СОДЕРЖАНИЕ
Кол-во занятий, 22
работ 22
Оценка за один вид работы (баллы) 22
Максимально 22
возможный 22
суммарный балл 22
Кол-во 23
занятий, 23
работ 23
Оценка 23
за один вид 23
работы (баллы) 23
Максимально 23
возможный 23
суммарный балл 23
2 Личность, индивид, индивидуальность. 63
РАЗДЕЛ 4 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 108
Тема 11 Феноменология общения 108
План лекции: 143
Общие методические указания 191
Методические указания по выполнению контрольной работы 196
АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Психология и педагогика» входит в состав цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, является дисциплиной по выбору.
Психология и педагогика взаимопереплетаются и взаимодополняют друг друга, так как используют ряд общих научно-исследовательских методов и методик воздействия на личность.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» создан в соответствии с Государственным образовательным стандартом относительно специальности высшего профессионального образования 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям). Предназначен студентам очной и заочной форм обучения.
Включает в себя рабочую учебную программу, конспект лекций, материалы для организации самостоятельной работы студентов. Задания к практическим работам, контрольно-измерительные материалы, список литературы, глоссарий.
Аннотация
Настоящая рабочая учебная программа составлена в соответствии с содержанием Государственного образовательного стандарта (ГОС) для специальности ВПО 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) относительно дисциплины «Психология и педагогика».
Психология – одна из самых древних и интересных, сложных и важных для человека наук. Уже на протяжении многих веков человек является предметом изучения нескольких поколений учёных. Человечество познаёт собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место. Ведь самое удивительное и загадочное явление в окружающем нас мире – мы сами. Лозунг, выдвинутый древнегреческим философом Сократом две тысячи лет назад, «Познай самого себя» наполнен глубоким смыслом и для современного человека.
Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Во все времена педагоги искали лучшие пути помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств.
Педагогика и психология взаимопереплетаются и взаимодополняют друг друга, так как используют ряд общих научно-исследовательских методов и методик воздействия на личность.
Ни один руководитель в своей работе не обходится без применения (порой неосознанного) психологических знаний. Поэтому будущим специалистам в сфере управления абсолютно необходимы знания о том, как разрешить конфликт в коллективе и извлечь из него пользу; как противостоять психологическому давлению со стороны партнёров или конкурентов; как преодолеть профессиональный стресс.
Знание психологических закономерностей поможет в будущем разобраться в многочисленных проблемах, возникающих как в процессе профессиональной управленческой деятельности, так и личной жизни.
Психологически грамотный руководитель может верно провести собеседование, подобрать команду и организовать её работу в условиях кризиса. Он компетентен в общении, то есть обладает знаниями, умениями и навыками, полезными при личных контактах с окружающими. И он, конечно, является человеком, знающим и понимающим как себя, так и других людей.
1 Цели дисциплины
Основное назначение дисциплины «Психология и педагогика»:
сформировать общее представление о психике и механизмах её функционирования;
раскрыть значимость психолого-педагогических знаний в профессиональной и личной жизни;
обеспечить необходимыми знаниями в области познания человеком себя и окружающих людей.
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Данная рабочая программа по дисциплине «Психология и педагогика» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) для специальности ВПО 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).
В ходе изучения дисциплины должны быть освоены следующие дидактические единицы:
по психологии – предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; мозг и психика; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; мнемические процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; психология личности; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия.
по педагогике – объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.
После изучения дисциплины студенты должны
знать условия формирования личности; формы, средства и методы педагогической деятельности;
иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
уметь дать психологическую характеристику личности (её темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния;
понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; простейшими приёмами психической саморегуляции.
Одним из основных требований, предъявляемых в процессе изучения дисциплины, является овладение терминологией. Найти толкование терминов можно в энциклопедических и психолого-педагогических словарях, глоссариях, приводимых составителями учебников. 3 Объём дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Всего
часов
| Распределение по курсам
| Общая трудоемкость дисциплины
| 126
| 1
| Лекции
Практические занятия (семинары)
Всего самостоятельная работа
в том числе:
контрольная работа
| 18/10
18/4
90/112 /10 (1 работа)
| Вид итогового контроля
| зачет
|
|
4 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины
Очная форма обучения
№
зан.
| Разделы программы, темы
| Вид
занятия
| Часы
| Контроль
| СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Раздел 1 Введение в психологию
| 1
| Психология как наука и значение психологических знаний в жизни
| лекция 1
| 1
|
| 4
| 2
| Развитие психологии как самостоятельной науки
| лекция 2
| 1
|
| 3
| Развитие психики человека. Понятие о сознании
| лекция 3
| 1
|
| Раздел 2 Психология личности
| 4
| Введение в психологию личности
| лекция 4
| 1
|
| 6
| 5
| Теории личности
| лекция 5
| 1
|
| 6
| Формирование и развитие личности
| лекция 6
| 1
|
| 7
| Темперамент
| семинар 1
| 2
| термины
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 8
| Характер
| семинар 2
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 9
| Способности
| семинар 3
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 10
| Воля
| лекция 7
| 1
|
| 4
| 11
| Эмоции и чувства
| лекция 8
| 1
|
| Раздел 3 Познавательная сфера личности
| 12
| Перцептивные процессы
| семинар 4
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины, дом. зад.)
| 13
| Память и внимание
| лекция 9
| 1
|
| 4
| 14
| Мышление и воображение
| лекция 10
| 1
|
| Раздел 4 Психология человеческих взаимоотношений
| 15
| Феноменология общения
| лекция 11
| 1
| РКР
| 4
| 16
| Общение как понимание людьми друг друга
| лекция 12
| 2
|
| 17
| Общение как межличностное взаимодействие
| лекция 13
| 2
|
| 4
| 18
| Общение как обмен информацией
| лекция 14
| 2
|
| 19
| Межличностные отношения в группе
| семинар 5
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 20
| Лидерство и руководство
| семинар 6
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 21
| Психология конфликтов
| семинар 7
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| 22
| Деловое общение
| семинар 8
| 2
| термины, тест
| 6 (вопросы, термины,
дом. зад.)
| Раздел 5 Общие основы педагогики
| 23
| Предмет и задачи педагогики. Методы педагогических исследований
| лекция 15
| 2
|
| 4
| 24
| Образование и воспитание
| лекция 16
| 1
|
| 6
| 25
| Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия
| лекция 17
| 1
|
| 26
| Семейное воспитание и семейная педагогика
| семинар 9
| 1
|
| 6 (вопросы, термины, дом. зад.)
| Всего
|
| 36
|
| 90
|
Заочная форма обучения
№
п/п
| Разделы программы, темы
| Кол-во часов
| Контроль
| Лц
| Пз
| СРС
| РАЗДЕЛ 1 Введение в психологию
| 1
| Психология как наука и значение психологических знаний в жизни. Определение психологии как науки; предмет, задачи и методы психологии; основные отрасли психологии. Житейская и научная психология.
| 1
|
| 4
|
| 2
| Развитие психологии как самостоятельной науки. Зарождение психологии как науки и история развития психологического знания; естественнонаучные основы психологии; основные психологические школы.
|
|
| 4
|
| 3
| Развитие психики человека. Понятие о сознании. Истоки психики живых существ (психика и её отличие от других свойств, которыми обладает материя); развитие высших психических функций у человека.
| 1
|
| 4
|
| РАЗДЕЛ 2 Психология личности
| 4
| Введение в психологию личности. Общая характеристика представлений о личности; личность, индивид, индивидуальность; структура личности; биологическое и социальное в развитии личности.
| 1
|
| 4
|
| 5
| Теории личности. Психоаналитическая теория личности; теория личности Э. Бёрна; теория самоактуализации А. Маслоу.
|
|
| 4
|
| 6
| Формирование и развитие личности. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности (воспитание, обучение, среда, наследственность, социализация); возрастная периодизация развития личности; направленность личности.
| 1
|
| 4
|
| 7
| Свойства психики личности.
|
| 2
| 8
(вопросы, термины)
| тест
| 8
| Воля. Общее понятие о воле; понятие воли в историческом аспекте; внутренняя основа воли; структура волевого акта; становление волевых качеств личности.
|
|
| 4
|
| 9
| Эмоции и чувства. Общее понятие об эмоциях; функции эмоциональной сферы; внешнее проявление чувств; виды эмоциональных состояний.
|
|
| 4
|
| РАЗДЕЛ 3 Познавательная сфера личности
| 10
| Перцептивные процессы. Природа перцепции. Общее представление об ощущениях и восприятии. Классификация ощущений. Основные свойства восприятия.
|
|
| 4
|
| 11
| Память и внимание. Общее понятие о памяти. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Мнемотехнические приёмы. Общее понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания.
|
|
| 4
|
| 12
| Мышление и воображение. Общее понятие о мышлении. Основные особенности процесса мышления. Виды мышления. Основные формы мышления. Основные мыслительные операции. Общее понятие о воображении. Виды воображения.
|
|
| 4
|
| РАЗДЕЛ 3 Психология человеческих взаимоотношений
| 13
| Феноменология общения. Понятие общения. Цели общения животных и человека. Особенности общения в современном мире. Средства общения. Виды общения. Уровни общения. Критерии удовлетворённости общением.
| 2
|
| 4
|
| 14
| Общение как понимание людьми друг друга. Сущность перцепции и социальной перцепции. Механизмы перцепции. Эффекты восприятия. Имидж личности как передаваемый и воспринимаемый образ.
|
|
| 4
|
| 15
| Общение как межличностное взаимодействие. Сущность интеракции. Уровни совместимости людей, влияющие на продуктивность совместной деятельности. Психологическая совместимость.
|
|
| 4
|
| 16
| Общение как обмен информацией. Понятие коммуникации. Коммуникатор и реципиент. Коммуникативные барьеры. Вербальные и невербальные средства общения. Аспекты невербального общения.
| 2
|
| 4
|
| 17
| Межличностные отношения в группе. Понятие группы. Классификация групп. Социально-психологические явления в малых группах (социально-психологический климат; групповая сплочённость; конформизм и групповое давление; процесс принятия группового решения; эффективность групповой деятельности).
|
|
| 4
|
| 18
| Лидерство и руководство. Понятие лидерства и руководства. Связь и различие. Авторитет. Стили лидерства (руководства). Теории лидерства (теория черт; ситуационная теория; теория роли последователей; реляционная теория).
|
|
| 4
|
| 19
| Психология конфликтов. Понятие конфликта. Структура конфликта. Виды конфликтов. Типы поведения в конфликте. Кодекс поведения в конфликте.
|
|
| 4
|
| 20
| Деловое общение. Понятие и виды делового общения. Деловая беседа как основная форма делового общения. Эффективное слушание. Правила телефонного этикета.
|
|
| 4
|
| РАЗДЕЛ 4 Общие основы педагогики
| 21
| Предмет и задачи педагогики. Методы педагогических исследований. Педагогика – наука о воспитании. Возникновение и развитие педагогики. Основные категории педагогики. Педагогическая действительность и её изучение.
Традиционно-педагогические методы. Методы изучения коллективных явлений.
|
|
| 4
|
| 22
| Образование и воспитание. Образование как общечеловеческая ценность. Образовательная система России. Общее представление о воспитании. Цели образования и воспитания.
| 1
|
| 4
|
| 23
| Учебная ситуация как способ организации эффективного взаимодействия. Структура межличностных отношений в учебной ситуации. Виды ситуационных отношений. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуационные занятия, деловые игры, зачёт, экзамен, факультативные занятия, консультации. Эмоционально-нравственное развитие личности.
|
|
| 4
|
| 24
| Семейное воспитание и семейная педагогика
|
| 2
| 6
(вопросы, термины)
| термин. диктант
|
| Контрольная работа
|
|
| 10
|
|
| Всего
| 10
| 4
| 112
|
| |