Системная организация и реорганизация поведения





НазваниеСистемная организация и реорганизация поведения
страница1/5
Дата публикации17.07.2013
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МЕДИЦИНСКИХ НАУК ОТДЕЛЕНИЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

им. П.К.АНОХИНА РАМН

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И.М.СЕЧЕНОВА МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И.М.СЕЧЕНОВА



ПЯТНАДЦАТЫЕ

СЕЧЕНОВСКИЕ

ЧТЕНИЯ

профессор Р.Ландграф

НЕЙРОПЕПТИДЫ И ПОВЕДЕНИЕ:ОТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ПОЛИМОРФИЗМА ДО ТРЕВОЖНОСТИ

профессор Ю.И.Александров

СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Москва 2009












СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Ю.И.Александров

Институт психологии РАН

Введение

В настоящем сообщении я рассмотрю закономерности актуали­зации систем, лежащей в основе реализации поведения, а также реор­ганизации системной структуры поведения, разворачивающейся в процессе индивидуального развития. При этом будут взяты разные временные шкалы: от индивидуального развития на всем протяжении до отдельного его этапа, представляющего собой научение новому поведенческому акту, и далее - до отдельных стадий научения. Ме­тодологической базой исследований нашей лаборатории, результаты которых будут использованы в данном сообщении, является систем­но-эволюционная парадигма, развитие которой обусловило формиро­вание нового направления в психофизиологии, основанного на тео­рии функциональных систем (ТФС): системной психофизиологии. Эта методология предполагает реализацию многоуровневого, муль-тидисциплинарного подход к анализу указанных закономерностей (см., напр., Абульханова и др., 1996; Швырков, 2006).

П.К.Анохин писал: «Проблема психического для нейрофизио­лога ... стала своеобразным «силомером». Только выразив своё от­ношение к этой проблеме, нейрофизиолог находит свое место в пото­ке исследовательской мысли и более четко намечает перспективы своей дальнейшей работы» (1970, с. 21). Он полагал, что не только психология в определенном смысле «зависима» от материала нейро-наук, в чем мало кто сомневается, но и наоборот: понимание и даже само возникновение задач нейронаук связано с психологической про-

23

блематикой. Действительно, ранее И.П.Павлов отмечал: «В сущно­сти, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержа­ние» (1949, с. 351). И на исследование этого содержания были на­правлены его эксперименты. Первое, не пропущенное цензурой, на­звание книги И.М.Сеченова, известной нам как «Рефлексы головного мозга», было следующее: «Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы». То есть и в этом случае автор связывает проблематику физиологических по методу исследований с психологией, с изучением тех явлений психической жизни, которые являются целью его анализа: мышление, восприятие, сознание, бессознательное, воля, страсть и т.д. Он рассматривает изу­чение нервной деятельности физиологией как «средство к разъясне­нию ...психических явлений» (1947, с. 222), а саму физиологию как дисциплину, которая «держит в своих руках ключ к истинно научно­му анализу психических явлений» (1947, с. 242; курсив мой - Ю.И.А.). Соглашаясь с приведенными выше суждениями, я рассмотрю систем­ные процессы не только «снизу» - со стороны нейронаук, но и «свер­ху» - со стороны психологии и культурологи, продемонстрировав связь между этими рассмотрениями.

Обосновано, что один и тот же набор эмпирических данных, при его рассмотрении с позиций двух различных концепций, приобретает форму разных фактов (см., напр., Полани, 1998). Специфика теорети­ческих представлений, сформулированных в рамках системной пси­хофизиологии, оказывала и оказывает принципиальное влияние как на выбор путей экспериментального анализа закономерностей сис­темной организации и реорганизации поведения, так и на интерпре­тацию данных. Поэтому вначале я остановлюсь на теоретических по­ложениях, задающих указанную специфику.

Теория функциональных систем

Почему именно теория П.К.Анохина, сформулированная перво­начально для решения проблем физиологии, оказалась весьма эффек­тивным и приемлемым для психологов (подробно см. в Александров, Дружинин, 1998) вариантом реализации системной методологии, а ее создатель - П.К.Анохин - был не только одним из признанных лиде­ров физиологии, но причислялся также к «гигантам психологии» на­ряду с А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьевым (Cole, Cole, 1971)? В чем состоит отличие ТФС от других вариантов системного подхода и чем опреде­ляется особое значение ТФС для психологии?

24

В ТФС было разработано представление о системообразующем факторе, который, ограничивает степени свободы ее элементов, соз­давая упорядоченность их взаимодействия, и оказывается изоморф­ным для всех систем, позволяя использовать понятие системы для анализа самых разных объектов и ситуаций. Этот фактор - результат системы, под которым понимается полезный приспособительный эф­фект в соотношении организма и среды, достигаемый при реализации системы. Таким образом, в качестве детерминанты поведения с точки зрения ТФС рассматривается не прошлое по отношению к нему со­бытие - стимул, а будущее -результат.

Каким образом результат - событие, которое наступит в буду­щем, может детерминировать текущую активность, быть ее причи­ной? П.К.Анохин решил этот «временной парадокс», использовав по­нятие о модели будущего результата - цели, которая и выступает в качестве такой детерминанты, и разработав представление об акцеп­торе результатов действия, формируемом до реального появления ре­зультата и содержащем его прогнозируемые параметры. Таким обра­зом Анохин устранил противоречие между каузальным и телеологи­ческим описанием поведения, сделал последнее приемлемым даже для «каузалистов», т.е. тех исследователей, которые считают, что наука имеет дело только с причинностью и без нее невозможно ника­кое объяснение, никакой закон (см. в Бунге, 1962).

В ТФС утверждается, что для понимания активности индивида следует изучать не «функции» отдельных органов или структур мозга в их традиционном понимании (как непосредственных отправлений того или иного субстрата, в том числе нервного: сенсорная функция, моторная, мотивационная и пр.), а организацию целостных соотно­шений индивида со средой для получения конкретного результата. Рассмотрев функцию как достижение этого результата, П.К.Анохин дал следующее определение функциональной системы. Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приоб­ретает характер взаимоСОдействия компонентов, направленного на получение полезного результата. Подобная «системная» функция не может быть локализована. Она соотносима только с организмом как целым.

Системная психофизиология

Многолетние исследования, проведенные в лаб. Нейрофизиоло­гических основ психики (ныне - им. В.Б.Швыркова), привели к фор-

25

мированию системно-эволюционного подхода (подробно см. в Швырков, 2006) и новой дисциплины: системной психофизиологии. Одним из наиболее важных этапных результатов на этом пути яви­лось системное решение психофизиологической проблемы. Суть его - в следующем положении. Психические процессы, характеризующие организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологические процессы, протекающие на уровне отдельных элементов, сопостави­мы только через информационные системные процессы, т.е. процес­сы организации элементарных механизмов в функциональную систе­му. Иначе говоря, психические явления не могут быть напрямую со­поставлены с локализуемыми элементарными физиологическими яв­лениями (как это делается в традиционной физиологии и психологии), а только с процессами их организации. При этом психологическое и физиологическое описание поведения оказываются частными описа­ниями одних и тех же системных процессов.

Приведенное решение психофизиологической проблемы позво­ляет избавить психологию (и физиологию) от редукции психического к физиологическому. Специфические задачи системной психофизио­логии, в отличие от задач традиционной психофизиологии (заклю­чающихся в выявлении физиологических коррелятов психических процессов и состояний), состоят в изучении закономерностей форми­рования и реализации систем, их таксономии, динамики межсис­темных отношений в поведении.

Поскольку системная психофизиология отвергает парадигму ре­активности, формулируя в рамках парадигмы активности положе­ние о направленной в будущее активности не только индивида, но и отдельных нейронов (см. ниже), постольку она обеспечивает возмож­ность избавиться также и от эклектики, часто появляющейся при привлечении для объяснения организации целенаправленного пове­дения представлений о рефлекторных механизмах (подробно см. в Александров и др., 1999).

Парадигма активности. Рассмотрение поведения как направ­ленного в будущее, включает понимание активности как принципи­ального свойства живой материи; конкретная же форма проявления активности зависит от уровня организации этой материи (Анохин, 1978). Принцип активности утверждает, что действие любого инди­вида направлено в будущее, имеет свою цель (модель результата) и ею обусловлено. Детерминация действия имеет внутреннюю по от­ношению к индивиду природу.

26



Понятие активности и целенаправленности связано с понятием опережающего отражения (Анохин, 1978). Опережающее отраже­ние появилось с зарождением на Земле жизни и является отличи­тельным свойством последней. Тела мертвой природы отражают «за­паздывающее», т.е. отвечают реакциями на прошлые по отношению к реакции события - стимулы. Живое же отражает мир опережающе: его активность в каждый данный момент - подготовка и обеспечение будущего.

Опережающее отражение неразрывно связано с субъективно­стью, поскольку планирование будущего (формирование целей) за­висит от содержания индивидуальной памяти и от наличных мотива­ций, а также потому, что появление целей обусловливает индивиду­ально специфичное деление ранее (до появления жизни) нейтрально­го мира на «хорошие» и «плохие» объекты и явления: способствую­щие и препятствующие достижению индивидуальных целей.

В классическом варианте ТФС включает понятие «пускового стимула». При этом предполагается, что вся организация процессов в системе, определяется тем, какой результат достигается данной сис­темой. А стимул лишь, запускает интеграцию и к этому сводится его значение. Кажущаяся необходимость использования понятия «сти­мул» отпадает при рассмотрении поведенческого акта не изолиро­вано, а как компонента поведенческого континуума: последователь­ности актов, совершаемых индивидом на протяжении его жизни. Следующий акт в континууме реализуется после достижения и оцен­ки результата предыдущего акта. Эта оценка - необходимая часть процессов организации следующего акта (афферентный синтез и принятие решения), которые, таким образом, могут быть рассмотре­ны как процессы перехода от одного акта к другому. Места для сти­мула в таком континууме нет. С теми изменениями среды, которые традиционно рассматриваются как стимул для данного акта, инфор­мационно связано на самом деле предыдущее поведение, в рамках которого эти изменения ожидались, предвиделись в составе модели будущего результата - цели.

Активный нейрон. В парадигме активности кардинально меняет­ся не только понимание функционирования целостного индивида, но и отдельной клетки многоклеточного организма. С позиции парадиг­мы реактивности в основе реакции лежит проведение возбуждения по рефлекторной дуге. Нейрон при этом оказывается элементом, входя­щим в рефлекторную дугу, а его функция - обеспечением проведения

27

возбуждения. Тогда логично рассмотреть импульсацию нейрона так: ответ на стимул, подействовавший на некоторую часть поверхности нервной клетки, может распространяться дальше по клетке и дейст­вовать как стимул на другие нервные клетки.

Приведение представления о детерминации активности нейрона в соответствие с требованиями системной парадигмы было достигну­то отказом от рассмотрения активности нейронов как реакции на си-наптический приток и принятием положения о том, что нейрон, как и любая живая клетка, реализует генетическую программу, нуждаясь при этом в метаболитах, поступающих к нему от других клеток (Швырков, 2006). В связи с этим последовательность событий в дея­тельности нейрона становится аналогичной той, которая характеризу­ет активный целенаправленный организм, а его импульсация - анало­гичной действию индивида (Александров, 2008; Александров и др., 1999/ Активность нейрона с этих позиций рассматривается как средство изменения соотношения со средой, направленное в будущее «действие», которое обусловливает устранение рассогласования между «потребностями» клетки и ее микросредой. Сам же нейрон предстает не как «проводник» или «сумматор», а как организм в ор­ганизме обеспечивающий свои «потребности» за счет метаболитов, поступающих от других элементов.

Нейрон обеспечивает «потребности» своего метаболизма, объ­единяясь с другими элементами организма в функциональную систе­му. Формирование подобных объединений выступает как метаболи­ческая кооперация нейронов. Удовлетворение всего спектра метабо­лических «потребностей» клеток обеспечивается разнообразием реа­лизуемых актов. Имеются аргументы в пользу того, что нейрон акти­вен не только в процессе поддержания жизнедеятельности, но и при «альтруистическом суициде» - апоптозе (см. ниже).

Активность нейрона прекращается при достижении организмом результата, которое на уровне отдельного нейрона выступает как по­лучение последним потребных метаболитов из его микросреды. Но­вый подход к пониманию функционирования нейрона требует и но­вого подхода к исследованию нейронных механизмов обучения и па­мяти (см. ниже; подробнее - в Александров, 2005).

