Департамента образования города москвы





Скачать 257.92 Kb.
НазваниеДепартамента образования города москвы
Дата публикации13.02.2015
Размер257.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДаРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Доверие»


(ГБОУ ЦПМСС «ДОВЕРИЕ»)

ул. Красноармейская, д. 12, Москва, 125167


Телефон/факс: (495) 612-80-30, E-mail: ts_p_m_s_s@mail.ru

ОКПО 58428211, ОГРН 1027700476407, ИНН/КПП 7714286502/771401001

Публичный доклад

директора ГБОУ города Москвы

ЦПМСС «Доверие»

по итогам

2012 – 2013 учебного года

Москва

2013

Деятельность ГБОУ ЦПМСС «Доверие» в 2012-2013 учебном году осуществлялась в соответствии с «Концепцией модернизации российского образования и «Федеральной целевой программой развития образования», в которых обозначены приоритетные направления и комплекс мер по реализации образовательной политики на всех уровнях управления образованием.

В предложениях Правительства РФ о выработке стратегии развития российского образования на период 2011-2015 г.г., которые легли в основу Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», основной акцент сделан на школьном образовании как основополагающем для индивидуального развития каждого ребёнка и, как следствие, всего молодого поколения, способного осуществить долгосрочное развитие страны.

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В.В. Путина этим вопросам уделено большое внимание: «Определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы – это не набор услуг, а, прежде всего, пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России…»

I

Усилия коллектива Центра были направлены на обеспечение психологической поддержки целостного процесса воспитания, обучения и развития ребёнка, а также сохранения его психического и соматического здоровья. В работе Центра используется метод сопровождения, связанный с профессиональной деятельностью широкого круга специалистов (нейропсихолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре), основной компетенцией которых является способность помогать участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) в решении проблем современного образования.

Сопровождение образовательного процесса реализуется по следующим направлениям:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития, с ограниченными возможностями здоровья в системе общего, специального и интегрированного (инклюзивного) образования.

  2. Оказание психолого-педагогической помощи детям с проблемами социальной и школьной дезадаптации. Создание условий для комфортной (безопасной и безбарьерной) образовательной среды.

  3. Предоставление семьям с детьми школьного возраста услуг по экстренному консультированию и оказанию психолого-педагогической помощи.

  4. Психологическое сопровождение профессионального выбора и самоопределения учащихся.

  5. Предоставление психолого-педагогических услуг образовательным учреждениям округа (сетевое взаимодействие), с целью обеспечения равенства возможностей доступа к качественным услугам общего и дополнительного образования детей в различных районах САО.

  6. Изучение и передача профессионального опыта в сфере сопровождения ребёнка с нарушениями в развитии педагогам и психологам образовательных учреждений. Повышение качества предоставляемых услуг в воспитании и обучении ребёнка с нарушениями в развитии.

В работе Центра используются следующие виды психолого-педагогической и логопедической помощи:

  • Диагностика психического развития детей с применением междисциплинарного подхода: определение готовности к школьному обучению и соответствия индивидуальных возможностей ребёнка к требованиям программы обучения, составление индивидуального плана сопровождения. Проведение обследования по запросам родителей.

  • Нейропсихологическая диагностика ВПФ.

  • Логопедическое обследование.

  • Психолого-педагогическая диагностика эмоционально-личностной сферы и социальной ситуации развития.

  • Консультирование родителей по вопросам развития и обучения детей с нарушениями в развитии.

  • Коррекция вторичных нарушений психического развития у ребёнка с ОВЗ, выработка средств компенсации. Создание условий для развития и самореализации.

  • Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в групповые формы работы. Развитие познавательной и эмоционально-личностной сфер ребёнка, формирование социально-значимых форм поведения.

  • Коррекционно-развивающая работа. Формирование базовых социально-психологических предпосылок для успешного обучения ребёнка, развитие его ресурсных возможностей. Активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе.

  • Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в эмоциональной и поведенческих сферах.

  • Консультативная работа с родителями. Семейное консультирование. Информирование родителей об особенностях развития и обучения ребёнка. Совместный поиск решения проблемы социальной дезадаптации ребёнка. Определение роли родителей в этом процессе. Социально-психологическая помощь родителям в определении индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Разрешение детско-родительских конфликтов.

  • Экспертная работа. Аналитическая деятельность психолого-медико-педагогического консилиума. Оценка уровня психического развития ребёнка. Динамическая диагностика, определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи.

  • Консультирование детей, родителей и педагогов по телефону психологической помощи.

  • Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских отношений с целью оказания экстренной психологической помощи в решении проблем воспитания детей и взаимодействия с ними.

  • Психологическое сопровождение ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

  • Оказание психологической помощи детям, подросткам и родителям при рассмотрении их проблем Комиссией по делам несовершеннолетних и ЗП.

  • Проведение групповой работы с детьми по развитию навыков конструктивного общения, по формированию норм социального поведения, личностного самоопределение подростков.

  • Диагностика интересов, способностей и профессиональных склонностей детей с ОВЗ с целью профессионального самоопределения и реабилитации.

  • Проведение профориентационной диагностики на базе образовательного учреждения.

  • Индивидуальное консультирование детей и подростков по вопросам выбора профессии, смены образовательного маршрута и планирования профессиональной карьеры.

  • Индивидуальное консультирование детей с ОВЗ и их родителей по вопросам выбора профессии и формированию образовательного маршрута.

  • Проведение индивидуальных консультаций для учащихся, имеющих трудности при подготовке к ЕГЭ, ГИА.

  • Проведение скрининговых обследований учащихся в образовательных учреждениях.

  • Проведение групповых занятий и тренингов в образовательных учреждениях в целях создания безопасной образовательной среды и развития коммуникативной и эмоционально-личностной сферы, формирования норм социального поведения у младших школьников, развития навыков общения у подростков, предупреждения конфликтов, формирования групповой сплочённости в классах инклюзивного образования.

  • Проведение групповых занятий по адаптации детей к школьной жизни.

  • Организация и проведение мастер-классов для педагогов-психологов образовательных учреждений САО по различным направлениям работы ЦПМСС «Доверие».

  • Организация и проведение традиционных тематических интерактивных детских праздников с целью дальнейшей интеграции детей с ОВЗ (СДВГ) в общеобразовательную среду и обеспечение эффективного взаимодействия участников интегрированного (инклюзивного) образовательного процесса.

  • Выпуск ежегодных сборников статей специалистов Центра, отражающих различные аспекты профессиональной деятельности.

II

В центре современной системы образования находится личность ученика, его познавательная деятельность, которая предполагает не только овладение суммой знаний, но и формирование определённых общечеловеческих культурных ценностей, определённой ментальности (из материалов VII Международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в образовании», апрель 2013 года).

В настоящее время среди важных и сложных нововведений в образовании мы имеем и личностно ориентированное и компетентностное обучение, и правовое воспитание, и здоровьесберегающие технологии, и компьютеризацию, и ЕГЭ, и профильную подготовку, создание инновационных образовательных систем.

Инновационное развитие образовательной среды не бывает гладким и бесконфликтным, поскольку любые новшества дестабилизируют педагогическую ситуацию, порождают дискомфорт, страхи и неуверенность, обостряют отношения между людьми.

В этой ситуации задача психологического сопровождения – постоянно оказывать помощь в преодолении инновационных барьеров, сохранении психологического комфорта и здоровья всех участников образовательного процесса. С этой целью в 2012-2013 учебном году руководством и педагогическим коллективом Центра было принято решение организовать работу с образовательными учреждениями округа на основе инновационной модели сетевого взаимодействия, ориентированной на результат, а не на процесс, расширяющей возможности решения проблем, повышающей готовность участников сети к обмену различного рода ресурсами, доверие к участникам сетевого взаимодействия и открытость общения, взаимную заинтересованность участников в работе друг друга.

Сетевая форма организации деятельности становится в настоящее время ведущей для всех отраслей практики, включая образование.

Образовательные сети позволяют осуществить насущную необходимость в обмене и объединении ресурсов для инновационного развития практики, задействовать механизмы командной работы, подкрепляя их современными инновационными технологиями, ориентированы на развитие потенциальных способностей участников, повышение эффективности работы образовательного учреждения и, как основную цель – повышение качества образования.

В то же время работа в рамках сетевого взаимодействия способствует большому разнообразию информационных источников, нацелена на обмен знаниями и, как следствие, порождает новое знание.

Для решения этих задач в сентябре-октябре 2012 года были заключены договора с образовательными учреждениями Северного округа, организованы и проведены скрининги, диагностические обследования, коррекционно-развивающие и профилактические занятия по различным направлениям психологического сопровождения.

Так как скрининговое обследование позволяет выделить специфические особенности познавательной деятельности, навыки самоконтроля и организации деятельности у группы детей, специалистами Центра было принято решение провести диагностико-прогностический скрининг по профилактике возникновения трудностей в обучении у учащихся 1-2 классов, раннего выявления детей «группы риска». В 2012-2013 учебном году было проведено скриннинговое обследование первоклассников и второклассников в образовательных учреждениях САО г. Москвы. В процессе анализа результатов обследования были выявлены у детей «группы риска» парциальные нарушения психического развития: зрительно-пространственного восприятия, произвольной регуляции деятельности, абстрактно-логического мышления. Данные нарушения впоследствии могли бы привести к школьной неуспешности и дезадаптации в целом.

По результатам обследования было выявлено 112 учащихся «группы риска» в первых классах (всего принимали участие в обследовании дети в количестве 390 человек), 67 учащихся «группы риска» во вторых классах (всего принимали участие в обследовании дети в количестве 195 человек).

Были даны рекомендации родителям, психологам и педагогам образовательных учреждений по дальнейшему сопровождению и обучению детей. Разработаны индивидуальные маршруты психолого- педагогического сопровождения детей «группы риска».

Специалистами Центра была проанализирована ситуация роста кризисных проявлений эмоционального состояния среди подростков в образовательных учреждениях округа.

В связи с этим в 2012-2013 учебном году была создана специальная программа «Диагностика эмоционального состояния» по выявлению подростков «группы риска». В данной программе подобран и описан диагностический материал, позволяющий выявить подростков с определенными эмоциональными состояниями и личностными особенностями, рассмотрены особенности интерпретации полученных в результате диагностики данных, выделены различные группы лиц, с которыми необходимо проводить дальнейшую тренинговую и коррекционную работу педагогом-психологом в рамках образовательного учреждения. Сотрудники Центра охватили 307 учеников средней и старшей школ. В процессе анализа результатов диагностики были выявлены дети «группы риска». В соответствие с программой были даны рекомендации педагогам-психологам ОУ САО и проведена профилактическая работа, направленная на позитивную профилактику употребления ПАВ и воспитание культуры здорового образа жизни с учащимися. В работе приняли учащиеся в количестве 115 человек.

На протяжении учебного года были организованы и успешно проведены групповые коррекционно-развивающие занятия для детей и подростков на базе Центра и общеобразовательных учреждений САО по следующим программам: «Развитие навыков продуктивного общения» «Коррекция агрессивности. Развитие навыков продуктивного общения», «Управление конфликтом», «Агрессия и управление гневом», «Формирование норм социального поведения у младших подростков», «Я и другие». Общее количество детей в группах - 219 чел.

Показателями эффективности работы можно считать улучшение взаимоотношений внутри семьи, в классе; преодоление эмоционального напряжения у детей.

В соответствии с договорами о взаимном сотрудничестве, заключёнными с образовательными учреждениями специалистами Центра проводился курс развивающих занятий по адаптации к школе учащихся 1-х, 5-х классов. Деятельность осуществлялась по следующим программам: «Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка» (автор Битянова М.Р.), «Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни» (авторы. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.)», «Адаптация младших подростков к новым условиям обучения», «Психологическая азбука». Общее количество детей в группах – 205 чел.

В процессе работы у детей отмечались отдельные трудности: недостатки произвольного внимания, несформированность зрительно-двигательных координаций, недостатки в развитии микромоторики, несформированность пространственных представлений, нарушение функций самоконтроля, а также трудности, вызванные особенностями эмоционально-личностного развития (темперамента и т.п).

На основе анализа данных наблюдений были составлены блоки упражнений, давшие возможность осуществить чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

По завершению курса занятий можно говорить о следующих результатах: наблюдается положительная динамика основных составляющих психологической готовности к школьному обучению - мотивационной, когнитивной, поведенческой. Таким образом, данные занятия дали положительный эффект адаптации учащихся на этапе решения различных трудностей, связанных с психологической неготовностью детей к школе.

III

Большое внимание коллектив Центра уделял оказанию психолого-педагогической помощи детям с проблемами социальной и школьной дезадаптации, созданию условий для комфортной (безопасной и безбарьерной) образовательной среды.

Содержание работы по данному направлению включает индивидуальную ориентацию (решение проблем конкретного ребёнка), системную ориентацию (профилактика возникновения трудностей обучения, улучшение педагогического климата).

В период за 2012-2013 учебный год количество первичных обращений от родителей по собственной инициативе, по направлению медицинских и социальных учреждений, образовательных учреждений составило 153 (первичных обращений - 122 , с прошлых лет - 31).

Основные причины обращений:

  • трудности обучения ребёнка, несоответствие его индивидуальных возможностей к требованиям образовательной программы – 48% (от общего числа обращений);

  • нарушения поведения ребенка в семье и в образовательном коллективе – 9%;

  • трудности общения, взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми – 2%;

  • диагностика психического развития ребёнка и определение психологической готовности ребёнка к школьному обучению - 31%.

Наибольшее число обращений родителей связано с трудностями в обучении у ребёнка, а также возникшими опасениями по поводу развития ребёнка и его психологической готовности к школьному обучению.

В целях решения данных проблем, а также их предупреждения применялись основные виды деятельности: индивидуальная диагностическая работа в условиях ГБОУ ЦПМСС «Доверие», скрининговое обследование в условиях образовательных учреждений САО.

Индивидуальная диагностика развития ребёнка осуществлялась в два этапа: экспресс-анализ психологической проблемы ребёнка (после обращения родителей по телефону), подробная диагностика психической деятельности ребёнка и его социальной ситуации развития (во время визита родителей и детей в центре), которая включала: нейропсихологическое обследование высших психических функций, логопедическое обследование основных структурных компонентов устной речи и письменной речи, диагностику физического здоровья ребёнка.

В процессе обследования специалистами разного профиля (нейропсихологом, педагог-психологом, учителем-логопедом, инструктором по физической культуре) выявлялись те или иные нарушения психической деятельности ребёнка (на психофизиологическом, регулирующем, когнитивном, языковом, эмоционально-личностном, социальном уровнях), степень проявления и связь их с имеющимися трудностями в обучении и жизнедеятельности в целом.

В рамках системного подхода по профилактике и преодолению школьной и социальной дезадаптации у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработаны и успешно реализованы коррекционно-развивающие программы:

  • «Развитие функций программирования, регуляции и контроля деятельности у младших школьников»,

  • «Нейропсихологическая профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников»,

  • «Преодоление нарушений устной речи у детей в условиях ЦПМСС»,

  • «Профилактика и коррекция нарушений письма и письменной речи»,

  • «Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими отклонения в эмоциональной и поведенческой сфере»,

  • «Программа занятий АФК для детей с различными отклонениями в состоянии здоровья».

За период 2012-2013 коррекционно-развивающие занятия посетили дети в количестве 75 человек.

Показатели эффективности работы:

  • повышение познавательного интереса и мотивации к обучению у ребёнка;

  • улучшение общего уровня успеваемости в соответствие с образовательной программой;

  • преодоление эмоционального напряжения у ребёнка в процессе жизнедеятельности и обучения;

  • формирование психологической готовности к обучению у ребёнка в образовательном учреждении в соответствие с уровнем психического развития.

Программа сопровождения ребёнка с проблемами обучения предусматривала проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций информационно-обучающего характера, оптимизирующих процесс взаимодействия в учебной деятельности. Психологическую помощь по вопросам обучения и воспитания детей в условиях Центра и образовательных учреждений САО получили родители в количестве 174 человек.

Основные направления: информирование родителей об особенностях развития и обучения ребёнка, совместный поиск решения проблемы социальной дезадаптации ребёнка, активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, социально-психологическая помощь родителям в определении индивидуального образовательного маршрута ребёнка, разрешение детско-родительских конфликтов.

Регулярно проводилось интернет-консультирование для родителей в режиме «вопрос-ответ». Информация для родителей была размещена на сайте центра.

Наиболее трудные случаи в работе специалистов были рассмотрены на заседании психолого-педагогического консилиума.

Деятельность психолого-педагогического консилиума была ориентирована на решение следующих задач: оценка актуального уровня психического развития ребёнка и определение структуры дефекта; выявление резервных возможностей развития; определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи.

По вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития, с ограниченными возможностями здоровья в системе общего, специального и интегрированного (инклюзивного) образования в период 2012-2013 учебный год к специалистам отдела обращались дети с отклонениями в развитии в количестве 19 человек (12 с инвалидностью), из них с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания – 6, с нарушениями функций обеспечения жизнедеятельности – 10, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2, с умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта – 1.

Данное направление было реализовано в соответствие с целевыми программами: «Программа комплексного сопровождения детей с ОВЗ (СДВГ) в контексте инклюзивного образования», «Социально-психологическое сопровождение детей с тяжёлыми нарушениями в развитии, со сложной структурой дефекта».

Программы являются междисциплинарными, т. е объединяют усилия специалистов различного профиля: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, инструктора по физической культуре; системными, т.е. ребёнок рассматривается в контексте значимых социальных связей, характеризующих его жизненную ситуацию.

Сопровождение ребёнка с нарушениями в развитии осуществлялось в соответствие с основными видами деятельности:

  1. Диагностика психического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальном и социальном уровнях, определение структуры дефекта.

  2. Разработка индивидуальных коррекционных маршрутов для детей с ОВЗ, основными задачами которых является максимально возможное преодоление нарушений основных сфер психической деятельности ребёнка – когнитивной, поведенческой, эмоционально-личностной, выработка средств компенсации и формирование благоприятных базовых психологических предпосылок для успешного обучения ребёнка, развитие его потенциальных ресурсов.

  3. Организация и проведение тематического праздника «День Победы. 9 Мая – путешествие по любимым книгам нашего детства». Привлечение к активному участию в празднике детей с ОВЗ.

  4. Посещение детьми с ОВЗ занятий по адаптивной физической культуре, способствующих развитию физических навыков и улучшению соматического здоровья.

В процессе сопровождения были достигнуты положительные результаты в решении следующих задач: выявление и преодоление вторичных нарушений развития ребёнка; реализация интегративного подхода в сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка с ОВЗ, оказание психологической поддержки родителям в воспитании ребёнка с проблемами социальной дезадаптации.

Одним из основных направлений работы Центра является оказание быстрой и своевременной психологической помощи различным категориям населения (детям, родителям и педагогам), находящимся в кризисной (стрессовой) ситуации.

В период 2012-2013 учебного года количество первичных обращения от родителей по собственной инициативе, по направлению медицинских и социальных учреждений, образовательных учреждений составило 108 обращений (из них первичных - 83 , с прошлых лет - 25) В число основных причин обращений: трудности общения, взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми, поведенческие проблемы.

С просьбой оказания психологической помощи по телефону психологического консультирования для детей, родителей и педагогов за период 2012 – 2013 учебного года поступило 56 обращений. Из них: 45 обращений от родителей, 9 обращений от детей и 2 обращения от специалистов образовательных учреждений.

Специалисты Центра осуществляли сотрудничество с различными организациями округа с целью координации деятельности по оказанию экстренной психологической помощи, принимая участие в заседаниях районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, с целью дальнейшего психологического сопровождения данных семей в Центре.

IV

Работа отделения профориентации ГБОУ ЦПМСС «Доверие» в течение 2012-2013 учебного года осуществлялась в соответствии с базовой программой «Психологическое здоровье школьника» и годовым планом.

Основная цель работы отделения профориентации - оказание поддержки учащимся в принятии решения о выборе профиля обучения, решение проблем, связанных с выбором образовательного маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Педагоги-психологи отделения в 2012-2013 учебном году осуществляли следующие виды деятельности:

  1. Профконсультационная работа. Данный вид работы проводился в течение учебного года с учащимися 7-11 классов образовательных учреждений САО, обратившимися за профконсультацией в Центр.

Профконсультация состояла из двух основных частей: компьютерного тестирования и консультации с психологом. По результатам тестирования проводилась консультация с психологом.

Наиболее частыми запросами в рамках профориентации в 2012-2013 учебном году стали следующие:

  • Выбор профиля обучения (какой профиль обучения является наиболее приемлемым для данного учащегося).

  • Смена образовательного маршрута (какие направления образования являются наиболее приемлемыми (с позиции способностей) для успешного обучения, развития и построения карьеры).

  • Особенности выбора профессии с учетом соматических особенностей (какие специальности являются опасными из-за возможности возникновения профессиональных и психосоматических заболеваний).

  • Особенности выбора профессии с учетом актуального уровня знаний и способностей учащегося.

В ряде случаев по запросу родителей и (или) учащихся по завершению профконсультационной работы была продолжена консультационная работа по вопросам детско-родительских отношений и отношений со сверстниками, а в ряде случаев и развития когнитивных функций (внимания, памяти).

В 2012-2013 году данное направление было реализовано на базе отделения ГОУ ЦПМСС «Доверие» (на базе Лицея №1575).

  1. Психологическая диагностика и коррекция по вопросам снижения учебной мотивации, оценке психофизиологических особенностей.

Основные направления:

  • как построить оптимальный процесс обучения, рассчитать допустимое количество нагрузок без вреда для здоровья конкретного учащегося;

  • какой наиболее адекватный способ запоминания материала при обучении и построении самостоятельных занятий дома, типы оперативной и долговременной памяти и способы наиболее эффективного ее использования в обучении;

  • как развивать такие необходимые для успешного обучения личностные качества как дисциплинированность, трудолюбие, стрессоустойчивость, самоорганизация, умение поставить цель и другие.

По итогам диагностики были подготовлены рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, консультативные встречи с ребенком, совместно с автором запроса запланирована работа, направленная на решение проблем ребенка.

В рамках данного направления получили помощь 856 учащихся образовательных учреждений.

  1. Цикл выступлений с методическими рекомендациями на педсоветах, совещаниях, методических объединениях. Цель: консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием учащихся. В рамках данного направления получили поддержку 46 педагогов образовательных учреждений САО.

  2. Психологическое просвещение для учащихся 8-11.

Данное направление было доработано в 2012-2013 учебном году. Сотрудники ГБОУ ЦПМСС «Доверие» приняли активное участие в окружных мероприятиях, организованных на базе Центра профориентации ГБОУ ВСОШ № 90 (Акция «Твой профессиональный выбор», городская неделя профориентации). Сотрудники отделения ГБОУ ЦПМСС «Доверие» были привлечены к диагностической работе с учащимися, а также к проведению просветительской работы в рамках данных мероприятий.

Помимо этого, была также организована выездная работа в образовательные учреждения САО. В течение 2012-2013 года было охвачено 1910 учащихся.

В связи с этим были разработаны, апробированы и внедрены в практику следующие программы:

  • «Выбор профессии – это серьезно».

Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:

  • Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности;

  • Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда;

  • Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.

  • «Профессиональное самоопределение»

Задачи:

  • содействовать становлению профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути;

  • формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство собственной изначальной ценности как личности, уверенности в своих способностях к самореализации в будущей профессии;

  • ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях конкуренции.

  1. Реализация тренинговых и активизирующих программ.

  • Реализация активизирующей программы «Ориентир» (для учащихся 7-9 классов). Проведение цикла занятий по профориентационной активизирующей программе «Ориентир» осуществлялось с целью способствования профессиональному самоопределению подростков. Целью программы «Ориентир» является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к выбору профиля обучения и профессиональному самоопределению. Программа состоит из отдельных профориентационных упражнений и игр, что допускает возможность их вариативного использования. Основной результат таких занятий: развитие у подростков умения анализировать свои психологические характеристики, аргументировано высказывать свою точку зрения, осознавать свои ожидания и отношение к своей профессиональной карьере, расширение представления о мире профессий.

  • Курс тренинговых занятий «Твой выбор» (программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9-10-х классов). Данный курс ориентирован на развитие всех интегральных личностных характеристик, но особый акцент делается на формировании профессиональной направленности. Результаты после прохождения курса: умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по определенному профилю; умение осознанно осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута, соответствующего склонностям и интересам; готовность нести ответственность за сделанный выбор.

  • Тренинг «Формирования временной перспективы будущего». Целью программы является психологическая помощь подросткам в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы будущего, и, в итоге, продвижения в плане понимания содержания своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности.

Задачи:

  • Формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие;

  • Развитие способности видеть перспективу своей будущей жизни, формировать жизненные планы;

  • Формирование профессиональных намерений и установок на последующие шаги самоопределения.

В 2012-2013 году в таких тренингах приняли участие 76 учащихся.


    1. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ.

Проблема психологической подготовки выпускников к экзамену приобретает особую актуальность, ЕГЭ и ГИА радикально отличаются от привычной формы проверки знаний, так как не учитывают личностных особенностей выпускника, ориентированы на благополучного в личном плане ребёнка, уверенного в себе, решительного, обладающего высоким уровнем саморегуляции. Мы считаем, что готовить к экзамену учащихся наряду с педагогами должны и психологи.

В этом направлении в отделении профориентации ГБОУ ЦПМСС «Доверие» накоплен большой опыт. Разработаны и апробированы авторские программы психологической подготовки учащихся, основанные на развитии регуляторных качеств учащихся.

Содержанием программы стало:

  • формирование умений самостоятельно ставить перед собой цели и определять пути их достижения;

  • развитие внимания и памяти;

  • развитие самостоятельности учащихся в подготовке к экзамену;

  • формирование навыков сдачи экзаменов в тестовой форме;

  • предупреждение регулярно встречающихся ошибок;

  • способствование осмыслению и освоению теоретического материала на более высоком уровне, основанном на понимании его внутренней системы и логики.

В 2012-2013 году данное направление было реализовано на базе отделения в рамках индивидуальных консультаций (36 учащихся).

О некоторых качественных показателях эффективности работы отделения профориентации можно судить по ряду критериев:

Во-первых, за 2012-2013 у учащихся повысилась активность обращения в Центр по вопросам выбора профиля обучения, смены образовательного маршрута, профориентации. В процессе психологического просвещения у подростков происходит повышение интереса к себе, своим личностным особенностям, переход на более высокий уровень самосознания.

Во-вторых, проведенная диагностика показывает, что профессиональные интересы, самостоятельный выбор предпочитаемых учебных предметов как профильных становится все более дифференцированным и обоснованным. Большинство учащихся может самостоятельно адекватно оценить свои интересы, способности и уровень знаний, необходимый для обучения по выбранному профилю или для обучения в том или ином образовательном учреждении.

Дополнительными критериями эффективности работы отделения также являются:

  1. Возрастание интереса учащихся к учебе (повышение мотивации обучения в профильном классе или колледже).

  2. Адекватная самооценка учащимися, снижение уровня школьной и самооценочной тревожности. Эти данные подтверждаются лонгитюдным исследованием при повторных консультациях для некоторых учащихся.

  3. Осуществление осознанного профессионального выбора большинством учащихся.

Таким образом, квалифицированная помощь психолога учащимся в осознании профессиональных предпочтений в рамках отделения ГБОУ ЦПМСС «Доверие» помогает подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущего профиля обучения, а в дальнейшем, и будущей профессии.

V

На основе анализа организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в 2012-2013 учебном году можно с уверенностью утверждать, что отношение к ребёнку как к уникальной и сложной растущей личности, жизнь которой не ограничивается стенами школы и дома, как к человеку, устремлённому в будущее, обладающему качествами социально-информированного гражданина, ответственного за результаты собственных действий, является одной из главных составляющих в работе по достижению качества образования.

Это нашло своё отражение в мастер-классах специалистов Центра для педагогов-психологов округа, традиционных сборниках статей специалистов Центра «Год учителя», «Наша новая школа – школа для всех», «Москва – город образования», где они уделяли внимание различным направлениям психологического сопровождения, знакомили своих коллег с современным подходом в области педагогических и психологических практик, реализуемых в ГБОУ ЦПМСС «Доверие». Были организованы и проведены мастер-классы на темы: «Психологическое сопровождение интегрированного обучения детей с СДВГ»; «Формирование пространственных и временных представлений у детей с нарушениями в развитии», «Диагностика внутрисемейных отношений»; «Суицидальные тенденции в подростковом периоде»; «Выявление эмоционального подтекста понятий подростков методами арттерапии».

Последний мастер-класс был выбран участниками Городской научно-практической конференции «Антикризисные подразделения ППМС-центров: опыт 10-летней работы в системе столичного образования» для посещения во 2-ой день конференции. Мастер-класс был успешно проведён педагогом-психологом ГБОУ ЦПМСС «Доверие» К.Н. Баженовым на базе Центра 30 мая 2013 года.

В период с октября 2012 по март 2013 разработан и введён в действие мониторинг по изучению уровня осведомлённости педагогов младших классов образовательных учреждений САО об особенностях развития и обучения детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. По результатам мониторинга разработана программа семинара: «Интегрированное (инклюзивное) обучение детей с СДВГ: что нужно знать педагогу».

Отдельно стоит отметить участие в конфликтных комиссиях совместно с представителями Северного окружного управления образования, в комиссии по правам ребенка в Северном окружном управлении образования.

Различным проблемам инновационных процессов образования посвящены статьи сборника Центра 2012-2013 учебного года «Психология развития: ребёнок, подросток, гражданин», который готовится к началу нового учебного года.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамента образования города москвы iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Пп «О совершенствовании системы физического воспитания и массового спорта среди детей и учащейся молодежи города Москвы», с планом...
Департамента образования города москвы iconО проведении окружного конкурса
Департамента образования города Москвы на 2013/2014 учебный год и на основании программы мероприятий Юго-Западного окружного управления...
Департамента образования города москвы iconОрганизационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Департамента образования города Москвы от 03. 05. 2007 г. №295/ак. В 2011 году учреждение переименовано в государственное бюджетное...
Департамента образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы рассмотрело Ваше обращение в электронную приемную...
Департамента образования города москвы iconО проведении этнокультурного фестиваля ученической молодежи
«Фестиваль»). Конкурс проводится в соответствии с государственным заданием Департамента образования города Москвы в целях реализации...
Департамента образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
РП, приказа Департамента образования города Москвы от 23. 07. 2003 г. №724, приказа Юго-Восточного окружного управления образования...
Департамента образования города москвы iconГрамота Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы...
РФ, медаль «В память 850-летия Москвы», Почетный работник общего образования, грамоты Департамента образования г. Москвы, грамота...
Департамента образования города москвы icon25 – 27 апреля 2014 г. Центральный Дом Художника
Старт ап, проходивший при поддержке Управления Заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития, Департамента...
Департамента образования города москвы iconДепартамента образования города москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным (грузинским)...
Департамента образования города москвы iconДепартамента образования города Москвы Общие вопросы
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы №511
Департамента образования города москвы iconДепартамента образования города москвы государственное бюджетное...
«Герои Великой Отечественной войны-жители Лосиноостровского района» в 2012-2013 учебном году
Департамента образования города москвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 25 января 2011 года №23-пр/60,...
Департамента образования города москвы icon• Закон города Москвы “Об инновационной деятельности в городе Москве”
Основная образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной...
Департамента образования города москвы iconПоложение о системе оплаты и стимулирования труда работников Государственного...
Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центр образования №654 имени А. Д. Фридмана Департамента образования...
Департамента образования города москвы iconПубличный отчет за 2011/2012 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления...
Департамента образования города москвы iconПубличный отчет за 2012/2013 учебный год
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №411 Восточного окружного управления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск