РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Департамент образования города Москвы
Юго – Западное окружное управление образования
__________________________________________________
Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г.
«Развитие познавательных процессов и
творческих способностей»
Авторы – составители: Баранова Т.С., Ланина Е.А.
Ведущая – Катынская Е.А.
Москва, 2009 год. Пояснительная записка 1. Программа направлена на развитие познавательных процессов, а именно, памяти, внимания, мышления детей младшего школьного возраста, а также их творческих способностей. Система занятий по данной программе позволяет развивать интеллектуальную и творческую деятельность учащихся, а также обеспечивает детям, испытывающим трудности в обучении, коррекцию и развитие тех психических функций, которые позволяют им сформировать необходимые для учебы интеллектуальный уровень и учебные навыки. Программа состоит из четырех блоков: «Развитие и коррекция познавательной сферы», «Развитие творческих способностей», «Формирование приемов учебной деятельности», «Повышение функционального уровня систем организма».
Методологическую основу программы составляют разработки следующих авторов: Гатанова Ю., Винокуровой Н, Тихомировой Л.Ф., Локаловой Н.П., Ануфриевой А.Ф., Костроминой С.Н., Барановой Т.С. 2. Целевая аудитория.
Программа предназначена для детей 7-10 лет, учащихся 1, 2, 3 классов, имеющих проблемы в обучении. 3. Направленность программы.
Коррекционно-развивающая. 4. Цель.
Повышение обучаемости младших школьников посредством развития у них познавательных процессов (памяти, внимания, мышления ) и творческих способностей. 5. Задачи
1) Обучающие
Знакомство с приемами развития памяти, внимания, мышления и творческих способностей
Обучение приемам учебной деятельности
Обучение навыкам релаксации
2) Развивающие задачи
Развитие у учащихся когнитивных функций ( мышления, памяти, внимания)
Развитие у детей познавательной мотивации, интереса к
самосовершенствованию
Развитие навыков взаимодействия с другими людьми при работе в группе
Развитие творческих способностей и воображения.
3) Воспитательные задачи
Воспитание уверенности в своих силах и возможностях
Воспитание уважения к личности другого человека
Формирование толерантности по отношению к сверстникам, к их индивидуальным особенностям.
6. Актуальность
Проблема развития данных познавательных способностей учащихся в настоящее время является наиболее актуальной, так как требования к их умственной деятельности непрерывно растут, а их способности усваивать и использовать полученные знания остаются на довольно низком уровне; продуктивность мыслительной и, особенно, творческой деятельности школьников, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения. Актуальность данной программы обусловлена тем, что почти в каждом классе, есть дети, которые испытывают большие трудности при усвоении школьной программы в силу несформированности определенных психических функций и нуждающиеся в своевременной психолого-педагогической коррекции.
Развитие психических познавательных процессов и творческих способностей младших школьников предположительно будет способствовать повышению их учебной мотивации и школьной успеваемости. Учащиеся освоят основные приемы учебной деятельности, а также научатся снимать нервно- мышечное напряжение, что положительным образом должно сказаться на повышении их успеваемости и качестве учебной деятельности. 7. Форма проведения занятий
Занятия проводятся в групповой форме, по 5-6 человек. Именно такое количество учащихся способствует повышению эффективности занятий и позволяет донести коррекционно-развивающий материал до каждого ученика, учитывая его проблемы в обучении и индивидуальные особенности интеллектуального развития. Групповая форма занятий позволяет детям взаимодействовать друг с другом, видеть свои успехи и недостатки, повышает учебную мотивацию. Комплектуются группы в соответствии с тем, в каком классе обучаются дети в школе, т. е .занятия проводятся в трех группах – для 1кл., 2кл., и 3кл. 8. Новизна программы
Смоделирована такая структура занятий, при которой происходит постепенное вхождение ребенка в познавательный процесс, что позволяет наиболее эффективным образом отрабатывать приемы умственной деятельности детей. Это осуществляется включением в занятия упражнений из каждого блока, в зависимости от целей каждого занятия.
Формирование приемов учебной деятельности в процессе осуществления данной программы позволяет постепенно повысить обучаемость детей, а включение в задания материала, направленного на развитие творческих способностей, положительно сказывается на когнитивной сфере учащихся и является существенным моментом формирования их личности. 10. Структура занятий
Программа рассчитана на 34 занятия по 45 мин. 1раз в неделю. Каждое занятие состоит из 4 этапов.
1. Разминка. Включает в себя задания для создания положительного эмоционального настроя, а также вопросы из разных областей знаний, требующие сообразительности и смекалки, что помогает детям включиться в работу на занятии (10мин.).
2. Развитие познавательных процессов – ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения. Включает в себя психологические упражнения, игры, задания, способствующие коррекции и развитию когнитивной сферы (15мин.).
3. Развитие творческих способностей, пространственных представлений. психомоторики, обучение приемам учебной деятельности, а так же навыкам нервно-мышечной релаксации (15мин.).
4. Подведение итогов, анализ и обсуждение результатов занятия (5мин.). В каждое занятие включаются задания и упражнения из всех блоков программы в зависимости от целей конкретного занятия. Содержание занятий усложняется с учетом возрастных особенностей детей, за счет увеличения количества вопросов в разминке, а также за счет включения в занятия заданий ,соответствующих по сложности учебным программам 1, 2 и 3 классов. 11. Контроль за эффективностью программы
Проверка результатов занятий по программе осуществляется:
- диагностическими срезами
- повышением школьной успеваемости
-проявлением творческой спонтанности детей. 12.Условия, необходимые для реализации программы
Помещение для групповых занятий, мебель, соответствующая росту детей, доска, цветные мелки, картинки для тренировки зрительной памяти, таблицы для тренировки внимания, тетради в клетку ученические, ручки, простые и цветные карандаши, ластики, альбомы с творческими заданиями, спички. 13.Ожидаемые результаты.
1. Повышение уровня развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения) и творческих способностей.
2. Повышение школьной успеваемости детей.
3. Осознание учащимися своих возможностей и ресурсов.
4. Развитие у учащихся стремления к познанию.
5. Развитие у детей навыков взаимодействия с другими людьми
6. Раскрытие творческих способностей.
7. Воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_______ __________(Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г. Учебно-тематический план
№
|
Тема
| Кол-во часов
|
1
| Развитие и коррекция познавательной сферы.
| 22
|
1.1.
| Вводное занятие
(Знакомство детей друг с другом, с целями занятий, создание положительного эмоционального настроя).
|
1
|
1.2
| Развитие ощущений.
Слуховые ощущения
Зрительные ощущения
Осязательные ощущения
|
3
|
1.3.
| Развитие восприятия
Фонетико-фонематическое восприятие
Слуховое восприятие
Зрительное восприятие
|
3
|
1.4
| Развитие внимания
Сосредоточенность внимания
Объем внимания
Устойчивость внимания
Переключение внимания
Распределение внимания
|
5
|
1.5
| Развитие мышления
Формирование мыслительных операций
(анализ, синтез, обобщение, сравнение).
Формирование способности
устанавливать закономерности
Формирование способности к
абстрагированию
Логическое мышления
|
4
| 1.6
| Развитие памяти
Зрительная память
Слуховая память
Вербальная память
Логическая память
|
4
|
1.7
| Развитие психомоторики
Зрительно-двигательные координации
Мелкая моторика рук
|
2
| 2
| Развитие творческих способностей
Развитие творческого мышления
Развитие воображения
| 2
| 3
| Формирование приемов учебной деятельности
Умение действовать по образцу, по правилу
Умение планировать свои действия
Умение принять учебную задачу
Приемы самоконтроля и произвольности
| 4
| 4
| Повышение функционального уровня систем организма
Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
Мышечная релаксация по представлению
| 2
|
|
| Итого:30ч.
|
Список литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. « Как преодолеть трудности в обучении детей». Москва 1999г.
Битянова М.Р. «Работа психолога в начальной школе»
Москва 2001 г.
Винокурова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» Москва «АСТ-ПРЕСС» 1999
Винокурова Н. «Магия интеллекта. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей»
Учебное пособие, Москва, «ИМПЭТО»,1995г.
Гатанов Ю. « Курс развития творческого мышления» Санкт- Петербург 1999г.
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» , Владимир, 1998г.
Никольская И.Л., Тигранова Л.И. «Гимнастика для ума»
Москва 1999г.
Овчарова Р.В. «Справочная книга школьного психолога». Москва 1996г.
Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной
Школе» Москва 2005
Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Ярославль , «Академия развития» 1996г.
Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника» Ярославль «Академия развития» 1996г.
|