Скачать 246.11 Kb.
|
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ Выполнение реферативных и контрольных работ по психологии Методические указания для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология» Автор-составитель - к.психол.н. доцент З.Ш. Яхина Казань - 2013СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………..3 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ: АННОТАЦИЯ, РЕФЕРАТ………............4 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ …………………………………………………………………7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15 Приложение 1. ………………………………………………………………… . 18 Приложение 2. …………………………………………………………………...20 ПРЕДИСЛОВИЕ Самостоятельные письменные работы вызывают у студентов значительные затруднения, связанные с методикой их подготовки, правилами оформления, критериями оценивания. Предлагаемые методические указания раскрывают основные требования, предъявляемые к реферативным и контрольным работам студентов психологических факультетов вузов, которые предлагаются студентам для более глубокого изучения отдельных разделов общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, социальной психологии. Выполнение данных видов самостоятельных работ необходимо для формирования общекультурных, профессиональных, научно-исследовательских компетенций студентов. Представленная в приложении тематика рефератов, контрольных работ, позволит студенту выбрать направление психологического исследования в соответствии со своими интересами. Эти темы носят рекомендательный характер и могут изменяться как студентом, так и его научным руководителем. В целом, опубликованные материалы могут быть рекомендованы студентам и преподавателям психологических факультетов вузов, осуществляющих научное руководство самостоятельной работой студентов. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПСИХОЛОГИИ: АННОТАЦИЯ, РЕФЕРАТ Учебным планом направления подготовки 030300.62 «Психология» для студентов заочной формы обучения предусматривается написание контрольной работы по изучаемым дисциплинам. Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. № 759), включающем совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Психология». Использование данного издания в учебном процессе позволит сформировать следующие компетенции бакалавров: Общекультурные:
Профессиональные: - применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9)
Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам заочной формы обучения в организации внеаудиторной учебной деятельности по написанию и оформлению рефератов, контрольных работ. Все письменные работы по психологии можно разделить на следующие виды:
Задачи и требования к их выполнению определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психология», а также локальными актами ЧОУ ВПО «Академия социального образования». Тематика рефератов, контрольных работ разрабатывается преподавателями кафедры психологии и доводится до сведения студентов. Конкретная формулировка темы и план ее разработки определяются по согласованию студента и преподавателя, за которым закреплена учебная дисциплина. В процессе работы тема может уточняться и изменяться. Все виды письменных работ могут иметь преемственность и последовательное научное и практическое развитие темы. При написании контрольных, реферативных и курсовых работ студент руководствуется рекомендациями, которые ему предоставляет преподаватель. АННОТАЦИЯ – краткое изложение книги, публикации из серии периодических изданий по психологии. К основным способам работы с текстом относятся конспектирование, составление плана, выписки, тезисы. Форма аннотации может быть разной: от свободного изложения главных идей, концепций, взглядов автора (авторов) до структурированного описания основных разделов аннотируемого источника (табл. 1). Таблица 1.
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ – форма самостоятельной работы, направленной на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках конкретной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение определенной проблемы курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу. Научно-исследовательский аспект в реферативной работе также обычно не предусматривается. Тема реферата должна быть предложена преподавателем, но может быть сформулирована и самим студентом. При подготовке реферата необходимо использовать достаточное для раскрытия темы количество источников, непосредственно относящихся к изучаемой теме (книг и публикаций периодических изданий). Оформление реферата предусматривает наличие титульного листа, оглавления, текста, списка использованной литературы (Приложение 1). Структура реферата: введение, основная часть, заключение. При необходимости реферат можно дополнить иллюстрациями, таблицами, графиками. Задача студента при выполнении реферативной работы - правильно, без искажений передать авторскую позицию в своей работе. Оценивая студенческий реферат, преподаватель, обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, сформированность логического мышления, культуру письменной речи, выполнение требований ГОСТа по оформлению ссылок, списка литературы и т.д. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ Контрольная работа является одним из видов внутрисеместрового контроля качества усвоения изучаемого материала и служит одновременно формой отчетности по одному или нескольким разделам учебной дисциплины. Цель контрольной работы - самостоятельное ознакомление и частичное освоение дисциплины, которая будет изучаться в новом семестре. Основные задачи контрольной работы:
Контрольные работы выполняются в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса. Проверку (рецензирование) контрольных работ осуществляет преподаватель кафедры, который проводит учебные занятия по данной учебной дисциплине. Тематика контрольных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития психологической науки и практики, а также периодически обновляться. Примерная тематика контрольных работ студентов, обучающихся в ЧОУ ВПО «Академия социального образования» по направлению подготовки 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Социальная психология», представлен в Приложении 2. Утвержденные темы и задания по выполнению контрольных работ как правило, доводятся до сведения студентов заочной формы обучения во время текущей зачетно-экзаменационной сессии для выполнения их к началу следующей сессии. Выполненная контрольная работа регистрируется в соответствующем журнале на кафедре. Структура контрольной работы Контрольная работа должна иметь следующую структуру:
Изложение каждого вопроса необходимо начать с написания заголовка, соответствующего написанному в оглавлении. Заголовки от текста следует отделять интервалами. Излагая вопрос, каждый новый смысловой абзац необходимо начать с красной строки. Закончить изложение вопроса следует выводом, итогом по содержанию данного раздела.
По своему содержанию контрольная работа должна представлять последовательное и развернутое изложение проблемы, каждая новая мысль - начинаться с абзаца (красной строки). В контрольной работе не используется местоимение «Я» и глаголы в первом лице. Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Содержание работы должно быть выполнено в соответствии с тематикой. Раскрытие темы контрольной работы должно быть полным и носить развернутый характер. Она должна представлять собой логичный содержательный текст. Необходимо соблюдать в тексте примерно равное соотношение объема текста рассматриваемых вопросов. Так, не рекомендуется рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй - на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Все дословные заимствования, содержащиеся в работе, должны оформляться в виде цитат (чрезмерного цитирования следует избегать) и иметь соответствующие сноски с указанием автора (авторов), названия работы, места и года издания, страницы. В конце контрольной работы приводится полный библиографический перечень использованных источников: литературы (в алфавитном порядке) и Интернет-ресурсов (после литературы). Подготовка материала для контрольной работы Подготовку контрольной работы следует начинать с повторения соответствующего раздела учебника, учебных пособий по данной теме и конспектов лекций. После выбора темы необходимо внимательно изучить методические рекомендации по подготовке контрольной работы, составить план работы, который должен включать основные вопросы, охватывающие в целом всю прорабатываемую тему. Подготовительный этап написания работы может включать в себя следующие моменты:
Поиск литературы следует начинать в библиотеке академии, а также в Электронной библиотечной системе «Книгофонд». В процессе подготовки материала к написанию контрольной работы можно рекомендовать в качестве примерного перечня следующую психологическую литературу: • фундаментальные труды по общим проблемам психологии и ее отдельным разделам;
Изучив психологическую литературу по данной тематике и сформировав образ изучаемой проблематики можно приступать к изложению материала. Все разделы работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны. В работе над контрольной работой также необходимо обращаться к научной литературе, изданной в период последних 5 лет. Приветствуется обращение к источникам, опубликованным за рубежом, в том числе на иностранных языках. Общие требования к оформлению Текстовая часть контрольной работы выполняется в компьютерном варианте. Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой однородной бумаги формата А4. Оптимальный объём контрольной работы - 15-20 страниц машинописного текста (размер шрифта «Times New Roman» - 14) через полуторный интервал, поля: верхнее - 20 мм, нижнее - 20, левое - 30, правое - 15 мм. Отступ - 0,75 см. Напечатанная контрольная работа должна быть сброшюрована (прошита по левому краю страниц). Страницы контрольной работы должны иметь нумерацию (сквозную). Номер страницы проставляется арабскими цифрами в центре нижнего поля без каких-либо дополнительных обозначений. При расстановке страниц следует исходить из того, что:
Рисунки, таблицы и список литературы нумеруются. В тексте контрольной работы не допускается произвольного сокращения слов (кроме общепринятых). Работа подписывается студентом на титульном листе. Работа должна быть выполнена без грамматических и стилистических ошибок. По всем возникшим вопросам студенту следует обращаться за консультацией к преподавателю. Срок выполнения контрольной работы определяется преподавателем, и она должна быть сдана не позднее, чем за неделю до экзамена (зачета). В случае отрицательной оценки, студент должен ознакомиться с замечаниями и, устранив недостатки, повторно сдать работу на проверку. Ссылки на источники Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов и цитаты обязательно должны сопровождаться ссылкой на источник. В тексте, после фамилии или после цитирования, в квадратных скобках указываются порядковый номер источника и - через запятую - страница, если она необходима: например, [5, с. 80]. Так, если автор ссылается на работы нескольких исследователей, то оформляется это следующим образом: «В исследованиях ряда авторов [2, 7, 8, 12] установлено...». Список использованной литературы Вопросам оформления списка источников литературы, прилагаемого к контрольной работе, следует уделять серьезное внимание. Все библиографические описания источников в списке, прилагаемом к работе, должны составляться согласно ГОСТу 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Библиографические списки содержат библиографическое описание использованных источников и помещаются в конце работы под наименованием «Литература». Примеры оформления библиографических описаний: Примеры библиографического описания Книги одного автора: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 575 с. Книги двух и более авторов: Мельников В.М. Введение в экспериментальную психологию личности / В.М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. – М.: Просвещение, 1985. – 319 с. Переводные издания: Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1 /А. Анастази; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 /Ж. Годфруа; пер. с франц.; под ред. Г.Г. Аракелова. – М.: Мир, 1992. – 496 с. Учебники, учебные пособия: Корниенко А.Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие /А.Ф. Корниенко. – Казань: Казанский пед. ун-т, 2003. –160 с. Петровский А.В. Основы теоретической психологии: Учебное пособие /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. –528 с. Диссертации (авторефераты): Корниенко А.Ф. Психофизическое исследование процессов формирования зрительных ощущений: Дисс. …канд. психол. наук: 19.00.01 /А.Ф. Корниенко; ИПАН СССР. – М., 1982. – 119 с. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: Автореф. дисс. …докт. психол. наук: 19.00.01 /Ф.Е. Василюк; ПИ РАО. – М., 2007. – 47 с. Статьи и другие материалы из книг (сборников): Витцлак Г. Основы психодиагностики /Г. Витцлак //Психодиагностика: Теория и практика; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1986. – С. 27-122. Забродин Ю.М. Основания и свойства математических моделей сенсорной чувствительности /Ю.М. Забродин //Психология и математика; отв. ред. Б.Ф. Рубахин. –М.: Наука, 1976. – С. 190-223. Статья из журнала: Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей /И.Г. Сенин //Детский психолог. – 1975. – Вып.7. – С. 28-43. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии /Б.Ф. Ломов //Вопросы психологии. – 1975. – № 2. – С. 31-45. Статья из трудов (ученых записок): Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов), возникающих в работе профконсультанта /Е.А. Климов //Научные труды (Учен. зап.) ВНИИпрофтехобразования. – 1976. – Вып. 32. – С. 56-69. Статья (тезисы) из материалов конференций, семинаров и т.д.: Корниенко А.Ф. Взаимосвязь методологических понятий в структуре психологического исследования /А.Ф. Корниенко //Теоретическая психология в России на пороге XXI века. Тез. докл. Всеросс. научно-практ. конф. (Пенза, 28-29 ноября 2000 г.) – Пенза, 2000. – С. 22-24. Электронные ресурсы сетевого доступа Корехова М.В., Новикова И.А., Соловьев А.Г. Особенности психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 6 (17). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 21.11.2012). Электронные ресурсы локального доступа Лекции по психологии развития [Электронный ресурс]. М.: Вита: New media generation, 2005. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM). Шарков Ф.И. Социология [Электронный ресурс]: теория и методы: учебник / Ф.И. Шарков. - М.: Экзамен, 2007. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). Список использованной литературы нумеруется от первого до последнего названия источника. Подзаголовки к отдельным видам литературных источников не делаются. Проверка и защита контрольной работы Контрольная работа, подготовленная и оформленная в соответствии с требованиями, представляется на кафедру не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии и фиксируется в книге регистрации контрольных работ. На титульном листе работы проставляется номер и дата ее представления, после чего работа передается для проверки преподавателю. По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «зачтено» или «не зачтено» на титульном листе контрольной работы. Студент допускается к зачету или экзамену только при условии получения положительной оценки за контрольную работу. В случае недопуска работы к защите студент обязан выполнить работу вновь в соответствии с четкими и ясными указаниями преподавателя. Контрольная работа может быть не зачтена в случаях, если:
- работа оформлена не по требованиям. Защита контрольной работы проводится в установленные учебным планом и расписанием сроки и заключается в следующем: студент в течение 5-10 минут излагает основное содержание работы, дает пояснения по существу критических замечаний по работе, отвечает на заданные вопросы. В процессе защиты контрольной работы студент должен продемонстрировать умение использовать теоретические знания исследуемой проблемы, а также сформулировать своё отношение к изучаемой теме. Излагаемые положения могут подкрепляться результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников. Таким образом, успешная защита контрольной работы зависит от полноты изложения темы, правильности освещения вопросов, степени использования литературы, грамотности и качества оформления, а также с учетом уровня защиты. Преподаватель обращает внимание не только на представленный в письменном виде вариант контрольной работы, но и на умение студента защитить собственное мнение, проанализировать основные методологические позиции исследованной проблемы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: - http://www.knigafund.ru (Электронная библиотечная система)
