ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА «Утверждаю»
Директор РИ АлтГУ
_____________ К.Г.Анисимов
«_____» _____________2010 г.
Учебно-методический комплекс «Психология безопасности» (для отделения высшего профессионального образования, специальности «Психология»)
Рубцовск, 2010
Кафедра | —— психологии
| Шифр и наименование дисциплины
| —— ФД.Ф.00 «Психология безопасности»
| Статус дисциплины
| —— ФД
| Курс
| ——6, 5
| Специальности
| —— 030301.65 «Психология»
| Форма обучения
| ——очно-заочная, дневная
| Объём дисциплины
| —— 80 часов, 2,2 зачетных единицы
| И.о. зав. кафедрой психологии
________________ Машуков В.Н.
Зам. директора по учебной работе
_________________ Жданова Е.А.
Автор: Волкова Т.Г., к.пс.н., доцент кафедры психологии, Черноусова У.Н. ассистент кафедры психологии.
СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» 4
1.1.Тематический план дисциплины «Психология безопасности» 4
1.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы). 11
1.3. Планы семинарских и лабораторных занятий 16
2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 23
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 25
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
1. ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ» 1.1.Тематический план дисциплины «Психология безопасности» Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс авторского курса «Психология безопасности» составлен на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных и вузовских стандартов и с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ. Данный курс реализуется в рамках подготовки по специальности 020400 «Психология», относится к разделу общепрофессиональных дисциплин (регионального компонента). В ее основу положено содержание государственных стандартов по социальной психологии, психологии личности, практический опыт работы преподавателя, современная учебная литература по социальной психологии, юридической психологии, виктимологии, монографии, научные публикации в области социальной виктимологии. Программа строится в соответствии с общими педагогическими задачами и дидактическими принципами.
Цель курса – ознакомить студентов с основными проблемами социальной виктимологии, психологической виктимизации в контексте основных тенденций развития современного общества. Задача – развитие в научном представлении студентов системы социально-психологических понятий в области виктимологии, формирование профессиональных умений и навыков при работе с пережившими насилие и считающими себя таковыми.
Социальная виктимология является неотъемлемой частью содержания социальной психологии, раскрывает основные закономерности виктимности и социально-психологической профилактики психологической виктимизации. Изложение материала представляет собой попытку отразить в изучении социальной виктимологии подход российских ученых, основанный на принципах научности, системности изложения материала, практической направленности. В программе выделены три раздела:
Социальная виктимология как наука.
Виктимность и виктимизация.
Виктимологическая профилактика.
Темы аудиторных занятий:
История возникновения виктимологии как науки.
Виктимность и психологическая виктимизация личности.
Модель жертвы в социальной виктимологии.
Виктимизация как процесс и результат.
Факторы социальной и психологической виктимизации.
Виктимологическая профилактика.
Группы риска в социальной виктимологии.
Методы работы с жертвами.
В программе определены структура, содержание курса, примерный тематический план курса, указаны требования к знаниям, умениям, навыкам студентов, темы практических заданий, темы для самостоятельного изучения, темы семинаров, представлен список вопросов к семинарам, список учебной и дополнительно рекомендуемой литературы. Изучение материала предлагается в форме лекций, семинаров, практических работ, самостоятельной работы с рекомендуемой литературой.
В программе курса отражены следующие вопросы:
– изучение предмета, задач, методологических аспектов виктимологии;
– история развития виктимологии как науки;
– социально-психологические закономерности факторов виктимизации;
– теории, объясняющие виктимность и защищенность жертв;
– социально-психологические закономерности виктимности личности и общества;
– социально-психологические особенности различных категорий жертв, их классификация;
– вопросы виктимологической профилактики, индивидуальной и массовой.
Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине. В результате ознакомления с данным курсом студенты должны усвоить знания об истории возникновения виктимологии, особенностях ее развития; знакомятся с позициями отечественных и зарубежных авторов в отношении виктимологии, особенностями социальной виктимологии и психологической виктимизации личности, а также должны уметь рассматривать влияние виктимологических факторов на социализацию личности, определять программу профилактики психологической виктимизации оичности, овладеть методами работы с жертвами знать основные характеристики личности жертвы.
Изучение материала предлагается в форме лекций, семинаров, практические работы, самостоятельной работы с рекомендуемой литературой. Теоретический материал, полученный на лекциях, закрепляется и более углубленно рассматривается на семинарских занятиях, предусматривающих фронтальную, индивидуальную формы работы. Предлагается список не только специальной, но и дополнительной литературы, предназначенной для самостоятельной работы студентов.
Достижение поставленных целей и задач обеспечивается последовательным изложением теоретических проблем курса, решением практических задач, усвоением понятий; самостоятельной познавательной деятельностью студентов, текущим и итоговым контроль знаний, умений, навыков студентов.
Текущий контроль. В течение семестра выполняются письменная контрольная работа, письменный тест. Выполнение контрольной работы является обязательным для всех студентов, а результаты текущего контроля служат основанием для выставления оценок в ведомость контрольной недели на факультете.
Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Зачет принимается в форме письменного ответа на вопросы, указанные в билете. Билеты содержат по два вопроса из приводимого в программе списка,
Основные методики и приемы изложения и усвоения курса включают в себя:
проблемное изложение теоретического лекционного материала;
дискуссионное изложение вопросов семинаров;
практические упражнения с элементами тренинга;
индивидуальные и групповые консультации;
оперативный контроль и самоконтроль знаний;
контрольные работы по терминам и понятиям;
изучение первоисточников, произведений классиков, психологической научной литературы;
конспектирование статей и публикаций в научных журналах;
итоговый контроль в форме зачета.
Тематический план для студентов специальности «Психология» – ОЗО, ОЗОк.
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме о6учения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Практ. и семинары
| ДЕ I.
40 баллов
Теоретические аспекты психологической виктимизации
| 1. История возникновения виктимологии как науки.
| 8
| 2
| 2
|
| 6
| 2. Виктимность и психологическая виктимизация личности.
| 12
| 2
| 2
|
| 10
| 3. Модель жертвы в социальной виктимологии.
| 12
| 2
| 2
|
| 10
| 4. Виктимизация как процесс и результат.
| 12
| 2
| 2
|
| 10
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа (10 баллов)
| ДЕ II
40 баллов
Практические аспекты психологической виктимизации
| 5. Виктимологическая профилактика.
| 12
| 2
|
| 2
| 10
| 6. Группы риска в социальной виктимологии.
| 12
| 2
|
| 2
| 10
| 7. Методы работы с жертвами и субъектами «группы риска»
| 12
| 2
|
| 2
| 10
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум (10 баллов)
| Итого часов
| 80
| 14
| 8
| 6
| 66
| Тематический план для студентов специальности «Психология» – ДО.
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очной форме о6учения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Практ. и семинары
| ДЕ I.
40 баллов
Теоретические аспекты психологической виктимизации
| 1. История возникновения виктимологии как науки.
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 2. Виктимность и психологическая виктимизация личности.
| 10
| 4
| 4
|
| 6
| 3. Модель жертвы в социальной виктимологии.
| 10
| 4
| 4
|
| 6
| 4. Виктимизация как процесс и результат.
| 8
| 4
| 4
|
| 4
| 5 Психотерапия виктимности
| 8
| 2
| 2
|
| 6
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа (10 баллов)
| ДЕ II
40 баллов
Практические аспекты психологической виктимизации
| 5. Виктимологическая профилактика.
| 6
| 2
|
| 2
| 4
| 6. Группы риска в социальной виктимологии.
| 4
| 2
|
| 2
| 2
| 7. Методы работы с жертвами и субъектами «группы риска»
| 6
| 2
|
| 2
| 4
| 8. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
| 10
| 2
|
| 2
| 8
| Консультирование в виктимологии
| 10
| 2
|
| 2
| 8
| Промежуточный контроль
| Коллоквиум (10 баллов)
| Итого часов
| 80
| 28
| 18
| 10
| 52
| |