам развивающих культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью, в первых пробах курения, употребления спиртных напитков и т.д.

Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Эта способность человека называется децентрацией, именно она создает условия для возможного понимания другой культуры, другой эпохи, другого мировоззрения. У школьников она только начинает формироваться в подростковом возрасте, при умелом построении диалога она может окрепнуть и стать личностным образованием. Но развитие этой способности не терпит суеты, требует осторожности и ненавязчивости. Речь идет о создании ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения.

Младшие подростки характеризуются резким ростом познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни - это период "зенита любознательности". Проявления любознательности поверхностны и практически не имеют связи со школьной программой. Эта любознательность отражает увеличившийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для "подпитки" чувства взрослости. В это время интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются. Специфика интересов заключается в потребности подростка в общении со сверстниками: общие увлечения дают повод для общения, определяют его содержание и средства. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. С этим связана и характерная для подростков "мода на интересы", когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель, а иногда и всю школу. Подобная "мода" может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Известны случаи, когда младшие школьники начинают курить вследствие появившейся в школе "моды на курение".

Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным.
Учебно-методический комплект «Здоровье»

Здоровье. Учебно-методический комплект для учителей1-11 классов/Под ред.В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной М., 2001.-435с.

Данный комплект предназначен для учителей общеобразовательных школ. В нем приведена программа "Здоровье" для 1-11 классов, созданная коллективом врачей, психологов, педагогов. Изложены примеры проведения уроков, описаны психологические особенности преподавания тем, связанных со здоровьем. Представленная программа ориентирована на школьника. Это попытка создать единый предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа построена ступенчато с учетом психофизиологических особенностей каждого возраста.

Возрастные особенности подростков

7-8 классы

13 лет - начало длительного и одного из важных периодов развития человека, - "возраст второго рождения личности". В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются "детские черты" и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяже­нии предподросткового и младшего подросткового возраста.

Признаки наступления переломного момента между детством и пубертатной стадией:

  • настроение характеризуется повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и грустью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром;

  • мир психических переживаний становится пронизанным парадоксальностью: уверенность в себе сменяется робостью и застенчивостью; чрезмерная активность - пассивностью; эгоизм чередуется с альтруистичностью; тяга к общению - с замкнутостью;

  • проявляется повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; подросток становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым;

  • - общее снижение работоспособности с чувством физического недомогания, которое может сопровождаться проявлениями вегето-сосудистой дистонии, функциональными нарушениями со стороны отдельных соматических систем - дыхания, пищеварения, кровообращения и пр.

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Особенно большую роль играет воздействие окружения школьника, часто принимающее форму группового давления. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны высока, то курение может стать той минимальной жертвой, которую готов принести подросток, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления группы сверстников в подростковом возрасте - важнейшая проблема для профилактики употребления ПАВ, а информирование о вредных последствиях табакокурения, алкоголизма имеет только вспомогательное значение.

Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, "жажду ощущений", причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведе­ния: курение, первое знакомство с другими психоактивными веществами.

Негативную роль в приобщении подростков к табакокурению, алкоголизму могут сыграть и некоторые характе­рологические особенности подростков, такие как акцентуация характера. Подростковый возраст - крити­ческий период проявления различных акцентуаций. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения. Психологи определяют акцентуацию, как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Подростки с акцентуациями характера составляют группу "по­вышенного риска", так как они податливы к определенным пагубным влияниям среды. Акцентуация требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте ак­центуированные черты могут провоцировать приобщение к курению, алкоголю и даже наркотикам.

По статистике именно у учащихся седьмых-восьмых классов происходит первое серьезное приобщение к табакокурению.

Именно в этих классах в соответствии с принципом о том, что активные профилактические мероприятия должны немного опережать возникновение у подростков первого "пика" интереса к курению, необходимо проводить основную профилактическую работу силами педагогов, психологов, медицинских работников и родителей.

Таким образом, предупреждение табакокурения у подростков необходимо проводить с учетом их возрастно-психологических особенностей. Одна из самых эффективных форм такой работы - проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. На дискуссиях подростки обучаются четко формулировать аргументы против курения, а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате этого происходит формирование группового мнения, направленного против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением ПАВ.

Другая форма предупреждения табакокурения в подростковом возрасте - проведение ролевых игр, во время которых проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников. Подростки знают, что труднее всего бывает отказать не только группе, но и ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода тренингов показало, что основная ошибка подростков - хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, недостаточное уважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.

Основная задача в работе с подростками - отработка социальных навыков (умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры и т.п..).

Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» (здоровье) для 7 класса составлена на основе авторской программы доктора медицинских наук Касаткина В.Н. «Здоровье» - Вестник образования №12 /2001г., М. Про-пресс.

Программа рассчитана на 35ч. в году (1 час в неделю).
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения курса на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке авторской программы по «Здоровью».

Цель программы:

- формирование у учащихся ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

- формирование философии здоровья и потребности вести ЗОЖ.;

- развитие у детей целостных представлений о здоровом человеке.с
Задачи:

- овладение умениями и навыками вести здоровый образ жизни;

- понимать, что такое здоровье и ЗОЖ;

- ориентироваться в многообразии факторов, влияющих на организм человека, усвоить жизненные ценности, прежде всего, бережное отношение к здоровью окружающих и собственному.
Требования к уровню усвоения к уровню усвоения предмета:

7 класс (период подросткового возраста) – это новый шаг в изучении предмета здоровья, так как в организме ребенка продолжают происходить существенные изменения.

Здоровый образ жизни – путь к сохранению и укреплению здоровья, особенно в период изменений в организме.

13 лет - начало длительного и одного из важных периодов развития человека, - "возраст второго рождения личности". В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются "детские черты" и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяже­нии предподросткового и младшего подросткового возраста.

Признаки наступления переломного момента между детством и пубертатной стадией:

  • настроение характеризуется повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и грустью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром;

  • мир психических переживаний становится пронизанным парадоксальностью: уверенность в себе сменяется робостью и застенчивостью; чрезмерная активность - пассивностью; эгоизм чередуется с альтруистичностью; тяга к общению - с замкнутостью;

  • проявляется повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; подросток становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым;

  • - общее снижение работоспособности с чувством физического недомогания, которое может сопровождаться проявлениями вегето-сосудистой дистонии, функциональными нарушениями со стороны отдельных соматических систем - дыхания, пищеварения, кровообращения и пр.

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Особенно большую роль играет воздействие окружения школьника, часто принимающее форму группового давления. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны высока, то курение может стать той минимальной жертвой, которую готов принести подросток, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления группы сверстников в подростковом возрасте - важнейшая проблема для профилактики употребления ПАВ, а информирование о вредных последствиях табакокурения, алкоголизма имеет только вспомогательное значение.

Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, "жажду ощущений", причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведе­ния: курение, первое знакомство с другими психоактивными веществами.

Негативную роль в приобщении подростков к табакокурению, алкоголизму могут сыграть и некоторые характе­рологические особенности подростков, такие как акцентуация характера. Подростковый возраст - крити­ческий период проявления различных акцентуаций. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения. Психологи определяют акцентуацию, как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Подростки с акцентуациями характера составляют группу "по­вышенного риска", так как они податливы к определенным пагубным влияниям среды. Акцентуация требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте ак­центуированные черты могут провоцировать приобщение к курению, алкоголю и даже наркотикам.

По статистике именно у учащихся седьмых-восьмых классов происходит первое серьезное приобщение к табакокурению.

Именно в этих классах в соответствии с принципом о том, что активные профилактические мероприятия должны немного опережать возникновение у подростков первого "пика" интереса к курению, необходимо проводить основную профилактическую работу силами педагогов, психологов, медицинских работников и родителей.

Таким образом, предупреждение табакокурения у подростков необходимо проводить с учетом их возрастно-психологических особенностей. Одна из самых эффективных форм такой работы - проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. На дискуссиях подростки обучаются четко формулировать аргументы против курения, а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате этого происходит формирование группового мнения, направленного против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением ПАВ.

Другая форма предупреждения табакокурения в подростковом возрасте - проведение ролевых игр, во время которых проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников. Подростки знают, что труднее всего бывает отказать не только группе, но и ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода тренингов показало, что основная ошибка подростков - хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, недостаточное уважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.

Основная задача в работе с подростками - отработка социальных навыков (умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры и т.п..).

Раздел самопознание продолжает решать чрезвычайно важную задачу помочь ученику осознать свои особенности, свои возможности, чувства и переживания. Начало учебного года с этого раздела сразу вызывает интерес ребенка к проблеме «я и мое здоровье», «я и мои чувства». Особенно эти вопросы активно обсуждаются в средней и старшей школе.

«Я и другие» данный раздел предполагает неформальную организацию урока: ролевые игры, различные упражнения и приемы тренинговой работы. По мнению учителей, этот раздел предоставляет множество возможностей для творчества. Предложенные темы в большей степени вызывают интерес у учеников средней и старшей школы. Следует сказать, что этот раздел пользуется у подростков наибольшей популярностью.

Раздел «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний». Эта тема всесторонне раскрыта в методическом пособии, содержит практические рекомендации, которые с интересом встречались с детьми. Подготовка и организация уроков по этому разделу не вызвали у учителей затруднений, так как базовый материал в методическом пособии представлен в полной мере и есть много дополнительных источников информации.

Раздел «Питание и здоровье».

Этот раздел соответствует общим принципам профилактической работы, так как осознание учащимися важности правильного питания – это эффективный способ предупреждения ряда заболеваний.

Раздел «Основы личной безопасности и профилактика травматизма». Многие темы раздела включены уже в государственную программу по предмету ОБЖ, и учащиеся обучаются с учетом непрерывности и последовательности, с увеличением уровня освоения учебного материала. Кроме этого, преподавание безопасности успешно пользуется поддержкой различных государственных и общественных структур. Во многих школах одним из звеньев работы по этому разделу являются занятия с представителями милиции (профилактика правонарушений среди подростков), ГИБДД (обучение безопасности пешеходов), органов ГО (обучение школьников мерам защиты при катастрофах и поведению в экстремальных ситуациях).

Раздел «Культура потребления медицинских услуг». Изучение материалов этого раздела позволило школьникам познакомиться с новой для них сферой: сферой медицинского обслуживания. На занятиях учащиеся продолжают узнавать о правилах поведения в медицинских учреждениях, своих правах и возможностях, познакомились с деятельностью различных врачей узких специальностей.

Раздел «Предупреждение употребления психоактивных веществ». Эта тема очень значимая в формировании здорового образа жизни. Элементы содержания и уровни усвоения для начальной, средней и старшей школы доступны.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПояснительная записка. 12 класс /заочный
Программа по физике в 12-м классе рассчитана на 36 часа в учебном году, то есть в среднем на 1 час в неделю. Программа соответствует...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. 4-е изд. – М.: Дрофа, 2011. Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconРабочая программа по истории 7 класс
А. Я. Юдовская, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкина. Новая история. 1500—1800. –М: Просвещение, 2010; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconРабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс»
Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа рассчитана на учащихся 8-го класса. Программа разработана на основе Федерального государ­ственного стандарта, Примерной...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconА. П. Секачев Публичный доклад
Бийске Томской губернии. В 1921 году Учительская семинария реорганизована в педагогический техникум, в 1937 году – в педагогическое...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconДоклад «О состоянии и перспективах работы Прогимназии №131 в 2008 2009 годах»
Прогимназия №131, Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский начальная...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дпи рассчитана на обучающихся детской художественной школы. По направленности является художенственно-эстетической. Занятия по предмету...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconУчебному предмету «Искусство» для 8-9 классов
Программа предназначена для основной школы и рассчитана на два года обучения в 8 9 классах (68 часов). Данная рабочая программа разработана...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на один год обучения в IX класс (34 часа). Данная рабочая программа разработана...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мхк автора Г. И. Даниловой М.: «Дрофа», 2009 г., учебного плана мбоу «сош №22». Авторская программа рассчитана на 34 часа. Рабочая...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconРабочая программа по истории России для 9 класса в 2013-2014 учебном году Учитель Е. М. Шумова
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О. В. Чиндилова, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), по сравнению с авторской расширена (авторская базового уровня рассчитана...
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconОбразовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных...
Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа
Программа рассчитана на 35ч в году 1 iconПрограмма рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении...
Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск