Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность





Скачать 132.37 Kb.
НазваниеПедагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность
Дата публикации26.05.2015
Размер132.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
Литературно- музыкальная композиция

«Дети- узники концлагерей»

( посвящается детям – узникам концлагерей)

Зотикова.М.М

Педагог- психолог Профессионального лицея №6

Актуальность

В 2009- 2010 учебном году в связи со знаменательной датой 65-летия Великой Победы и в дань памяти жертв Холокоста, было решено реализовать творческий проект « Дети- узники концлагерей». О взрослых узниках говорится и пишется много, а дети, малолетние узники - о них не говорится практически ничего. А ведь, что пришлось им, маленьким детям пережить. Вместо солнечных дней и чистого, голубого неба - весь ужас фашистских концлагерей. В реализации проекта были задействованы обучающиеся 1 курса лицея.

Цели проекта:

  1. Содействовать воспитанию межнациональной толерантности, значимости всех наций на Земле.

  2. Способствовать воспитанию чуткости, уважения к малолетним узникам концлагерей.

  3. Содействовать формированию исследовательских навыков, умению анализировать, обобщать, систематизировать полученный материал по теме.

Форма реализации: творческий проект.

Продолжительность представления проекта зрителям: 30 минут.

Оформление:

  • мультимедийный проектор для демонстрации презентации.

  • Рисунки, плакаты, нарисованные творческой группой.

  • Выставка книг, журналов, газет по данной тематике.

  • Музыкальное сопровождение.

Этапы работы над проектом:

  • Создание презентации для представления творческого проекта зрителям;

  • Выбор музыкального сопровождения для презентации проекта;

  • Работа с ведущими, выступающими и чтецами над выразительностью.

  • Создание документального фильма, видеоролика о Холокосте.

  • Нарисовать рисунки, плакаты по данной тематике.

  • Поиск стихов, книг, в соответствии с тематикой.

  • Подбор материала о наиболее известных концлагерях (Терезин, Бухенвальд, Освенцим).

  • Подготовка рефератов.

  • Провести поисковую работу - найти юных узников концлагерей, проживающих в Кургане.


Ведущий 1: Дети войны – мальчики и девочки - их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения. Мы предлагаем совместный проект «Дети- узники концлагерей». Над проектом работали обучающиеся 1 и 2 курсов. Сегодня у нас есть возможность рассказать о страшном детстве малолетних узников концлагерей.

Ведущий 2: Счастливые люди, безумные люди,

Павшие в первые миги войны,

А были другие…Кто им теперь судьи?

Как страшно, как больно погибли они!
Демонстрируются слайды (1,2,3,4)
Ведущий 1: Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из действующих был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами – миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч…
Ведущий 2: Концентрацио́нный ла́герь (сокращённо концла́герь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.
Ведущий 1: Первоначально термин использовался, в основном, в отношении лагерей для военнопленных и интернированных лиц, но в настоящее время он, как правило, ассоциируется в первую очередь с концлагерями Третьего рейха.
Ведущий 2: В 1933 году началось массовое уничтожение евреев, а в марте 1941 года перед нападением на Советский Союз Адольф Гитлер издал директиву о поголовном уничтожении военнопленных офицеров-евреев.
Ведущий 1: Большинство из них должно погибнуть в лагерях для военнопленных, специально созданных к началу войны, другие были отправлены в гетто (территория, огороженная проволокой, в которой проживали евреи, им не разрешалось покидать гетто).

Демонстрация слайдов (5,6)
Ведущий 2: Военный городок Терезиенштадт (по- чешски Терезин) был построен в конце 18 века. В 1939 году этот городок был захвачен немецкой армией. Было решено превратить город в еврейское гетто. Историки до сих пор спорят, как назвать Терезин: гетто, пересыльный лагерь, концлагерь.

Ведущий 1:. Немецкие власти рассматривали Терезин как временное местонахождение для евреев вплоть до «окончательного решения», поэтому около 88000 обитателей Терезина были постепенно депортированы в Освенцим (Аушвиц) и прочие лагеря смерти. К концу войны в гетто находилось 17 247 выживших. Часть крепости была отделена от гетто и служила как тюрьма гестапо, через которую за годы войны прошло около 90 000 человек, из них 2600 умерли там же. Терезин был освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года

Демонстрация слайдов (7)
Ведущий 2: Всего в Терезине было более 10.500 детей младше 15 лет и около 2.000 от 15 до 18, из 12.500 детей выжили около 1000. Детские дома располагались в 13 зданиях. В каждом здании размещалось от 200 до 300 человек.
Музыкальное сопровождение к стихам (звучит музыка)

1 чтец: На стенах грязных грязи пятно.
Колючая проволока. Окно.
30 тысяч уснувших навеки.
Однажды проснутся они и увидят
Собственной крови реки.

2 чтец: Я был ребенком назад два года
Мечтал о дальних мирах.
Теперь я взрослый, узнал невзгоды,
Я знаю, что значит страх,
Демонстрация слайдов (8)
Ведущий 1: Прочно в историю вошло понятие «Холокост»

Холоко́ст (от англ holocaust, из др- греч ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Ведущий 2: Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным Днём памяти жертв Холокоста

Демонстрируется видеоролик о Холокосте (сделан творческой группой)
Ведущий 1: Главными лагерями жестокости и бесчеловечности гитлеровского рейха были Бухенвальд, Освенцим.

Демонстрация слайдов (9,10,11)
Ведущий 2: В сентябре-ноябре 1941 года в лагеря смерти один за другим стали поступать транспорты с советскими военнопленными.
Ведущий 1: Фашисты пригоняли в концлагеря и тысячи детей. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских и государственных работников.

Ведущий 2: Оторванные от родителей они испытывали все ужасы жизни в лагерях смерти и умирали в газовых камерах

Звучит музыка
1 чтец: Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

2 чтец: Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать- земля.

1 чтец: Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
2 чтец: Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

что вырвалось у женщины одной,

ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишится ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

1 чтец: Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!-

2 чтец: Он плачет и ,как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже.

1 чтец: Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

2 чтец: - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

1 чтец: И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

2 чтец: Не бойся, мальчик мой. Сейчас

Вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач,

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

1 чтец: И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!
Демонстрируются слайды (12,13,14,15,16,17)
Ведущий 1: Освенцим: концлагерь Аушвиц- Биркенау
Вход в лагерь венчает знаменитая надпись « Arbeit macht frei», что означает «Работа дарит освобождение». Фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободой в этом концентрационном лагере.

Ведущий 2: В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах в лагерь Биркенау со всей оккупированной Европы


Ведущий 1:: Концлагерь – это мучительная смерть миллионов людей, концлагерь убивал голодом и холодом. Узники получали только 100 грамм хлеба в день.
Ведущий 2: Когда узники больше не могли работать, их отправляли в крематорий.

Ведущий 1: За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,4 до 1,8 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи.
Ведущий 2: ДЕТИ. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.


Из них - 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было 907 детей и подростков. Некоторые дети, рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 123 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.

Ведущий 1. Освобождение. Во второй половине января 1945 года нацисты экакуировали из Аушвица 58 000 заключенных. Они уничтожили более 700 узников буквально накануне освобождения. До него дожили лишь около 7 000 слабых и больных заключенных из более чем 20 стран. Более 4 500 узников получили в первые же часы и дни медицинскую помощь.

Ведущий 2: Их освободила 100 Львовская кавалерийская дивизия под командованием генерал-майора Федора Михайловича Красавина. Наши войска вошли в лагерь около 3 часов дня. 231 советский солдат и офицер погибли в боях за лагерь и его филиалы. Среди них - командир 472 полка подполковник Семен Львович Беспрозванный. 66 воинов, включая подполковника Гильмудина Бараевича Баширова, погибли непосредственно в бою за лагерь.

Музыкальное сопровождение к стиху.

1 чтец: И снова ночь. Застыла шлаком.

И небо вороном чернеет.

Как труп, за лагерным бараком

Синюшный месяц коченеет.

2 чтец: И Орион - как после сечи

помятый щит в пыли и соре

Ворчат моторы. Искры мечет

кровавым оком крематорий.

1 чтец: Смесь пота, сырости и гноя

вдыхаю. В горле привкус гари.

Как лапой, душит тишиною

трехмиллионный колумбарий.

2 чтец: Ночь без рассвета. Все затмило.

И дело близится к финалу.

Как божий суд над мертвым миром,

вершится ночь над Биркенау.
Звучит «Бухенвальдский набат» (1 куплет) + слайды 18,19,20
Ведущий 1: Концентрационный лагерь СС Бухенвальд был создан в 1937 году. Первоначально он назывался Эттерсберг и был предназначен для изоляции противников правящего режима. На главных воротах Бухенвальда девизом было изречение Цицерона "Jedem das Seine" - "Каждому - своe".    Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года.

Музыкальное сопровождение к стиху.
Чтец: Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.

Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.

Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,

Может, самая страшная рана земли, - это ты.
Ведущий 2: Но даже среди жестокого издевательства и массового истребления людей были отважные узники – антифашисты, которые помогали больным и слабым, спасали жизнь многим обреченным на смерть. Запомните!

Благодаря антифашистам концлагеря Бухенвальд смогли выжить 904 ребенка.

Ведущий 2: Детям своим

Расскажите о них,

Чтоб

Запомнили!

Детям

детей

расскажите о них,

чтобы тоже запомнили!

Во все времена

Бессмертной

Земли помните!

Демонстрация слайдов 21,22
Ведущий 1: Работа творческой группы по поиску малолетних узников, проживающих в Кургане увенчалась успехом. Учащиеся нашли 2 наших земляков, побывавшие в лагерях смерти, будучи детьми.

Ведущий 2: Любовь Михайловна Гвоздева родилась 5 мая 1937 в белорусском селе Курино Витебской области. 5 мая считает своим вторым днём рождения, так как именно в этот день в1945 году её освободили советские войска, после 4 –х летнего пребывания в концлагере Майданек.

Воспоминания о «жизни» в концлагерях, Любовь Михайловна изложила в книге «Священная война», выпущенная Городским Советом ветеранов, к 65- летию Великой Победы.

Сегодня Любовь Михайловна присутствует на нашем мероприятии.
Слово предоставляется Л.М.Гвоздевой:

Когда в наше село ворвались немцы - первыми запылали хаты партизан, а их семьи были угнаны на вокзал в Витебск, откуда затем их отправили в Германию, в самый страшный концлагерь «Освенцим». Там в лагере смерти, умерли бабушка, мама и две младшие сестрёнки. Остались мы втроём: старшая Шура, 15 лет, средняя Зина, 12 лет, и я, 4 лет. Однажды была очередная комиссия для отбора самых здоровых, крепких детей, чтобы отправить в концлагерь «Майданек». Мы трое попали в список. Так до последних дней войны там и находились.

Старшая сестра работала на железнодорожной линии, и ей удалось бежать. В лагере мы остались вдвоём. Жили в разных бараках, но на прогулках встречались, это были самые радостные и счастливые минуты.

Жили в бараках, холодные, тёмные, где постоянно гулял ветер. Спали на нарах в три этажа, вместо матраса - солома, подушек не было. Съёжившись на нарах, прижавшись, друг к другу, как испуганные зверьки, мы могли только плакать от холода и голода.

Кормили очень плохо: маленький кусочек хлеба с добавлением брюквы и отрубей и пол- литра баланды. Весной и летом ели свежую траву во дворе, даже крапиву, которая сильно обжигала рот. Зато какими сладкими казались цветки одуванчиков!

Специализированный концлагерь «Майданек» был базой сортировки, селекции малолетних узников. Из 12.000 детей за время войны осталось в живых только 1.000, в том числе и я.

Когда советские войска вошли в концлагерь, многие из нас не могли даже шевелиться. Нас буквально выносили на руках и меня тоже.

Для нас, оставшихся в живых, пришёл спасительный и долгожданный День Победы! После освобождения из концлагеря мы с сестрой попали в специальный детский дом г.Киева, где содержались дети концлагерей. Через два года нас нашла старшая сестра и взяла к себе. В Курган мы приехали в 1951 году.

Я член городского Совета ветеранов. Участвую в патриотическом воспитании молодёжи. Встречаясь с подростками в школах в День Победы, обязательно говорю: ничто не цениться так дорого, как доброта человеческая. С уверенностью могу сказать «Доброта спасет мир! ».
Демонстрация слайдов (23,24,25)

Ведущий 1: Владимир Алексеевич Плющев родился 14 апреля 1930 года в г. Рославле Смоленской области. В годы войны вместе с матерью попал в немецкую оккупацию, после был отправлен в Шяуляйский концлагерь. В 1945 году был освобождён из фашистской неволи. После окончания МГУ, в 1957 году изъявил желание поехать в Курган, который считает своей второй Родиной. Историк, публицист, автор более 10 книг, в основном на военно - патриотическую тему. К сожалению, Владимир Алексеевич умер в 2003 году, похоронен в с. Кетово Курганской области.
Ведущий 2: Из поэтического дневника Владимира Плющева « Моя судьба»: «Мне едва исполнилось 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. Она застала меня в городе Дятьково Орловской области, куда я приехал к маме на летние каникулы. В Дятькове попал в немецкую оккупацию. Не одну дорогу смерти я исколесил после этого.

8 сентября 1943 года немцы угнали меня на каторжные работы в Германию. Три раза я бежал из концлагеря. Батрачил у литовского крестьянина. В 14 лет за связь с партизанами был брошен в гестаповские застенки Шауляйской каторжной тюрьмы. Считался 833-м смертником «Общества по обеспечению энергией Восточного края». Мне гарантировалась жизнь до 31 июля 1944 года. Бачунайский концлагерь. Торфяные каторжные работы. Всё это я прошёл в детстве и имею документальные свидетельства. Они отраженны в моей документальной повести «Владукас», изданный Южно- Уральским книжным издательством в 1992 году.
Ведущий 1: Стихотворение В.Плющева, в котором отраженна судьба поэта.
1 чтец: Война наш дом в руины превратила,

Родных по свету всех разогнала.

Она меня в концлагерь посадила.

В котором жизнь мне стала не мила.

В концлагере, как в смрадной тине,

Мы окунулись прямо с головой.

И относились к нам там, как к скотине,

Которую чуть что – и на убой.

Страх смерти, розги- всё познали.

Опыты на кровь и плоть…….

2 чтец: Мы там такие муки испытали,

Такие муки!- не приведи господь.

На каторжных работах голодом морили.

Нас мучили клопы и заедала вошь.

Заживо в концлагере мы гнили,

И наша жизнь не ставилась ни в грош.

Я опухал от голода. Крапиву ел без соли.

И в тринадцать лет

Я видел столько горечи и боли,

Каких не знали, нет!- ни прадед мой, ни дед….
Музыкальное сопровождение к стиху + слайды 26
Ведущий 2: Жертвам фашистских концлагерей посвящается

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей –

Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,

Побывал, прямо скажем, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.

В мире ужасов - пытки, издевки,
На кострах прямо заживо жгут...
-Лучше кожу помойте-ка, девки,
Из неё ведь перчатки пошьют!

И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько  брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

И всё ж узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!

С каждым днём остаётся всё меньше
Бывших узников концлагерей.
И мужчин седовласых, и женщин.
Будьте к ним, ради Бога, добрей!

За отцов, матерей, братьев, дедов
Крик души против всякого зла!
И в канун юбилея Победы
Боль стихами во мне проросла!
Ведущий 1: На этом наше мероприятие законченно. Спасибо всем за внимание!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconПедагог-психолог лицея №1580 при мгту им. Н. Э. Баумана Вязовец Н....
Сихологическая служба является необходимым компонентом современной системы образования. Одной из ее задач является оказание психологической...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconПодготовила: Мячина С. А. педагог-психолог мбоу сош №2 имени М. И....
Главные задачи курса: выявить природу морального регулирования, подчеркнуть универсальность морали; показать этические начала как...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconАвторы: Елена Владимировна Тищенко педагог-психолог лаборатории практической...
Авторы: Елена Владимировна Тищенко – педагог-психолог лаборатории практической психологии «гцоиЗ «Магистр»
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconТема учреждение
Вульчина Ирина Осиповна, учитель математики, Мещангин Анатолий Павлович, педагог-психолог
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconЛекция по теме «Дети и наркомания»
Педагог-психолог Кипайкин Р. В., зам директора по безопасности Полунин В. Ф., классные руководители
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconИсследование особенностей личности пятиклассников
Рецензенты: Сараева Г. Н., кандидат философских наук, Козина Н. Н., педагог – психолог высшей категории
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconТема проекта
Автор: Медведева Н. А. педагог психолог, Тихвинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconСправочник классного руководителя №9, 2013 г
Автор: Пантелеева О. В., педагог-психолог мбоу гимназия городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconПрограмма развивающих занятий «Логика»
Автор: Герасимова Татьяна Васильевна, педагог- психолог начального отделения моу «Гимназия №1» г. Ангарска
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconКонспект урока по учебному курсу
...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconУрок православной культуры по теме
...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconКонспект учебного занятия с использованием ткм
...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность icon«Психолого-педагогическая диагностика профессиональной направленности...
Прохорова М. А., педагог-психолог 1 квалификационной категории специальной (коррекционной) школы №3 г. Костромы
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconКонспект урока. История России. 6 класс
...
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 «Психотерапия детей и подростков»
Рецензенты: педагог-психолог гобоу скоши №3 Санташова О. В., доцент кафедры списп кривошеева Н. И
Педагог- психолог Профессионального лицея №6 Актуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовила : Кононова В. В., воспитатель мбдоу «дскв №82», Дорохова Т. А., педагог-психолог


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск