Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505
РЕФЕРАТ
по психологии
Конфликты со сверстниками у подростков.
Выполнила:
Николаева Александра
ученица 9 «Б»
руководитель:
Савина Ольга Олеговна
Москва 2011.
Оглавление. Оглавление. 2
Введение. 3
Глава 1. Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. 6
§ 1.Виды конфликтов. 6
1.1. Определение понятия конфликт. 6
1.2. Классификации конфликтов. 7
§ 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом возрасте. 9
Глава 2. Исследовательская часть. 14
Заключение 18
Список литературы. 19
Приложение. 21
Введение.
Актуальность. Когда произносится слово «конфликт», то возникающие при этом ассоциации несут в себе, как правило, отрицательный оттенок. Если кто-либо говорит, что ему пришлось оказаться в конфликтной ситуации, то чаще всего мы представляем людей раздраженных, возбужденных, враждебно настроенных по отношению друг к другу.
Однако при более вдумчивом отношении к конфликтам оказывается, что возникновение и развитие конфликтных ситуаций и взаимодействий - явление не только неизбежное, но и необходимое. Отдельные индивиды, их группы, общество в целом смогут достичь более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты, а следовать определенным правилам, помогающим конфликты разрешать и регулировать.
Современный человек живет, постоянно находясь в стрессовой ситуации, поэтому для него важно понять, как себя вести в конфликте, чтобы тот принес ему пользу, а не вред. В науке этот вопрос давно решается, но т.к. в современном мире человека редко поддерживают традиции, общество, то возможно у конфликтов есть и другая сторона. В нашей гимназии существует педагогический профиль, и, если человек хочет стать педагогом, то для него очень важно знать о фактах решения конфликта.
Проблема. Могут ли быть конструктивные конфликты у подростков?
Теоретическая разработанность. Во второй половине XX столетия в социальных науках были разработаны различные теории конфликтов. Исследовались причины зарождения конфликтов, разрабатывались их классификации, методы предупреждения и разрешения конфликтов, технологии управления развитием конфликтных ситуаций. Научные исследования социальных конфликтов имеют давние и прочные корни. Именно Карл Маркс является одним из признанных в мире первопроходцев в исследовании социальных конфликтов.
Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. (Емельянов С.Е., 2001). Конфликтологическая литература за три последних года пополнилась как монографиями (Глухова А.В. «Типология политических конфликтов»,1997, Коллективный труд под ред. Е.И.Степанова «Россия: политические противоборства и поиск согласия», М.1998 и др.) так и учебниками (А.С.Кармин «Основы конфликтологии, СПб,1998, «Конфликтология» под ред.А.С.Кармина,СПб,1999 и др.). Защищаются кандидатские и докторские диссертации по конфликтологической тематике (например, докторская диссертация В.П.Шейнова «Управление конфликтами в социальных группах и организациях» в Институте социологии Национальной Академии наук Беларуси).
Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.Однако в обществе, к сожалению, до сих пор не развита культура разрешения конфликтов. (Темина С.Ю. 2002). Итак, изучением и практическим решением проблем исхода конфликтов в подростковом возрасте занимались выдающиеся психологи, психиатры, терапевты. Все это обогащает сферу конфликтологического знания, способствует росту конфликтной компетентности, что сегодня очень важно в любой области жизнедеятельности, в первую очередь в сфере управления. Методологической основой исследования явились работы, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей.
Цель. Выявление наиболее значимых конфликтов в младшем подростковом возрасте.
Задачи.
1. На основе изучения и анализа литературы дать научные определения ключевым понятиям темы (подросток, конфликт, причина конфликта, структура конфликта и т.д.);
2. изучить специфику конфликтов в младшем подростковом возрасте;
3. выявить представления подростков о конфликтах среди их сверстников;
4. подготовить эмпирическое исследование в 6х классах;
5. провести эмпирическое исследование в 6х классах;
6.Выявить гендерные различия в конфликтных ситуациях с другом, определить причины конфликтов со сверстниками, определить эмоциональный уровень переживания и степень правоты подростка в конфликтной ситуации. Объект. Учащиеся 6х классов, подростки 12-13ти лет.
Предмет. Аспекты межличностных отношений, связанных с особенностями подросткового возраста.
Гипотеза. Существуют различия, обусловленные полом подростка в степени проявления конфликта, или в использовании разных видов в конфликтном поведении. 1. В младшем подростковом возрасте начинается осознание конфликта. Важнейшими в подростковом возрасте являются конфликты со сверстниками.
2. Подростки пытаются решать конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий. Существуют гендерные различия в осознании конфликтов у средних подростков:
У девочек степень осознания конфликтной ситуации выше, чем у мальчиков.
Поведенческий репертуар у девочек более широкий (девочки выбирают разнообразные стратегии для решения конфликтных ситуаций).
Практическое значение. На основе результатов реферата могут быть даны рекомендации психологической службе по оказании помощи в конфликтах.
Данная работа может быть практическим пособием для психологов, учителей, родителей при изучении конфликтов школьников и их разрешениях, так как в ней рассмотрены основные понятия школьных конфликтов, особенности личностного развития в подростковый период как фактор межличностных конфликтов и специфика конфликтов «подросток – сверстник».
Глава 1. Теоретический анализ психологических подходов к изучению конфликтов у подростков. § 1.Виды конфликтов. 1.1. Определение понятия конфликт. Традиционно считается, что конфликты - это, однозначно, плохо, поскольку ведут к разрушению отношений. Современные взгляды заставляют обратить внимание на другие стороны конфликтов, которые требуют от человека гибкости поведения, адаптивных способностей, просто развития его личности.
Первые попытки понять и осмыслить место и роль конфликта в жизни человека и общества возникают в эпоху античности. Знаменитое утверждение Гераклита (ок.530-470 гг. до н. э.): «Враждующее соединяется из расходящихся - прекрасная гармония, и все происходит через борьбу». Существуют различные понимания конфликтов, их решений, такие как социально-психологические, психологические, межличностные конфликты. Рассмотрим разные определения конфликта.
Конфликт- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (Головин С.Ю. 2001)
К конфликту относится и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а решать конфликты требует логика человеческого развития.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей. Существуют различные взгляды на природу и характер межличностных конфликтов. (Темина С.Ю., 2002., с. 28) В межличностных конфликтах действующие лица могут преследовать несовместимые цели, придерживаться во взаимодействии друг с другом не совместимых ценностей и норм, стремиться к занятию определенного положения, места, должности в острой конкурентной борьбе, отличаться психологической несовместимостью, испытывать острую неприязнь друг и другу и т.д. Отмечают три признака межличностного конфликта:
Наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон.
Несовместимость поступков (действий).
Несовместимость отношений.
Стороны конфликта - это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. 1
Предмет конфликта - это то, из-за чего возникает конфликт..2
Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.3
Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) 4
Позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.5
1.2. Классификации конфликтов. Конфликт абсолютный - особый тип конфликтного противоборства, цель которого состоит не во взаимном урегулировании возникших разногласий, а в полном подавлении и тотальном истреблении противника. В конфликтах этого типа возможность согласия сторон сведена к минимуму, а борьба прекращается только в случае полного уничтожения одного или обоих соперников.
Конфликт бытовой-конфликтное столкновение между индивидами и/или группами в бытовой сфере, возникшее из-за обладания жизненно важными ресурсами в пище, в одежде, жилище, поддержании здоровья и т.п., где интересы, потребности и цели одних лиц и групп сталкиваются с потребностями, интересами и целями других.
Конфликт внутригрупповой-тип конфликтного противоборства, возникающего внутри социальной группы вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за групповое доминирование, за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе (производственной, политической, спортивной и т.п.), за престиж, авторитет и т.д., а также ситуационной и психологической несовместимости двух или большего числа членов данной группы, их личной неприязни друг к другу. Конфликт межличностный - наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфликтерами) выступают две или более личности, враждующие
Схема 1.1.
между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами
(собственность, власть, должность и престиж), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения - семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д.
Конфликт наивысшей интенсивности завершается физическим уничтожением одной из сторон6.
Конфликтная ситуация - специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.7
§ 2.Подростковый период. Конфликты в подростковом возрасте.
2.1. Подростковый период - самый сложный в плане конфликтов. Наиболее типичными являются конфликты в период подросткового кризиса, в среднем подростковом возрасте (13-15 лет). Подростку, переживающему один из самых сложных возрастных кризисов, в большей мере свойственен внутриличностный конфликт. Этот конфликт чаще всего может возникнуть при низкой удовлетворенности жизнью, друзьями, учебой, стрессов. Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела на перемене девочка - и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше. Мама спешит на работу, не может прорваться в ванную и ворчит: «Смотреть не на что, а торчит у зеркала два часа» - и представление о своей отнюдь не блестящей внешности оказывается окончательно подорванным.
Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает в себе все новые и новые черты. Его отдельные образы «Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. Как отмечалось выше, стабилизация начинается только в самом конце подросткового возраста (а иногда запаздывает): «Я-концепция» должна сформироваться на границе со старшим школьным возрастом, около 15 лет.
Помимо внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными проблемами, которые приводят его к таким конфликтам, как:
Межличностные конфликты
Между личностью и группой. (Например, весь класс пытается сорвать урок, а один подросток остается в классе - он идет против мнения группы)
Межгрупповой конфликт (определение выше) Отношения с родителями несут в себе еще один конфликт. Родители часто не знают, как себя вести с повзрослевшим ребенком: запрещать или разрешать, а дети пытаются самоутвердиться любыми способами.
В подростковый возраст происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Подросток борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходами из дома. На самом деле ему нужна не столько свобода, сколько признание права самому принимать решения. 2.2.Дружба в подростковый период. Известно, какую значительную роль в становлении личности подростка играют друзья. Но при этом ни в одном возрасте не возникает больше такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, другие сторонятся сверстников, чем вызывают недовольство одноклассников. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его самого положение: лидера, авторитета.
О противоречивости личности в этот период, пожалуй, лучше всего сказала А. Фрейд: “Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения - только для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны”.8
Внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. Он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, мудрый человек, в то время, как вдруг, безо всякой причины превращается в капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам, то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вопросах (например, постирать носки, вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим. Меняется все: манера разговаривать, мимика, жесты, поведение. Появляются новые интересы, которым подросток отдается целиком, но вскоре быстро остывает, увлекается чем-то новым - как правило, под влиянием сверстником. Подросток также занят выбором профессии, его постоянно тревожит мысль скором выходе во взрослую жизнь.
Еще одной ярко выраженной тенденцией у подростков является высокая раздражимость. Раздражительность – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны. В основе этого лежит физиологическая перестройка всего организма.
Но неужели конфликты могут приносить только боль, стресс и депрессию? Если подросток сильно расстроен, плачет, в первую очередь важно его выслушать, а не торопиться с советами. Конфликты играют важнейшую роль в становлении личности подростка, с помощью них, он осознает себя в каких-то случаях лидером, в каких-то проигравшим. Если он проиграл конфликт - в следующий раз он будет уже умудрен, научен опытом, и строить стратегию конфликта по-другому. Подростку дается возможность самому подумать над разными вариантами, найти решение какой-то важной для него самого ситуации. Подросток должен сам решать свои проблемы, выбрать свой дальнейший путь в жизни, а не потакать мнению других.
С помощью конфликтов подросток ощущает себя более взрослым, способным найти выход из сложной для него ситуации. 2.3.Исследования конфликтов у подростков. В последние 10-15 лет в отечественной психологии изучались младшие школьники, их конфликты. С точки зрения А. Баса-А. Дарки выявлено, что у подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов., вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Скорее всего это происходит из – за того, что подростки в силу своего возраста часто бывают слишком возбуждены и вследствие этого раздражительны. (рис.1) рис.1 По методике К. Томаса наиболее представлены две противоположные стратегии – соперничество и сотрудничество. Соперничество (конкуренция) - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют адекватными способами поведения и не умеют выражать собственные чувства, что и приводит к возникновению конфликтов, а глубокого отрицательного отношения к окружающему миру у них нет. (Рис.2)
рис.2
Представленность подростков с различными типами поведения в конфликте по методике К. Томаса. рис.3 Представленная диаграмма (рис.3) свидетельствует о том, что 27% подростков предпочитают стратегию соперничества.
Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23% готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Около 17% могут пойти на компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
Остальные 13% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1.Постановка проблемы: Проблема конфликтов у подростков вызывает в настоящее время все больший интерес у различных специалистов из области детской и возрастной психологии, социологии, социальной психологии и педагогики. Проведенный анализ литературы показывает, что современные подростки очень часто сталкиваются с проблемой конфликтов, как при общении с взрослыми (учителями, родителями) и со сверстниками. Подростки начинают оценивать конфликты со сверстниками, как более значимые, поскольку при решении конфликта происходит развитие их личности, понимание себя, понимание других людей.
Но у подростков не всегда есть эффективные способы решения конфликтных ситуаций, поэтому конфликты зачастую сопровождаются очень сильными негативными эмоциями, разрушают отношения с друзьями. Недостаточно полно в литературе отражены те проблемы, с которыми сталкиваются младшие подростки во взаимоотношениях со сверстниками. Слабо изучены причины конфликтов и способы их решения.
Объект: подростки 12-13 лет. Учащиеся 6 класса.
Предмет: Особенности конфликтов в подростковом возрасте.
Цель: Выявление наиболее значимых конфликтов в младшем подростковом возрасте.
Задачи:
1.изучить специфику конфликтов в младшем подростковом возрасте
2.выявить представления подростков о конфликтах среди их сверстников.
3. определить особенности конфликтов среди подростков. Гипотеза: Существуют различия, обусловленные полом подростка в степени проявления конфликта, или в использовании разных видов в конфликтном поведении.
Исследовательская база. Исследование проводилось в ГОУ Гимназия №1505 («Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория») среди учеников 6 класса (12-13 лет).
Исследуемая выборка состояла из 24 человек (15 девушек, 9 юношей).
2.2.Методы исследования. 1)Самостоятельно разработанная анкета для младших подростков, в которой обсуждаются такие темы, как важность конфликтов, частота, способы разрешения конфликтных ситуаций. Бланк анкеты находится в приложении. 2)Групповая беседа, обсуждение конфликтных ситуаций, с которыми сталкиваются подростки.
Процедура исследования. Подросткам были розданы варианты анкет. В течение 15-20 минут они должны были ответить на 5 вопросов. Отвечать нужно было самому, без чьей-либо подсказки. Анонимность по желанию, двое участников указали свои данные.
Полученные результаты.
На основе проведенного исследования гипотеза о том, что подростков в 12-13 лет волнуют различные проблемы в зависимости от пола ребенка, не подтвердилась. На вопрос «какая главная причина конфликтов» самыми часто встречаемыми ответами были: а) получил плохую оценку (проблемы в школе), б) ссора с другом/подругой, в) ссора с родителями.
В среднем подростковом возрасте происходит осознание конфликта. Подростки решают конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий.
Лучшим методом для решения конфликтов девочки 12 лет, считают высказать все противнику в лицо, а девочки 13 лет считают, что лучше найти компромисс. Мальчики 12 и 13 лет считают, что компромисс лучший метод для решения конфликта. Из проведенных исследований видно, что в среднем подростковом возрасте происходит осознание конфликтов. Подростки решают конфликтные ситуации самостоятельно с применением различных стратегий.
У девочек конфликты чаще бывают со сверстниками и родителями, у мальчиков с родителями и учителями.
Лучшим методом для решения конфликтов девочки считают высказать все противнику в лицо, или найти компромисс. Мальчики выбирают компромисс.
У девочек чаще бывают конфликты с девочками, у мальчиков с мальчиками.
Первый вопрос в анкете звучал так: продолжи предложение: подросток пришел домой очень расстроенный, потому что…
По ответам участников была составлена следующая диаграмма: (рис.4) рис.4
Т.е. 50% испытуемых обозначили причиной расстройства у подростков плохие оценки в школе, 40%- поссорился с другом/подругой, 5% написали в ответе невзаимная любовь, любовь или проблемы с противоположным полом, 2% проблемы в классе, 1%- конфликт с родителями, 1%- драка, 1%- просто устал.
Из них 1/3 мальчиков и около 70% девочек ответили «получил 2»(что примерно равно по количеству испытуемых), а также 1/3 мальчиков и 60% девочек ответили на вопрос «поссорился с другом» (что также равно по количеству). Это доказывает, что для подростков их возраста нет противоположных ответов для мальчиков и девочек. Они одинаково отвечали на вопросы, единственное, что сразу бросалось в глаза-девочки писали очень много, иногда не хватало листа А4, а мальчики отвечали очень лаконично.
-
-3
| -2
| -1
| 0
| 1
| 2
| 3
|
| Ж
М
М
| Ж
Ж
Ж
Ж
Ж
М
| М
Ж
Ж
Ж
Ж
М
М
М
М
| Ж
Ж
| Ж
| Ж
| Рис.5
Во втором вопросе испытуемые должны были оценить себя по 7балльной шкале(-3,-2,-1,0,1,2,3), насколько они считают себя конфликтным человеком и объяснить почему. Большинство (см. рис.5) указали в своем ответе 0,то есть «трудно сказать, когда как», 40% написали -1,что значит «не конфликтный, редко выясняю отношения». Двое участников не стали указывать ничего.
На вопрос «объясните, почему» самыми частыми ответами были
У меня часто бывает плохое настроение (5 ответов)
Я жутко люблю командовать (3 ответа)
Я считаю, что я прав (3 ответа)
Я не люблю, когда лезут в мою личную жизнь (2 ответа)
Далее приведены все ответы испытуемых на вопрос «почему ты конфликтуешь», а также «почему НЕ конфликтуешь» Я конфликтую, потому что:
Плохие оценки
Отношения с родителями
Человек совсем меня достал
Мне кажется, что я прав
Воспитывать дураков бесполезно
Не очень люблю компанию
Мне не нравится, когда лезут в мою личную жизнь
Часто бывает плохое настроение
Я очень эмоциональный человек
Бывают разные ситуации
Иногда бываю очень раздражительным
Я жутко люблю командовать
Я не конфликтую, потому что:
Не хочу терять друзей
Меня редко можно вывести из себя
Меня это редко касается
Я люблю своих друзей
Если я буду ссориться, меня потом не будут любить
У меня есть общие интересы с друзьями
Я не люблю причинять людям боль
Во время разговора подростки начали активно обсуждать проблемы в классе, не боялись говорить правду друг другу в лицо, прозвучали такие фразы, как «сложно найти друга среди вас», «изменилось мнение с пятого класса», «проблемы с учебой», что довольно странно для учеников 6 класса. Они разделились на две группы, выступающие друг против друга. Они оказались очень конфликтными, что противоречит их ответам на второй вопрос анкеты.
Заключение
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети интенсивно растут, развиваются как физиологически, так и духовно. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на их психических функциях.
Ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности. 9
Конфликт – это характеристика взаимодействия. Любой конфликт представляет собой противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью.
Неустойчивостью эмоций и поведения, подростки
эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
Список литературы.
Ащупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология. Москва издательство Юнити 1999.
Божович Л.И., Проблемы формирования личности Воронеж Модек 2001 – 352 стр.
Братченко С.Л. , Существует ли диалог? Человек в мире диалога. – Л.:1990.
Головин С.Ю., Словарь псхолога-практика. Минск Харвест 2001.
Гришина Н.В. Психология конфликтов - СПб.: Питер, 2008.
Драгунова Т.В. Проблема конфликтов в подростковом возрасте/ Сост. Ю.И. Фролов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Емельянов С.М., Практикум по конфликтологии Санкт-Петербург 2001.
Зимняя И.А.., Педагогическая психология – М.: Логос 2002 – 384 стр.
Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Сластенин В.А., Педагогика: учебное пособие для студентов пед. Заведений - М.: Школа – Пресс 2000- 512 стр.
Кармина А.С., Конфликтология под редакцией - СПб Лань 1999.
Кендалла Ф., Психотерапия детей и подростков. Под редакцией СПб Питер 2002 – 432 стр.
Ковалев С.В., Подготовка старшеклассников к семейной жизни. Москва, изд-во “Просвещение” 1991.
Кон И.С., Психология старшеклассника. Москва, изд-во “Просвещение” 1980.
Кон И.С. , В поисках себя личность и ее самосознание М.: Политиздат, 1984.
Солодилова О.П. Учебник по возрастной психологии - М.: ТК Велби, 2005
Темина С.Ю., Конфликты школы или “школа конфликтов”. Москва - Воронеж 2002.
Шахова Е.С., Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте. Владимир 2008
Психологический толковый словарь. http://magazine.mospsy.ru/dictionary/ ссылка действительна на 04.04.2011
Конфликты в подростковом возрасте.
http://digest.subscribe.ru/children/education/n115759509.html ссылка действительна на 04.04.2011
Приложение. 1.Вариант анкеты. Пол_____ Возраст_____Класс____
1)Продолжи предложение:
Мальчик пришел домой очень расстроенный, потому что … _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ 2)Считаешь ли ты себя конфликтным человеком ? Почему ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Считаешь ли ты своих друзей конфликтными людьми ? Почему ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3)Как часто в твоей жизни тебе приходится сталкиваться с конфликтами ?
Очень часто
Часто
Редко
Совсем не сталкиваюсь
(свой вариант ответа)________________________________________________
4)С кем чаще всего,как тебе кажется,конфликтует твой ровесник (возможны несколько вариантов ответа)
С родителями
С учителями
С мальчиками
С девочками
Со старшеклассниками
С посторонними людьми
Другое ____________________________________________________________
5)Какие конфликты более важные,тяжелее переживаются: (пронумеровать в порядке возрастания)
С родителями
С учителями
С мальчиками
С девочками
Со старшеклассниками
С посторонними людьми
Другое___________________________________________________________
6)Поясни, из-за чего происходят столкновения с
А)мальчиками_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б)девочками_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|