Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях





Скачать 151.02 Kb.
НазваниеБрязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях
Дата публикации30.12.2014
Размер151.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ РФ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИЙ И

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

курса

«ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

4 семестр



Волгоград 2007

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ

Тема 1. Общие представления о внимании



Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Состояния внимания и невнимания. Виды рассеянности. Эффекты, функции и критерии внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания. Проблема внимания: история и современное состояние.

Вопросы к семинарским занятиям


  1. Субъективные и объективные явления внимания и невнимания

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 11–32 или то же М. 1999. С. 10–31 или то же М. 2002 С. 9–32

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 305–310, 344–347 (Рибо)

  1. Функции внимания. Критерии его наличия

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 543­–545 (Гиппенрейтер)

  1. Основные свойства внимания, виды внимания.

Там же. С. 238–244 (Джеймс); 29–34 (Кравков)
Дополнительная литература:

  1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53 или Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 14–25.

  2. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: Академический проект, 2004. С. 52–61. (1)

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 247–268, 291–298; 231–246 или то же М., 1999. С. 245–266, 289–296; 229–244 или то же М., 2002. С. 265–273, 313–320; 247–264.

  4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефици­том внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. С. 23, 29, 34, 73 – 76, 84–91 (1)

  5. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. СПб.: Питер, 2002. С. 184–199 (1).

  6. Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК "Психология", 2004. С. 264–278 (1)

  7. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 17–20 (история концепций внимания), 21–27(1–3).

  8. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 38–41 (Рубинштейн), 761–775 (Найдиффер) (3); 825–833 (Атватер) (1), 347–365 (Рибо)

  9. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. Спб.: Ювента. М.: «КСП+», 1999. С. 291–292, 315–316 (1).

Рекомендуемая литература

  1. Ортега-и-Гассет Х. Самоуглубление и самоотчуждение // Хосе Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.: «Весь мир», 1997. С. 480-500 (1).

  2. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория. М.: Прогресс, 1996. С. 335–342 (равномерно распределенное внимание).

  3. Польстер И. Внимание как основная энергия человека // Польстер Ирвин. Обитаемый человек: Терапевтическое исследование личности. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. С. 67–84.

  4. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 691–703 (Кони), 752–760 (Чехов)

  5. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. Л.: "Наука". С. 20–25, 33, 113–115, 212–213.

  6. Шапиро Д. Невротические стили. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2000. С. 23–28, 50–56, 94–101.

  7. Barkley R.A., Murphy K.R. Attention–Deficit Hyperactivity Disorder: A Clinical Workbook. N.Y., L.: Guilford Press, 1998. P. 1–8 [136–9] (перевод)

  8. Bäumler G. Auf dem Weg zur operationalen Definition von Aufmerksamkeit // Konzentration und Leistung / J. Janssen, E. Hahn, H. Strang (Hrsg.). Göttingen: Hogrefe, 1991. S. 11–26. (ксерокс, перевод)

  9. Berlyne D.E. Attention // Handbook of Perception. Vol. 1 / E.C. Carterette, M.P. Friedman (Eds.). N.Y., 1974. P. 123–147 [086–31].

  10. Csikszentmihalyi M. Flow: The Psychology of Optimal Experience. N.Y.: Harper and Row, 1990. P. 30–33. [096-3] (ксерокс).

  11. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety: Experiencing Flow in Work and Play. San Francisco: Jossey-Bass Publ., 2000. P. 38–48 [096-11]

  12. Hatfield G. Attention in Early Scientific Psychology // Visual Attention / R.D. Wright (Ed.). N.Y., 1998. P. 3–25 [087–21].

  13. Langer E.J. The Power of Mindful Learning. Reading, MA, 1997. P. 33–49. (Ch. 2. Creative Distraction) [087–28].

  14. Sternberg R.J. Images of Mindfulness // Journal of Social Issues. 2000. Vol. 56. N. 1. P. 11–26 [022–00–1]
Темы докладов и рефератов

1) Опыт "потока" (доп. лит. п. 3, с. 247–254 и п. 6)

2) Синдром дефицита внимания и гиперактивности (доп. лит. п. 1, 2, 4; рек. лит. п. 7)

3) Патология внимания (доп. лит. п. 3, с. 269–278; п.8, с 347–365; рек. лит. п. 6)

4) Внимание психотерапевта (рек. лит. п. 2 и п. 3)

5) Типы внимания (доп. лит. п. 8, с. 30-31, 761–775; рек лит. п. 4 с. 691–703)

Тема 2. Внимание и сознание. Теории и концепции внимания.

Внимание как узловая проблема психологии сознания. Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение Вундта об апперцепции: виды и функции апперцепции. Представление о внимании в структурной психологии Титченера. Джеймс о внимании и его механизмах: понятие преперцепции. Проблема внимания в ассоцианизме. Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание. Теория волевого внимания Ланге. Проблема внимания в гештальтпсихологии.

Вопросы к семинарским занятиям


  1. Сознание и его свойства. Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании

Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 137–151 (Вундт), 182–184, 192–195 (Титченер), 214–215, 230-234 (Джеймс)


  1. Внимание и сознание: внимание как процесс и состояние. Понятие апперцепции

Там же. С.151–154, 163–168 (Вундт)

  1. Понятия объема сознания и объема внимания: эксперименты Вундта.

Там же. С. 137–151, 176–181 (Вундт).

  1. Внимание как атрибут процессов сознания. Понятие сенсорной ясности и виды внимания по Титченеру

Там же. С. 184–191 (Титченер)

  1. Исследование аккомодации и инерции внимания.

Там же. С. 208–211

  1. Джеймс о внимании и его механизмах. Понятие преперцепции

Там же. С. 245–254, 286–296 (Джеймс)

  1. Моторные теории внимания Рибо и Ланге: определение, механизмы и виды внимания

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 297- 304, 316–323 (Рибо), 381-394, 409-415 (Ланге)

  1. Гештальтпсихологи о внимании: постановка проблемы и экспериментальные исследования

Там же. С. 430–431 (Рубин), 432–435 (Коффка), 436–444 (Келер, Адамс)
Дополнительная литература:

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. С. 255-275.

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2000/2001. С. 323–371 (Рибо), 394–408 (Ланге).

Рекомендуемая литература:

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Изд-во "Евразия", 1998. С. 89–92 (страницы жизни В. Вундта); С. 118–122 (страницы жизни Э. Титченера); С. 173–177 (страницы жизни У. Джеймса); 355–358 (Макс Вертхаймер, Курт Коффка, Вольфганг Кёлер)

Ресурсы Интернет

Биографии:

В. Вундт http://www.psychology.ru/whoswho/Wilhelm_Wundt.stm (на русском языке)

У. Джеймс http://www.psychology.ru/whoswho/William_James.stm (на русском языке);

http://www.emory.edu/EDUCATION/mfp/james.html (на английском языке).

Э. Титченер http://www.psychology.ru/whoswho/Edward_Titchener.stm (на русском языке)

В. Кёлер http://www.psychology.ru/whoswho/Wolfgang_Kohler.stm (на русском языке)

Тема 3. Когнитивная психология внимания

Теории ранней селекции: модели фильтра Бродбента и аттенюатора Трейсман. Теории поздней селекции: модели поздней селекции Дойчей и уместности Нормана. Внимание как умственное усилие: модель Канемана. Внимание как перцептивное действие: теория Найссера.

Вопросы к семинарским занятиям


  1. Внимание как селекция. Эксперименты Черри. Модели ранней селекции Бродбента и Трейсман.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49–69 или то же М., 1999 С. 47–67 или М., 2002 С. 50–72.

  • Эксперименты Черри

Там же. М., 1995. С. 51–55 или то же М., 1999. С. 49-53 или то же М. 2002. С. 52–56.

  • Эксперименты Бродбента на расщепленный объем памяти

Там же. С. 58–62 или то же М., 1999. С. 56–60 или то же М. 2002. С. 60–64.

  • Данные исследований Морея; эксперименты Грея и Уэддерберн

Там же. С. 62–63 или то же М., 1999. С. 60–61 или то же М. 2002. С. 65–66.

  • Эксперименты Трейсман

Там же. С. 64–65, 67–68 или то же М., 1999. С. 62–63, 65–66 или то же М. 2002. С. 70–71.

  1. Модели поздней селекции Дойчей и Нормана

Там же. М., 1995. С. 70–78; 91-92 или то же М., 1999. С. 68–77; 89-90 или то же М.,2002. С. 74–83; 96-97.

Андерсон Д.Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 107–108

Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 91–92 или то же М. 1999. С. 89–90 или то же М. 2002. С. 96–97

  1. Внимание и модель Канемана

Дормашев, Романов. Психология внимания. М., 1995. С. 110–122 или то же М., 1999. С. 108–120 или то же М., 2002. С. 116–130.

  1. Найссер о процессах предвнимания и фокального внимания: конструктивная теория внимания.

Там же. М., 1995. С. 166–170 или то же М., 1999. С. 164–169 или то же М., 2002. С. 176–181.

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 629–639 (Найссер); Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 168 или то же М., 1999. С. 166 или то же М., 2002. С. 178.
Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 309–323 (два действия одновременно).

  2. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 82–106 (теории гибкой и множественной селекции), 128–154 (ресурсы и селекция), 154–164 (теории составных ресурсов) или то же М., 1999. С. 80–104, 126–152, 152–162 или то же М., 2002. С. 87–112, 136–164, 164–174.

  3. Клацки Р. Память человека. М., 1978. С.74-79 (1).

  4. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Мир, 1974. С. 340–344 (2).

  5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 48–63 (1–3), 63–76 (1, 4), 76–86 (теория интеграции признаков).

  6. Норман Д. Память и внимание // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Ч.2. Душанбе, 1973. С. 99-140 (1-3).

  7. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2000/2001. С. 573–576 (Черри) (2); С. 650–670 (Найссер) (4,5); 590–628 (Солсо) (1–5)

  8. Трейсман Э. Объекты и их свойства в зрительном восприятии человека // В мире науки. 1987. № 1. С. 68–78 (теория интеграции признаков).

  9. Уикенс К. Переработка информации, принятие решения и познавательные процессы // Человеческий фактор. Т. 1 / Под ред. А.И. Назарова. М.: Мир, 1991. С. 206–267. (теории составных ресурсов)


Рекомендуемая литература:

  1. Cherry C.E. Some experiments on the recognition of speech, with one and with two ears // Patterns of Psychology: Issues and Prospects / A.C. Kamil, N.R. Simonson (Eds.). Boston: Little, Brown and Co., 1973. P. 118–125. [­­054–1] (перевод)

  2. Fernandez–Duque D., Johnson M.L. Cause and effect theories of attention: The role of conceptual metaphors // Review of General Psychology. 2002. Vol. 6. No 2. P. 153–165. (ксерокс)

  3. Kahneman D. Attention and effort. Englwood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1973. P. 66–97 (ксерокс, перевод)

  4. Kahneman D., Treisman A. Changing views of attention and automacity // Varieties of Attention / Ed. R. Parasuraman, D.R. Davies. Academic Press, 1984. P. 29-41 [087-17].

  5. Martindale C. Cognitive Psychology: A Neural–Network Psychology Approach. Pacific Grove, CA, 1991. P. 95–117. (Ch. 5. Attention) [085–18].

  6. Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967. P. 86–97, 206–218. [085-25] (ксерокс)

  7. Neumann O. Beyond capacity: A functional view of attention // Perspectives on Perception and Action. / H. Heuer, A.F. Sanders (Eds.). Hillsdale, N.J.: 1987. P.361-386 [086-16].

  8. Posner M.I. Progress in attention research // Cognitive Neuroscience of Attention / M.I. Posner (Ed.). N.Y., L.: Guilford Press, 2004. P. 3–9 [087-42]

  9. Rapaport D. Toward a theory of thinking // Organization and pathology of thought. (Selected sources). Translation and commentary by David Rapaport. N. Y.: Columbia University Press, 1951. P. 694-701, 714-719 (психоаналитический подход к исследованию внимания) [059-27].
Темы докладов и рефератов

  1. Теория интеграции признаков (доп. лит. п. 5, 76–86; п. 8)

  2. Теории гибкой и множественной селекции (доп. лит. п. 2, с.82–106)

  3. Теории составных (множественных) ресурсов (доп. лит. п. 2, 154–164; п. 9)


Тема 4. Экспериментальное исследование внимания


Основные вопросы и методы ранних исследований внимания в экспериментальной психологии. Измерение объёма сознания и объёма внимания. Исследование колебаний внимания. Проблемы измерения степени внимания и его распределения. Основные методы и результаты исследований внимания в когнитивной психологии.

Литература по данной теме изучается самостоятельно. Отчёт проводится в форме контрольной работы. Контрольная работа пишется в часы семинарских занятий.

Тема 5. Внимание и деятельность. Развитие внимания


Основные направления и стадии развития внимания. Метавнимание. Внимание как форма активности личности: воспитание внимания. Социальная природа внимания человека: внимание как высшая психическая функция. Внимание как функция умственного контроля: формирование внимания. Внимание как проявление и как процесс организации механизмов деятельности

Вопросы к семинарским занятиям


  1. Внимание как высшая психическая функция. Эксперименты Выготского

Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 467–485 (Выготский)

  1. Воспитание внимания. Определение и виды внимания по Добрынину. Специфика послепроизвольного внимания

Там же. С. 527–533 (Добрынин)


  1. Формирование внимания. Внимание как функция умственного контроля по Гальперину

Там же. С. 534–542 (Гальперин)

  1. Метавнимание. Внимательность в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 283–290 или то же М., 1999. С. 281–288 или то же М., 2002. С. 304–312

Дополнительная литература:

  1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. С. 276–302.

  2. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-42, 49-54.

  3. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 283–290 или то же М., 1999. С. 281–288 или то же М., 2002. С. 304–312

  4. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998. С. 79–95.

  5. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. 485–517 (Выготский)


Рекомендуемая литература:

  1. Брянчанинов И. Аскетические опыты. Т. 1. Изд. Сретенского монастыря, 1996. С. 298–300, 373-376 (практики развития внимания).

  2. Голдстейн Д. Опыт прозрения // Голдстейн Д., Корнфилд Д. Путь к сердцу мудрости. Голдстейн Д. Опыт прозрения. СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. С. 303–311 (практики развития внимания).

  3. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. Киев: «София», 1993. С. 29–62 (практики развития внимания).

  4. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1984. С. 56–71, 73–77, 93–100.

  5. Мальбранш Н. Разыскания истины. Санкт-Петербург: "Наука", 1999. С. 468–473 (практики развития внимания).

  6. Протоиерей Владислав Свешников. Очерки христианской этики. М.: " Паломник", 2000. С. 423 – 427.

  7. Психология внимания. М.: ЧеРо, 2001. С. 420–429 (Ланге);. 801–824 (Цзен, Пахомов) (тренировка внимания); 833–857 (Атватер) (от слышать к слушать); 717–751 (Станиславский), 752 –760 (Чехов).

  8. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Изд-во Эксмо, 2003. С. 98–113, 127–128 (практики развития внимания)

  9. Тулку Ургъен Ринпоче. Нарисованное радугой. М.: Шанг-Шунг, 2000. С. 109–121.

  10. Шах Идрис. Учиться как учиться: Психология и духовность на суфийском пути. М.: УРСС, 1999. С. 88–91 (практики развития внимания).

  11. Novak P. The practice of attention // Parabola. 1990. Vol. 15. N 2. P. 5–12. [Д – 2]



Темы докладов и рефератов

  1. Формирование внимания (доп. лит. п. 1; п. 2)

  1. Развитие сценического внимания (рек. лит.п.7, с.717–760; п.4)

  2. Внимание в практиках религиозного самосовершенствования (рек. лит. п. 1, 5, 6, 10)

  3. Внимание в измененных состояниях сознания (рек. лит. п. 2, 3; п. 7 с. 420–429; п. 8, 9)


Вопросы к экзамену

Общие вопросы (первого уровня)

  1. Общая характеристика памяти и внимания: их взаимосвязь и значение в жизнедеятельности человека.

  2. Основные положения и понятия когнитивной психологии. Тенденции развития современной психологии памяти и внимания.

  3. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.

  4. Метафоры памяти. Подходы к изучению памяти.

  5. Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти. Функции и характеристики памяти.

  6. Основные классы явлений памяти. Аномалии и нарушения памяти.

  7. Классификации памяти. Виды, уровни, типы памяти.

  8. Проблема памяти в ассоцианизме: характеристика подхода, основные положения, понятия и методы исследований.

  9. Понятие схем. Виды и функции схем.

  10. Виды научения. Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.

  11. Проблема развития памяти. Мнемотехники и летотехники: виды и примеры использования. Феноменальная память.

  12. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов.

  13. Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

  14. Характеристика систем памяти. Проблема и модель двойственности памяти. Трехкомпонентная теория памяти.

  15. Подход к исследованию памяти с позиций теории уровней обработки информации.

  16. Метафоры сознания и их связь с различными представлениями о внимании.

  17. Явления внимания и невнимания. Виды рассеянности: ошибки внимания и невнимания.

  18. Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

  19. Характеристика функций и свойств внимания.

  20. Проблема внимания. Эффекты и критерии наличия внимания.

  21. Сравнительная характеристика представлений о внимании в различных психологических теориях.

  22. Постановка проблемы внимания в когнитивной психологии: характеристика различных подходов и направлений исследования.

  23. Развитие внимания: постановка проблемы и характеристика различных подходов к ее решению.

Специальные вопросы (второго уровня)

  1. Характеристика видов памяти по Бергсону.

  2. Бартлетт о памяти: характеристика подхода, основные методы и результаты исследований.

  3. Исследование памяти в бихевиоризме. Построение двигательных навыков по Бернштейну: принципиальные положения, стадии и фазы.

  4. Социальная сущность и функции памяти. Характеристика видов памяти по Жане.

  5. Выготский о памяти и её развитии: роль искусственных средств. Характеристика подхода, методы и результаты исследований Леонтьева.

  6. Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

  7. Понятие мнемической направленности деятельности. Задачи и установки запоминания. Исследования Истоминой и А.А. Смирнова.

  8. Характеристика сенсорного регистра. Основные методы и результаты исследования.

  9. Характеристика кратковременной памяти. Основные методы и результаты исследования.

  10. Характеристика, структура и виды долговременной памяти.

  11. Вундт о внимании как состоянии сознания и процессе апперцепции.

  12. Определение и виды внимания по Титченеру.

  13. Джеймс о внимании и его механизмах.

  14. Определение, виды и механизмы внимания по Рибо.

  15. Определение, виды и механизмы внимания по Ланге.

  16. Исследование внимания и представления о его развитии с позиций культурно-исторической концепции Выготского.

  17. Определение внимания и уровни его развития по Добрынину.

  18. Гальперин о природе внимания и путях его формирования.

  19. Внимание в свете представлений о структуре и механизмах деятельности.

  20. Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии.

  21. Модель Трейсман. Экспериментальные факты и комментарии.

  22. Модели Дойчей и Нормана. Экспериментальные факты и комментарии.

  23. Модель Канемана. Экспериментальные факты и комментарии.

  24. Критика Найссером моделей селекции и единых ресурсов. Внимание как перцептивное действие.

Конкретные вопросы (третьего уровня)

  1. Классические методы исследования памяти.

  2. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста.

  3. Кривая забывания.

  4. Влияние характера (сходства, различия, осмысленности) материала на запоминание. Эффект фон Ресторф.

  5. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: основные методы и результаты исследований.

  6. Припоминание действий: эффект Зейгарник.

  7. Забывание намерений: эксперименты Биренбаум.

  8. Образы памяти: характеристика, методы и результаты исследований.

  9. Метод частичного отчета: эксперименты Сперлинга.

  10. Исследования эхоической памяти. Эффекты модальности и приставки.

  11. Экспериментальное исследование М. Питерсон и Л. Питерсона

  12. Забывание в КП. Метод зонда: эксперимент Во и Нормана.

  13. Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Стернберга.

  14. Метод хронометрии в исследованиях памяти: эксперимент Познера.

  15. Метод свободного припоминания. Позиционные эффекты и их объяснение.

  16. Объемы сознания и внимания: проблемы, методы и результаты исследований.

  17. Интенсивность (степень) внимания: проблемы, методы и результаты исследований. Методика вторичной зондирующей задачи. Эксперимент Канемана.

  18. Устойчивость внимания: методы и результаты исследования сдвигов, колебаний и отвлечений внимания.

  19. Распределение внимания: проблемы, методы и результаты исследований. Эксперимент Спелке и Херста с выполнением двойного задания.

  20. Гештальтпсихологи о внимании: опыты Гельба и эксперименты с измерением порога расчленения и маскировкой.

  21. Феномен вечеринки с коктейлем. Эксперименты Черри.

  22. Эксперименты Бродбента, Грея и Уэддерберн (на расщеплённый объём памяти), Трейсман (с перекрёстом и интерференцией).

  23. Найссер о внимании.


Вопросы к государственному экзамену *

  1. Определение памяти. Классификации видов памяти. Типы памяти.

  2. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

  3. Развитие памяти.

  4. Основные методы, факты и закономерности классической психологии памяти.

  5. Память и научение. Виды научения. Формирование навыков и умений.

  6. Исследования памяти в когнитивной психологии.

  7. Определение и основные свойства внимания. Классификации видов внимания.

  8. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

  9. Развитие и формирование внимания.

  10. Исследования внимания в когнитивной психологии.


Вопросы к государственному экзамену *

  1. Определение и основные свойства внимания. Классификации видов внимания.

  2. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания.

  3. Развитие и формирование внимания.

  4. Исследования внимания в когнитивной психологии.

* В формулировки вопросов могут быть внесены незначительные изменения.

* В формулировки вопросов могут быть внесены незначительные изменения.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconКонкурсное сочинение
И неважно, кто он – убелённый сединами старец или делающий первые шаги ребёнок! Все хотят жить достойно, спокойно, не боясь наступления...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconКочкалов С. А., Гоу впо «Саратовский государственный социально-экономический...
Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, ответственности, взаимовыручки, доброе отношение друг к другу
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ваш ребенок для вас это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях icon1 Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество...
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconФрансуаза Дольто на стороне ребенка
...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconШкола выживания, или 56 способов защитить ребенка от преступления. Ольга Богачева, Юрий Дубягин
Ну, что нового?… Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. А он, пусть даже еще маленький,...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дошкольник – это школьник, которого родители за ручку доводят до школы, или ребёнок в возрасте от 3 до 6-7 лет? (Ребёнок дошкольного...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПрограмма «Одарённые дети» Одаренный ребенок это ребенок, который...
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconДжельсомино в стране лгунов
Дорогие российские ребята! Я очень рад передать вам привет и познакомить с моей сказкой. Когда я писал эту сказку, я думал не только...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПоверь в своё дитя
Чем есть конфеты; но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен»...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПроблемный ребенок и его мир
Приходя в мир, ребенок ничего о себе еще не знает. Он не знает, мальчик он или девочка, кто его родители, счастливой ли будет его...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПривычная картина: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной...
Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Общество вступило в новую фазу развития, переходя от индустриального...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconУрок "Права ребенка" в основной школе
Синквей к слову "Ребенок" (4-5) Это могут синквейны, составленные учащимся к ранее изученным темам или написанные к уроку как домашнее...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Правильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слайд Сегодня все чаще говорят о таком качестве детей, как гиперактивности. Но не все понимают смысл этого определения. Так что же...
Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях iconРеферата. Введение. Особенности развития ребенка. Роль матери вцелом
Охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск