Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»





Скачать 227.61 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»
Дата публикации03.11.2014
Размер227.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«АРТТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ»

Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная

Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6



Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Введение
Арт-терапия – терапия с помощью различных видов искусства, одно из современных направлений психотерапии. Арт-терапия в настоящее время становится все более и более популярным в профессиональной среде, стремительно развивающимся направлением современной психотерапии, привлекающим к себе все большее внимание во всем мире. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского определяет арт-терапию следующим образом: «использование искусства как терапевтического фактора» Как только формирующееся направление арт-терапия в настоящий момент развивается скорее экстенсивно, чем интенсивно, быстро расширяя свои территории. Но, находясь в периоде становления, пока не имеет четких границ. Об этом свидетельствует даже расхождение в основной терминологии. Каждое из существующих названий подчеркивает какую-то специфическую сторону, являющуюся для приверженцев наиболее существенной.

Данная программа посвящена изучению арт-терапии, особенностям данного направления, видам и формам работы, специфики и сложностям использования этого направления в клинике. В программе освящена история возникновения арт-терапии, изложены современные представления об этом направлении. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, методологические основы этого метода.

Возможность попробовать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии.

Программа рассчитана на 92 часов, из них 15 часов лекционного материала,
31 – практических занятий и 35 часа на самостоятельную работу. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов с теоретическим материалом, подготовку рефератов и докладов. В данной программе используются последние исследования, посвященные этой теме. На практических занятиях демонстрируются методики, как составляющие классическую школу арт-терапии, так и новейшие методы работы современных авторов (Колошина, Копытин), инновационные технологии, используемые в работе с больными психиатрических клиник.


  1. Цель и задачи дисциплины.

Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе.
Цель дисциплины:

  1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, методологические основы этого метода.

  2. Возможность попробовать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.

  3. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии.


Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Теоретические положения терапии искусством

  • Основные направления арт-терапии Современные теории арт-терапии

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Виды арт-терапии, Сказкотерапия, драматерапия, библиотерапия.

  • Использование арт-терапии в клиники, с психотическими больными, при работе с кризисом, депрессией.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Особенности, задачи и принципы организации работы психолога -арттерапевта

  • Основные подходы отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Использование арт-терапии в психиатрической клинике.

  • Использование арт-терапии в кризисных ситуациях.

  • Виды арт-терапии, сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия .


б)Студент должен иметь навыки:

  • организации работы психолога - арттерапевта

  • Критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Овладение техниками и методами арт-терапии в психиатрической клинике.

  • Овладение техниками и методами арт-терапии в кризисных ситуациях.

  • Овладение техниками и методами видами арт-терапии: сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам: т

- для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии, психокоррекции кризисных состояний.
3. Уровень компетентности:

Создать общее представление, об основных принципах и задачах артерапии и возможность использовать техники арт-терапии в практической работе психолога.

4. Коммуникативность:

Понимать и уметь использовать данное направление в комплексе с другими методами и школами психотерапии. Использовать комплексный подход в работе арт-терапевта с другими специальностями в клинике.

5.Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов


Общая трудоемкость дисциплины




-




92

92

Аудиторные занятия:

  • лекции

  • практические занятия (ПЗ)

  • самостоятельная работа (СР)

92

92

15

31

35

Формы текущего контроля




Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

Выполнение упражнений и супервизия.

Вид итогового контроля

Зачет





(4)


6. Содержание дисциплины

6.1.Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего

Лекции

ПЗ

СР

I. Теоретические положения терапии искусством

1.

Введение в арт-терапию

5

-

6

11

2.

Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии

5

-

8

13

3.

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

5

6

6

17

4.

Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью).




8

6

14

5.

Библиотерапия. Сказкотерапия




8

3

11

6.

Экзистенциальная арт-терапия




8

2

10

7.

Трансперсональная арт-терапия




6

2

8

8.

Психодинамическая арт-терапия




6

2

8

Отчетность: зачет










(4)

Итого (по отчетности):
















Итого

15

42

35

92(4)


6.2.Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теоретические положения терапии искусством



Теоретико-методологические основы История развития (психиатрия, психология творчества, искусствоведение) Предмет терапии искусством Основные проблемы терапии искусством Современное положение терапии искусством (американская, европейская, британская и шведская школы, арт-терапия в России). Арт-терапия и артпедагогика, арт-терапия в психокоррекции, арт-терапия и реабилитация, клиническая арт-терапия. Терминология: Креативная терапия (Creative Therapy, или Therapy of Creativity), ( Campbell J., Johnson D., Jung C., и др.) Экспрессивная терапия (Expressive Arts Therapy), (Levin St., Winnicot D., Milner M. Терапия творческим самовыражением (Бурно М.Е.). Интермодальная арт-терапия Психотерапевтические концепции арт-терапии (концептуальная модель, базовые техники) Психоаналитическая арт-терапия Психодинамическая арт-терапия Гуманистическая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер) Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг) Трансперсональная арт-терапия
Тема 2. Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии



Теория сублимации Теория изоляции Компенсаторная теория Показания, противопоказания, базовые техники Техника безопасности при использовании арт-терапии Библиотерапия Визуальные виды искусства, собственно арт-терапия Музыкотерапия Танцевальная терапия Драматерапия Этнотерапия Гештальтунксттерапия Различные направления синтезтерапии Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность). Основные функции арт-терапии.
Тема 3. Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

Терапевтические возможности рисунка Показания, области применения, возможные противопоказания Особенности работы с детьми и взрослыми, базовые техники Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью) Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш, пастель, гуашь, акварель, акварельный карандаш, сангина, уголь и пр.) Арт-терапия (мозаики). Показания и противопоказания Виды и их терапевтические особенности Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии. "Триптих" (Я какой есть, Я глазами других, Я каким хочу быть, или другие варианты.. Портреты и автопортеты (пастель, лист А4). Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т.п.).
Тема 4. Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью).

Возможности использования рисунка в групповой работе. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами.

Общий портрет одного участника (пастель, большой лист) Свободный рисунок на тему "Я в группе".Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки).Почта" , диалог рисунками (Я хочу тебе сказать, Я боюсь, Я не хочу, чтобы ты знал и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы."Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация."Подарки". Работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. «Я боюсь», «Моя тайна», психосоматический симптом, бессонница.
Тема 5. Библиотерапия. Сказкотерапия

. Библиотерапия Три основных направления библиотерапии. Стихосложение Драматургия Письма Клиентская работа Работа с готовыми произведениями, Р Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», как вариант работы с травматической личностью. (И.Соловьев). Сказкотерапия История возникновения сказкотерапии Направления сказкотерапии Формы сказкотерапии Решение сказочных задач. Сочинение сказки Сказочное путешествие. Медитативная сказка Особенности работы с детьми и взрослым Символика сказки Архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией
Тема 6. Экзистенциальная арт-терапия.

Техники работы с гримом Показания и противопоказания Направления работы с гримом Групповая и индивидуальная работа с гримом Фантазийное и тематическое гримирование Грим в терапии психосоматических расстройств Маскотерапия Показания и противопоказания Групповая и индивидуальная работа с масками Виды маскотерапии (готовые маски, изготовление масок, архетипические маски) Техники изготовления масок, терапевтические особенности Клиентская работа Работа с кризисными состояниями (рисуночная методика «Путь»).
Тема 7. Трансперсональная арт-терапия.

Основные принципы трансперсональной психотерапии. Квантово- релятивистская парадигма. Учение Маслоу. Процесс индивидуализации (Юнг) Принцип холономности. Понятие о коллективном бессознательном. « каракули Винникота». Дональд Винникот, Мандала .Показания и противопоказания Архетип мандалы Символика мандалы Мандала как диагностическое средство Тибетские и индуистские мандалы, христианские мандалы, Особенности работы с готовыми мандалами и рисование мандал Клиентская работа Основные классификации мандал, Дж Келлог, К.Юнг, работа в парах, мандал, Правила безопасности. Ведомое рисование Мужские и женские праформы, архетипические символы Техники работы с медитативным рисованием Виды медитативного рисования Показания Медитативное рисование в терапии психосоматических расстройств Работа с полярностями Работа с ресурсными зонами

Тема 8. Психодинамическая арт-терапия.

Основные положения - доступ к бессознательному, осознание вытесненных конфликтов, катарсис. Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952) и др. варианты. Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами (Mosse, 1940) 5 основных базовых принципов существования. «Я оружие….» - диагностика основных стадий развития. Рисунок, как подспорье для психоанализа. Маргарет Наумбург , основатель психодинамической школы. Использование арт-терапии в работе с «тенью», «Анима», «Анимус»
6.3.Тематический план лекций

Лекция 1.

Теоретические положения терапии искусством



- Теоретико-методологические основы История развития (психиатрия, психология творчества, искусствоведение)

- Предмет терапии искусством

- Основные проблемы терапии искусством

- Современное положение терапии искусством (американская, европейская, британская и шведская школы, арт-терапия в России).

- Арт-терапия и артпедагогика, арт-терапия в психокоррекции, арт-терапия и реабилитация, клиническая арт-терапия.Терминология: Креативная терапия (Creative Therapy, или Therapy of Creativity), ( Campbell J., Johnson D., Jung C., и др.) Экспрессивная терапия (Expressive Arts Therapy), (Levin St., Winnicot D., Milner M. Терапия творческим самвыражением (Бурно М.Е.). Интермодальная арт-терапия

- Психотерапевтические концепции арт-терапии (концептуальная модель, базовые техники) Психоаналитическая арт-терапия Психодинамическая арт-терапия Гуманистичесая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер)

- Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг)

- Трансперсональная арт-терапия
Лекция 2.

Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии



- Теория сублимации Теория изоляции Компенсаторная теория

- Показания, противопоказания, базовые техники

- Техника безопасности при использовании арт-терапии

Библиотерапия

- Визуальные виды искусства, собственно арт-терапия

- Музыкотерапия Танцевальная терапия

- Драматерапия

- Этнотерапия

- Гештальтунксттерапия

- Различные направления синтезтерапии

- Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность).

-Основные функции арт-терапии.
Лекция 3.

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты
- Терапевтические возможности рисунка

- Показания, области применения, возможные противопоказания

- Особенности работы с детьми и взрослыми, базовые техники

- Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

- Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш,

пастель, гуашь, акварель, акварельный карандаш, сангина, уголь и пр.)

- Арт-терапия (мозаики).

- Показания и противопоказания

- Виды и их терапевтические особенности

- Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии.
6.4. Тематический план практических занятий (практикумы).
1. Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

"Триптих" (Я какой есть, Я глазами других, Я каким хочу быть, или другие варианты.. Портреты и автопортеты (пастель, лист А4). Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т.п.).


  1. Индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

Общий портрет одного участника (пастель, большой лист) Свободный рисунок на тему "Я в группе".Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки).Почта" , диалог рисунками (Я хочу тебе сказать, Я боюсь, Я не хочу, чтобы ты знал и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация."Подарки". Работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. «Я боюсь», «Моя тайна», психосоматический симптом, бессонница.
3. Групповые методы работы в арт-терапии ( с рисунком).

Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель).

  1. Библиотерапия. Сказкотерапия


Стихосложение Письма. Клиентская работа. Работа с готовыми произведениями, Р Бах «Чайка Джонатан Ливингстон. Сказкотерапия. Сочинение сказки Сказочное путешествие. Медитативная сказка Особенности работы с детьми и взрослым Символика сказки Архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией.

5. Экзистенциальная арт-терапия.
Техники работы с гримом Показания и противопоказания .Фантазийное и тематическое гримирование Грим в терапии психосоматических расстройств Маскотерапия Показания и противопоказания Групповая и индивидуальная работа с масками Виды маскотерапии (готовые маски, изготовление масок, архетипические маски) Техники изготовления масок, терапевтические особенности Клиентская работа Работа с кризисными состояниями (рисуночная методика «Путь»).
6. Трансперсональная арт-терапия.
Мандала .Показания и противопоказания Архетип мандалы Символика мандалы Мандала как диагностическое средство Тибетские и индуистские мандалы, христианские мандалы, Особенности работы с готовыми мандалами и рисование мандал Клиентская работа Основные классификации мандал, Дж Келлог, К.Юнг, работа в парах, мандал, Правила безопасности. Ведомое рисование Мужские и женские праформы, архетипические символы Техники работы с медитативным рисованием, «каракули Винникота». Дональд Винникот, Виды медитативного рисованияРабота с полярностями Работа с ресурсными зонами
7.Психодинамическое направление.
Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952) и др. варианты. Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами (Mosse, 1940) 5 основных базовых принципов существования. «Я оружие….» - диагностика основных стадий развития. Рисунок, как подспорье для психоанализа.
6.5. Самостоятельная работа студентов

п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы

Вид контроля

Часы

1.

Введение в арт-терапию

1.Требования к работе арт-терапевта. Особенности и необходимые личностные качества

Реферат, доклад

6

2.

Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии

  1. Работа с литературой.

  2. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

  3. История возникновения арт-терапии

реферат, представление докладов.

8

3.

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

1. Работа с литературой.

2. Рисуночные тесты, используемые в психиатрии.

3. Попробовать провести рисуночный тест и проинтерпретировать

Обсуждение, доклады

6

4.

Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью).

1.Работа с литературой.

2. Особенности и возможности арт-терапии в групповом процессе

Подготовить доклады

6

5.

Библиотерапия. Сказкотерапия

1.Работа с литературой.

2. Написать сказку или любое произведение на тему: « Мечта»

Обсуждение

3

4.

Экзистенциальная арт-терапия

1. Работа с литературой.

2. Феноменологическое направление, особенности, отличия, подходы

Подготовить доклады, рефераты.

2

5.

Трансперсональная арт-терапия

1.Работа с литературой.

2. Измененное состояние сознания. Использование в психотерапии, арт-терапевические техники

Собеседование

2

6.

Психодинамическая арт-терапия

1. Работа с литературой.

2. Психодинамическое направление, особенности, отличия, подходы

Представление докладов, рефераты

2




Всего

35


7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Общие:

1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, методологические основы этого метода.

  1. Возможность попробовать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии.

  2. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии.


Конкретные знания:

  1. организации работы психолога – арт-терапевта

  2. критический анализ основных подходов отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии

  3. диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  4. групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  5. овладение техниками и методами арт-терапии в психиатрической клинике.

  6. овладение техниками и методами арт-терапии в кризисных ситуациях.

  7. овладение техниками и методами видами арт-терапии: сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия.

  8. изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.


8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

8.1. Литература.
а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.


б) Дополнительная литература:

  1. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с

  2. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  3. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.


8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература, материалы, технические средства для арт-терапии ( пастель краски, гуашь, бумага).

  3. Возможность проводить упражнения арт-терапии.


9. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы.

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном, для просмотра учебных видеофильмов.

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.



10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:

  • проверка исходных знаний;

  • выполнение упражнений, обсуждение, психологическое трактовка;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету.

Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Арт-терапия как способ самовыражения» составлена доцентом кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Искандировой А.Б. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология».






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconРазвитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПояснительная записка Игра и игрушка не только забава и развлечение,...
Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconИстория искусств
План: искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма кружка базируется на личностно- ориентированной модели...
Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconА значит, самовыражения и безграничной свободы
Из жизни в колледже запомнилась особая творческая атмосфера филиала на ул. Советской 44, где занимались мы, «художники». Знакомый...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» icon«Особенности различных видов человеческих отношений»
Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconТест как способ оценки качества знаний
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconМетодическая разработка по теме: «Наблюдение как способ получения...
«Наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе. Как мы наблюдаем?»
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детское художественное творчество как средство самовыражения в подростковом возрасте
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconЭффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих...
Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского...
Рабочая программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» iconПояснительная записка Основная цель объединения «И зостудия»
Основная цель объединения «Изостудия» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск