Скачать 0.66 Mb.
|
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _________________С.Г. Дембицкий "_____"__________________20___ г. Рабочая программа дисциплины КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ЗПР У ДОШКОЛЬНИКОВ Направление подготовки 050700 -СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ Профиль подготовки Логопедия Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная, очно-заочная, заочная
Москва 2012 Составитель: Гайфуллина Ляля Кашфулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ, приводятся вопросы для подготовки к экзамену. Рецензент: Костенкова Ю.А, кандидат педагогических наук, доцент кафедры олигофренопедагогики МГПУ 1. Цели освоения дисциплины: Целями освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников» являются формирование у студентов профессиональных компетенций в области коррекции недостатков развития у дошкольников с задержкой психического развития 2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата: БЗ.Б.. Объем в ЗЕ: 3 . Дисциплина (модуль) «Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин базовой части профессионального цикла: «Психология (общая), «Психология (возрастная, педагогическая) «Специальная психология», »Специальная педагогика» «Психологическая коррекция и консультирование», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ». Данный модуль является базой для изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, а также для последующего прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников»
Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:
Формирование у студентов практических навыков своевременного выявления ЗПР в дошкольном возрасте;
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - инструментальный кластер Групповая принадлежность ОМ: профессиональный ОМ Кластерная принадлежность ОМ: нормативный ОМ 4. Структура и содержание дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,00 зачетных единиц 108 часов Очная форма обучения (срок обучения 4 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)
Заочная форма обучения (срок обучения 3 года)
Заочная форма обучения (срок обучения 3,5 года)
Очно-заочная (срок обучения 3,5 года)
Краткое содержание курса РАЗДЕЛ 1. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза Задержка психического развития (ЗПР): история выделения из детской популяции, время выделения, критерии выделения Представленность в популяции, межполовые различия Терминология, используемая для обозначения данной категории детей отечественными и зарубежными специалистами. Кодификация в международной классификации болезней 10-го пересмотра. Гармонический психофизический инфантилизм Классификация детей с ЗПР М.С. Певзнер на основании сочетания инфантилизма с другими проблемами развития. Психоорганический синдром, влияние на деятельность. Гармонический, дисгармонический, органический инфантилизм по А.О. Дробинской. Классификация Г.Е. Сухаревой, В.В.Ковалева, Ю.Г. Демьянова. Классификация ЗПР по этиологическому признаку, разработанная К.С. Лебединской. Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза Ядерные признаки ЗПР церебрально-органического генеза. Понятие минимальной мозговой дисфункции Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка. Возраст максимальной выраженности симптомов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. РАЗДЕЛ 2 2. Проблемы психологической диагностики ЗПР Основные составляющие комплексного психологического диагноза. Аномалии развития, наиболее трудно дифференцируемые с задержкой психического развития. Принципы дифференциальной диагностики, предложенные В. И. Лубовским. Отграничение ЗПР от сходных с ней состояний: умственной отсталости, речевой патологии, педагогической запущенности, легких вариантов РДА. Характеристика различных методических подходов к диагностике задержки психического развития: возможности медицинской диагностики; психофизиологические методы; нейропсихологические методики; разработки отечественных ученых в области психодиагностики: С.Д. Забрамная, И.А. Коробейников, Л И. Пeреслени возможности тестовых методик (шкала измерения интеллекта Д. Векслера, Г. Витцлака, Р. Амтхауэра, тест Кэттела); использование игры в качестве диагностического метода другие подходы. РАЗДЕЛ 3 Психическое и социальное развитие дошкольников с разными формами 3ПР Особенности становления и смены форм общения ребенка со взрослым на протяжении дошкольного возраста при ЗПР. Характер общения со сверстниками Характеристика игровой деятельности дошкольников с различными формами ЗПР в сравнении с игровой деятельностью умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников. Особенности когнитивного развития детей с ЗПР. Характеристика уровня развития различных познавательных процессов( восприятия, памяти, мышления, речи). Понятие когнитивного стиля и его особенности при ЗПР. Особенности личностно-социального развития при ЗПР: мотивация, самооценка, произвольно-волевая регуляция, нравственное развитие. Раздел 4 Типовая программа развития и коррекционного обучения дошкольников с ЗПР Задачи дошкольного воспитания и обучения детей с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Типовая программа воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в ДОУ компенсирующего вида. Организация, содержание и методы коррекционной помощи детям, страдающим ЗПР, в младенчестве и раннем возрасте. Сенсорное воспитание дошкольников с ЗПР и формирование сенсорно-перцептивной способности. Умственное воспитание детей с ЗПР. Организация, содержание и методы руководства игрой. Организация, содержание и методы формирования продуктивной деятельности. Основные направления коррекционной работы по развитию речи с детьми, страдающими ЗПР. Социально-личностное развитие ребенка с ЗПР в процессе коррекционно-педагогической работы. Индивидуальная коррекционно-образовательная работа с детьми в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с задержкой психического развития. Подготовка детей данной категории к школьному обучению. Предупреждение школьной дезадаптации детей с ЗПР. Особенности работы с родителями, имеющими ребенка с задержкой психического развития, эмоционально-личностными отклонениями и особенностями социального поведения. РАЗДЕЛ 5. Особенности формирования психологической готовности к школьному обучению при ЗПР Готовность детей с ЗПР к школьному обучению в контексте современных тенденций в общем и специальном образовании ( рост популяции детей с ЗПР, принятие концепции коррекционно - развивающего обучения, развитие интеграционных процессов). Особенности формирования мотивационно-волевой готовности к школьному обучению при ЗПР. Готовность дошкольников с ЗПР со стороны умственного развития. Уровень развития отдельных предпосылок учебной деятельности (фонематический слух, элементарные математические представления, графоматорные навыки). Развитие высших форм игровой деятельности как показатель готовности к принятию учебной деятельности в качестве ведущей. РАЗДЕЛ 6. Основные принципы и направления организации психолого-педагогической помощи детям с ЗПР Принцип учета общепсихологических и возрастных закономерностей развития. Принцип учета общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития. Принцип комплексности воздействия. Принцип ориентации на положительные качества. Принцип учета индивидуально-типических особенностей ребенка. Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью. Общая типовая и индивидуализированная модели коррекции задержки психического развития в условиях диагностико-коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений и психолого-медико-социальных центров. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками с ЗПР (коррекция гностических процессов, эмоционально-волевой сферы). Концепция коррекционно - развивающего обучения. Виды психолого-педагогической помощи, оказываемой дошкольникам с ЗПР. Психолого-медико-педагогический консилиум: цели, назначение, оптимальный алгоритм проведения. Интегрированное обучение: задачи, возможности, необходимые условия эффективной реализации. Специфика психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения, включающей ЗПР. Раздел 7. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с ЗПР. Распространённость и общая характеристика нарушений речи у детей с ЗПР. Нарушения звукопроизношения. Особенности лексики. Особенности грамматического строя. Нарушения связной речи у дошкольников с ЗПР. Принципы коррекции нарушений речи. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи. Формирование звукопроизношения. Методика работы по развитию лексики. Методика работы по формированию грамматического строя речи. Методика развития языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР. Основные понятия Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников. Главные задачи – своевременное выявление детей дошкольного возраста с ЗПР, определение их образовательных потребностей, определение путей коррекции и компенсации нарушений, определение оптимального педагогического маршрута. Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников - значение для организации психолого-педагогической коррекционной работы, и поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Особенности коррекции дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования. . 5. Образовательные технологии При прохождении дисциплины «Коррекционная работа при ЗПР у дошкольников» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой. Курс рассчитан на лекционные, практические и интерактивные занятия. Предусмотрены встречи с представителями специальных и инклюзивных образовательных учреждений, научных организаций. Отдельные вопросы курса выносятся для индивидуальной самостоятельной работы. По окончанию курса студенты сдают экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде промежуточной контрольной работы. |
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе тематический... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Факультет логопедии утверждаю Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | «московский психолого-социальный университет» факультет логопедии... Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Факультет русской филологии и журналистики. Факультет истории и юриспруденции. Факультет татарской и сопоставительной филологии.... | Учебно-методический комплекс по модулю м кв. 1 Инновационные технологии... Понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность... |