Скачать 227.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ, ПСИХОТЕРАПИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «АРТТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ» Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология» При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии «____»___________20 ___ года Протокол №___ Зав. кафедрой, профессор __________________В.Л. Малыгин Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии « 23 » мая 2013 года Протокол № 9 Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета « 30 » мая 2013 года Протокол № 34 Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич Введение Арт-терапия – терапия с помощью различных видов искусства, одно из современных направлений психотерапии. Арт-терапия в настоящее время становится все более и более популярным в профессиональной среде, стремительно развивающимся направлением современной психотерапии, привлекающим к себе все большее внимание во всем мире. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б. Д. Карвасарского определяет арт-терапию следующим образом: «использование искусства как терапевтического фактора» Как только формирующееся направление арт-терапия в настоящий момент развивается скорее экстенсивно, чем интенсивно, быстро расширяя свои территории. Но, находясь в периоде становления, пока не имеет четких границ. Об этом свидетельствует даже расхождение в основной терминологии. Каждое из существующих названий подчеркивает какую-то специфическую сторону, являющуюся для приверженцев наиболее существенной. Данная программа посвящена изучению арт-терапии, особенностям данного направления, видам и формам работы, специфики и сложностям использования этого направления в клинике. В программе освящена история возникновения арт-терапии, изложены современные представления об этом направлении. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, методологические основы этого метода. Возможность попробовать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Возможность использования этого метода и для диагностики и для коррекции пациентов, кроме того, практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии. Программа рассчитана на 92 часов, из них 15 часов лекционного материала, 31 – практических занятий и 35 часа на самостоятельную работу. Программа предусматривает самостоятельную работу студентов с теоретическим материалом, подготовку рефератов и докладов. В данной программе используются последние исследования, посвященные этой теме. На практических занятиях демонстрируются методики, как составляющие классическую школу арт-терапии, так и новейшие методы работы современных авторов (Колошина, Копытин), инновационные технологии, используемые в работе с больными психиатрических клиник.
Профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе. Цель дисциплины:
Задачи дисциплины: Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. а) Студент должен знать и уметь использовать
б)Студент должен иметь навыки:
в) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам: т - для психологов: по физиологии, анатомии, введению в профессию, введению в общую психологию, психиатрии, возрастной психологии, психокоррекции кризисных состояний. 3. Уровень компетентности: Создать общее представление, об основных принципах и задачах артерапии и возможность использовать техники арт-терапии в практической работе психолога. 4. Коммуникативность: Понимать и уметь использовать данное направление в комплексе с другими методами и школами психотерапии. Использовать комплексный подход в работе арт-терапевта с другими специальностями в клинике. 5.Объем дисциплины и виды учебной работы
6. Содержание дисциплины 6.1.Разделы дисциплины и виды занятий
6.2.Содержание разделов дисциплины Тема 1. Теоретические положения терапии искусством Теоретико-методологические основы История развития (психиатрия, психология творчества, искусствоведение) Предмет терапии искусством Основные проблемы терапии искусством Современное положение терапии искусством (американская, европейская, британская и шведская школы, арт-терапия в России). Арт-терапия и артпедагогика, арт-терапия в психокоррекции, арт-терапия и реабилитация, клиническая арт-терапия. Терминология: Креативная терапия (Creative Therapy, или Therapy of Creativity), ( Campbell J., Johnson D., Jung C., и др.) Экспрессивная терапия (Expressive Arts Therapy), (Levin St., Winnicot D., Milner M. Терапия творческим самовыражением (Бурно М.Е.). Интермодальная арт-терапия Психотерапевтические концепции арт-терапии (концептуальная модель, базовые техники) Психоаналитическая арт-терапия Психодинамическая арт-терапия Гуманистическая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер) Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг) Трансперсональная арт-терапия Тема 2. Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии Теория сублимации Теория изоляции Компенсаторная теория Показания, противопоказания, базовые техники Техника безопасности при использовании арт-терапии Библиотерапия Визуальные виды искусства, собственно арт-терапия Музыкотерапия Танцевальная терапия Драматерапия Этнотерапия Гештальтунксттерапия Различные направления синтезтерапии Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность). Основные функции арт-терапии. Тема 3. Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты Терапевтические возможности рисунка Показания, области применения, возможные противопоказания Особенности работы с детьми и взрослыми, базовые техники Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью) Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш, пастель, гуашь, акварель, акварельный карандаш, сангина, уголь и пр.) Арт-терапия (мозаики). Показания и противопоказания Виды и их терапевтические особенности Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии. "Триптих" (Я какой есть, Я глазами других, Я каким хочу быть, или другие варианты.. Портреты и автопортеты (пастель, лист А4). Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т.п.). Тема 4. Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью). Возможности использования рисунка в групповой работе. Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, приписываниями в группе, групповыми ролями, стереотипами. Общий портрет одного участника (пастель, большой лист) Свободный рисунок на тему "Я в группе".Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки).Почта" , диалог рисунками (Я хочу тебе сказать, Я боюсь, Я не хочу, чтобы ты знал и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель). Ценности группы как организма, уровень развития группы."Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация."Подарки". Работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. «Я боюсь», «Моя тайна», психосоматический симптом, бессонница. Тема 5. Библиотерапия. Сказкотерапия . Библиотерапия Три основных направления библиотерапии. Стихосложение Драматургия Письма Клиентская работа Работа с готовыми произведениями, Р Бах «Чайка Джонатан Ливингстон», как вариант работы с травматической личностью. (И.Соловьев). Сказкотерапия История возникновения сказкотерапии Направления сказкотерапии Формы сказкотерапии Решение сказочных задач. Сочинение сказки Сказочное путешествие. Медитативная сказка Особенности работы с детьми и взрослым Символика сказки Архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией Тема 6. Экзистенциальная арт-терапия. Техники работы с гримом Показания и противопоказания Направления работы с гримом Групповая и индивидуальная работа с гримом Фантазийное и тематическое гримирование Грим в терапии психосоматических расстройств Маскотерапия Показания и противопоказания Групповая и индивидуальная работа с масками Виды маскотерапии (готовые маски, изготовление масок, архетипические маски) Техники изготовления масок, терапевтические особенности Клиентская работа Работа с кризисными состояниями (рисуночная методика «Путь»). Тема 7. Трансперсональная арт-терапия. Основные принципы трансперсональной психотерапии. Квантово- релятивистская парадигма. Учение Маслоу. Процесс индивидуализации (Юнг) Принцип холономности. Понятие о коллективном бессознательном. « каракули Винникота». Дональд Винникот, Мандала .Показания и противопоказания Архетип мандалы Символика мандалы Мандала как диагностическое средство Тибетские и индуистские мандалы, христианские мандалы, Особенности работы с готовыми мандалами и рисование мандал Клиентская работа Основные классификации мандал, Дж Келлог, К.Юнг, работа в парах, мандал, Правила безопасности. Ведомое рисование Мужские и женские праформы, архетипические символы Техники работы с медитативным рисованием Виды медитативного рисования Показания Медитативное рисование в терапии психосоматических расстройств Работа с полярностями Работа с ресурсными зонами Тема 8. Психодинамическая арт-терапия. Основные положения - доступ к бессознательному, осознание вытесненных конфликтов, катарсис. Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952) и др. варианты. Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами (Mosse, 1940) 5 основных базовых принципов существования. «Я оружие….» - диагностика основных стадий развития. Рисунок, как подспорье для психоанализа. Маргарет Наумбург , основатель психодинамической школы. Использование арт-терапии в работе с «тенью», «Анима», «Анимус» 6.3.Тематический план лекций Лекция 1. Теоретические положения терапии искусством - Теоретико-методологические основы История развития (психиатрия, психология творчества, искусствоведение) - Предмет терапии искусством - Основные проблемы терапии искусством - Современное положение терапии искусством (американская, европейская, британская и шведская школы, арт-терапия в России). - Арт-терапия и артпедагогика, арт-терапия в психокоррекции, арт-терапия и реабилитация, клиническая арт-терапия.Терминология: Креативная терапия (Creative Therapy, или Therapy of Creativity), ( Campbell J., Johnson D., Jung C., и др.) Экспрессивная терапия (Expressive Arts Therapy), (Levin St., Winnicot D., Milner M. Терапия творческим самвыражением (Бурно М.Е.). Интермодальная арт-терапия - Психотерапевтические концепции арт-терапии (концептуальная модель, базовые техники) Психоаналитическая арт-терапия Психодинамическая арт-терапия Гуманистичесая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер) - Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг) - Трансперсональная арт-терапия Лекция 2. Современные теории арт-терапии Основные направления арт-терапии - Теория сублимации Теория изоляции Компенсаторная теория - Показания, противопоказания, базовые техники - Техника безопасности при использовании арт-терапии Библиотерапия - Визуальные виды искусства, собственно арт-терапия - Музыкотерапия Танцевальная терапия - Драматерапия - Этнотерапия - Гештальтунксттерапия - Различные направления синтезтерапии - Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность). -Основные функции арт-терапии. Лекция 3. Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты - Терапевтические возможности рисунка - Показания, области применения, возможные противопоказания - Особенности работы с детьми и взрослыми, базовые техники - Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью) - Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш, пастель, гуашь, акварель, акварельный карандаш, сангина, уголь и пр.) - Арт-терапия (мозаики). - Показания и противопоказания - Виды и их терапевтические особенности - Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии. 6.4. Тематический план практических занятий (практикумы). 1. Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты "Триптих" (Я какой есть, Я глазами других, Я каким хочу быть, или другие варианты.. Портреты и автопортеты (пастель, лист А4). Метафорический автопортрет ("Я… посуда, оружие, украшение и т.п.).
Общий портрет одного участника (пастель, большой лист) Свободный рисунок на тему "Я в группе".Свободный рисунок "Моя группа" (акварель, без музыки).Почта" , диалог рисунками (Я хочу тебе сказать, Я боюсь, Я не хочу, чтобы ты знал и т.п.). Обратная связь, активное слушание, уровень взаимопонимания в группе Я тебя так вижу" (лист А4, акварель). Проекции, приписывания, проблематизация."Подарки". Работа с проблематикой клиента в индивидуальном режиме. «Я боюсь», «Моя тайна», психосоматический симптом, бессонница. 3. Групповые методы работы в арт-терапии ( с рисунком). Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Работа с групповой динамикой Общий рисунок на заданную тему или свободную (пастель, большой лист). Работа с групповой интеграцией. Диалог (пастель, цветные карандаши, лист А3). Работа с конфликтными ситуациями. Групповая мечта или фантазия (большой лист, акварель). Групповой рисунок "Человека" (большой лист, пастель).
Стихосложение Письма. Клиентская работа. Работа с готовыми произведениями, Р Бах «Чайка Джонатан Ливингстон. Сказкотерапия. Сочинение сказки Сказочное путешествие. Медитативная сказка Особенности работы с детьми и взрослым Символика сказки Архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией. 5. Экзистенциальная арт-терапия. Техники работы с гримом Показания и противопоказания .Фантазийное и тематическое гримирование Грим в терапии психосоматических расстройств Маскотерапия Показания и противопоказания Групповая и индивидуальная работа с масками Виды маскотерапии (готовые маски, изготовление масок, архетипические маски) Техники изготовления масок, терапевтические особенности Клиентская работа Работа с кризисными состояниями (рисуночная методика «Путь»). 6. Трансперсональная арт-терапия. Мандала .Показания и противопоказания Архетип мандалы Символика мандалы Мандала как диагностическое средство Тибетские и индуистские мандалы, христианские мандалы, Особенности работы с готовыми мандалами и рисование мандал Клиентская работа Основные классификации мандал, Дж Келлог, К.Юнг, работа в парах, мандал, Правила безопасности. Ведомое рисование Мужские и женские праформы, архетипические символы Техники работы с медитативным рисованием, «каракули Винникота». Дональд Винникот, Виды медитативного рисованияРабота с полярностями Работа с ресурсными зонами 7.Психодинамическое направление. Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952) и др. варианты. Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами (Mosse, 1940) 5 основных базовых принципов существования. «Я оружие….» - диагностика основных стадий развития. Рисунок, как подспорье для психоанализа. 6.5. Самостоятельная работа студентов
7. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины. Общие: 1. Знакомство студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, методологические основы этого метода.
Конкретные знания:
8.Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8.1. Литература. а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
8.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
9. Материально-техническое обеспечение.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету. Обязательным условием освоения дисциплины является освоение психотерапевтических методик и техник, набор опыта в работе с пациентами, выполнение которого контролируется на практических занятиях. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования. Рабочая учебная программа по дисциплине «Элективный курс: Арт-терапия как способ самовыражения» составлена доцентом кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии факультета клинической психологии МГМСУ Искандировой А.Б. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030302 «Клиническая психология». |
Рабочая учебная программа дисциплины «арттерапия как способ самовыражения» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как... | ||
Пояснительная записка Игра и игрушка не только забава и развлечение,... Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании... | История искусств План: искусство как культурный феномен, способ познания и преобразования мира, способ самопознания | ||
Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Икт используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности... | А значит, самовыражения и безграничной свободы Из жизни в колледже запомнилась особая творческая атмосфера филиала на ул. Советской 44, где занимались мы, «художники». Знакомый... | ||
«Особенности различных видов человеческих отношений» Цель занятия: способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, воспитательная система, как способ передачи... | Тест как способ оценки качества знаний При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Методическая разработка по теме: «Наблюдение как способ получения... «Наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе. Как мы наблюдаем?» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детское художественное творчество как средство самовыражения в подростковом возрасте | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основная цель школьного предмет «Изобразительное искусство» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,... | ||
Эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих... Обсуждение тематики создания и использования портфолио в вузе опирается на такие взаимоопределяющие тенденции в развитии российского... | Пояснительная записка Основная цель объединения «И зостудия» Основная цель объединения «Изостудия» развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного,... |