Скачать 60.58 Kb.
|
Урок физкультуры как мера профилактики для гиперактивных детей Доклад Репка С.В., учителя физкультуры Слайд 2. Сегодня все чаще говорят о таком качестве детей, как гиперактивности. Но не все понимают смысл этого определения. Так что же включает в себя такое понятие как Гиперактивный ребенок? Слайд 3. У нас в России , как и за рубежом, гиперактивность детей все более частое психофизическое проявление. Слайд 4. Признаки гиперактивности Слайд 5. Слайд 6 Слайд 7. Причины возникновения гиперактивности. Слайд 8. Другие причины заболевания Слайд 9. Пищевые красители делают детей неуправляемыми и гиперактивными (например : Е 124- потенциальный концероген, может вызывать онкологические заболевания; ) Слайд 10. Если в рационе подвижных детей присутствует большое количество углеводов, то их поведение становится неуправляемым. Слайд 11. У гиперактивных детей обнаружен дефицит витаминов и микроэлементов Слайд 12. Слайд 13. Принципы питания гиперактивных детей. Слайд 14. Болевая чувствительность при гиперактивности Слайд 15. Необходимая профилактика гиперактивности детей школьного возраста. В первую очередь, надо отметить особенности организации работы с гиперактивными детьми: Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Из занятий спортом гиперактивным учащимся надо выбирать такие, которые помогают выплеснуть "лишнюю" энергию и одновременно успокаивают. Например, плавание (вода напоминает ему материнскую среду и действует успокаивающе) или спорт, при котором задействована большинство рецепторов кожи (происходит тактильный контакт) - например, тейквандо, ушу. При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие занятиям в школе, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой — наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после одного-двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на уроках, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал. Наиболее адекватна в младшей школе организация для таких детей первых двух уроков физкультуры. Имея в одной школе десятки детей, страдающих гиперкинетическим расстройством, для предупреждения школьной и социальной дезадаптации , желательно чтоб в каждой школе в обеспечить этим детям возможность адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков. Для этого в физкультурный зал или другое достаточно просторное помещение (возможно, даже в рекреационные коридоры) целесообразно поставить тренажеры, батуты, шведскую стенку и позволить гиперактивным детям под контролем дежурного педагога проводить в таком помещении перемены. Наряду с организацией повышенных физических нагрузок во время перемен таким детям рекомендуются также повышенные двигательные нагрузки во время уроков физкультуры в школе. Кроме того, детям с двигательной расторможенностью для выработки усидчивости полезны и занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, движения и в то же время пластики, внимания, тонких моторных действий; при этом не рекомендуются силовые виды спорта. Чем раньше вводятся занятия спортом, тем выше положительный эффект, сказывающийся прежде всего на успеваемости гиперактивного ребенка. Очень важна при этом воспитательная роль тренера: если и сам спорт, и личность тренера импонируют ребенку, то во власти тренера постепенно и последовательно требовать от школьника улучшения успеваемости. Спасибо за внимание! Раздаточный материал Таких детей бывает очень сложно увлечь и даже вовлечь в игру. Подбирая занятие для гиперактивного ребенка необходимо учитывать эти главные особенности. Включать таких детей в какую-либо коллективную работу лучше постепенно. Начните сначала с индивидуальной работы, затем попробуйте привлечь ребенка к играм в малых подгруппах и только потом переходите к более масштабным работам, прежде всего к играм с чёткими правилами, способствующие развитию внимания. Несколько подвижных игр, которые помогут вашему гиперактивному ребенку немного успокоиться и увлечь себя. 1. «Найди отличие». Цель игры научить ребенка концентрировать внимание на деталях. Пусть ребенок нарисует какую-нибудь простую картинку (например, животное или домик). Затем пусть передаст ее взрослому, а сам отвернется. Взрослый в этот момент дорисовывает несколько деталей в картинке и отдает обратно. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Потом вы можете поменяться ролями. 2. «Кричалки—шепталки—молчалки». Цель: развить у ребенка наблюдательность и умение действовать по правилам. Вырежьте из разноцветного картона 3 ладони: красную, желтую и синюю. Эти ладони своеобразные сигналы. Когда вы поднимаете красную ладонь, т.е. «кричалку», ребенку можно бегать, кричать, шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что нужно тихо двигаться и шептать; сигнал «молчалка» — синяя ладонь — говорит ребенку, что он должен замереть на месте и не шевелиться. Заканчивать игру лучше «молчанками». 3. «Ласковые лапки». Цель игры: снять напряжения и снизить агрессивность, развить у ребенка чувственное восприятие, сформировать гармоничные отношения между педагогом и ребенком. Для этой игры подберите примерно 6-7 небольших предметов различной фактуры (например, кисточку, бусы, кусочек меха, стеклянный флакон, вату и т.д.). Выложите все это на стол. Затем скажите ребенку, что теперь по его руке будет ходить неизвестный «зверек», а ему нужно угадать, кто к нему прикасался, т.е. отгадать предмет. 4. «Разговор с руками». Цель игры: научить контролировать свои действия. Если случилось так, что ребенок подрался, что-то сломал, попробуйте поиграть с ним в эту игру. Обведите на листе бумаги ладошки ребенка. Потом оживить их, т.е. нарисуйте им глазки, ротик, можно раскрасить пальчики цветными карандашами. Затем попробуйте поговорить с этими «живыми» ладошками. Спросите: «Как вас зовут?», «Какие вы?», «Что вы любите делать?». Главное в этом разговоре подчеркнуть, что эти руки хорошие, что они многое умеют делать, но иногда они могут не слушаться своего маленького хозяина. В конце игры заключите с руками мирный договор, чтобы они в течение 2-3 дней делали только хорошие дела: мастерили, здоровались, играли и никого не обижали. 5. «Час тишины и час «можно»". Цель игры: дать ребенку возможность сбросить всю накопившуюся энергию, для взрослого — научиться управлять поведением ребенка. Когда вам нужно отдохнуть или заниматься важным и неотложным делом, договоритесь с ребенком, что в комнате будет наступать час тишины. В это время он должен вести себя тихо, спокойно играть и рисовать. После чего в награду у него появится час «можно», когда ему разрешается кричать, прыгать, бегать. Некоторые рекомендации родителям гиперактивных детей: • Хвалите своего ребенка в каждом случае, когда он заслужил это, отмечайте его даже незначительные успехи. Все гиперактивные дети очень чувствительны к любой малейшей похвале, но при этом не замечают выговоры. • Никогда физически не наказывайте ребенка. Ваши отношения должны строиться на доверии. Решайте вместе все трудности и проблемы. • Заведите с ребенком дневник самоконтроля, где вы будете отмечать его успехи дома и в школе. • Поручите своему ребенку выполнение некоторых домашних дел (например, прогулка с собакой). Объясните, что теперь это его обязанность и не выполняйте это задание за него. • Введите какую-нибудь систему вознаграждений за хорошие поступки. • Четко определите для своего малыша рамки поведения. Объясните ему, что можно и нужно делать, а что нельзя. Но при этом не стройте жестких правил. Это должны быть всего лишь указания, а не приказы. • Создайте для ребенка спокойную обстановку в доме. Не приглашайте много детей в гости, не создавайте шумные компании. • Создайте для малыша его собственный уголок для игр и занятий. И напоследок, запомните, что любое поведение вашего ребенка вызывающего характера – это способ привлечь именно ваше внимание. Может для того, чтобы разрешить проблему, вам всего лишь нужно больше проводить времени вместе: играть, учиться, познавать новый мир. Любите своих детей и проблем с их гиперактивностью станет меньше. |