Психологические технологии:
Психологическая периодика:
Приложение 1. ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»Факультет педагогики и психологии Кафедра психологии Контрольная работа по дисциплине: «______________» на тему: «____________________________________» Работу выполнил: студент заочной формы обучения группы 5501 Иванов И.И. Работу проверил: к.псих.н., доцент Петрова М.И. Казань – 2013 Содержание Введение.................................................................................................................. 3 1.1. Название параграфа............................................................................ ………4 1.2. Название параграфа………................................................................ …… 10 Заключение............................................................................................................ 15 Список литературы............................................................................................... 16 Приложение 2. Примерная тематика контрольных работ по дисциплине«Общая психология»:(составитель – к.психол.н., доцент Курбанова А.Т.)
Примерная тематика контрольных работ по дисциплине«Психология развития и возрастная психология»:(составитель – к.психол.н., доцент Яхина З.Ш.)
Примерная тематика контрольных работ по дисциплине«Социальная психология»:(составитель – к.психол.н., доцент Нгуни Э.Р.)
Примерная тематика контрольных работ по дисциплине«Психология личности»:(составитель – к.психол.н., доцент Корниенко А.Ф.)
|
Выполнение реферативных и контрольных работ по психологии Методические указания для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030300. 62 «Психология» | Методические указания по выполненю контрольных работ выполнение контрольных... Тематика контрольных работ и рефератов для студентов первого курса заочного отделения факультета мировой экономики и торговли | ||
II. Указания о порядке выполнения контрольных работ Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение контрольных работ по предложенным | Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных... В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных... | ||
Методические указания Волгоград 2011 ббк 65. 291. 21 В 92 Выполнение... Выполнение контрольных работ по дисциплине «Сравнительный менеджмент»: методические указания / Сост. В. А. Логинова, О. А. Бочкарева.... | Аналитическая справка по состоянию преподавания английского языка на 2013-14 учебный год Выполнение учебного плана по английскому языку (соответствие требованиям госо). Выполнение норм контрольных работ | ||
Темы реферативных работ по социальной психологии агрессия и влияющие на нее факторы Атрибутивные процессы как пример перехода от социального восприятия к социальному познанию | Методические рекомендации по подготовке письменных работ в вузе Одготовки и защиты контрольных, реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ на основе действующих положений, образовательных... | ||
Тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и... Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Плановых контрольных работ 10, контрольных устных счётов Административных контрольных работ 5 | ||
Методические указания по темам курса, задачи контрольных работ (десять... Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с | Рабочая программа профессионального модуля «Выполнение малярных работ» Фгос нпо 270802. 10 Мастер отделочных строительных работ. Рабочая программа профессионального модуля пм. 03 Выполнение малярных работ.... | ||
Методические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки» Методические указания к выполнению реферативных работ аспирантов и соискателей по дисциплине «История и философия науки» /Уфимск... | Тематическое планирование по математике Класс Плановых контрольных работ: 12, самостоятельных работ: 28, тестов: 12, математических диктантов: 3, зачетных работ: 8, проверочных... | ||
Методические рекомендации по написанию и оформлению контрольных работ... «процессуальные особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел» | Вопросы к экзамену 5 Задания для контрольных работ 6 Методические... Дисциплина «Методы оптимальных решений» является обязательной частью цикла математических и естественнонаучных дисциплин подготовки... |