Скачать 80.05 Kb.
|
Педагог-психолог лицея №1580 при МГТУ им. Н.Э.Баумана Вязовец Н.В. Организация работы учащихся лицея №1580 по индивидуальным планам в рамках психологического сопровождения образовательного процесса. Психологическая служба является необходимым компонентом современной системы образования. Одной из ее задач является оказание психологической поддержки старшеклассникам, проходящим сложный путь адаптации к требованиям новой школы, которые являются, как правило, более жесткими, чем предъявляемые ранее. Юность – пора становления мировоззрения. Именно в этот период начинается сознательное самоопределение - построение перспектив будущего, намечается постановка целей и планов. Однако возможно и временное расслабление на учебу. Возникает иллюзия «я почти взрослый». Поэтому в этот период возрастает роль педагога не только как профессионала, но и как личности. Происходит становление двух типов стратегий, основанных на выделении ведущих мотивов в иерархии: Творческого - направленность на будущее, самосовершенствование, спонтанность; Прагматичного - доминирование выгоды, уход от источника беспокойства. Возникает установка на конкурентноспособность, которая проявляется в мотивах хорошо окончить школу и поступить в вуз. Именно сейчас начинает действовать система иерархии ценностей и мотивов Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Приобретение знаний связывается и с построением планов на будущее. Происходит экспериментирование – активный поиск себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями. В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние «Я». Повышается сензитивность к внешней оценке своей внешности и своих способностей. Хотя способы выражения эмоций расширились и стали более контролируемыми. При переходе к юности улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция. Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо межличностное общение со сверстниками, но, если у подростков оно носило поверхностный и экстенсивный характер («чем шире сфера общения, тем лучше»), то теперь оно приобрело более интенсивный, глубинный характер. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе «Я». Поиски друга, любви могут придавать немало волнений и переживаний этому возрасту. Эти психологические особенности и ведущие потребности раннего юношеского возраста учитывались при составлении программы спецкурса «Секреты психологии успеха» в рамках городской экспериментальной площадки «Обучение по индивидуальным планам» на базе лицея №1580. Спецкурс – это три независимых цикла по 10 занятий в каждом:
Направленность программы: развитие у учащихся навыков, необходимых для успешной социально-психологической адаптации. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: Необходимость психологического образования со школьных лет вытекает непосредственно из потребностей современного общества. Приобщение детей к психологической культуре является весьма актуальной проблемой. Изучение основ психологии может способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа, пониманию чувст и мотивов поведения других людей, конструктивному повседневному и деловому общению, обучению приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях поможет учащимся сохранить свое здоровье, выработать ценностное отношение к нему, ответственно относиться к здоровому образу жизни. Успех человека в этом мире определяется умением эффективно управлять своими психическими процессами: памятью, мышлением, эмоциями и т.д. Зная эти закономерности, можно эффективней справляться со школьными проблемами, повысить свой творческий потенциал, осознанно самосовершенствоваться, вырабатывать позитивное мышление, что приведет в конечном счете к самореализации личности. Цель курса: практическое использование научных сведений о психологии человека для реализации программ самоутверждения, самореализации и саморазвития. Отличительные особенности программы: сочетание теоретической и практической направленности занятий позволяют учащимся раскрыть свой творческий потенциал и применить свои знания в научно-экспериментальной деятельности в лицее по данной проблематике. Предложенная программа предусматривает углубление представлений учащихся об уровне собственного эмоционального и интеллектуального развития. Психодиагностика позволит учащимся оценить такие качества как самооценка, выявить доминирующие каналы восприятия информации, познакомиться с особенностями функциональной асимметрией коры головного мозга, выявить собственные особенности и связать это с разными способами познания окружающего мира, эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ. С позиции практической психологии, учащиеся могут получить ответ на жизненно важные вопросы: как управлять собственными чувствами и переживаниями, как преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущие состояния, как умело сотрудничать с неизбежным, как пережить стрессовые ситуации, как освобождаться от болезненных переживаний и получать доступ к необходимому состоянию спокойствия и уверенности. Практика по психодиагностике позволяет им познакомиться с особенностями мышления, узнать свой коэффициент интеллекта, по Айзенку, а также определить уровень технического мышления. Типоведение, или соционика, знакомит с современными представлениями о типах личности. Это позволит каждому узнать свои слабые» и «сильные» стороны своего характера, особенности адаптации, а также научит лучше понимать своих друзей. Возраст детей, участвующих в реализации программы: учебная программа рассчитана на учащихся 11 класса. Сроки реализации программы: Программа реализуется в течение года. Форма обучения и режим занятий: Занятия проводятся по схеме: "лекция – беседа – тестирование- консультация", продолжительность занятий 1 час в неделю. Ожидаемые результаты и способы их проверки: По окончании курса учащиеся должны усвоить современные представления о:
Формы подведения итогов спецкурса: Учащиеся представляют творческие работы по пройденным темам: рефераты, рисунки, презентации. Программа 1 части спецкурса «Психотехнология успешного управления собой». Занятие 1.Важность позитивного мышления Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, начало формирование позитивного мышления. Занятие 2. Принципы эффективного управления собой. Цель: продолжение знакомства с учащимися, повышение групповой сплоченности, научиться снимать барьер на проявление чувств и эмоций. Занятие 3.Совершенствование коммуникативных возможностей Цель: знакомство с базовыми навыками общения, выделение вербальных и невербальных элементов общения. Занятие 4. Механизмы преодоления стрессовых ситуаций Цель: определение конфликтных ситуаций и их разрешение. Занятие 5. Технология выработки эмоциональной устойчивости Цель: знакомство с понятием активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга. Занятие 6. Профилактика конфликтных ситуаций Цель: знакомство со стрессообразующими факторами. Учимся смотреть на проблемы позитивно Занятие 7. Способы восприятия мира и общение. Цель: знакомство с НЛП. Типы восприятия информации. «Я-сообщение», успешное разрешение межличного непонимания. Занятие 8. Тренинг позитивного мышления. Цель: повысить уровень мотивации достижения. Занятие 9. Что такое счастье? Цель: Определить свою позицию, познакомиться с «мыслями мудрых». Расширить знания о себе. Занятие 10. Защита творческих работ. Программа 2 части спецкурса «Интеллектуальные возможности человека» ЗАНЯТИЕ №1. Ваш интеллект. 1.Из чего складывается интеллект? 2. Основные умственные способности 3. Важнейшие характеристики интеллекта. ЗАНЯТИЕ №2. Внимание.
ЗАНЯТИЕ №3. Память.
ЗАНЯТИЕ №4. Структура интеллекта.
ЗАНЯТИЕ №5. Структура интеллекта. 1. Тест Аумтхауэра 2 . Математический и пространственный интеллект. ЗАНЯТИЕ №6. Технические способности. 1. Тест Беннетта. ЗАНЯТИЕ №7. Творческие способности.
ЗАНЯТИЕ №8. Функциональная асимметрия мозга .
ЗАНЯТИЕ №9. Проблема эмоционального интеллекта.
ЗАНЯТИЕ №10. Защита рефератов. Программа 3 части спецкурса »Психологическая подготовка к экзаменам» Занятие№1. Ознакомление с правилами тестирования, требованиями заполнения ответных бланков и правилами поведения на экзамене. Занятие №2. Формирование адекватной самооценки. Занятие №3. Разработка индивидуальных стратегий подготовки к ЕГЭ. Занятие №4. Тренировка и развитие внимания Занятие №5. Тренировка и развитие памяти. Занятие №6. Тренировка и развитие воображения. Занятие №7. Ставим перед собой ясные цели. Занятие №8. Развитие навыков саморегуляции своего состояния Занятие №9. Моя готовность к экзаменам. Занятие №10. Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке. Защита рефератов. |
Организация работы учащихся лицея №1580 по индивидуальным планам... Сихологическая служба является необходимым компонентом современной системы образования. Одной из ее задач является оказание психологической... | Положение об Общем собрании трудового коллектива гоу лицея №1580 (при мгту им. Н. Э. Баумана) Настоящее положение разработано для гоу лицея №1580 (при мгту им. Н. Э. Баумана) (далее Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об... | ||
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность А ведь, что пришлось им, маленьким детям пережить. Вместо солнечных дней и чистого, голубого неба весь ужас фашистских концлагерей.... | Московский государственный Что необходимо знать участнику проектно-исследовательских работ естественнонаучного цикла в лицее №1580. Практическое руководство... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С условие формирования образовательной среды Лицея и становления гражданина XXI века. Тема отвечает содержанию Программы развития... | «Новокинерский лицей» и филиалы лицея Устава лицея, призваны способствовать укреплению трудовой общекультурной дисциплины, рациональному использованию рабочего времени,... | ||
План работы Негосударственного образовательного учреждения «Академический... План работы педагогического коллектива лицея выполнен в соответствии с целью лицея и поставленными задачами на 2012-2013 учебный... | Анкета на выявление особенностей психологического сопровождения кууд уважаемый психолог! Просим вас ответить на вопросы, касающиеся сопровождения коммуникативных ууд в сош | ||
Анализ работы по созданию воспитательной системы и обеспеченности воспитанности учащихся Воспитательная программа лицея входит разделом в образовательную программу лицея. В лицеи осуществляется целостная учебно-воспитательная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Типовым положением об образовательном учреждении ст. 50, Уставом лицея, решением Совета Учреждения лицея. Настоящее Положение является... | ||
План методической работы лицея №1 на 2013-2014 учебный год Формирование познавательных универсальных учебных действий как один из факторов внедрения фгос основного общего образования в образовательную... | План работы Теоретического лицея им. Льва Толстого г. Глодень на 2014 2015 учебный год Приоритетные направления учебно-воспитательной деятельности лицея в 2013 – 2014 учебном году | ||
Фомин Павел Константинович анализ работы гбоу лицея №1158 за 2012-2013 учебный год москва 2013 Гбоу лицея №1158 в современных социально-экономических условиях необходимо совершенствование развития образовательной подготовки... | Правила совершенствования стипендиального обеспечения студентов мгту им. Н. Э. Баумана Мгту им. Н. Э. Баумана путем повышения размеров государственных академических стипендий студентам, имеющим достижения в различных... | ||
Урок с позиций здоровьесбережения Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса | Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности... Тема оэр лицея «Инновационное образовательное пространство развития личностных достижений учащихся» |