История искусств





Скачать 486.54 Kb.
НазваниеИстория искусств
страница1/5
Дата публикации15.10.2014
Размер486.54 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по изучению дисциплины

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
072500.62 Дизайн. Профиль Графический дизайн
Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) являются:

теоретическая подготовка студентов, дающая понимание сущности творческой художественной деятельности, логики развития и знание основных этапов данного вида духовной практики;

овладение методикой различных видов анализа произведений пластического искусства: искусствоведческого, культурологического и др;

развитие художественного восприятия действительности;

воспитание художественного вкуса, умения использовать достижения пластического искусства в учебной, творческой и в дальнейшем профессиональной деятельности;
методические рекомендации по изучению дисциплины:
1. Тема: Пластическое искусство в системе видов искусства. 2 ч.

План:

  • искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания.

  • классификация видов искусства: пространственные, временные, пространственно-временные (синтетические виды искусства).

  • понятие художественное произведение, художественный образ.

  • субъективность восприятия произведений различных видов искусства.

Вопросы для обсуждения:

  • чем отличается познание действительности через искусства от научного, мифологического и других видов познания окружающего мира и собственной личности?

  • что такое художественное произведение и художественный образ?

  • в чем по вашему заключается ценность произведения пластического искусства, можно ли его назвать средством коммуникации?

  • какие отличительные особенности характерны для произведений пространственного (пластического искусства)?

  • чем отличается восприятие произведения пространственного искусства от восприятия произведений временных и синтетических видов искусства?

Литература:

2. Тема: Виды пластического (пространственного) искусства. 2 ч.

План:

  • понятие пластические виды искусства.

  • выразительные, изобразительные средства пластических видов искусства.

  • понятие станкового и монументального и декоративно-прикладного произведения пластического искусства.

  • пластические виды искусства:

  • архитектура, виды, выразительные средства;

  • графика, виды, уникальная и печатная графика, техники печатной графики (офорт, ксилография, линогравюра, резцовая гравюра, литография и др.,, станковая графика, книжная, промграфика, плакат;

  • скульптура, виды: круглая, рельеф, монументальная, мелкая пластика, материалы скульптуры: дерево, глина, мрамор, бронза;

  • живопись, виды: станковая, монументальная, монументально-декоративная; техники станковой живописи: акварельная живопись, масленая живопись, гуашь, темпера;

техники монументальной живописи: фреска, мозаика, роспись, витраж.

  • ДПИ;

Вопросы для обсуждения:

  • что в искусствознании понимается под терминами выразительные и изобразительные средства искусства?

  • какие выразительные и изобразительные средства живописи вы можете назвать?

  • какие выразительные и изобразительные средства графики вы можете назвать?

  • какие выразительные и изобразительные средства скульптуры вы можете назвать?

  • какое произведение пластического искусства называют станковым?

  • какое произведение живописи, графики или скульптуры называют монументальным?

  • какие проблемы выбора выразительных средств стоят перед создателем произведения пластического искусства и какие способы решения вы можете предложить?

3. Тема: Жанры изобразительного искусства. 2 ч.

План:

  • понятие жанра в искусстве.

  • понятие жанра в изобразительном искусстве.

  • основные жанры живописи, графики и скульптуры: историко-мифологический, исторический, пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический, батальный и др.

  • иерархия жанров в истории изобразительного искусства.

  • слияние жанров в некоторых произведениях изобразительного искусства.

Вопросы для обсуждения:

  • что в искусствознании понимается под понятиями жанр изобразительного искусства, жанр живописи?

  • как вы считаете, какие жанры в истории искусства сформировались ранее других?

  • какие жанры изобразительного искусства сформировались в последнюю очередь, почему?

  • какие жанры в истории изобразительного искусства, долгое время считались «высокими», а какие «низкими», что такое мелкотемье?

  • есть ли произведения изобразительного искусства, жанр которых определить однозначно сложно?

  • есть ли связь жанра и стиля изобразительного искусства?


4. Тема: Древний Египет. Искусство мертвых.2ч.

План:

  • мифология древних египтян, зооморфный пантеон богов.

  • культ мертвых и его отражение в искусстве Древнего Египта.

  • периоды развития искусства Др. Египта.

  • канон в искусстве Др. Египта.

  • эволюция формы пирамиды: мастаба – ступенчатая пирамида – классическая пирамида. Пирамида фараона Джосера, пирамиды в Гизе, храмы.

  • скульптурный портрет, рельефы, росписи гробниц.

  • реформы Аменхотепа IV (Эхнатона), искусство периода Амарны.

Вопросы для обсуждения:

  • как древние египтяне представляли себе переход в царство мертвых и существование в загробном мире?

  • каких основных богов египетского пантеона вы знаете, в каком виде их изображали, почему?

  • как верования древних египтян отразились в пластическом искусстве?

  • какова роль неограниченной власти фараона на развитие пластического искусства в Др. Египте?

  • какие этапы эволюции формы пирамиды можно выделить?

  • каково назначение пирамиды, конструктивные и художественные особенности характерные для этой архитектуры?

  • чем отличаются произведения искусства, созданные в период правления Аменхотепа IV?




  1. Тема: Искусство античности.

План:

  • демократичность и реалистичность греческого искусства.

  • пантеон богов, верования древних греков.

  • периоды развития греческого искусства: архаический, классический, эллинистический.

  • вазопись, основные стили: геометрический, краснофигурный, чернофигурный.

  • скульптура архаики: куросы и коры.

  • архитектура древней Греции. Формирование архитектурных ордеров: дорического, ионического, коринфского. Виды греческих храмов: простиль, амфипростиль, периптер.

  • скульптура периода классики: «Дорифор» Поликлета, «Дискобол» Мирона.

  • архитектурный ансамбль Афинский Акрополь. Скульптурное оформление памятников Афинского Акрополя, творчество Фидия.

  • скульптура периода эллинизма.

  • культурные традиции Др. Греции в культуре и искусстве Рима.

  • арка в римской архитектуре. Колизей.

  • римский скульптурный портрет.

Вопросы для обсуждения:

  • чем в целом, отличается искусство Древнего Египта от искусства Древней Греции?

  • как др. греки изображали своих богов, как их верования отразились в пластическом искусстве?

  • чем отличается система пропорций и изображение фигуры человека в искусстве Др. Греции от традиций и канонов Др. Египта?

  • что включает в себя понятие «архитектурный ордер»?

  • чем отличаются греческие архитектурные ордера друг от друга?

  • как в современной архитектуре используются традиции античной архитектуры?

  • какие особенности отличают скульптуру классического периода древнегреческого искусства?

Тема 1. Классификация видов искусства. История и развитие искусства. Особенности эстетического развития различных регионов мира

План

Специфика искусства. Искусство как явление культуры. Понятие художественной культуры. Функции искусства. Функции художественной культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Художественный образ как средство отражения реальной действительности. Понятие «художественный образ» в искусстве. Олицетворение в произведениях искусства. Отличительные свойства художественных образов.

Проблема восприятия искусства и действительности. Социально-исторические, индивидуальные предпосылки восприятия искусства. Понятия «стиль», «жанр», «творческий метод», «художественный вкус». Язык изобразительного искусства как средство воссоздания художественного образа.

Виды искусства. Понятия «жанр», «род» в изобразительном искусстве. Понятие «жанр» в живописи и графике. Синтез искусств, как органическое единство, взаимосвязь различных видов искусства.

Основная цель художественного творчества архитектуры. Функционально-конструктивные принципы архитектуры. Классификация памятников архитектуры по назначению и времени возникновения. Культовая архитектура. Гражданская архитектура, оборонительные сооружения. Факторы, влияющие на характер и функции архитектурных сооружений. Уровни архитектуры. Градостроительство. Взаимодействие архитектуры и окружающего пространства в городской среде. Своеобразие и функциональ­ные особенности египетской колонны.

Основные достижения древнегреческой архитектуры.

Преемственность и новаторство в римской архитектуре.

Архитектура Византии. Новые конструктивные решения в организации купольного перекрытия.

Разновидности скульптуры по назначению. Разновидности скульптуры по объему. Техники изготовления скульптуры. Материалы скульптуры. Разновидности композиционного решения. Пластика скульптуры. Проблемы скульптурной стилистики. Постамент и его функции. Мотивы движения в скульптуре. Новые варианты движения в скульптуре эпохи Возрождения. Эволюция движения в скульптуре XIX в. Новые приемы О. Родена. Трактовка портрета в скульптуре.

Материалы и техника живописи. Классификация живописи по назначению. Система выразительных средств живописи. Стилистическое воздействие формата и рамы.

Рисунок как раздел графики. Функции рисунка. Графика как один из древнейших видов искусства. Классификация графических средств и техник рисунка. Печатная графика. Гравюра как раздел графики. Разновидности гравюрной техники по способам гравирования:

Декоративно-прикладное художественное изделие как взаимосвязь композиции и архитектоники. Эстетическое влияние декора на форму изделия. Классификация изделий ДПИ по материалу и технике исполнения.

Виды и жанры временных искусств. Художественная литература, основные формы существования художественной литературы. Литературные жанры. Драматургия. Поэтические жанры. Музыка как вид искусства. Звук как основа музыкальной образности и выразительности. Нотная запись. Виды и жанры музыкального искусства.

Декоративное искусство – это область пластичных искусств, произведения которой наряду с архитектурой ху­дожественно формируют окру­жающую человека материаль­ную среду, вносят в неё художественное идейно-образное начало.

Декор (франц. decor, от лат. decoro—украшаю), система ук­рашений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. Высту­пая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор, как простой (напр., одноцветная покраска), так и сложный (со­четающий орнамент и изобра­жение, скульптуру и роспись) становится её элементом, акцен­тирует выразительность компо­зиции или зрительно преобразу­ет её, внося свойственные ему само­му масштабные отношения, ритм, колорит. Декор — это одно из средств зрительного объедине­ния в ансамбль отдельных зданий или предметов.

Декоративное искусство подразделяется на непосред­ственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рель­ефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерь­еры, а также парковой скульпту­ры), декоративно-прикладное ис­кусство (создание художеств, изделий, предназначенных, главным образом, для быта) и оформитель­ское искусство (художественное оформление празднеств, экспо­зиций выставок и музеев, витрин и т. п.). Идейно-образное содер­жание произведений декоративного искусства наиболее полно раскрывается при восприятии их в том ансамбле, для которого они предназначены.

Декоративно-прикладным искусством называется раздел декоратив­ного искусства; который охватывает ряд от­раслей творчества, посвященных созданию художественных изделий, предназначенных, главным образом, для быта. Произведения эти могут быть: различными, утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода ук­рашения, а также другие изде­лия, не являющиеся по изна­чальному предназначению про­изведениями искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда худож­ника. Наряду с делением произведений по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 века утвердилась клас­сификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, ли­тьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и худо­жественные задачи, декоративно-прикладное искусство принадле­жит одновременно к сферам соз­дания и материальных, духов­ных и художественных ценностей. Произведения неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей быто­вым укладом, с теми или иными его местными этническими, национальными осо­бенностями, социально-групповы­ми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой пов­седневно соприкасается чело­век, произведения эти своими художественными достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное со­стояние человека, его настро­ение, являются важным источни­ком эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преоб­ражая среду, окружающую чело­века, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, т. к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в нее другими предметами или их комплексами (сервиз, гар­нитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений может быть понято наиболее полно лишь при ясном представ­лении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимо­связях предмета со средой и че­ловеком.

Архитектоника предмета, обус­ловленная его назначением, кон­структивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественных изделий. Нередко кра­сота материала, пропорциональ­ные соотношения частей, ритмичная структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора из­делия из стекла или др. ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чи­сто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использова­ние которых и роднит его с архитектурой. Ста­новление, эволюция и смена ху­дожественных стилей в декоративно-прикладном искусстве проте­кали синхронно с их эволюцией в архитектуре.

3.

Станковое искусство - термин, которым обозначаются произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер и значение Их художественное значение не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание и зависит от условий экспонирования. Термин произошел от «станка», на котором создаются произведения искусства (в живописи – мольберт). Развитие станкового искусства началось с эпохи Возрождения и особенно широкое распространение оно получило в конце 18 века, которое продолжается и на современном этапе.

Живопись - один основных видов изобразительного искусства. Художественное изображение предметного мира осуществляется красками. Фактура, материальная основа живописи: дерево, холст, бумага, картон, металл, шелк, фарфор. Значение грунта.

Материалы и техника живописи: пастель, акварель, гуашь, темпера, масленая живопись. Этапы работы маслом. Фреска. Разновидности фрески: альфреско – по сырой, свежей штукатурке; «фреско а секко» - по сухой штукатурке, казеиново-известковая живопись – модификация фрески XVII в.

Мозаика как особая техника живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ – смальты.

Классификация живописи по назначению: монументальная – живописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой станковая – самостоятельные, свободные произведения; декоративная – живопись, входящая в состав архитектурного ансамбля или ДПИ, предназначенная для украшения (росписи, панно, витражи).

Система выразительных средств живописи; колорит – гармония, единство цветового решения, система цветовых тонов; тон и вибрация тонов: теплые и холодные тона. Локальные тона. Цвет, цветовое пятно, цветовая гамма. Основные цвета: желтый, красный, синий. Дополнительные цвета, полученные путем смешения основных; спектральные цвета. Свет и световая градация. Живопись как искусство цветовых и световых отношений. Плоскость, фактура, материал. Форма, контур, линия, силуэт. Перспектива: линейная, свето-воздушная, горизонтальная. Движение, ритм, эффект и ощущение движения.

Стилистическое воздействие формата и рамы. Форма и рама - элементы картины. Горизонтальный формат. Вертикальный формат. Квадратный формат. Овальный формат. Круглый формат. Взаимосвязь формата с идеей художественного произведения, вкусом эпохи, техникой письма. Функции рамы: концентрация внимания зрителя и его восприятия; замыкание картины от внешнего мира, создание ее глубины.

Графика («graphein») - один из древнейших видов искусства, включающий две группы художественных произведений: рисунок (уникальную графику), печатную графику. Графика в зависимости от назначения: самостоятельная (станковая), зависимая (плакатная, художественно-прикладная, книжная и газетно-журнальная).

Рисунок -раздел графики. Рисунок и условность граней разделения его с живописью. Графика - важнейшая область изобразительного искусства, лежащая в основе всех видов изображения на плоскости, начальный этап живописного произведения, определяющий структуру и соотношение форм, объем предметов, расположение их в пространстве.

Функции рисунка: научно-вспомогательные (чертеж), технические (графический образец), учебные, прикладные (эскиз, набросок), художественно-живописные (пластическая моделировка) , тональные (световые решения).

Классификация графических средств и техник рисунка: сухие красящие вещества (уголь, карандаш, мел, штифт, графит, сангина); мокрые или жидкие красящие вещества, наносимые пером, кистью (тушь, бистр, сепия, соус). Акварель как пограничная техника между рисунком и живописью.

Печатная графика. Печатная графика как самый актуальный и наиболее доступный вид изобразительного искусства. Тиражность главная особенность печатной графики, возможность получения значительного числа равноценных оттисков.

Гравюра является разделом графики и включает в себя произведения. исполненные посредством печатания с гравюрной доски. Оригинальная гравюра – целиком (т.е. включая обработку доски), выполнена художником. Разновидности гравюры в зависимости от печатной формы: выпуклая гравюра ( рисунок, возвышающийся над фоном); образца рельефа (ксилография – гравюра на дереве); линография (гравюра на линолеуме); линейная ( гравюра на металле); углубленная гравюра (рисунок механическим или химическим способом углубляющийся в металлической пластине ; все виды гравюр на металле, офорт); тоновая гравюра (рисунок и фон находятся на одном уровне); литография ( гравюра на камне, монотипия).

Разновидности гравюрной техники по способам гравирования: ксилография – гравюра на дереве (древнейшая форма печати), моногравюра – гравюра на линолеуме, ее сходство с ксилографией, возможность использования в больших формах. Гравюра на металле, различные способы обработки металлической пластины: механический – «сухая игла», «резцовая гравюра», «меццо-тинто»; химический (травление кислотой) – офорт, «мягкий лак», «акватинта»; смешанная техника – «карандашная манера», «пунктирная манера»; литография – гравюра на металле (цинк, алюминий, но чаще всего на камне).


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История искусств iconПрограмма государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн»
Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,...
История искусств iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика преподавания истории искусств «История искусств» — 035400. 68 «история искусств» Форма подготовки очная
История искусств iconПрограмма профессиональной переподготовки «Всеобщая история искусств»
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования к результатам освоения образовательных...
История искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885
История искусств iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
...
История искусств iconПрограмма учебной дисциплины «история искусств»
«История искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая современные,...
История искусств iconРабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве»
«Введение в культурологию» руководителя Пивень В. Н., а также программы «История искусств» составители Карев А. А., Дажина В. Д.,...
История искусств iconРабочая программа «Беседы об изобразительном искусстве»
«Введение в культурологию» руководителя Пивень В. Н., а также программы «История искусств» составители Карев А. А., Дажина В. Д.,...
История искусств iconПрограмма по. 02. «История искусств» уп. 01. «История народной культуры...
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «детская школа искусств»
История искусств iconПрограмма учебной дисциплины «история изобразительных искусств»
«История изобразительных искусств» является приобретение студентами знаний в области морфологии искусства и основных тенденций, включая...
История искусств iconРабочая программа дисциплины «История пространственных искусств»
Целью данного курса является Программа курса «История пространственных искусств» предназначена для студентов бакалавров III и IV...
История искусств iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования по...
История искусств образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории...
История искусств iconПрограмма по учебному предмету «Беседы об искусстве» предметной области...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №50»
История искусств iconПрограмма профессиональной переподготовки «Атрибуция антиквариата и произведений искусства»
«История искусств». Программа реализуется Институтом повышения квалификации и дополнительного образования и кафедрой всеобщей истории...
История искусств icon«Б 10 История пространственных и пластических искусств (живопись,...
Цель преподавания дисциплины: изучение истории пространственных и пластических искусств в контексте развития мировой культуры
История искусств iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04 Теория и история искусств специальность...
Курс теории и истории искусств призван вооружить студентов способами анализа явлений искусства в соответствии с актуальными проблемами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск