Скачать 94.54 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет –Высшая школа экономики Факультет Психологии Программа дисциплиныОбщая психология (1 курс)для направления 030300.62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы программы: В.Д. Шадриков, В.Я. Романов, И.А. Яксина Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании «Психология» кафедры общей и экспериментальной психологии Председатель Зав. кафедрой ___________ Штроо В.А ___________ Болотова А. К. «___» _________ 200 г. «___» __________ 2008 г. Утверждена УС факультета психологии Ученый секретарь _____________________ «__»___________200 г. Москва 2008
Дисциплина «Экспериментальная психология» относится к федеральному компоненту. Образовательный минимум определяется УС и УМС факультета психологии ГУ-ВШЭ. I.Пояснительная запискаАвторы программы: д. психол. н. В.Д. Шадриков к. психол. н. В.Я. Романов к. психол. н. И.А. Яксина Аннотация: Курс «Общая психология» читается в течение трех лет. На первом курсе студенты проходят раздел «Введение в общую психологию». Программа курса включает лекционные и семинарские занятия, а также выполнение контрольной работы и реферата. Объем программы – 162 часа. Формы контроля:
Тематический план
Форма итогового контроля: экзамен. Методика формирования результирующей оценки промежуточного контроля:
После округления Оср = 7
Базовые учебники: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; МПСИ, Омега-Л, 2006 – 336 с. Содержание программы РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ Тема 1. Общая характеристика психологии как науки. Представления о предмете психологии. Понятия: душа, внутренний мир человека, психика, сознание. Представления древних философов о душе и теле и их взаимоотношениях. Психика. Формы проявления психики. Психические явления и психологические факты. Специфика психологии как науки. Место психологии в пространстве научного знания. Классификации отраслей психологии. Общие представления о предмете современной психологии. Тема 2. Методологические основы психологии. Общее представление о методологии психологии. Теория, метод и методика. Специфика психологического знания. Проблема объективности. Основные категории психологии. Основные методологические принципы психологии. Тема 3.Проблема метода в психологии. Основные традиции исследования в психологии. Номотетический и идиографический подходы. Этапы психологического исследования. Метод наблюдения, его виды, специфика, основные характеристики. Метод беседы, его виды, специфика, основные характеристики. Эксперимент, особенности эксперимента в психологии, виды эксперимента. Метод беседы, его виды, специфика, основные характеристики. Психодиагностические исследования. Методы психодиагностики, их классификации, основные характеристики. Методы идиографического исследования личности и индивидуальности, их виды, основные характеристики. Тема 4. Психология сознания. Понятие сознания и традиции его изучения. Представления древних, Декарт и Локк о сознании и методах его изучения. Предмет, методы, задачи психологии сознания. Исследования сознания в работах В.Вундта, Э.Б.Титченера, У.Джеймса. Основные метафоры сознания и их роль в исследовании свойств сознания. Основные свойства сознания и их экспериментальные исследования. Проблема структуры сознания. Элементы сознания и их характеристики. Система сознания и ее составляющие. Метод интроспекции и его разновидности. Критика метода интроспекции. Современное состояние проблемы сознания. Измененные состояния сознания. Сон и сновидения. Фазы сна. Основные «теории сновидений». Работа сновидений. Люцидные сновидения. Патология сновидений: сомнамбулизм, летаргический сон, апноэ, кома и пр. Наркотические вещества и их воздействие на человеческое сознание. Наркотическая зависимость. Психотропные вещества, их классификация. Фазы наркотического опьянения. Тема 5. Психология как наука о поведении. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и объективный метод. Критика психологии сознания.. Основные понятия, задачи, единицы анализа и методы классического бихевиоризма. Изучение поведения в бихевиоризме. Факты и закономерности поведения Научение, его разновидности и механизмы. Необихевиоризм. Понятие промежуточной переменной. Критический анализ бихевиоризма. Тема 6. Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые психические процессы, их классификация и характеристика. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Автоматические и автоматизированные действия. Понятия автоматических и контролируемых процессов, их функциональное разделение и взаимодействия. Понятие установки (Д.Н. Узнадзе). Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Бессознательное, формы его проявления, функции. Факты бессознательного и методы его изучения. Представления о бессознательном З.Фрейда. Основные открытия З.Фрейда. Методы психоанализа. «Надсознательные» процессы. Общая характеристика. Соотношение сознания и неосознаваемых процессов. Тема 7. Психологический анализ деятельности. Понятия поведение, активность, действие, деятельность. Мотивационные аспекты деятельности: потребности, мотивы, цели, их виды, свойства, функции. Строение деятельности. Основные уровни деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Основные характеристики действий. Операции и их основные характеристики. Движения и деятельность. Н.А.Бернштейн и принцип активности: физиологический, биологический и философский аспекты. Принцип сенсорных коррекций. Тема 8. Возникновение и развитие психики. Определение психики и комментарии к нему. Критерии психического. Гипотеза А.Н.Леонтьева - К.Э.Фабри. Стадии развития психики в филогенезе. Инстинктивное поведение и научение у животных. Основные этапы развития форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных, навык и интеллектуальное поведение. Сравнение психики животных и человека. Условия возникновения сознания. Трехаспектная структура сознания Специфика психики человека. Высшие психические функции и их характеристики, строение, свойства. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Понятие интериоризации. Психофизическая проблема.
Основная: Основная: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: ЧеРо; МПСИ, Омега-Л, 2006 – 336 с. 2. Петухов В. В. Общая психология. Тексты. В 3 -х томах. Изд. 2. Т.1. Введение /Отв. Ред. В.В. Петухов. М., 2001 г. Дополнительная:
Вопросы для оценки качества освоения дисциплин
|
Оглавление общие положения «Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете... | Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2011 году | ||
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правилам приёма в аспирантуру Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 году | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права» | ||
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Высшая Школа Экономики Факультет социологии Московская Высшая Школа... Широкие возможности выбора курсов по областям: экономическая социология, методика социологических исследований, общая социология... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального... Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... | Высшая школа экономики факультет Экономики Утверждена на заседании Методические указания разработаны зав методическим кабинетом кафедры финансового менеджмента взфэи зенгер О. Ф., под редакцией д... | ||
Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета... Правила приема в аспирантуру национального исследовательского университета «высшая школа экономики» в 2013 году | Государственный университет- высшая школа экономики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... Самуэльсон П. А, Нордхауз В. Д. Экономика: Пер с англ. – М.: «Издательство бином», 1997 | Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики... «Креативное письмо» универсальная разновозрастная технология для развития письменной речи | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для сдачи вступительного экзамена по всеобщей истории в аспирантуру по всеобщей истории Национального исследовательского... | Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) | ||
Государственный университет- высшая школа экономики «Регионоведение» и первого курса по направлению «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Задача этого... | Учебно-методическое пособие для слушателей программы mba, обучающихся... Мва, обучающихся по специальностям «Стратегический менеджмент» и «Финансы» / Е. В. Савицкая; Гос ун-т – Высшая школа экономики, Высшая... |