Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков





Скачать 242.25 Kb.
НазваниеРеферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков
Дата публикации24.12.2014
Размер242.25 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505

РЕФЕРАТ

по психологии

Конфликты со сверстниками у подростков.

Выполнила:

Николаева Александра

ученица 9 «Б»

руководитель:

Савина Ольга Олеговна

Москва 2011.

Оглавление.


Оглавление. 2

Введение. 3

Глава 1. Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. 6

§ 1.Виды конфликтов. 6

1.1. Определение понятия конфликт. 6

1.2. Классификации конфликтов. 7

§ 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом возрасте. 9

Глава 2. Исследовательская часть. 14

Заключение 18

Список литературы. 19

Приложение. 21


Введение.



Актуальность. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, то чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу.

Однако при более вдумчивом отношении к конфликтам оказывается, что возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий - явление не только неизбежное, но и необходимое. Отдельные индивиды, их группы, общество в целом смогут достичь более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты, а следовать определенным правилам, помогающим конфликты разрешать и регулировать.

Современный человек живет, постоянно находясь в стрессовой ситуации, поэтому для него важно понять, как себя вести в конфликте, чтобы тот принес ему пользу, а не вред. В науке этот вопрос давно решается, но т.к. в современном мире человека редко поддерживают традиции, общество, то возможно у конфликтов есть и другая сторона. В нашей гимназии существует педагогический профиль, и, если человек хочет стать педагогом, то для него очень важно знать о фактах решения конфликта.

Проблема. Могут ли быть конструктивные конфликты у подростков?

Теоретическая разработанность. Во второй половине XX столетия в социальных науках были разработаны различные теории конфликтов. Исследовались причины зарождения конфликтов, разрабатывались их классификации, методы предупреждения и разрешения конфликтов, технологии управления развитием конфликтных ситуаций. Научные исследования социальных конфликтов имеют давние и прочные корни. Именно Карл Маркс является одним из признанных в мире первопроходцев в исследовании социальных конфликтов.

Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. (Емельянов С.Е., 2001). Конфликтологическая литература за три последних года пополнилась как монографиями (Глухова А.В. «Типология политических конфликтов»,1997, Коллективный труд под ред. Е.И.Степанова «Россия: политические противоборства и поиск согласия», М.1998 и др.) так и учебниками (А.С.Кармин «Основы конфликтологии, СПб,1998, «Конфликтология» под ред.А.С.Кармина,СПб,1999 и др.). Защищаются кандидатские и докторские диссертации по конфликтологической тематике (например, докторская диссертация В.П.Шейнова «Управление конфликтами в социальных группах и организациях» в Институте социологии Национальной Академии наук Беларуси).

Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.Однако в обществе, к сожалению, до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. (Темина С.Ю. 2002). Итак, изучением и практическим решением проблем исхода конфликтов в подростковом возрасте занимались выдающиеся психологи, психиатры, терапевты. Все это обогащает сферу конфликтологического знания, способствует росту конфликтной компетентности, что сегодня очень важно в любой области жизнедеятельности, в первую очередь в сфере управления. Методологической основой исследования явились работы, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.

Цель. Выявление наиболее значимых конфликтов в младшем подростковом возрасте.

Задачи.

1. На основе изучения и анализа литературы дать научные определения ключевым понятиям темы (подросток, конфликт, причина конфликта, структура конфликта и т.д.);

2. изучить специфику конфликтов в младшем подростковом возрасте;

3. выявить представления подростков о конфликтах среди их сверстников;

4. подготовить эмпирическое исследование в 6х классах;

5. провести эмпирическое исследование в 6х классах;

6.Выявить гендерные различия в конфликтных ситуациях с другом, определить причины конфликтов со сверстниками, определить эмоциональный уровень переживания и степень правоты подростка в конфликтной ситуации.
Объект. Учащиеся 6х классов, подростки 12-13ти лет.

Предмет. Аспекты межличностных отношений, связанных с особенностями подросткового возраста.

Гипотеза. Существуют различия, обусловленные полом подростка в степени проявления конфликта, или в использовании разных видов в конфликтном поведении. 1. В младшем подростковом возрасте начинается осознание конфликта. Важнейшими в подростковом возрасте являются конфликты со сверстниками.

2. Подростки пытаются решать конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий. Существуют гендерные различия в осознании конфликтов у средних подростков:

  • У девочек степень осознания конфликтной ситуации выше, чем у мальчиков.

  • Поведенческий репертуар у девочек более широкий (девочки выбирают разнообразные стратегии для решения конфликтных ситуаций).


Практическое значение. На основе результатов реферата могут быть даны рекомендации психологической службе по оказании помощи в конфликтах.

Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях, так как в ней рассмотрены основные понятия школьных конфликтов, особенности личностного развития в подростковый период как фактор межличностных конфликтов и специфика конфликтов «подросток – сверстник».

Глава 1. Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков.

§ 1.Виды конфликтов.

1.1. Определение понятия конфликт.


Традиционно считается, что конфликты - это, однозначно, плохо, поскольку ведут к разрушению отношений. Современные взгляды заставляют обратить внимание на другие стороны конфликтов, которые требуют от человека гибкости поведения, адаптивных способностей, просто развития его личности.

Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Знаменитое утверждение Гераклита (ок.530-470 гг. до н. э.): «Враждующее соединяется из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу». Существуют различные понимания конфликтов, их решений, такие как социально-психологические, психологические, межличностные конфликты. Рассмотрим разные определения конфликта.

Конфликт- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (Головин С.Ю. 2001)

К конфликту относится и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а решать конфликты требует логика человеческого развития.

Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей. Существуют различные взгляды на природу и характер межличностных конфликтов. (Темина С.Ю., 2002., с. 28) В межличностных конфликтах действующие лица могут преследовать несовместимые цели, придерживаться во взаимодействии друг с другом не совместимых ценностей и норм, стремиться к занятию определенного положения, места, должности в острой конкурентной борьбе, отличаться психологической несовместимостью, испытывать острую неприязнь друг и другу и т.д. Отмечают три признака межличностного конфликта:

  • Наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон.

  • Несовместимость поступков (действий).

  • Несовместимость отношений.


Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. 1

Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт..2

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.3

Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) 4

Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.5

1.2. Классификации конфликтов.


Конфликт абсолютный - особый тип конфликтного противоборства, цель которого состоит не во взаимном урегулировании возникших разногласий, а в полном подавлении и тотальном истреблении противника. В конфликтах этого типа возможность согласия сторон сведена к минимуму, а борьба прекращается только в случае полного уничтожения одного или обоих соперников.

Конфликт бытовой-конфликтное столкновение между индивидами и/или группами в бытовой сфере, возникшее из-за обладания жизненно важными ресурсами в пище, в одежде, жилище, поддержании здоровья и т.п., где интересы, потребности и цели одних лиц и групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других.

Конфликт внутригрупповой-тип конфликтного противоборства, возникающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе (производственной, политической, спортивной и т.п.), за престиж, авторитет и т.д., а также ситуационной и психологической несовместимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу. Конфликт межличностный - наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфликтерами) выступают две или более личности, враждующие

Схема 1.1.

между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами

(собственность, власть, должность и престиж), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения - семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д.

Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон6.

Конфликтная ситуация - специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.7




§ 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом возрасте.



2.1. Подростковый период - самый сложный в плане конфликтов. Наиболее типичными являются конфликты в период подросткового кризиса, в среднем подростковом возрасте (13-15 лет). Подростку, переживающему один из самых сложных возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт. Этот конфликт чаще всего может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, стрессов. Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела на перемене девочка - и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше. Мама спешит на работу, не может прорваться в ванную и ворчит: «Смотреть не на что, а торчит у зеркала два часа» - и представление о своей отнюдь не блестящей внешности оказывается окончательно подорванным.

Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Как отмечалось выше, стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста (а иногда запаздывает): «Я-концепция» должна сформироваться на границе со старшим школьным возрастом, около 15 лет.

Помимо внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными проблемами, которые приводят его к таким конфликтам, как:

Межличностные конфликты

Между личностью и группой. (Например, весь класс пытается сорвать урок, а один подросток остается в классе - он идет против мнения группы)

Межгрупповой конфликт (определение выше)
Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Родители часто не знают, как себя вести с повзрослевшим ребенком: запрещать или разрешать, а дети пытаются самоутвердиться любыми способами.

В подростковый возраст происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Подросток борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходами из дома. На самом деле ему нужна не столько свобода, сколько признание права самому принимать решения.
2.2.Дружба в подростковый период. Известно, какую значительную роль в становлении личности подростка играют друзья. Но при этом ни в одном возрасте не возникает больше такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, другие сторонятся сверстников, чем вызывают недовольство одноклассников. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его самого положение: лидера, авторитета.

О противоречивости личности в этот период, пожалуй, лучше всего сказала А. Фрейд: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны”.8

Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. Он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, мудрый человек, в то время, как вдруг, безо всякой причины превращается в капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам, то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вопросах (например, постирать носки, вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим. Меняется все: манера разговаривать, мимика, жесты, поведение. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает, увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстником. Подросток также занят выбором профессии, его постоянно тревожит мысль скором выходе во взрослую жизнь.

Еще одной ярко выраженной тенденцией у подростков является высокая раздражимость. Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны. В основе этого лежит физиологическая перестройка всего организма.

Но неужели конфликты могут приносить только боль, стресс и депрессию? Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, а не торопиться с советами. Конфликты играют важнейшую роль в становлении личности подростка, с помощью них, он осознает себя в каких-то случаях лидером, в каких-то проигравшим. Если он проиграл конфликт - в следующий раз он будет уже умудрен, научен опытом, и строить стратегию конфликта по-другому. Подростку дается возможность самому подумать над разными вариантами, найти решение какой-то важной для него самого ситуации. Подросток должен сам решать свои проблемы, выбрать свой дальнейший путь в жизни, а не потакать мнению других.

С помощью конфликтов подросток ощущает себя более взрослым, способным найти выход из сложной для него ситуации.
2.3.Исследования конфликтов у подростков. В последние 10-15 лет в отечественной психологии изучались младшие школьники, их конфликты. С точки зрения А. Баса-А. Дарки выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов., вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны. (рис.1)
рис.1
По методике К. Томаса наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет. (Рис.2)

рис.2

Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса.
рис.3
Представленная диаграмма (рис.3) свидетельствует о том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.

Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.


Глава 2. Исследовательская часть.



2.1.Постановка проблемы: Проблема конфликтов у подростков вызывает в настоящее время все больший интерес у различных специалистов из области детской и возрастной психологии, социологии, социальной психологии и педагогики. Проведенный анализ литературы показывает, что современные подростки очень часто сталкиваются с проблемой конфликтов, как при общении с взрослыми (учителями, родителями) и со сверстниками. Подростки начинают оценивать конфликты со сверстниками, как более значимые, поскольку при решении конфликта происходит развитие их личности, понимание себя, понимание других людей.

Но у подростков не всегда есть эффективные способы решения конфликтных ситуаций, поэтому конфликты зачастую сопровождаются очень сильными негативными эмоциями, разрушают отношения с друзьями. Недостаточно полно в литературе отражены те проблемы, с которыми сталкиваются младшие подростки во взаимоотношениях со сверстниками. Слабо изучены причины конфликтов и способы их решения.

Объект: подростки 12-13 лет. Учащиеся 6 класса.

Предмет: Особенности конфликтов в подростковом возрасте.

Цель: Выявление наиболее значимых конфликтов в младшем подростковом возрасте.

Задачи:

1.изучить специфику конфликтов в младшем подростковом возрасте

2.выявить представления подростков о конфликтах среди их сверстников.

3. определить особенности конфликтов среди подростков.
Гипотеза: Существуют различия, обусловленные полом подростка в степени проявления конфликта, или в использовании разных видов в конфликтном поведении.

Исследовательская база. Исследование проводилось в ГОУ Гимназия №1505 («Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория») среди учеников 6 класса (12-13 лет).

Исследуемая выборка состояла из 24 человек (15 девушек, 9 юношей).

2.2.Методы исследования. 1)Самостоятельно разработанная анкета для младших подростков, в которой обсуждаются такие темы, как важность конфликтов, частота, способы разрешения конфликтных ситуаций. Бланк анкеты находится в приложении. 2)Групповая беседа, обсуждение конфликтных ситуаций, с которыми сталкиваются подростки.

Процедура исследования. Подросткам были розданы варианты анкет. В течение 15-20 минут они должны были ответить на 5 вопросов. Отвечать нужно было самому, без чьей-либо подсказки. Анонимность по желанию, двое участников указали свои данные.

Полученные результаты.

На основе проведенного исследования гипотеза о том, что подростков в 12-13 лет волнуют различные проблемы в зависимости от пола ребенка, не подтвердилась. На вопрос «какая главная причина конфликтов» самыми часто встречаемыми ответами были: а) получил плохую оценку (проблемы в школе), б) ссора с другом/подругой, в) ссора с родителями.

В среднем подростковом возрасте происходит осознание конфликта. Подростки решают конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий.

Лучшим методом для решения конфликтов девочки 12 лет, считают высказать все противнику в лицо, а девочки 13 лет считают, что лучше найти компромисс. Мальчики 12 и 13 лет считают, что компромисс лучший метод для решения конфликта. Из проведенных исследований видно, что в среднем подростковом возрасте происходит осознание конфликтов. Подростки решают конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий.

У девочек конфликты чаще бывают со сверстниками и родителями, у мальчиков с родителями и учителями.

Лучшим методом для решения конфликтов девочки считают высказать все противнику в лицо, или найти компромисс. Мальчики выбирают компромисс.

У девочек чаще бывают конфликты с девочками, у мальчиков с мальчиками.

Первый вопрос в анкете звучал так: продолжи предложение: подросток пришел домой очень расстроенный, потому что…

По ответам участников была составлена следующая диаграмма: (рис.4)
рис.4

Т.е. 50% испытуемых обозначили причиной расстройства у подростков плохие оценки в школе, 40%- поссорился с другом/подругой, 5% написали в ответе невзаимная любовь, любовь или проблемы с противоположным полом, 2% проблемы в классе, 1%- конфликт с родителями, 1%- драка, 1%- просто устал.

Из них 1/3 мальчиков и около 70% девочек ответили «получил 2»(что примерно равно по количеству испытуемых), а также 1/3 мальчиков и 60% девочек ответили на вопрос «поссорился с другом» (что также равно по количеству). Это доказывает, что для подростков их возраста нет противоположных ответов для мальчиков и девочек. Они одинаково отвечали на вопросы, единственное, что сразу бросалось в глаза-девочки писали очень много, иногда не хватало листа А4, а мальчики отвечали очень лаконично.


-3

-2

-1

0

1

2

3



Ж

М

М


Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

М


М

Ж

Ж

Ж

Ж

М

М

М

М


Ж

Ж


Ж


Ж

Рис.5

Во втором вопросе испытуемые должны были оценить себя по 7балльной шкале(-3,-2,-1,0,1,2,3), насколько они считают себя конфликтным человеком и объяснить почему. Большинство (см. рис.5) указали в своем ответе 0,то есть «трудно сказать, когда как», 40% написали -1,что значит «не конфликтный, редко выясняю отношения». Двое участников не стали указывать ничего.

На вопрос «объясните, почему» самыми частыми ответами были


  • У меня часто бывает плохое настроение (5 ответов)

  • Я жутко люблю командовать (3 ответа)

  • Я считаю, что я прав (3 ответа)

  • Я не люблю, когда лезут в мою личную жизнь (2 ответа)


Далее приведены все ответы испытуемых на вопрос «почему ты конфликтуешь», а также «почему НЕ конфликтуешь»
Я конфликтую, потому что:

  • Плохие оценки

  • Отношения с родителями

  • Человек совсем меня достал

  • Мне кажется, что я прав

  • Воспитывать дураков бесполезно

  • Не очень люблю компанию

  • Мне не нравится, когда лезут в мою личную жизнь

  • Часто бывает плохое настроение

  • Я очень эмоциональный человек

  • Бывают разные ситуации

  • Иногда бываю очень раздражительным

  • Я жутко люблю командовать


Я не конфликтую, потому что:



  • Не хочу терять друзей

  • Меня редко можно вывести из себя

  • Меня это редко касается

  • Я люблю своих друзей

  • Если я буду ссориться, меня потом не будут любить

  • У меня есть общие интересы с друзьями

  • Я не люблю причинять людям боль


Во время разговора подростки начали активно обсуждать проблемы в классе, не боялись говорить правду друг другу в лицо, прозвучали такие фразы, как «сложно найти друга среди вас», «изменилось мнение с пятого класса», «проблемы с учебой», что довольно странно для учеников 6 класса. Они разделились на две группы, выступающие друг против друга. Они оказались очень конфликтными, что противоречит их ответам на второй вопрос анкеты.


Заключение



Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети интенсивно растут, развиваются как физиологически, так и духовно. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на их психических функциях.

Ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности. 9

Конфликт – это характеристика взаимодействия. Любой конфликт представляет собой противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.

Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью.

Неустойчивостью эмоций и поведения, подростки

эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Список литературы.



  1. Ащупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология. Москва издательство Юнити 1999.

  2. Божович Л.И., Проблемы формирования личности Воронеж Модек 2001 – 352 стр.

  3. Братченко С.Л. , Существует ли диалог? Человек в мире диалога. – Л.:1990.

  4. Головин С.Ю., Словарь псхолога-практика. Минск Харвест 2001.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликтов - СПб.: Питер, 2008.




  1. Драгунова Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте/ Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.




  1. Емельянов С.М., Практикум по конфликтологии Санкт-Петербург 2001.

  2. Зимняя И.А.., Педагогическая психология – М.: Логос 2002 – 384 стр.

  3. Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Сластенин В.А., Педагогика: учебное пособие для студентов пед. Заведений - М.: Школа – Пресс 2000- 512 стр.

  4. Кармина А.С., Конфликтология под редакцией - СПб Лань 1999.

  5. Кендалла Ф., Психотерапия детей и подростков. Под редакцией СПб Питер 2002 – 432 стр.

  6. Ковалев С.В., Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Москва, изд-во “Просвещение” 1991.

  7. Кон И.С., Психология старшеклассника. Москва, изд-во “Просвещение” 1980.

  8. Кон И.С. , В поисках себя личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.

  9. Солодилова О.П. Учебник по возрастной психологии - М.: ТК Велби, 2005




  1. Темина С.Ю., Конфликты школы или “школа конфликтов”. Москва - Воронеж 2002.




  1. Шахова Е.С., Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. Владимир 2008

  2. Психологический толковый словарь. http://magazine.mospsy.ru/dictionary/ ссылка действительна на 04.04.2011

  3. Конфликты в подростковом возрасте.

http://digest.subscribe.ru/children/education/n115759509.html ссылка действительна на 04.04.2011

Приложение.


1.Вариант анкеты.
Пол_____ Возраст_____Класс____

1)Продолжи предложение:

Мальчик пришел домой очень расстроенный, потому что … _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
2)Считаешь ли ты себя конфликтным человеком ? Почему ?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Считаешь ли ты своих друзей конфликтными людьми ? Почему ?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Как часто в твоей жизни тебе приходится сталкиваться с конфликтами ?



  • Очень часто

  • Часто

  • Редко

  • Совсем не сталкиваюсь

  • (свой вариант ответа)________________________________________________


4)С кем чаще всего,как тебе кажется,конфликтует твой ровесник (возможны несколько вариантов ответа)


  • С родителями

  • С учителями

  • С мальчиками

  • С девочками

  • Со старшеклассниками

  • С посторонними людьми

  • Другое ____________________________________________________________


5)Какие конфликты более важные,тяжелее переживаются: (пронумеровать в порядке возрастания)


  • С родителями

  • С учителями

  • С мальчиками

  • С девочками

  • Со старшеклассниками

  • С посторонними людьми

  • Другое___________________________________________________________


6)Поясни, из-за чего происходят столкновения с

А)мальчиками_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б)девочками_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1 Емельянова С.М.,2001,с.26

2 Там же, с.26

3 Там же, с.26

4 Там же, с.27

5 Там же, с.27

6 Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

7 Бабосов Е.М, 2000.

8 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н., 2001, с.304

9 Е.С.Шахова, «особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте», Владимир,2008.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 26
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconРеферат по психологии
Iii. Психологические особенности подростков с разными темпами пубертата. 24
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconМаксим Музафаров елц святой Екатерины г. Казани
Конфликты и противоречия сопровождают нас всю жизнь: напр., внутренние противоречия, т е конфликт с самим собой; конфликты с окружающими...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мои друзья и я. Взаимоотношения в семье, с друзьями, со сверстниками. Национальные и семейные праздники. Конфликты и их решения....
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В , фтд 3 Семейные конфликты...
Е. М. Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconВзаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности...
Работа выполнена на кафедре общей и экспериментальной психологии факультета психологии Государственного Университета – Высшая Школа...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconРеферат Конфликты в подростковой среде

Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconРеферат Конфликты в подростковой среде

Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconКорпоративные конфликты и конфликты интересов
Общие научные исследования не приводят к четкому формулированию принципов, к необходимой детализации
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconЗадание 1 Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы
Цель занятия: формирование у подростков навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, развитие психологической наблюдательности...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconСтатьи для докладов и написания рефератов Вопросы возрастной психологии: Венгер А. Л
Венгер А. Л. Ребенок и общество: исторический кризис детства //Вопросы психологии, 2008, № С. 3-12. Важнейшая проблема современности...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconКонспект урока Конфликты в обществе Автор урока: Ворсунова Ирина...
М.: ООО «тид «Русское слово – рс», 2009, -192 с. (§ 23). На уроке используются отдельные ресурсы эуп №42 «Обществознание 8-11 классы....
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconТема Содержание работы
Определение психологии как науки. Этапы становления психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Взаимосвязь...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (психологии человека, психологии развития, педагогической...
Реферат по психологии Конфликты со сверстниками у подростков iconРеферат. Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»
Тема: «Межнациональные конфликты: их особенности, воздействие на состояние общества»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск