Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей»





Скачать 82.29 Kb.
НазваниеПрограмма принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей»
Дата публикации29.07.2014
Размер82.29 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Психология > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

__________________________________________________

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

«Развитие познавательных процессов и

творческих способностей»

Авторы – составители: Баранова Т.С., Ланина Е.А.



Ведущая – Катынская Е.А.

Москва, 2009 год.
Пояснительная записка
1. Программа направлена на развитие познавательных процессов, а именно, памяти, внимания, мышления детей младшего школьного возраста, а также их творческих способностей. Система занятий по данной программе позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся, а также обеспечивает детям, испытывающим трудности в обучении, коррекцию и развитие тех психических функций, которые позволяют им сформировать необходимые для учебы интеллектуальный уровень и учебные навыки. Программа состоит из четырех блоков: «Развитие и коррекция познавательной сферы», «Развитие творческих способностей», «Формирование приемов учебной деятельности», «Повышение функционального уровня систем организма».

Методологическую основу программы составляют разработки следующих авторов: Гатанова Ю., Винокуровой Н, Тихомировой Л.Ф., Локаловой Н.П., Ануфриевой А.Ф., Костроминой С.Н., Барановой Т.С.
2. Целевая аудитория.

Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся 1, 2, 3 классов, имеющих проблемы в обучении.
3. Направленность программы.

Коррекционно-развивающая.
4. Цель.

Повышение обучаемости младших школьников посредством развития у них познавательных процессов (памяти, внимания, мышления ) и творческих способностей.
5. Задачи

1) Обучающие

  • Знакомство с приемами развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей

  • Обучение приемам учебной деятельности

  • Обучение навыкам релаксации

2) Развивающие задачи

  • Развитие у учащихся когнитивных функций ( мышления, памяти, внимания)

  • Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к

  • самосовершенствованию

  • Развитие навыков взаимодействия с другими людьми при работе в группе

  • Развитие творческих способностей и воображения.

3) Воспитательные задачи

  • Воспитание уверенности в своих силах и возможностях

  • Воспитание уважения к личности другого человека

  • Формирование толерантности по отношению к сверстникам, к их индивидуальным особенностям.


6. Актуальность

Проблема развития данных познавательных способностей учащихся в настоящее время является наиболее актуальной, так как требования к их умственной деятельности непрерывно растут, а их способности усваивать и использовать полученные знания остаются на довольно низком уровне; продуктивность мыслительной и, особенно, творческой деятельности школьников, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают большие трудности при усвоении школьной программы в силу несформированности определенных психических функций и нуждающиеся в своевременной психолого-педагогической коррекции.

Развитие психических познавательных процессов и творческих способностей младших школьников предположительно будет способствовать повышению их учебной мотивации и школьной успеваемости. Учащиеся освоят основные приемы учебной деятельности, а также научатся снимать нервно- мышечное напряжение, что положительным образом должно сказаться на повышении их успеваемости и качестве учебной деятельности.
7. Форма проведения занятий

Занятия проводятся в групповой форме, по 5-6 человек. Именно такое количество учащихся способствует повышению эффективности занятий и позволяет донести коррекционно-развивающий материал до каждого ученика, учитывая его проблемы в обучении и индивидуальные особенности интеллектуального развития. Групповая форма занятий позволяет детям взаимодействовать друг с другом, видеть свои успехи и недостатки, повышает учебную мотивацию. Комплектуются группы в соответствии с тем, в каком классе обучаются дети в школе, т. е .занятия проводятся в трех группах – для 1кл., 2кл., и 3кл.
8. Новизна программы

Смоделирована такая структура занятий, при которой происходит постепенное вхождение ребенка в познавательный процесс, что позволяет наиболее эффективным образом отрабатывать приемы умственной деятельности детей. Это осуществляется включением в занятия упражнений из каждого блока, в зависимости от целей каждого занятия.

Формирование приемов учебной деятельности в процессе осуществления данной программы позволяет постепенно повысить обучаемость детей, а включение в задания материала, направленного на развитие творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере учащихся и является существенным моментом формирования их личности.
10. Структура занятий

Программа рассчитана на 34 занятия по 45 мин. 1раз в неделю. Каждое занятие состоит из 4 этапов.

1. Разминка. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя, а также вопросы из разных областей знаний, требующие сообразительности и смекалки, что помогает детям включиться в работу на занятии (10мин.).

2. Развитие познавательных процессов – ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя психологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы (15мин.).

3. Развитие творческих способностей, пространственных представлений. психомоторики, обучение приемам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации (15мин.).

4. Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия (5мин.).
В каждое занятие включаются задания и упражнения из всех блоков программы в зависимости от целей конкретного занятия. Содержание занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей, за счет увеличения количества вопросов в разминке, а также за счет включения в занятия заданий ,соответствующих по сложности учебным программам 1, 2 и 3 классов.
11. Контроль за эффективностью программы

Проверка результатов занятий по программе осуществляется:

- диагностическими срезами

- повышением школьной успеваемости

-проявлением творческой спонтанности детей.
12.Условия, необходимые для реализации программы

Помещение для групповых занятий, мебель, соответствующая росту детей, доска, цветные мелки, картинки для тренировки зрительной памяти, таблицы для тренировки внимания, тетради в клетку ученические, ручки, простые и цветные карандаши, ластики, альбомы с творческими заданиями, спички.
13.Ожидаемые результаты.

1. Повышение уровня развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и творческих способностей.

2. Повышение школьной успеваемости детей.

3. Осознание учащимися своих возможностей и ресурсов.

4. Развитие у учащихся стремления к познанию.

5. Развитие у детей навыков взаимодействия с другими людьми

6. Раскрытие творческих способностей.

7. Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.
Учебно-тематический план






Тема

Кол-во часов



1

Развитие и коррекция познавательной сферы.



22


1.1.


Вводное занятие

(Знакомство детей друг с другом, с целями занятий, создание положительного эмоционального настроя).


1


1.2

Развитие ощущений.

Слуховые ощущения

Зрительные ощущения

Осязательные ощущения


3


1.3.

Развитие восприятия

Фонетико-фонематическое восприятие

Слуховое восприятие

Зрительное восприятие


3


1.4

Развитие внимания

Сосредоточенность внимания

Объем внимания

Устойчивость внимания

Переключение внимания

Распределение внимания


5


1.5

Развитие мышления

Формирование мыслительных операций

(анализ, синтез, обобщение, сравнение).

Формирование способности

устанавливать закономерности

Формирование способности к

абстрагированию

Логическое мышления


4

1.6


Развитие памяти

Зрительная память

Слуховая память

Вербальная память

Логическая память


4


1.7

Развитие психомоторики

Зрительно-двигательные координации

Мелкая моторика рук


2

2


Развитие творческих способностей

Развитие творческого мышления

Развитие воображения

2


3


Формирование приемов учебной деятельности

Умение действовать по образцу, по правилу

Умение планировать свои действия

Умение принять учебную задачу

Приемы самоконтроля и произвольности

4


4

Повышение функционального уровня систем организма

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением

Мышечная релаксация по представлению

2







Итого:30ч.


Список литературы


  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. « Как преодолеть трудности в обучении детей». Москва 1999г.

  2. Битянова М.Р. «Работа психолога в начальной школе»

  3. Москва 2001 г.

  4. Винокурова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999

  5. Винокурова Н. «Магия интеллекта. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей»

  6. Учебное пособие, Москва, «ИМПЭТО»,1995г.

  7. Гатанов Ю. « Курс развития творческого мышления» Санкт- Петербург 1999г.

  8. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» , Владимир, 1998г.

  9. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума»

  10. Москва 1999г.

  11. Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». Москва 1996г.

  12. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной

  13. Школе» Москва 2005

  14. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Ярославль , «Академия развития» 1996г.

  15. Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Ярославль «Академия развития» 1996г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПрограмма принята на методическом совете 2009г. «Маленький умник»
Программа «Маленький умник» направлена на коррекцию и развитие познавательных функций детей среднего дошкольного возраста, проявляющих...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconСистемное использование икт и развитие познавательных, творческих...
В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» icon«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников...
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconРазвитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира»
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема мо: «Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся в соответствии с фгос ноо»
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПопель Ирина Маликовна Личностно-ориентированные подходы в обучении математике
Целью учебного процесса является приобретение зун, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся посредством использования знаний, полученных на уроках...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconРазработка урока физики у костра
Цель урока: повторение, обобщение и углубление материала, развитие познавательных и творческих способностей, проверить умения и навыки...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» icon«Итоги работы шмо в 201 2 -201 3 учебном году и планирование работы на новый учебный год»
Развитие учебно-познавательных и творческих способностей учащихся с помощью современных образовательных технологий
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт...
Программа принята на методическом совете 2009г. «Развитие познавательных процессов и творческих способностей» iconУрок проект Предмет: «Окружающий мир» Тема: «Земноводные. Лягушки»
Цель: углубление знаний по теме «Земноводные. Лягушки», систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск