Скачать 320.24 Kb.
|
На правах рукописи______________________НАРОВСКАЯ Янина БолеславовнаСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН, ПРЕОБРАЗУЮЩИХ СВОЙ ВНЕШНИЙ ОБЛИК Специальность 19.00.05 – «Социальная психология» (психологические науки) АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук (психологические науки) Ростов-на-Дону 2007 Работа выполнена на кафедре социальной психологиифакультета психологии Южного федерального университета
Защита состоится 26 октября 2007 года в 14.30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете по адресу 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М.Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 26 сентября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Преобразование внешнего облика – важная практическая задача бытия человека, связанная как с удовлетворением социально-психологических потребностей личности, так и с социальной регламентацией жизни человека в обществе. Практики преобразования внешне-го облика многообразны. В различные исторические эпохи, в разных культурах и обществах они выполняли функции, отличающиеся по своему значению и направленности [Байбурин А. К., 1993; Леви-Стросс К., 1984; Бахтин М., 1990; Фуко М., 1998; Дубин Б., 2004; Кон И.С., 2003; Омельченко Е.Л., 2000; Каминская Н.М., 1986; Паке Д., 2003]. В современном мире преобразование внешнего облика во многом обусловлено экономическими интересами индустрии конструирования и изменения внешности человека. С развитием ряда медицинских отраслей (косметологии, эстетической хирургии, диетологии), культуры спорта к услугам этой индустрии обращается все большее число людей. Вопреки возрастающему интересу к вопросам, связанным с конструированием «внешнего Я», созданием имиджа человека, проблема преобразований своего внешнего облика еще недостаточно изучена с точки зрения социальной психологии. «Преобразованный» внешний облик человека – предмет внимания современной массовой культуры. Сам процесс трансформации внешнего облика, личная история человека, преобразовавшего свой внешний облик – это популярный сюжет телевизионных шоу, разного рода публикаций в СМИ. К нему обращается кинематограф (например, кинофильм «Служебный роман»), художественная литература. Значение для человека мнимых или реальных трансформаций внешнего облика рассматривается в работах, выполненных в области медицины, клинической и медицинской психологии [Носуля Е.В., Ким И.А., 2000; Рудых Н.М., 2006; Карвасарский Б.Д., 2005; Менделевич В.Д., 2001; Соколова Е.Т., 1989; Креславский Е.С., 1987; Лакосина Н.Д., Ушаков К.Г., 1976], психиатрии [Коркина М. В., 1979], психологии развития [Божович Л.И., 1997; Реан А.А., 2002; Краснова О.В., Лидерс А.Г, 2003]. В них показано, что изменения во внешнем облике человека в зависимости от их интенсивности и характера сопровождаются позитивными или негативными переживаниями разной глубины, влекут за собой корректировку «образа Я», перестройку ценностно-смысловой сферы личности, системы ее отношений. Проблема целенаправленного изменения человеком своего внешнего облика обсуждается также в социокультурном контексте. Главное внимание уделяется анализу влияния существующих в обществе норм, стереотипов и эталонов внешнего облика на стремление его изменить [Ташен А., 2006; Алкемайер Т., 2006; Rosen C., 2004]. В рамках гендерного подхода отмечается, что женщины в большей степени, чем мужчины испытывают на себе социокультурные влияния, связанные с навязыванием определенного внешнего облика [Туркина О., 1997; Юрчак А., 1997; Грошев И.В., 2000; Альчук А. 1998; Липовская О., 1991]. Социально-психологический подход к преобразованию внешнего облика представлен в небольшом количестве работ, подчеркивающих зависимость снижения или повышения активности личности в формировании своего внешнего облика от особенностей жизненной ситуации, в которой находится человек, от той системы отношений, которая сложилась у него [Белугина Е.В., 2003; Лабунская В.А., 2005; Hill G., Silver A., 1950; Gimlin D., 2000]. В этих исследованиях констатируется, что стремление изменить свой внешний облик актуализируется на фоне переживания кризисной жизненной ситуации, в том случае, когда переосмысливаются функции внешнего облика человека в соответствии с особенностями его бытия. Сформулированные в рамках социокультурных, социально-психологичес-ких и общепсихологических исследований положение о социокультурной, исторической обусловленности преобразований внешнего облика, выводы о трансформациях внешнего облика под влиянием гендерно-возрастного фактора, положение о взаимосвязи изменений внешнего облика и изменений внутреннего мира человека [Бодалев А.А., 1965; Панферов В.Н., 1974] позволяют заключить, что преобразование, трансформация внешнего облика, иными словами, «изменчивость» внешнего облика является его базовым социально-психологическим свойством. Несмотря на этот факт, на выводы о полифункциональности, значимости внешнего облика в жизни человека в отечественной социальной психологии еще недостаточно внимания уделяется анализу проблемы целенаправленного изменения внешнего облика, остаются мало изученными социально-психологические детерминанты выбора способа преобразования внешнего облика, не предпринимаются попытки построения типологии людей, преобразующих свой внешний облик. Исходя из вышесказанного, цель исследования – изучить взаимосвязи между социально-психологическими и личностными особенностями женщин, преобразующих свой внешний облик; выделить их типы. Предмет исследования: социально-психологические и личностные особенности женщин, обратившихся к различным способам изменения внешнего облика. Гипотезы исследования: 1. Выбор женщинами способов изменения внешнего облика, соответствующей им интенсивности его изменения, обусловлен не столько возрастом, сколько значимостью внешнего облика в системе отношений. 2. Типы женщин, преобразующих свой внешний облик, отличаются сочетанием социально-психологических и личностных особенностей. 3. В зависимости от принадлежности женщин к определенному социально-психологическому типу изменяется сочетание способов изменения внешнего облика. Задачи исследования. Теоретические задачи: 1. Осуществить социально-психологический анализ проблемы преобразо-вания внешнего облика. 2. Рассмотреть социокультурные, социально-психологические детерми-нанты выбора способов преобразования внешнего облика. 3. Выделить социально-психологические и личностные факторы целе-направленного преобразования своего внешнего облика. Методические задачи: 4. Подобрать и модифицировать методики, позволяющие изучить ряд социально-психологических и личностных особенностей, детерминирующих преобразование своего внешнего облика. Эмпирические задачи: 5. Осуществить категоризацию женщин, преобразующих свой внешний облик, на основе критерия «интенсивности» изменения компонентов внешнего облика. 6. Установить взаимосвязи между интенсивностью изменения компонен-тов внешнего облика и социально-психологическими, личностными особеннос-тями женщин. 7. Провести факторный анализ социально-психологических и личностных особенностей участниц исследования и выделить на основе его результатов социально-психологические типы женщин, преобразующих свой внешний облик. 8. Провести сравнительный анализ оценочно-содержательной интерпрета-ции своего внешнего облика женщинами, принадлежащими к различным социально-психологическим типам. 9. Определить различия между типами женщин в степени значимости внешнего облика в системе отношений личности, выраженности негативных переживаний, связанных с восприятием своего внешнего облика и стремлении его изменить. 10. Провести сравнительный анализ выраженности самоактуализации, уровня осознания смысла, ценностей и целей жизни, интернальности, удовлетворенности социальными достижениями, нормативности, конформнос-ти, зависимости от группы и потребности в социальном одобрении у различных типов женщин, преобразующих свой внешний облик. 11. Установить различия в оценках функций преобразования своего внешнего облика между типами женщин, преобразующих свой внешний облик. 12. Проанализировать соотношение интенсивности изменения компонен-тов внешнего облика и принадлежности к возрастной группе женщин, относящихся к различным социально-психологическим типам. 13. Составить обобщенные социально-психологические портреты типов женщин, преобразующих внешний облик. Методологические и теоретические предпосылки исследования: принцип историзма и социокультурной обусловленности преобразовательной активности личности; теоретические положения о личности как субъекте жизни; представление о преобразовательной активности как о фундаменталь-ной характеристике субъектности [Абульханова-Славская К.А., 1991, 2000; Ананьев Б.Г., 1983; Брушлинский А.В., 2000; Леонтьев А. Н, 1983; Рубинштейн С.Л., 1999, 2003]; положения, раскрывающие культурно-историческую, социально-психологическую обусловленность преобразования внешнего обли-ка человеком [Андреева Г.М., 1999; Асмолов А.Г., 2002; Бахтин М., 1986; Выготский Л.С., 1984; Кон И.С.,2003; Леви-Стросс К., 1984; Рубинштейн С.Л., 1999; Фуко М., 1998]; представления о динамической взаимосвязи внутреннего и внешнего [Асмолов А.Г., 1994; Зинченко В.П., 2005; Рубинштейн С.Л., 1999], о полифункциональности внешнего облика в жизни человека, о значимости преобразований личностью своего внешнего облика для выявления ее внутреннего мира [Бодалев А.А., 1965; Лабунская В.А., 1999, 2005; Панферов В.Н., 1983; Петрова Е.А., 2000]. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, методы количественной и качественной обработки полученных эмпирических данных, их обобщение, качественный анализ, содержательная интерпретация результатов. Использова-лись следующие эмпирические методики: 1. Анкета «Социально-психологи-ческие функции преобразования внешнего облика», созданная на основе опросника «Социально-психологические характеристики ольфакторного пове-дения» В.А. Лабунской, О.А. Герасимовой. Применялась с целью определения: 1) выбранных способов преобразования внешнего облика; 2) функций преобра-зования внешнего облика; 3) ряда параметров значимости внешнего облика. 2. Опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской, Е.В. Белугиной, использовался для изучения отношения к своему внешнему облику. 3. «Вербальный фрустрационный тест» Л. Собчик, шкала «внешний вид», диагностирующая выраженность фрустрации ценности внешнего облика, круг лиц, оказывающих наибольшее фрустрацион-ное влияние, тип реакции в ситуации фрустрации. 4. Опросник «Самоактуали-зация личности (САМОАЛ)» Н.Ф. Калина, А.В.Лазукина, адаптация методики «POI» Э. Шострома. 5. «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, модификация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолика. 6. «Уровень субъективного контроля (УСК)» Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, А.М. Эткинда. 7. Опросник «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана, модификация В.В. Бойко. 8. Шкалы «16-факторного опросника Р. Кеттелла» – «нормативность» (G); «конформность» (E), «самодостаточность» (Q2). 9. Опросник «Оценка потребности в одобрении» П. Крауна, Д. Марлоу, модификация Ю.Л. Ханина. Достоверность полученных результатов обеспечивалась использова-нием в исследовании методов математической статистики: факторного анализа (метод «Анализ главных компонент»), кластерного анализа (метод К-средних), рангового преобразования (N-процентили), H критерий Крускала-Уоллеса, корреляционного анализа Спирмена, хи-квадрата Пирсона. Применялась компьютерная программа статистического анализа данных «SPSS 13.0 for Windows». Эмпирическим объектом исследования выступили 148 женщин, обратившихся к различным способам изменения компонентов внешнего облика: повседневным средствам оформления внешнего облика; специальным косметическим процедурам; физическим упражнениям по системе «фитнес»; эстетической хирургии. Женщины принадлежали к трем возрастным группам: «молодость» (19-31 год), «взрослость» (32-42 года), «зрелость» (43-57) согласно периодизации, предложенной В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым [Слобод-чиков В.И., Исаев Е.И., 2000]. Положения, выносимые на защиту: 1. Выбор женщинами способов, предполагающих различную интенсив-ность изменения внешнего облика, не столько зависит от возраста, сколько обусловлен значимостью внешнего облика в системе отношений, представлен-ной посредством сочетания таких явлений, как оценка функций преобразования внешнего облика, степень фрустрации ценности внешнего облика, удовлетворенность внешним обликом, оценка его влияния на отношение к себе другого, принятие отраженного внешнего облика. 2. Динамика составляющих значимости внешнего облика в системе отношений сопряжена с возрастной динамикой. Чем старше женщина, тем меньшее значение она придает своему отраженному внешнему облику, тем чаще она проявляет самообвинительную фрустрированную реакцию на высказывания значимых других о своем внешнем облике, тем ниже оценивается влияние, которое может оказать преобразование внешнего облика на самоотношение, отношение другого и пространство общения. 3. Выбор способов, отличающихся интенсивностью изменения внешнего облика, опосредованно связан с выраженностью стремления к самоактуали-зации и смысложизненными ориентациями. Опосредующую функцию выпол-няет мера принятия своего отраженного внешнего облика и переживания, определенные восприятием женщиной своего внешнего облика. 4. Сочетание различно выраженных социально-психологических и личностных особенностей женщин, преобразующих свой внешний облик, соответствует четырем типам: 1) «независимому – удовлетворенному социаль-ными достижениями»; 2) «независимому – неудовлетворенному социальными достижениями»; 3) «зависимому – средне удовлетворенному социальными достижениями»; 4) «зависимому – фрустрированному в области социальных достижений». 5. Женщины, принадлежащие к различным социально-психологическим типам, отличаются уровнями самоактуализации, осознания смысла, ценностей и целей жизни, интернальностью, удовлетворенностью социальными достижениями, мерой ориентации на социальные нормы и групповые оценки, отношением к своему внешнему облику, оценкой его значимости в системе отношений, оценками функций преобразования внешнего облика. 6. Выбор и соотношение способов преобразования внешнего облика изменяется в зависимости от социально-психологического типа женщин, преобразующих свой внешний облик. «Независимый – удовлетворенный со-циальными достижениями» тип женщин сочетает способы изменения внешнего облика, отличающиеся средне-интенсивным и интенсивным воздействием на его различные компоненты. «Независимые – неудовлетворенные социальными достижениями» и «зависимые – средне удовлетворенные социальными достижениями» женщины значимо чаще используют способы, отличающиеся сверх интенсивным воздействием на антропоморфологические особенности внешнего облика. Научная новизна. Впервые проблема преобразовательной активности человека рассматривается в связи с преобразованием им своего внешнего облика на основе социально-психологического подхода, учитывающего цен-ностное отношение к внешности и его включенность в систему отношений личности. Впервые в качестве фундаментального фактора преобразования женщиной своего внешнего облика рассматривается сочетание социально-психоло-гических и личностных особенностей, включающих смысложизненные ориентации и стремление к самоактуализации. Впервые показано, что выбор женщинами способов преобразования внешнего облика не связан напрямую с возрастом, стремлением к самоактуализации, со смысложизненными ориента-циями. Влияние этих факторов опосредовано значимостью внешнего облика в системе отношений, оценкой своего отраженного внешнего облика и переживаниями, вызванными отношением других к внешнему облику женщин. Впервые на основе сочетания социально-психологических и личностных особенностей описаны социально-психологические типы женщин, преобразую-щих свой внешний облик; установлены различия между ними. Впервые выявле-ны взаимосвязи между интенсивностью изменения женщиной своего внешнего облика, выбором способа преобразования внешнего облика и принадлежностью женщи-ны к определенному социально-психологическому типу. Теоретическая и практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования вносят вклад в развитие социально-психологической теории преобразования человеком своего внешнего облика, дополняют и уточняют теоретические представления о роли социально-психологических и личностных факторов в преобразовательной активности человека. Выполненное исследование вносит вклад в социальную психологию управления впечатлением. Результаты исследования могут быть использованы в процессе оказания помощи женщинам, стремящимся преобразовать свой внешний облик. Они могут быть применены в рамках социально-психологи-ческого тренинга, направленного на развитие, осознание взаимосвязей между внешним обликом человека и его внутренним миром. Теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы в курсах лекций по социальной психологии, на практических занятиях по психологии экспрессивного поведе-ния, гендерной психологии и т.д. На их основе может быть разработан практико-ориентированный спецкурс «Социальная психология омоложения». Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на сессиях «Недели науки сотрудников, аспирантов и студентов ЮФУ» (Ростов-на-Дону, 2006-2007), на всероссийской научно-практической конференции «Человек, сообщество, управление: взгляд молодого исследователя» (Красно-дар, 2006), на заседаниях кафедры социальной психологии ЮФУ (2004-2007). Материалы диссертации используются в учебном процессе на факультете психологии ЮФУ и в работе ООО «Медицинский центр Гиппократ». Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом в 3 п.л. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения; трех глав; заключения, рекомендаций к практическому использованию результатов исследования и перспектив дальнейшего изучения проблемы; библиографии-ческого списка использованной литературы, включающего 360 источников, из них 21 – на английском языке, и 9 Приложений. Объем основного текста диссертации составляет 167 страниц. Работа содержит 4 Рисунка и 312 Таблиц, из них 310 Таблиц в приложениях. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы; определяется цель исследования, его предмет, объект; формулируются гипотезы и задачи; указываются использованные методики; раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость; выдвигаются положения, выносимые на защиту. |
Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин На основе проведенных исследований отмечается, что занятия спортом способствуют изменению личности, как мужчин, так и женщин. В наибольшей... | Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине Д-212. 208. 04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук при Южном федеральном университете... | ||
Калинина С. Б. Психологические особенности женщин – жертв домашнего... Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /... | Профилактическая и клиническая медицина Хажомия Р. К, Лучкевич В. С., Дармограй Н. В. Особенности социально гигиенического и медико-социального функционирования женщин репродуктивного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Положение подростков в возрастной периодизации «детство – отрочество – взрослость». Возрастные физиологические, физические, социально-психологические... | Тема 25. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и всех форм обучения, а так же преподавателей руководителей... | ||
Индивидуально-психологические особенности личности больных хроническим... Специальность: 19. 00. 01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» (психологические науки) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить и уточнить представления детей о частях лица. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Благодаря её инициативе, любви к своему делу школа меняет свой облик: интерьер стал намного ярче и богаче, появились прекрасно отремонтированные... | Иззатдуст Э. С., Киреев М. П. Современный терроризм: социально-политический... Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Реферат по психологии Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24 | Реферат по психологии Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26 | ||
Социально-психологические и ресурсно-экономические проблемы в системе непрерывного образования | Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Здравствуйте, дети. Приведите, пожалуйста в порядок свой внешний вид, поправьте рубашечки, закатайте рукава. Теперь, я вижу вы готовы... | I. умственная одаренность: ее психологические проявления 7 Глава... Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с. 1 |