Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»





Скачать 290.2 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»
страница1/3
Дата публикации18.11.2014
Размер290.2 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая учебная программа
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«АРТТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ»
Курс 2 , семестр 4 , форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии «14» МАЯ 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота

2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

  1. Цель освоения учебной дисциплины (модуля) арт-терапия, как способ самовыражения состоит в профессиональной теоретической и практической подготовке психологов по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе, а также знакомит студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, с методологическими основами этого курса. Дает возможность использовать этого метода и для диагностики, и для коррекции пациентов, позволяет испытать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии.

При этом задачами дисциплины являются

- приобретение студентами в области теоретических основ терапии искусством

- обучение студентов диагностическим возможности рисунка и рисуночных тестов

- приобретения навыка студентами использовать различные виды арт-терапии

- умение использовать арт-терапии в клиники, с психотическими больными, при работе с кризисом, депрессией.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) ориентирован на студентов младших курсов.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:


  • Особенности, задачи и принципы организации работы психолога

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Основы общей психологии

  • Основы психоаналитической психологии

  • Основы психодинамической психологии

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

1 .научно-исследовательской;

2. психодиагностической;

3. консультативной и психотерапевтической (психологическое

вмешательство);



2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

Пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);

Владению культурой научного мышления, обобщением, анализ и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

Проведению библиграфической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-12);

Владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9).

а) Студент должен знать:

  • Особенности, задачи и принципы организации работы психолога –арт-терапевта

  • Основные подходы отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Виды арт-терапии, сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия .



б) Студент должен уметь:

  • Уметь организовывать работу психолога – арт-терапевта

  • Уметь проводить диагностику рисуночных тестов и интерпретацию рисунка

  • Уметь использовать арт-терапии в психиатрической клинике.

  • Уметь использовать арт-терапии в кризисных ситуациях.

б) Студент должен владеть:


  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Овладение техниками и методами арт-терапии в психиатрической, клинике.

  • Овладение техниками и методами видами арт-терапии: сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе


Оценочные средства – собеседование, реферат, эссе, тестирование

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).

Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

4

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

28

28




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

34

34




Реферат (Реф)










Подготовка к занятиям(ПЗ)

28

28




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

6

6


























Вид промежуточной аттестации

Собеседование (обсуждение лекций, рекомендованных статей)

собеседование




Вид итогового контроля

зачет

зачет




ИТОГО: Общая трудоемкость

72 час.









ЗЕТ




























































3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-2

ОК-3

ОК-12


Теоретические положения терапии искусством


Теоретико-методологические основы арт-терапии История развития направления (психиатрия, психология творчества, искусствоведение) Предмет, современное положение терапии искусством. Основные проблемы терапии искусством



ОК-2

ОК-3

ОК-12


Современные теории, специфические особенности арт-терапии. Основные направления и виды арт-терапии


Теория сублимации, изоляции, компенсаторная теория Показания, противопоказания Техника безопасности при использовании арт-терапии Виды арт-терапии Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность).



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты


Терапевтические возможности рисунка Показания, области применения, возможные противопоказания Особенности работы с детьми и взрослыми, Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш, пастель, гуашь, акварель, сангин, уголь и пр.) Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии. "



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком


Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, групповой интеграцией. Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, групповыми ролями, стереотипами. Проекции, приписывания, проблематизация, психосоматический симптом, бессонница.



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

.Виды арт-терапии ( невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия

.Библиотерапия. Три основных направления библиотерапии.

СтДраматургия Работа с готовыми произведениями, Сказкотерапия История возникновения сказкотерапии Направления, формы сказкотерапии Сочинение сказки Символика, архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

Психоаналитическая и психодинамическая арт-терапия.


Основные положения - доступ к бессознательному, осознание вытесненных конфликтов, катарсис. Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952). Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

Экзистенциально-гумманистическая арт-терапия. Трансперсональная арт-терапия

Гуманистичесая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер) Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг) Основные принципы трансперсональной психотерапии Принцип холономности. Понятие о коллективном бессознательном. Мандала .Показания и противопоказания Архетип, символика мандалы Основные классификации мандал, Дж Келлог,



ОК-2

ОК-3

ОК-12

ПК-9

Использование арт-терапии в клинике

Использование арт-терапии в работе с тревогой, гневом. Использование арт-терапии в семейной психотерапии Медитативное рисование в терапии психосоматических расстройств. Работа с полярностями Работа с ресурсными зонами
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРазвитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПояснительная записка Игра и игрушка не только забава и развлечение,...
Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Компьютерная графика применяется как для решения математических, инженерных экономических задач, так и для игровых и развлекательных...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Список дисциплин, знание которых необходимо для изучения курса данной дисциплины
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является изучение современных методов программирования приложений, использующих в своей работе среду Internet. А...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Формирование умений и навыков в области метрологии и сертификации программных средств (ПС)
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем. 10
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconИстория искусств
План: искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью дисциплины является приобретение базовых знаний и навыков программирования, проектирования и разработки приложений с применением...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент»
Рабочая учебная программа дисциплины «Энергоменеджмент» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности...
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Целью изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» является освоение основ информационной безопасности, необходимых специалисту...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск