Высшая школа экономики





Скачать 94.54 Kb.
НазваниеВысшая школа экономики
Дата публикации10.11.2014
Размер94.54 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Психология > Самостоятельная работа
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Государственный университет –


Высшая школа экономики





Факультет Психологии

Программа дисциплины




Общая психология (1 курс)




для направления 030300.62 «Психология»

подготовки бакалавра

Авторы программы: В.Д. Шадриков, В.Я. Романов, И.А. Яксина

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

«Психология» кафедры общей и

экспериментальной

психологии

Председатель Зав. кафедрой
___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К.

«___» _________ 200 г. «___» __________ 2008 г.

Утверждена

УС факультета психологии

Ученый секретарь
_____________________

«__»___________200 г.







Москва 2008



  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента)


Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к федеральному компоненту.

Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ.

I.Пояснительная записка


Авторы программы: д. психол. н. В.Д. Шадриков

к. психол. н. В.Я. Романов

к. психол. н. И.А. Яксина
Аннотация:
Курс «Общая психология» читается в течение трех лет. На первом курсе студенты проходят раздел «Введение в общую психологию». Программа курса включает лекционные и семинарские занятия, а также выполнение контрольной работы и реферата.

Объем программы – 162 часа.
Формы контроля:

  • Текущий контроль: заслушивание выступлений на семинарских и практических занятиях;

  • Промежуточный контроль: 1 контрольная работа и реферат (4 модуль).

  • Итоговый контроль: выполняется по завершении дисциплины. Результирующая оценка выставляется по пяти- и десятибалльной системам.



Тематический план




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1.

Общая характеристика психологии как науки

14

4

4

6

2.

Методологические основы психологии

26

8

8

10

3.

Проблема метода в психологии

21

6

6

9

4.

Психология сознания

24

6

6

12

5.

Психология как наука о поведении

22

6

6

10

6.

Неосознаваемые психические процессы

21

6

6

9

7.

Психологический анализ деятельности

26

8

6

12

8.

Возникновение и развитие психики

16

4

6

6




Итого:

162

48

42

72



Форма итогового контроля: экзамен.
Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:

  1. При получении результирующей оценки учитываются: оценка за работу на семинарских занятиях Oсем, оценка за эссе Ореф, оценка за экзамен Оэкз.




2. Оценки относительной важности

Wсем

0.2



0.3

Wреф

0.1

Wэкз

0.4

3. Если у студента по 10-балльной шкале

Oсем

6

Од/з

7

Ореф

9

Оэкз

8

Оср = Wсем * Oсем + Wк * Ок + Wреф * Ореф + Wэкз * Оэкз = 7.4


После округления Оср = 7

    1. Поскольку контроль является рубежным, в ведомость и зачетную книжку студента выставляется две оценки: например, «хорошо» (7).


Базовые учебники:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; МПСИ, Омега-Л, 2006 – 336 с.

Содержание программы
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.
Представления о предмете психологии. Понятия: душа, внутренний мир человека, психика, сознание. Представления древних философов о душе и теле и их взаимоотношениях. Психика. Формы проявления психики. Психические явления и психологические факты. Специфика психологии как науки. Место психологии в пространстве научного знания. Классификации отраслей психологии. Общие представления о предмете современной психологии.

Тема 2. Методологические основы психологии.

Общее представление о методологии психологии. Теория, метод и методика. Специфика психологического знания. Проблема объективности. Основные категории психологии. Основные методологические принципы психологии.

Тема 3.Проблема метода в психологии.

Основные традиции исследования в психологии. Номотетический и идиографический подходы. Этапы психологического исследования. Метод наблюдения, его виды, специфика, основные характеристики. Метод беседы, его виды, специфика, основные характеристики. Эксперимент, особенности эксперимента в психологии, виды эксперимента. Метод беседы, его виды, специфика, основные характеристики. Психодиагностические исследования. Методы психодиагностики, их классификации, основные характеристики. Методы идиографического исследования личности и индивидуальности, их виды, основные характеристики.
Тема 4. Психология сознания.
Понятие сознания и традиции его изучения. Представления древних, Декарт и Локк о сознании и методах его изучения. Предмет, методы, задачи психологии сознания. Исследования сознания в работах В.Вундта, Э.Б.Титченера, У.Джеймса. Основные метафоры сознания и их роль в исследовании свойств сознания. Основные свойства сознания и их экспериментальные исследования. Проблема структуры сознания. Элементы сознания и их характеристики. Система сознания и ее составляющие. Метод интроспекции и его разновидности. Критика метода интроспекции. Современное состояние проблемы сознания. Измененные состояния сознания. Сон и сновидения. Фазы сна. Основные «теории сновидений». Работа сновидений. Люцидные сновидения. Патология сновидений: сомнамбулизм, летаргический сон, апноэ, кома и пр. Наркотические вещества и их воздействие на человеческое сознание. Наркотическая зависимость. Психотропные вещества, их классификация. Фазы наркотического опьянения.

Тема 5. Психология как наука о поведении.
Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и объективный метод. Критика психологии сознания.. Основные понятия, задачи, единицы анализа и методы классического бихевиоризма. Изучение поведения в бихевиоризме. Факты и закономерности поведения Научение, его разновидности и механизмы. Необихевиоризм. Понятие промежуточной переменной. Критический анализ бихевиоризма.
Тема 6. Неосознаваемые психические процессы.
Неосознаваемые психические процессы, их классификация и характеристика. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Автоматические и автоматизированные действия. Понятия автоматических и контролируемых процессов, их функциональное разделение и взаимодействия. Понятие установки (Д.Н. Узнадзе). Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

Бессознательное, формы его проявления, функции. Факты бессознательного и методы его изучения. Представления о бессознательном З.Фрейда. Основные открытия З.Фрейда. Методы психоанализа.

«Надсознательные» процессы. Общая характеристика. Соотношение сознания и неосознаваемых процессов.
Тема 7. Психологический анализ деятельности.
Понятия поведение, активность, действие, деятельность. Мотивационные аспекты деятельности: потребности, мотивы, цели, их виды, свойства, функции. Строение деятельности. Основные уровни деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Основные характеристики действий. Операции и их основные характеристики.

Движения и деятельность. Н.А.Бернштейн и принцип активности: физиологический, биологический и философский аспекты. Принцип сенсорных коррекций.
Тема 8. Возникновение и развитие психики.
Определение психики и комментарии к нему. Критерии психического. Гипотеза А.Н.Леонтьева - К.Э.Фабри. Стадии развития психики в филогенезе. Инстинктивное поведение и научение у животных. Основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных, на­вык и интеллектуальное поведение.

Сравнение психики животных и человека. Условия возникновения сознания. Трехаспектная структура сознания Специфика психики человека. Высшие психические функции и их характеристики, строение, свойства. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Понятие интериоризации. Психофизическая проблема.


  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины





    1. Литература.


Основная:

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; МПСИ, Омега-Л, 2006 – 336 с.

2. Петухов В. В. Общая психология. Тексты. В 3 -х томах. Изд. 2. Т.1. Введение /Отв. Ред. В.В. Петухов. М., 2001 г.

Дополнительная:

  1. Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. М., 2002

  2. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.

  3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976

  4. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии в 20 веке. Хрестоматия. М., 2002.

  5. Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х томах. М.: Мир, 1996.

  6. Ждан А.Н. История психологии. М., 2002.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004

  8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981

  9. Леонтьев А.Н. Стадия интеллекта. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: 2001.

  10. Леонтьев А.Н. Стадия перцептивной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: 2001.

  11. Леонтьев А.Н. Стадия элементарной сенсорной психики. // Общая психология. Тексты: В 3 т. Изд.2. Т.1. Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: 2001.

  12. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1997.

  13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. С.-Пб.: Питер, 2006.

  14. Петровский А. В., Ярошевский М. Я. История психологии. М., 1994.

  15. Психология сознания. Хрестоматия. СПб., 2001.

  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. М., 1989.

  17. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 2003.

  18. Соколова Е.Е. Введение в общую психологию. Общая психология. В 7т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.1. М.: Академия, 2006

  19. Тинберген Н. Поведение животных М., 1980.

  20. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М.: УМК "Психология", 2000.

  21. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

  22. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 2008.

  23. Узнадзе Д.Н. Теория установки. СПб., 2000.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплин





  1. Предмет современной психологии.

  2. Анализ понятий: душа, психика, сознание.

  3. Представления древних философов о душе и теле и их взаимоотношениях.

  4. Декарт и Локк о сознании.

  5. Анализ понятия сознания и комментарии к нему.

  6. Свойства сознания и их характеристики.

  7. Элементы сознания и их характеристики.

  8. Анализ систем сознания.

  9. Общая характеристика измененных состояний сознания.

  10. Неосознаваемые психические процессы, их классификация и характеристика.

  11. Бессознательное. Факты и методы изучения.

  12. Неосознаваемые механизмы осознанных действий и их характеристики. Явление установки. Автоматизмы

  13. Факты и закономерности поведения. Бихевиоризм и его критический анализ.

  14. Самонаблюдение. Основы. Виды. Критический анализ интроспекции.

  15. Определение психики и комментарии к нему.

  16. Критерии психического и стадии развития психики в филогенезе.

  17. Методы психологического исследования.

  18. Основные характеристики метода наблюдения.

  19. Основные характеристики экспериментального метода.

  20. Основные характеристики метода беседы.

  21. Методы психодиагностики.

  22. Номотетический и идиографический методы анализа психики.

  23. Психологическая теория деятельности.

  24. Мотивационные аспекты деятельности.

  25. Анализ структуры деятельности.

  26. Специфика психики человека.

  27. Высшие психические функции и их характеристики.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшая школа экономики iconОглавление общие положения
«Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете...
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 году
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 году
Высшая школа экономики iconНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»
Высшая школа экономики iconМосковский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Высшая школа экономики iconВысшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа...
Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология...
Высшая школа экономики iconНегосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...
Высшая школа экономики iconВысшая школа экономики факультет Экономики Утверждена на заседании
Методические указания разработаны зав методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента взфэи зенгер О. Ф., под редакцией д...
Высшая школа экономики iconПравила приема в аспирантуру национального исследовательского университета...
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году
Высшая школа экономики iconГосударственный университет- высшая школа экономики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997
Высшая школа экономики iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
«Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи
Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского...
Высшая школа экономики iconНижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного...
Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум)
Высшая школа экономики iconГосударственный университет- высшая школа экономики
«Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого...
Высшая школа экономики iconУчебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся...
Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск