Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник»





Скачать 115.68 Kb.
НазваниеПрограмма принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник»
Дата публикации02.04.2015
Размер115.68 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

__________________________________________________

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.
«Маленький умник»

Программа групповых занятий

для развития когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

(4-5 лет)

Автор-составитель:

педагог-психолог

Волкова Юлия Александровна


Москва, 2009 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Маленький умник» направлена на коррекцию и развитие познавательных функций детей среднего дошкольного возраста, проявляющих признаки задержки психического развития. Данная программа опирается на работы таких авторов, как Е.А. Екжанова, О.А. Фролкина, О.А. Журбина и др.

Актуальность программы

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии ребенка, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, дети с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11% из числа всех детей.

У детей задержка психического развития является полиморфным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

Проблема коррекции ЗПР в дошкольные годы начала волновать исследователей с середины 70-х годов XX столетия. Власова Т.А., Лебединская К.С. говорят о «необходимости искать пути более ранней коррекции в развитии детей, что помогло бы избежать многочисленных неудач в массовой школе, поскольку ученики с ЗПР, как правило, попадают в число стойко неуспевающих».

При задержке психического развития процесс формирования познавательных способностей часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка. У таких детей могут наблюдаться недостаточность тонкой моторики рук; нарушения артикуляционной и графо-моторной координаций, зрительно-пространственные нарушения, нарушение зрительной, слуховой, слухо-речевой памяти, трудности концентрации и распределения внимания, фрагментарность восприятия, различные нарушения речевой деятельности. Все эти отклонения ведут как к недостаточному развитию интеллектуальной деятельности, так и к неуспешности ребенка в коллективе.

Очень важно выявить и по возможности скорректировать задержку психического развития до начала систематического обучения в школе, то есть в дошкольном возрасте. В настоящее время доказано, что ранняя и целенаправленная педагогическая работа способствует коррекции нарушений и предупреждению вторичных отклонений в развитии этих детей. Это обосновывает актуальность настоящей программы.

Новизна программы

Большинство программ по коррекции задержки психического развития ставят своей целью подготовить ребенка к школе, и рассчитаны на работу с детьми более старшего возраста. Настоящая программа предполагает развитие и коррекцию именно тех психических функций, которые ответственны за познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, начиная уже с четырехлетнего возраста, проявляющих отставание именно в этой сфере. Программа носит комплексный характер, затрагивая и эмоциональную сферу, и личность отстающего ребенка. Программа учитывает индивидуальные особенности и трудности каждого ребенка. Представления об окружающем мире, формирование начальных учебных навыков достигается посредством психологических игр, а не педагогических заданий. Небольшая наполняемость группы позволяет учитывать особенности каждого ребенка, дает возможность детям установить более тесный контакт между собой, тем самым повысить свои коммуникативные способности, снять тревожность.

Цель программы – развитие и коррекция когнитивных функций у детей с задержкой психического развития.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • коррекция и развитие когнитивной сферы детей;

  • установление доверительной атмосферы в группе;

  • создание психологически комфортных условий для снятия страхов и тревожности у детей, повышения самооценки;

  • обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу.

  • развитие творческих и коммуникативных способностей;

  • воспитание интереса к совместной деятельности;

  • воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе.

Описание целевой аудитории, режима работы

Программа «Маленький умник» направлена на развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет с задержкой психического развития. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по одному часу с небольшим перерывом во время занятия.. Продолжительность курса – 34 часа. Программа реализуется в течение учебного года.

Количество детей в группе – 6 – 8 человек.

Направленность программы: коррекционно-развивающая.

Содержание программы

Программа развивающих занятий «Маленький умник» состоит из трех блоков. Первый блок включает в себя диагностику когнитивной сферы и формирование группы. Второй – развитие когнитивной сферы - направлен на развитие различных типов восприятия, памяти, пространственных представлений, внимания, развитие мелкой моторики и формирование первичных графических навыков. Курс занятий завершается третьим блоком, в который входит повторная диагностика психических процессов детей с целью оценки эффективности развивающего обучения.

Формы, методы работы

Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, все занятия с детьми проводятся в игровой форме. Широко используется изобразительная деятельность, речевые игры, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой и проч.

Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия, сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.

На занятиях используются разнообразные игры, направленные на развитие психических процессов, такие как, «4-й лишний», «Сравни картинки», «Узнай и назови», «Запомни картинку», «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Собери картинку», «Хлопушка», «Запрещенное движение» и др. Ручная моторика и графические навыки развиваются посредством пальчиковых игр, «шнуровочек», собиранием мозаики и разрезных картинок, раскрашиванием картинок, обведением изображений, линий, форм, цифр и букв. Упражнения «Поймай звук», «Бусы», «Доскажи словечко», «Назови одним словом», «Словечко убежало», «Назови ласково» способствуют обогащению словарного запаса детей, формированию фонематических процессов, развитию коммуникативных умений.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

I

Диагностика когнитивной сферы дошкольников. Формирование группы.

2

II

Развитие и коррекция когнитивной сферы

31




Развитие восприятия

3

1

Развитие зрительного восприятия

1

3

Развитие слухового восприятия

1

4

Развитие тактильного восприятия

1




Развитие пространственных представлений

8

5

Формирование представлений и понятий о признаках формы и величины предметов

3

6

Сравнение совокупности предметов различной величины и формы

2

7

Формирование представлений о последовательности и порядке

3




Развитие внимания

4

8

Развитие модально – неспецифического внимания

4




Развитие памяти

10

9

Развитие зрительной памяти

4

10

Развитие слухо-речевой памяти

4

11

Развитие кинетической памяти

2




Развитие мелкой моторики

6

12

Развитие ручной моторики

4

13

Формирование графических навыков

2

III

Оценка эффективности коррекционных воздействий

1

14

Повторная диагностика когнитивной сферы

1

Всего:

34 часа


III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I. Диагностика когнитивной сферы дошкольников. Формирование группы (2 часа)

Данный раздел включает в себя исследование когнитивных процессов детей с целью выявления задержки психического развития. Консультирование родителей по результатам обследования. Знакомство участников группы с психологом и между собой. Обсуждение правил работы в группе, техники безопасности.

II. Развитие и коррекция когнитивной сферы.

  1. Развитие восприятия (3 часа)

Занятия на развитие восприятия позволяют выработать у ребенка способность анализировать воспринимаемые объекты, выделять существенные и несущественные признаки и свойства предметов и явлений, сравнивать предметы между собой, развить слуховое внимание, формировать навык дифференциации речевых и неречевых звуков, повысить чувствительность пальцев, приобрести опыт оперирования разными инструментами.

  • Развитие зрительного восприятия (1 час)

Упражнения: «Собери картинку», «Нелепицы», «Заплатки», «Сравни картинки», «Найди такую же картинку», «Кто здесь спрятался?» и др.

  • Развитие слухового восприятия (1 час)

Упражнения: «Тишина», «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Хлопушка», «Поймай звук» и др.

  • Развитие тактильного восприятия (1 час)

Упражнения: «Волшебный мешочек», «Кто скорее?», «Мозаика», «Шнуровочки» и др.

2. Развитие пространственных представлений (8 часов)

Занятия предполагают уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства, формирование представлений о геометрической форме предметов, о понятиях «больше», «меньше», «столько же», развитие сравнительных операций, развитие умения располагать предметы по порядку, обучение представлениям о числе и цифре.

  • Формирование представлений и понятий о признаках формы и величины предметов (3 часа)

Упражнения: «4-й лишний», «Разложи по группам», «Похож – не похож», «На что похоже?» и др.

  • Сравнение совокупности предметов различной величины и формы (2 часа)

Упражнения: «Большой - маленький», «Найди фигуру», «Чего не хватает?», «Дополни фигуру», «Раскрась шары» и др.

  • Формирование представлений о последовательности и порядке (3 часа)

Упражнения: «Самый большой», «Разложи по порядку», «Построиться по росту» и др.

3. Развитие внимания (4 часа)

  • Развитие модально-неспецифического внимания (4 часа)

Модально-неспецифическое внимание – это состояние сосредоточенности на объекте. Занятия направлены на увеличения объема, концентрации внимания, а так же на развитие способности к переключению внимания.

Упражнения: «Шифрофка», «Чего не хватает?», «Найди такой же», «Что изменилось?», «Самый внимательный», «Найди различия», «Запрещенное двидение» и проч.

4. Развитие памяти (10 часов)

Занятия помогают развитию кратковременной и долговременной памяти, формируют начальные навыки произвольного запоминания посредством вызывания у детей мотивации что-либо запомнить или вспомнить, развивают память разной модальности.

  • Развитие зрительной памяти (4 часа)

Упражнения: «Картинки», «Чего не стало?», «Кто убежал?», «Выложи узор», «Найди картинку» и др.

  • Развитие слухо–речевой памяти (4 часа)

Упражнения: «Запомни и повтори», «Кто что сказал?», «Повтори хлопки», «Запомни слова», «Запомни рассказ» и др.

  • Развитие кинетической памяти (2 часа)

Упражнения: «Ухо - нос», «Продолжай!», «Ладошки», «Мишка - зайчик», «Запрещенное движение» и др.

5. Развитие мелкой моторики (6 часов)

Упражнения на развитие мелкой моторики оказывают положительное влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, кроме того пальчиковые игры и упражнения снимают напряженность, вызывают эмоциональный подъем у детей.

  • Развитие ручной моторики (4 часа)

Упражнения: «Капуста», «Пальчики здороваются», «Дружные пальчики», «Прогулка», «Шнуровочки», «Мозаика» и др.

  • Формирование графических навыков (2 часа)

Упражнения: «Обведи картинку», «Дорисуй», «Бусы», «Штриховка», «Нарисуй такой же узор» и др.

III. Оценка эффективности коррекционных воздействий (1 час)

  • Повторная диагностика когнитивной сферы

Проводится повторная диагностика познавательных процессов с целью выявления динамики в развитии детей.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ

С целью оценки эффективности коррекционных воздействий в конце курса проводится повторное обследование познавательной сферы детей, с результатами которого сравниваются результаты, полученные в начале года. Повторная диагностика позволяет проследить динамику развития когнитивных процессов учащихся. Исследование когнитивной сферы детей проводятся с помощью методик, представленных в «Альбоме индивидуального обследования дошкольника» Т.А. Ткаченко.

В результате систематических занятий у детей увеличивается объем памяти, развивается внимание, формируются графические навыки, воспитывается уважение к себе и товарищам, развивается умение работать в группе, повышаются творческие и коммуникативные способности. Регулярные занятия в группе приучают детей сосредоточенно работать в течение определенного времени. Их деятельность становится более направленной.
V. УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации данной программы необходимо просторное помещение, в котором будет достаточно места для подвижных игр. Подвижные игры сопровождаются музыкой, поэтому необходимо иметь возможность использования на занятиях магнитофона. Учащиеся должны иметь широкий выбор изобразительных средств (листы разных форматов, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, краски и проч.), так как многие задания предусматривают рисование. Используются различные игрушки, разрезные картинки, индивидуальный раздаточный материал, «звучащие» игрушки, спички (счетные палочки), мозаика, кубики, мяч и т.д.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Изд.: НЦ ЭНАС, 2004 г

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. Изд.: Гном-Пресс, 2000 г.

3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР (организационный аспект). Изд.: Сфера, 2007 г.

4. Винник М.О. Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Изд.: Феникс, 2007 г.

5. Детская патопсихология. Хрестоматия. Изд.: Когито-Центр, 2004 г.

6. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. Изд.: АРКТИ, 2001 г.

7. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Изд.: Речь, 2007 г.

8. Кондратьева С.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. Изд.: Детство-Пресс, 2008 г.

9. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. Изд.: Академия, 2007 г.

10. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. Практическое пособие. Изд.: АРКТИ, 2002 г.

11. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. Изд.: Владос, 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных...
Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся 1, 2, 3 классов, имеющих проблемы в обучении
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Времена года» была принята на методическом совете Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма развития воспитательной компоненты Принята на педагогическом совете гимназии

Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» icon1. Пояснительная записка
Обсуждена и принята на Согласовано: «Утверждаю» педагогическом совете Руководитель оо и по дм заведующий
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПеревозского муниципального района нижегородской области «перевозский...
Программа предназначена для учащихся 5-10-х классов школ Перевозского района. Срок реализации программы два года. Время, отведенное...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconГ. Саров Нижегородской области Принята на заседании педсовета Утверждена приказом
Программа: Биология 5-11 классы. Для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009г
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма рассмотрена утверждаю на методическом совете Директор ддт
Организационно-методического сопровождения деятельности педагогов по истории и культуре Санкт-Петербурга и руководителей музеев гбоу...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconРабочая программа по предмету «Обществознание» для 9 класса ΙΙ ступень, на 2013-2014 учебный год
Рассмотрено Согласовано утверждено на методическом совете Заместитель директора по увр директор мкоу «Светловской сош»
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconКонспект по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Як-18т...
Изучить с кандидатом авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета Як-18Т и правила его летной эксплуатации
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПротокол от 2013 г. № Председатель цикловой комиссии / Мельникова...
Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconОбразовательная программа школы принята на педагогическом совете школы
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однажды Маленький Принц опять прилетел на планету Земля. Дело в том, что его барашек заскучал, и Маленький Принц решил слетать на...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма принята на педагогическом совете мбоу«Шоркасинская сош»
Приказом директора мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района чр от 30. 08. 2014 г. №100-А
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconРабочая программа по логоритмике Разработчики: Михалева С. М. учитель-логопед...
Как правило, около 80% старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающих логопункт, имеют тяжелые нарушения...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник» iconПрограмма рассмотрена Программа согласована на Методическом Совете Зам директора по увр
Я– исследователь”. Программа курса рассчитана на 4 года: 1 класс – 66 часов, 2–4 классы по 68 часов год в каждом классе, на 2 час...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск