Исследование особенностей личности пятиклассников





Скачать 402.63 Kb.
НазваниеИсследование особенностей личности пятиклассников
страница1/4
Дата публикации15.08.2013
Размер402.63 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование
  1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ




Введение…………………………………………………………………..................................

3

Глава 1.

Теоретические аспекты изучения личности пятиклассников

1. 1.

Возрастные психологические особенности пятиклассников………………….

4

  1. 2.

Анатомо – физиологические особенности подростков 11 – 13 лет…………...

5

1. 3.

Основные причины трудностей в обучении пятиклассников…………………

6

Глава 2.

Исследование особенностей личности пятиклассников.

2. 1.

Организация и методы исследования…………………………………………...

8

2. 2.

Обработка и интерпретация результатов…………………………......................

9

Заключение………………………………………………………………….............................

11

Список использованной литературы………………………………………………………

13

Приложение 1. Методика «Направленность личности»……………………………………..

14

Приложение 2. Тест на определение доминирующего полушария головного мозга…….

18

Приложение 3. Психогеометрический тест (С.Деллингер)…………………………………

21

Приложение 4. Тест по выявлению особенностей темперамента…………………………..

27


Введение.

Обоснование выбора темы. Эту тему для исследования я выбрала потому, что сама учусь в пятом классе и нахожусь в том возрастном периоде, который называют - подростковым, а точнее мы хотим рассмотреть младший подростковый возраст. А его как, принято в возрастной психологии, считают периодом, крайне неблагоприятным для обучения.

Мы решились разобраться, в чем же заключаются трудности и проблемы перехода из начального звена в среднее и какие факторы влияют на процесс адаптации.

Актуальность. Проблема исследования адаптации пятиклассников продолжает быть актуальной. Именно в младший подростковый период жизни происходят изменения связанные с учебной деятельностью, происходит распад устаревшей системы взглядов и ценностей, этот период в жизни детей 10 – 13 лет связан с обретением чувства взрослости и идет формирование самооценки как основного регулятора поведения и деятельности. Поэтому, недостаточно внимания уделяется исследованию личностных особенностей пятиклассников, когда они вступают в подростковый возраст и оказываются в новых социальных условиях: переходят из начальной школы - в основную.

Мы решили исследовать особенности темперамента, личностной направленности учащихся, доминирующего полушария головного мозга пятиклассников и личностных характеристик школьников, перешедших из начальной школы в среднее звено. Период адаптации учащихся в 5 классе, считается одним из труднейших периодов школьного обучения.

Цель исследования: изучение особенностей личности пятиклассников.

Для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

  • Проанализировать литературу по теме исследования;

  • Провести диагностическое исследование личности младших подростков;

  • Оценить полученные результаты и сделать выводы;

  • Подготовить рекомендации для учащихся 5-х классов.

Объектом исследования являются пятиклассники.

Предметом исследования – психологические особенности личности пятиклассников.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, диагностика, метод количественной и качественной обработки.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности подростков.

    1. Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Учащиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.

Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.  

Учащиеся пятого класса в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым.

Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В  этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Учащиеся данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении. Внешне это выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Начинается поиск подростком собственной уникальности, познание собственного Я.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой.

Подростки ориентированы на установление доверительно - дружеских отношений со сверстниками, усваивают навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

    1. Анатомо – физиологические особенности подростков 11 – 13 лет.

Специфика подросткового возраста определяет прежде всего биологическим фактором – процессом бурного полового созревания. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной системы и при участии желез внутренней секреции.

У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у него снижается выносливость.
Очень важно в этот период жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.

У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб в интеллектуально или обладает плохим характером.
Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

    1. Основные причины трудностей в обучении пятиклассников.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

Учащиеся гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон и аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.п. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», «выросшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое «обезличивание» подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Рассмотрев психологические, анатомо – физиологические особенности пятиклассников и основные причины трудностей в обучении с которыми сталкиваются учащиеся. Анализ этих теоретических источников позволил нам найти отправные точки для организации эмпирического исследования личности пятиклассников.

Глава 2. Исследование особенностей личности пятиклассников.

2.1. Организация и методы исследования.

Исследование проводилось на базе МОУ «Красноярская средняя общеобразовательная школа» с учащимися 5 «А» класса. В исследовании приняли участие 18 учащихся.

Для выявления особенностей личности подростков нами использовались следующие методики:

  • Методика «Направленность личности» (см. Приложение 1.)

  • Тест на определение доминирующего полушария головного мозга (см. Приложение 2.)

  • Психогеометрический тест (Стюзен Деллингер) (см. Приложение 3.)

  • Тест на выявление особенностей темперамента (см. Приложение 4.)

Исследование проходило в три этапа:

Первый этап. На данном этапе среди выборки испытуемых проводилось анкетирование, по выбранным нами методикам.

Первой проводилась методика позволяющая выявить личностную направленность учащихся: направленность на себя, на общение и на дело. Методика состоит из 17 вопросов с вариантами ответов: А, Б, В. На выполнение данной методики отводилось 10 минут.

Следующим был тест на определение доминирующего полушария головного мозга. Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно, помогает глубже понять себя и окружающих. Конечно, результаты теста не претендуют на 100% объективность, но их можно рассматривать как дополнительный материал в познании личности и психологических особенностей.

Для того, чтобы пройти тест, нужно было приготовить листы бумаги и карандаш, а также 5 минут свободного времени.

Далее было представлено 4 задания, проходя которые учащиеся должны отметить на листе бумаги, какой тип реакции проявился у них – правый или левый. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «Л».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование особенностей личности пятиклассников iconОсновные технологии становления личности студентов нефизкультурных вузов
В связи чем, важен учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности студента. В педагогическом процессе физического воспитания...
Исследование особенностей личности пятиклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей...
Исследование особенностей личности пятиклассников iconПояснительная записка к 5 классу в личности учащихся происходят существенные...
Повторение лексического материала по теме: “Auf dem Lande gibt es auch viel Interessantes”
Исследование особенностей личности пятиклассников iconИсследование особенностей создания подземных хранилищ газа в истощенных...

Исследование особенностей личности пятиклассников iconИсследование цветовой гаммы исследование естественного освещения...
Исследование процентного соотношения кабинетов с люминесцентными и электрическими лампами
Исследование особенностей личности пятиклассников iconСодержание
Целью курсовой работы является исследование процессуальных особенностей рассмотрения гражданских дел о признании граждан недееспособными...
Исследование особенностей личности пятиклассников iconИсследование Проблемы противостояния толпы и личности в современном цифровом пространстве
...
Исследование особенностей личности пятиклассников iconПримерная тематика рефератов
Характеристика некоторых особенностей формирования направленности личности боксера
Исследование особенностей личности пятиклассников iconРабочая программа дисицплины
Ознакомление с конкретными методиками изучения индивидуально-психологических особенностей личности
Исследование особенностей личности пятиклассников iconИсследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия,...
Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права
Исследование особенностей личности пятиклассников iconНалогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования
Охватывает исследование особенностей организации налогообложения в регионах рф, отражает динамику практического налогообложения субъектов...
Исследование особенностей личности пятиклассников iconПроблема анализа типологических особенностей самоопределения личности в бизнесе
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Исследование особенностей личности пятиклассников iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Исследование особенностей личности пятиклассников iconМинистерство образования Хабаровского края Хабаровский краевой институт...
Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на взаимоотношения людей
Исследование особенностей личности пятиклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всестороннее развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных и психологических особенностей
Исследование особенностей личности пятиклассников iconМаоу «Заводоуковская общеобразовательная школа №1»
Приоритетом в этом направлении должно стать формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск