Скачать 0.53 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ им. П.К.АНОХИНА РАМН МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И.М.СЕЧЕНОВА МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И.М.СЕЧЕНОВА ПЯТНАДЦАТЫЕ СЕЧЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ профессор Р.Ландграф НЕЙРОПЕПТИДЫ И ПОВЕДЕНИЕ:ОТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОЛИМОРФИЗМА ДО ТРЕВОЖНОСТИ профессор Ю.И.Александров СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Москва 2009 СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ Ю.И.Александров Институт психологии РАН Введение В настоящем сообщении я рассмотрю закономерности актуализации систем, лежащей в основе реализации поведения, а также реорганизации системной структуры поведения, разворачивающейся в процессе индивидуального развития. При этом будут взяты разные временные шкалы: от индивидуального развития на всем протяжении до отдельного его этапа, представляющего собой научение новому поведенческому акту, и далее - до отдельных стадий научения. Методологической базой исследований нашей лаборатории, результаты которых будут использованы в данном сообщении, является системно-эволюционная парадигма, развитие которой обусловило формирование нового направления в психофизиологии, основанного на теории функциональных систем (ТФС): системной психофизиологии. Эта методология предполагает реализацию многоуровневого, муль-тидисциплинарного подход к анализу указанных закономерностей (см., напр., Абульханова и др., 1996; Швырков, 2006). П.К.Анохин писал: «Проблема психического для нейрофизиолога ... стала своеобразным «силомером». Только выразив своё отношение к этой проблеме, нейрофизиолог находит свое место в потоке исследовательской мысли и более четко намечает перспективы своей дальнейшей работы» (1970, с. 21). Он полагал, что не только психология в определенном смысле «зависима» от материала нейро-наук, в чем мало кто сомневается, но и наоборот: понимание и даже само возникновение задач нейронаук связано с психологической про- 23 блематикой. Действительно, ранее И.П.Павлов отмечал: «В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание» (1949, с. 351). И на исследование этого содержания были направлены его эксперименты. Первое, не пропущенное цензурой, название книги И.М.Сеченова, известной нам как «Рефлексы головного мозга», было следующее: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». То есть и в этом случае автор связывает проблематику физиологических по методу исследований с психологией, с изучением тех явлений психической жизни, которые являются целью его анализа: мышление, восприятие, сознание, бессознательное, воля, страсть и т.д. Он рассматривает изучение нервной деятельности физиологией как «средство к разъяснению ...психических явлений» (1947, с. 222), а саму физиологию как дисциплину, которая «держит в своих руках ключ к истинно научному анализу психических явлений» (1947, с. 242; курсив мой - Ю.И.А.). Соглашаясь с приведенными выше суждениями, я рассмотрю системные процессы не только «снизу» - со стороны нейронаук, но и «сверху» - со стороны психологии и культурологи, продемонстрировав связь между этими рассмотрениями. Обосновано, что один и тот же набор эмпирических данных, при его рассмотрении с позиций двух различных концепций, приобретает форму разных фактов (см., напр., Полани, 1998). Специфика теоретических представлений, сформулированных в рамках системной психофизиологии, оказывала и оказывает принципиальное влияние как на выбор путей экспериментального анализа закономерностей системной организации и реорганизации поведения, так и на интерпретацию данных. Поэтому вначале я остановлюсь на теоретических положениях, задающих указанную специфику. Теория функциональных систем Почему именно теория П.К.Анохина, сформулированная первоначально для решения проблем физиологии, оказалась весьма эффективным и приемлемым для психологов (подробно см. в Александров, Дружинин, 1998) вариантом реализации системной методологии, а ее создатель - П.К.Анохин - был не только одним из признанных лидеров физиологии, но причислялся также к «гигантам психологии» наряду с А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым (Cole, Cole, 1971)? В чем состоит отличие ТФС от других вариантов системного подхода и чем определяется особое значение ТФС для психологии? 24 В ТФС было разработано представление о системообразующем факторе, который, ограничивает степени свободы ее элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия, и оказывается изоморфным для всех систем, позволяя использовать понятие системы для анализа самых разных объектов и ситуаций. Этот фактор - результат системы, под которым понимается полезный приспособительный эффект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения с точки зрения ТФС рассматривается не прошлое по отношению к нему событие - стимул, а будущее -результат. Каким образом результат - событие, которое наступит в будущем, может детерминировать текущую активность, быть ее причиной? П.К.Анохин решил этот «временной парадокс», использовав понятие о модели будущего результата - цели, которая и выступает в качестве такой детерминанты, и разработав представление об акцепторе результатов действия, формируемом до реального появления результата и содержащем его прогнозируемые параметры. Таким образом Анохин устранил противоречие между каузальным и телеологическим описанием поведения, сделал последнее приемлемым даже для «каузалистов», т.е. тех исследователей, которые считают, что наука имеет дело только с причинностью и без нее невозможно никакое объяснение, никакой закон (см. в Бунге, 1962). В ТФС утверждается, что для понимания активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании (как непосредственных отправлений того или иного субстрата, в том числе нервного: сенсорная функция, моторная, мотивационная и пр.), а организацию целостных соотношений индивида со средой для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, П.К.Анохин дал следующее определение функциональной системы. Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимоСОдействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Подобная «системная» функция не может быть локализована. Она соотносима только с организмом как целым. Системная психофизиология Многолетние исследования, проведенные в лаб. Нейрофизиологических основ психики (ныне - им. В.Б.Швыркова), привели к фор- 25 мированию системно-эволюционного подхода (подробно см. в Швырков, 2006) и новой дисциплины: системной психофизиологии. Одним из наиболее важных этапных результатов на этом пути явилось системное решение психофизиологической проблемы. Суть его - в следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопоставимы только через информационные системные процессы, т.е. процессы организации элементарных механизмов в функциональную систему. Иначе говоря, психические явления не могут быть напрямую сопоставлены с локализуемыми элементарными физиологическими явлениями (как это делается в традиционной физиологии и психологии), а только с процессами их организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения оказываются частными описаниями одних и тех же системных процессов. Приведенное решение психофизиологической проблемы позволяет избавить психологию (и физиологию) от редукции психического к физиологическому. Специфические задачи системной психофизиологии, в отличие от задач традиционной психофизиологии (заключающихся в выявлении физиологических коррелятов психических процессов и состояний), состоят в изучении закономерностей формирования и реализации систем, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении. Поскольку системная психофизиология отвергает парадигму реактивности, формулируя в рамках парадигмы активности положение о направленной в будущее активности не только индивида, но и отдельных нейронов (см. ниже), постольку она обеспечивает возможность избавиться также и от эклектики, часто появляющейся при привлечении для объяснения организации целенаправленного поведения представлений о рефлекторных механизмах (подробно см. в Александров и др., 1999). Парадигма активности. Рассмотрение поведения как направленного в будущее, включает понимание активности как принципиального свойства живой материи; конкретная же форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи (Анохин, 1978). Принцип активности утверждает, что действие любого индивида направлено в будущее, имеет свою цель (модель результата) и ею обусловлено. Детерминация действия имеет внутреннюю по отношению к индивиду природу. 26 Понятие активности и целенаправленности связано с понятием опережающего отражения (Анохин, 1978). Опережающее отражение появилось с зарождением на Земле жизни и является отличительным свойством последней. Тела мертвой природы отражают «запаздывающее», т.е. отвечают реакциями на прошлые по отношению к реакции события - стимулы. Живое же отражает мир опережающе: его активность в каждый данный момент - подготовка и обеспечение будущего. Опережающее отражение неразрывно связано с субъективностью, поскольку планирование будущего (формирование целей) зависит от содержания индивидуальной памяти и от наличных мотиваций, а также потому, что появление целей обусловливает индивидуально специфичное деление ранее (до появления жизни) нейтрального мира на «хорошие» и «плохие» объекты и явления: способствующие и препятствующие достижению индивидуальных целей. В классическом варианте ТФС включает понятие «пускового стимула». При этом предполагается, что вся организация процессов в системе, определяется тем, какой результат достигается данной системой. А стимул лишь, запускает интеграцию и к этому сводится его значение. Кажущаяся необходимость использования понятия «стимул» отпадает при рассмотрении поведенческого акта не изолировано, а как компонента поведенческого континуума: последовательности актов, совершаемых индивидом на протяжении его жизни. Следующий акт в континууме реализуется после достижения и оценки результата предыдущего акта. Эта оценка - необходимая часть процессов организации следующего акта (афферентный синтез и принятие решения), которые, таким образом, могут быть рассмотрены как процессы перехода от одного акта к другому. Места для стимула в таком континууме нет. С теми изменениями среды, которые традиционно рассматриваются как стимул для данного акта, информационно связано на самом деле предыдущее поведение, в рамках которого эти изменения ожидались, предвиделись в составе модели будущего результата - цели. Активный нейрон. В парадигме активности кардинально меняется не только понимание функционирования целостного индивида, но и отдельной клетки многоклеточного организма. С позиции парадигмы реактивности в основе реакции лежит проведение возбуждения по рефлекторной дуге. Нейрон при этом оказывается элементом, входящим в рефлекторную дугу, а его функция - обеспечением проведения 27 возбуждения. Тогда логично рассмотреть импульсацию нейрона так: ответ на стимул, подействовавший на некоторую часть поверхности нервной клетки, может распространяться дальше по клетке и действовать как стимул на другие нервные клетки. Приведение представления о детерминации активности нейрона в соответствие с требованиями системной парадигмы было достигнуто отказом от рассмотрения активности нейронов как реакции на си-наптический приток и принятием положения о том, что нейрон, как и любая живая клетка, реализует генетическую программу, нуждаясь при этом в метаболитах, поступающих к нему от других клеток (Швырков, 2006). В связи с этим последовательность событий в деятельности нейрона становится аналогичной той, которая характеризует активный целенаправленный организм, а его импульсация - аналогичной действию индивида (Александров, 2008; Александров и др., 1999/ Активность нейрона с этих позиций рассматривается как средство изменения соотношения со средой, направленное в будущее «действие», которое обусловливает устранение рассогласования между «потребностями» клетки и ее микросредой. Сам же нейрон предстает не как «проводник» или «сумматор», а как организм в организме обеспечивающий свои «потребности» за счет метаболитов, поступающих от других элементов. Нейрон обеспечивает «потребности» своего метаболизма, объединяясь с другими элементами организма в функциональную систему. Формирование подобных объединений выступает как метаболическая кооперация нейронов. Удовлетворение всего спектра метаболических «потребностей» клеток обеспечивается разнообразием реализуемых актов. Имеются аргументы в пользу того, что нейрон активен не только в процессе поддержания жизнедеятельности, но и при «альтруистическом суициде» - апоптозе (см. ниже). Активность нейрона прекращается при достижении организмом результата, которое на уровне отдельного нейрона выступает как получение последним потребных метаболитов из его микросреды. Новый подход к пониманию функционирования нейрона требует и нового подхода к исследованию нейронных механизмов обучения и памяти (см. ниже; подробнее - в Александров, 2005). Формирование системной структуры поведения Наряду с идеей системности к основным идеям, лежащим в истоках ТФС, относится идея развития, воплощенная в концепции системогенеза, в соответствии с которой утверждается, что гетерохро- 28 нии в закладках и темпах формирования отдельных морфологических компонентов организма на ранних этапах индивидуального развития связаны с необходимостью образования «общеорганизменных» целостных функциональных систем, которые требуют вовлечения множества разных элементов из самых разных органов и тканей (Анохин, 1975). В рамках ТФС уже довольно давно (Судаков, 1979; Швырков, 1978) было обосновано представление о том, что системогенез имеет место и у взрослых, так как формирование нового поведенческого акта - есть формирование новой системы, а также о том, что принципиальным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспечении поведения является учет истории его формирования (Александров, 1989), т.е. истории последовательных системогенезов, и разработаны системно-эволюционная теория и системно-селекционная концепция научения (Швырков, 2006; Shvyrkov, 1986). Этой концепции созвучны идеи Дж.Эдельмана (Edelman, 1987) о селективном (отбор из множества клеток мозга нейронов с определенными свойствами), а не инструктивном (изменение свойств, «инструктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений. По Эдельману селекция имеет место уже при созревании мозга в раннем онтогенезе, в процессе которого множество нейронов гибнет. Отобранные же клетки составляют первичный ассортимент. Вторичный ассортимент формируется в результате второго этапа селекции, происходящей при научении в процессе поведенческого взаимодействия со средой. С системных позиций формирование новой системы рассматривается как формирование нового элемента индивидуального (субъективного) опыта в процессе научения. В основе формирования новых функциональных систем при научении лежит селекция нейронов из «резерва» (предположительно низко-активных или «молчащих» клеток). Эти нейроны могут быть сопоставлены с первичным ассортиментом и обозначены как преспециализированные клетки. Из набора этих клеток в процессе научения отбираются те, которые специализируются относительно системы формируемого поведенческого акта. Селекция нейронов зависит от особенностей их метаболических «потребностей». Эти нейроны могут быть сопоставлены со вторичным ассортиментом по Эдельману. Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем - системная специализация - постоянна. |
Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с | Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с | ||
Реорганизация колхозов и совхозов, определение земельной доли и имущественного пая Реферат на тему: Реорганизация колхозов и совхозов, определение земельной доли и имущественного пая | Содержание бюллетеня Системная семейная психотерапия | ||
Закон природы Схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая модели и их взаимосвязь | План работы Методического совета на 2012-2013 учебный год Реорганизация структуры Методических объединений преподавателей. Создание временных творческих групп по разработке локальных актов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | «Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц» Категории форм юридических лиц в зависимости от наличия или отсутствия ответственности за результаты их деятельности 7-12 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, поэтому его называют пубертатным, но это не синонимы, т к... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Системная интеграция и управление приложениями корпоративной информационной системы | ||
Б 1 Теория и методика обучения русскому языку Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие... | Курс лекций по психологии и педагогике Часть II учебное пособие Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Методика преподавания химии Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие... | Кафедра психологии развития 2010 – 2013 гг Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии... | ||
Рецензенты: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики... Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие... | Кризисы любви системная психотерапия берта хеллингера Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами... |