Формирование системной структуры поведения Наряду с идеей системности к основным идеям, лежащим в ис­токах ТФС, относится идея развития, воплощенная в концепции системогенеза, в соответствии с которой утверждается, что гетерохро-

28
нии в закладках и темпах формирования отдельных морфологических компонентов организма на ранних этапах индивидуального развития связаны с необходимостью образования «общеорганизменных» цело­стных функциональных систем, которые требуют вовлечения множе­ства разных элементов из самых разных органов и тканей (Анохин, 1975).

В рамках ТФС уже довольно давно (Судаков, 1979; Швырков, 1978) было обосновано представление о том, что системогенез имеет место и у взрослых, так как формирование нового поведенческого ак­та - есть формирование новой системы, а также о том, что принципи­альным для понимания различий роли отдельных нейронов в обеспе­чении поведения является учет истории его формирования (Алек­сандров, 1989), т.е. истории последовательных системогенезов, и раз­работаны системно-эволюционная теория и системно-селекционная концепция научения (Швырков, 2006; Shvyrkov, 1986). Этой концеп­ции созвучны идеи Дж.Эдельмана (Edelman, 1987) о селективном (от­бор из множества клеток мозга нейронов с определенными свойства­ми), а не инструктивном (изменение свойств, «инструктирование» клеток соответствующими сигналами) принципе, лежащем в основе формирования нейронных объединений.

По Эдельману селекция имеет место уже при созревании мозга в раннем онтогенезе, в процессе которого множество нейронов гибнет. Отобранные же клетки составляют первичный ассортимент. Вто­ричный ассортимент формируется в результате второго этапа селек­ции, происходящей при научении в процессе поведенческого взаимо­действия со средой.

С системных позиций формирование новой системы рассмат­ривается как формирование нового элемента индивидуального (субъ­ективного) опыта в процессе научения. В основе формирования но­вых функциональных систем при научении лежит селекция нейронов из «резерва» (предположительно низко-активных или «молчащих» клеток). Эти нейроны могут быть сопоставлены с первичным ассор­тиментом и обозначены как преспециализированные клетки. Из набо­ра этих клеток в процессе научения отбираются те, которые специали­зируются относительно системы формируемого поведенческого акта. Селекция нейронов зависит от особенностей их метаболических «по­требностей». Эти нейроны могут быть сопоставлены со вторичным ассортиментом по Эдельману. Специализация нейронов относительно вновь формируемых систем - системная специализация - постоянна.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системная организация и реорганизация поведения iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с
Системная организация и реорганизация поведения iconВебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера
Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 304 с
Системная организация и реорганизация поведения iconРеорганизация колхозов и совхозов, определение земельной доли и имущественного пая
Реферат на тему: Реорганизация колхозов и совхозов, определение земельной доли и имущественного пая
Системная организация и реорганизация поведения iconСодержание бюллетеня
Системная семейная психотерапия
Системная организация и реорганизация поведения iconЗакон природы
Схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая модели и их взаимосвязь
Системная организация и реорганизация поведения iconПлан работы Методического совета на 2012-2013 учебный год
Реорганизация структуры Методических объединений преподавателей. Создание временных творческих групп по разработке локальных актов...
Системная организация и реорганизация поведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Системная организация и реорганизация поведения icon«Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц»
Категории форм юридических лиц в зависимости от наличия или отсутствия ответственности за результаты их деятельности 7-12
Системная организация и реорганизация поведения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, поэтому его называют пубертатным, но это не синонимы, т к...
Системная организация и реорганизация поведения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Системная интеграция и управление приложениями корпоративной информационной системы
Системная организация и реорганизация поведения iconБ 1 Теория и методика обучения русскому языку
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Системная организация и реорганизация поведения iconКурс лекций по психологии и педагогике Часть II учебное пособие
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Системная организация и реорганизация поведения iconУчебно-методический комплекс дисциплины Методика преподавания химии
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Системная организация и реорганизация поведения iconКафедра психологии развития 2010 – 2013 гг
Реорганизация факультета: новый декан фпп – преподаватель кафедры; выделение кафедры психологии образования из кафедры психологии...
Системная организация и реорганизация поведения iconРецензенты: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики...
Познавательные процессы и их место в субъективной картине мира. Ощущения психическая сущность и биологическая основа. Восприятие...
Системная организация и реорганизация поведения iconКризисы любви системная психотерапия берта хеллингера
Эта книга написана для психотерапевтов, психологов и педагогов, а также для тех, кто ищет свой шанс и хочет справиться с кризисами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск