Скачать 301.5 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф. 14 ПЕДАГОГИКА: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание» Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. Раздел. 1 Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор-составитель программы: Панченко Т.В., к.п.н., доцент 1.2. Рецензенты: профессор, к.п.н. Авдеев А.П., профессор ШГПУ, д.п.н. Арефьев И.П. 1.3. Пояснительная записка Психолого-педагогический практикум предполагает решение ситуационных задач по проблемам общения в процессе обучения. Основное содержание профессиональной деятельности учителя составляет общение с учащимися. В процессе взаимодействия с воспитанниками каждый день педагог решает комплекс коммуникативных задач. Профессионализм современного учителя проявляется в том, что он решает коммуникативные задачи не на интуитивном уровне, а сознательно, опираясь на знание психолого-педагогических закономерностей. Обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным. Происходит не только сообщение сведений, но и обучение умениям их практического применения. Формируется качественно новая установка на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда. Развиваются способности творческого принятия решений. Цель настоящей программы состоит в том, чтобы сформировать у будущих педагогов представление о научно-теоретических, методических и практических аспектах педагогического общения, показать специфику его реализации в практической деятельности. Программа знакомит не только с принципами, задачами, основными концепциями педагогического общения, а также с конкретными приемами, методиками, технологиями реализация функций педагогического общения. Программа курса предполагает, что студенты - - должны знать: основные принципы осуществления педагогического общения, его закономерности и специфику; подходы к структуре педагогического общения; психологические основы коммуникативной деятельности; критерии эффективности коммуникативной деятельности; особенности осуществления коммуникативного процесса на всех его этапах; особенности приемов и методов решения коммуникативных задач; -должны уметь: осуществлять все этапы профессионально-педагогического общения; подбирать различные приемы педагогического общения согласно поставленным задачам деятельности; анализировать коммуникативные ситуации и составлять прогноз. 1.4. ГОС ВПО. Решение психолого-педагогических задач. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования и проектирования. Накопления профессионального опыта. Развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности педагога. 1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Общение как психолого-педагогическая проблема. История изучения проблемы общения в педагогическом процессе. Психологический и педагогический подходы в изучении педагогического общения. Коммуникативный аспект общения: особенности взаимодействия. Подходы к разработки структуры педагогического общения. Специфика и функции педагогического общения. Коммуникативная компетентность (КК) учителя. Понятие и содержание КК. Развитие коммуникативного потенциала личности учителя. Понятие о социальном и академическом интеллекте. Взаимопонимание в процессе общения. Социально - перцептивная культура учителя. Механизмы понимания. Педагогическая эмпатия. Индивидуально - возрастные особенности эмпатии. Перцептивные ошибки учителя. Типы педагогической перцепции. Культура речевого поведения учителя. Понятие и функции речевого поведения учителя. Речевые поступки. Коммуникативные особенности речевого поведения. Невербальные выразительные средства педагогического общения. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическая работа №1 Тема: Технологии диагностики личности учащихся и ученических коллективов. Цель: раскрыть роль педагогической диагностики в деятельности педагога; рассмотреть методы педагогической диагностики личности ученика и ученических коллективов. Основные понятия: педагогическая диагностика, методика исследования, группа, коллектив, межличностные отношения, валидность, объективность, надежность исследования. План.
Вопросы для обсуждения: 1.Понятие и признаки коллектива. Особенности межличностных отношений в коллективе школьников. 2.Понятие о педагогической диагностике. Практические цели и задачи использования методов изучения личности и коллектива. 3.Требования к методам изучения личности и коллектива школьников. Проблема этики педагогических исследований. Задание для самостоятельной работы: на основе рекомендованной литературы подобрать методику исследования школьного коллектива /5-8 классы/, методику исследования личности учащихся /5-8 классы/. Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическая работа № 2 Тема: Коллективные творческие дела как форма организации воспитательного воздействия. Цель: овладеть методикой создания и реализации коллективной творческой деятельность /формы коллективной творческой деятельности; особенности педагогического воздействия, постановки целей и задач; планирование, подготовка, проведение, подведение итогов КТД и др./. Вопросы для обсуждения:
Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку коллективного творческого дела с учетом возраста школьников /5-8 класс/, выбора формы работы, тематической направленности КТД. Литература:
Практическая работа № 3 Тема: Тематический и личностно-ориентированный классный час. Цель: научиться составлять план подготовки и проведения классного часа, определять тематику, форму проведения, способы деятельности педагогов и учащихся. Основные понятия: час классного руководителя, воспитательные функции классного часа. Вопросы для обсуждения:
Задание для самостоятельной работы: подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/. Литература:
Практическая работа № 4. Тема: Технология разрешения педагогических конфликтов. Цель: рассмотреть приемы реализации технологических приемов разрешения педагогических конфликтов. Основные понятия: педагогический конфликт, конфликтная ситуация, участники конфликта, межличностные отношения, педагогическое общение, управление конфликтами, этическая защита, психологическая саморегуляция. Вопросы для обсуждения:
Примерные темы реферативных сообщений: «Основные стили /типы/ поведения личности в конфликтных ситуациях»; «Основные виды несовместимости людей как источник конфликтных отношений; «Типология конфликтных личностей»; «Место саморегуляции в деятельности педагога»; «Значение рефлексии в деятельности педагога»; «Механизмы и приемы психологической саморегуляции». Задание для самостоятельной работы:
Основная литература:
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: Литература основная.
Литература дополнительная.
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Контрольно-тестирующий комплект, сборник педагогических задач. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Задание. Инструкция. Дайте определение: Общение - Педагогическое общение - Коммуникативная культура - Задание. Инструкция. Выберите верное утверждение: 1. Воспитательная результативность общения зависит от учета тех потребностей, которые побуждают воспитанников активно взаимодействовать с педагогом; 2. Воспитательная результативность общения зависит от внешних условий педагогической ситуации; 3. Воспитательная результативность общения зависит от коммуникативной компетентности педагога; 4. Воспитательная результативность общения зависит от уровня коммуникативной культуры школьника; 5. Воспитательная результативность общения зависит от уровня самооценки школьника. Ответ: ............................ Задание. Инструкция. Перечислите функции коммуникативного взаимодействия: 1. ........................ 2. ........................ 3. ....................... Задание. Инструкция. Выделите из списка реальные индикаторы культуры коммуникативного взаимодействия: 1. адекватность реакций учащегося на педагогические поступки и воздействия педагога; 2. изменяющаяся самооценка учащегося; 3. эмоционально - познавательная активность, атмосфера творчества в коллективе школьников; 4. соблюдение нравственно-этикетных норм в межличностном и деловом общении; 5. соблюдение этикетных норм в отношениях между учителем и учащимися; 6. ситуационное манипулирование взаимодействием; 7. выделение наиболее коммуникабельных школьников в независимую группу. Ответ: ................................. Инструкция. Дайте определение: Общительность - Взаимопонимание - Эмпатия - Задание. Инструкция. Перечислите основные формы профессионального познания ребенка как объекта и субъекта общения: 1. ............................................ 2. .......................................... 3. .......................................... Задание. Инструкция. Дайте определение: Стереотип восприятия - Сотрудничество - Педагогический авторитет - Задание. Инструкция. Раскройте возникающие в результате стереотипного восприятия особенности восприятия воспитанников. 1. ............... 2. ............... 3. ............... Задание. Инструкция. Выберите верные характеристики главных тенденций развития общения у школьников: 1. осознание личных взаимоотношений в коллективе; 2. потребность в общении со сверстниками больше, чем со взрослыми; 3. потребность в общении со сверстниками меньше, чем со взрослыми; 4. начало формирования двух систем взаимоотношений - личной и деловой; 5. четкая ориентация в двух сформированных системах взаимоотношений - личной и деловой. Ответ: __________________ Задание. Инструкция. Определите последовательность этапов формирования педагогического авторитета: а). учитель как носитель изначально верного мнения; б). учитель как источник необходимой информации; в). учитель как референтное лицо. Ответ: 1 этап - ......, 2 этап - ........., 3 этап - ........ . Задание. Инструкция. Дайте определение: Речевое поведение - Профессиональная позиция педагога - Задание. Инструкция. Выделите условия формирования педагогического авторитета: 1. Уровень развития группового сознания; 2. Уровень воспитанности учащихся; 3. Уровень самооценки учащихся; 4. Система лидерства в данном коллективе школьников; 5. Этикетные отношения в группе; 6. Раскрытие личности учителя; 7. Совместная деятельность учащихся. Ответ: .................................... Задание. Инструкция. Перечислите и поясните основные установки гуманистически ориентированного учителя (по К. Рождерсу): 1. ........................ 2. ....................... 3. ...................... Задание. Инструкция. Перечислите функции педагогического общения (по Н.Е. Щурковой): 1. ................. 2. ................. 3. ................ Задание. Инструкция. Заполните таблицу:
Вариант 2.
А) определение сущности ситуации Б) выявление причин ситуации В) определение и учет закономерностей, необходимых для решения Г) пути решения ситуации Д) прогнозируемый результат 2. Следующие суждения педагога являются примерами конструктивной критики: А) «Ничего, в следующий раз получится» Б) «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше» В) «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно» Г) «Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения» Д) «Что же вы сделали так неаккуратно? Растяпы» 3. Суждения педагога, реализующего субъект-субъектные отношения с воспитанниками: А) «Друзья мои» Б) «Попробуем размышлять вместе» В) «Спасибо вам за сегодняшний урок, дети!» Г) «Как всегда, Петров не готов к уроку» Д) «В соответствии с моим планом, мы с вами пойдем в театр…» 4.Суждения педагога, реализующего субъект-субъектные отношения с воспитанниками: А) «Нет вопросов? А жаль!» Б) «Подумайте и попробуйте предложить сами, что будет, если…» В) «У нас с вами получится замечательный урок, друзья мои!» Г) «Как всегда, Сидоров без тетради на уроке» Д) «В соответствии с моим планом, мы с вами пойдем в музей…» 5. Следующие суждения педагога являются примерами неконструктивной критики: А) «Ничего, в следующий раз получится» Б) «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше» В) «Делали, делали и сделали халтуру» Г) «Эх вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения» Д) «Что же вы сделали так неаккуратно? Растяпы» 6. Ценности детей старшего подросткового возраста, влияющие на педагогическое взаимодействие: А) требовательны к педагогу, но понимают, что возможности его не безграничны Б) в требованиях к педагогу проявляется чувство меры В) живут интересами школы, учителя Г) наиболее значима деятельность, организованная учителем 7. Последовательность этапов решения педагогической задачи: 1: основные моменты сложившейся ситуации 2: выводы из исходных данных 3: анализ поступка, ситуации в целом 4: применение возможных мер воздействия 5: предупреждение подобных ситуаций 8.Ценности детей старшего подросткового возраста, влияющие на педагогическое взаимодействие: А) не принимают отношения послабления или чрезмерной силы Б) в требованиях к педагогу проявляется чувство меры В) живут интересами школы, учителя Г) выдвигают высокие требования к педагогу 9. Соотнесите между ситуациями, в которых проявляются функции педагога, и самими функциями:
10. Соответствие между умениями практической готовности и их характеристикой:
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12. Комплект экзаменационных билетов. Не предусмотрен. 1.13. Примерная тематика рефератов.
1.14. Примерная тематика курсовых работ Не предусмотрена. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Не предусмотрена. 1.16. Методика исследования. Нет. 1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. - |
Учебно-методический комплекс дисциплины нормативно-правовое обеспечение... Константинова Наталья Ивановна, к п н., доцент, директор филиала чоу впо биэпп в г. Мурманске | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: Н. В. Василевская – доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102. 00 «Биология» Автор программы: Зотиков Сергей Васильевич, кандидат физико-математических наук, доцент, зав кафедрой ма и мпм мгпу | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и химии мгпу н. В. Василевская | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 анатомия и морфология... Рецензенты: д б н., профессор кафедры биологии и химии Н. В. Василевская, к б н., зав отделом морских млекопитающих и птиц ммби кнц... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 26 Тепличное растениеводство... Чтобы продлить жизнь растениям в зимнее время, сохранить декоративные растения тропиков и субтропиков, первые теплицы появились в... |