Скачать 383.14 Kb.
|
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление бакалавриата Психология Специальная психология ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. Факторы и условия возникновения первичного нарушения в психическом развитии. Практическая работа: определение факторов и условий возникновения первичных нарушений в развитии человека. Семинар 2: Основные классификации лиц с первичным нарушением психического развития. Практические работы: анализ современных тенденций классификации лиц с первичными нарушениями развития. Практические работы: Разбор конкретных диагностических ситуаций, связанных с затруднениями в обучении, поведении и общении детей. Семинар 3. Практическая помощь лицам с первичными нарушениями в психическом развитии. Практические работы: анализ различных жизненных ситуаций, в которых наиболее отчетливо проявляется специфика первичных нарушений психического развития. Подходы к диагностики и психологической коррекции. Практические работы: разбор конкретных видов психологической помощи лицам с первичными нарушениями в развитии и их семьям. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Задания для самостоятельной работы №1 1. Описать формы компенсации чувства неполноценности конституциональной этиологии – невроз и психоз: на примере клинических наблюдений случаев при конституциональной неполноценности (анализ конкретных случаев из монографии А.Адлера «О нервическом характере») (конспект отдельного случая) 2. Законспектировать работу Л.С. Выготского Коллектив как фактор развития дефективного ребенка: В 5т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.196-218. 3.Составить и заполнить таблицу «Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности» (при работе используйте материал статьи Дермановой И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // Вестник СПбГУ. Сер.6. Вып.1. №6. 1996. С.12-15). 4. Используя нижеуказанную литературу, подготовить реферативные выступления на темы: «Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера», «Стремление к превосходству как одно из основных влечений». Список литературы 1. А.Адлер О нервическом характере. С-Пб., М., 1997. С.81- 134. 2. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка: В 5 т. М.: Педагогика, 1983. Т.5. С.196-218. 3.Коррекционная педагогика и специальная психология. Хрестоматия. /Сост.:Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. Архангельск, 1999. 4.Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений //Психологический журнал.1993. Т.16.№6. С.53-57. 5.Сидоренко Е.В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993 Задание для самостоятельной работы №2 1. Законспектировать работу Л.С. Выготского К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Коррекционная педагогика и специальная психология. Хрестоматия. Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. Архангельск, 1999. С.37-62. 2. Законспектировать статью Юртайкина В.В., Комаровой О.Г. Умственно отсталый человек в глазах других людей // Школа здоровья. Том 2.№4.1995.С.92-100. 3. Подготовить доклады по следующим вопросам научной монографии Освальда Бумке «Культура и вырождение» (Л., 1926. С. 8-21, 85-109, 110- 160): «Сущность вырождения»; «Цивилизация и отбор»; «Культура и вырождение». Список литературы:
Задания для самостоятельный работы №4 1. Подготовить конспект К.С. Лебединской Клиническая систематика задержки психического развития // В сб. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001.С.165-170. 2. На основе данного источника представить случай и заключение на школьника с задержкой психического развития. Дети с отклонениями в развитии / Под ред.М.С.Певзнер. М., 1966. С. 25- 110. Список литературы: 1.Дети с нарушениями темпа развития.// Дети с отклонениями в развитии /Под ред. Власовой Т.А. М., 1973, С. 25-76. 2.Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития// Невропатология и психиатрия им. С.С.Корсакова. 1989. №3. С. 407-412. 3.Лубовский В.И., Кузнецова Л.В. Психологические проблемы задержки психического развития. // Дети с задержкой психического развития. М., 1984. С. 6-19. 4.Ульенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития. // Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990. С. 17-26. 5.Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа психофизического развития. //Дети с временными задержками развития. М., 1971. С.15-20. 6.Шевченко С.Г. Условия эффективности коррекции детей с трудностями в обучении в общеобразовательной школе // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995. С.39-48. Задания для самостоятельной работы №5 1. Законспектировать работу Л.С. Выготского Принципы социального воспитания глухонемых / Коррекционная педагогика и специальная психология. Хрестоматия. Сост: Соколова Н.Д., Калинникова Л.В. Архангельск, 1999. С.21-36. 2. Составить и заполнить таблицу «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями слуха», используя при выполнении задания статьи Н.Д. Шматко Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. С-Пб., 1996.С. 13-19. 3. Подготовить доклад на тему «Американская сурдопсихология», опираясь при выполнении задания на материал учебника Богдановой Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002. С.121 -139. Список литературы: 1.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002. С.71-100. 2.Боскис Р.М. Дифференцированное обучение детей с нарушениями слуха в специальных школах // Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988, С.26-48. 3.Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России // 4.Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. С-Пб., 1996.С 13-19. 5.Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981. С.7-90. Задания для самостоятельной работы №6 1. Законспектировать работу Выготского Л.С. Слепой ребенок / Коррекционная педагогика и специальная психология. Хрестоматия. Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. Архангельск, 1999. 2. Составить и заполнить таблицу «Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения» (при выполнении задания использовать материал статьи Солнцевой Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения / В сб. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001.С.104-110. Список литературы: 1.Выготский Л.С. Слепой ребенок / Коррекционная педагогика и специальная психология. Хрестоматия. Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. Архангельск, 1999. 2.Каплан А.И. Причины детской слепоты / В сб. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001.С.293-305. 3.Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии В сб. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001. С. 286-293. 4.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990. С. 90-91. 5.Литвак А.Г., Сорокин В.М., Головина Т.П. Практикум по тифлопсихологии. М., 1989. С.44-107. Задания для самостоятельной работы №7 1. Законспектировать работу Мастюковой Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001. 2. Подготовить сообщение по статье «Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов // Вопросы психологии. 2001. №3. С.40-48. Список литературы: 1.Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.2000.С.51-71, 88-122, 129-166. 2.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом. // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании /Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М, 2001. Задания для самостоятельной работы №8 1. Законспектировать работу Соколянского И.А. Усвоение слепоглухим ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. 1999. №2. С. 57-60. 2. На основе данного источника выбрать историю о слепоглухом ребенке: Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. С.67-83. 3. Подготовить реферативные выступления по следующим научным публикациям А.Суворова: • Экспериментальная философия. М., УРАО, 1998. • Проблемы формирования и саморазвития личности в условиях слепоглухоты // Психологический журнал. №5. 1988. С.97-106. Список литературы: 1.Басилова Т.А. Изучение состава учреждений для слепоглухих детей // Сб. научных трудов / Отв. Ред. В.Н.Чулков. М., 1989. С.6-17. 2.Мещеряков А.И. О системе обучения слепоглухонемых // В кн. О.И.Скороходовой: Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1990. С.8-20. 3.Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., 1974. С.67-83, 188-199. 4.Соколянский И.А. Усвоение слепоглухим ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. 1999. №2. С. 57-60. Задания для самостоятельной работы №9 1. Законспектировать работу Гройсман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 1984. №5. С. 127-136. 2. Подготовить реферативное выступление по книге Шац И.К. Психозы у детей: психология и психопатология / И.К.Шац М. 2002. 3. Подготовить реферативное выступление по книге Лебединского В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. М., 2003. Список литературы 1.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992. 2.Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964. С. 262-269. 3.Гройсман А.Л. Акцентуации характера и неврозы у школьников // Психологический журнал. 1984. №5.С. 127-136. 4.Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб., 1996. 5.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. СПб., 2001. 6.Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В.М.Лещинской. Киев,1981. Задания для самостоятельной работы №10 1. Законспектировать работу М.М. Семаго Консультирование семьи «проблемного» ребенка //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. №4. С.32-46. Список литературы: 1.Усанова О.Н. Специальная психология. Система изучения аномальных детей. М.,1990. С.36-63. 2.Основы специальной психологии /Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2003. 480с. 3.Специальная психология: Учебное пособие / Под ред. В.И.Лубовского. М. 2003. 464с. 4.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М. 1989. С. 48-93. 5.Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного» ребенка // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996.№4.С.32-46. 6.Психотерапия в дефектологии / Сост.Н.П.Вайзман. М., 1992.
Инвариантные задания (выполнение обязательно для всех) 1. Понятийный словарь (глоссарий) курса «Специальная психология» 2. Составьте аннотацию литературы по проблемам специальной психологии (объем до 5-ти страниц машинописного текста – формат А4). 3. Составьте рецензию на проблемную публикацию (объем до 5-ти страниц машинописного текста – формат А4). Вариативные задания (студент выбирает два задания в соответствии со своими склонностями и интересами) 1. Нарисуйте схему периодизации эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Определите, совпадают ли сроки. 2. Нарисуйте схему периодизации эволюции систем специального образования. Озаглавьте каждый из трех этапов. Укажите хронологические сроки применительно к Западной Европе и к России. Определите, совпадают ли сроки. 3. На основании анализа литературных источников сравните систему организации специального дошкольного образования в России с подобными системами в одной из зарубежных стран (по выбору). 4. Разработайте критерии отбора социальных педагогов для работы с детьми с отклонениями в развитии. 5. Представьте модель социальной службы по оказанию услуг семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии. 6. Разработайте комплекс социально-педагогических мер в период профессионального обучения и подготовки к труду подростков (юношей). 7. Сделайте обзор художественно-публицистической и документальной литературы о социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. 8. Подготовьте реферат по одной из предложенных ниже тем. Обратите внимание на методические рекомендации к написанию реферата.
Структура и содержание реферата Реферат любого вида, как правило, состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Введение – отражение актуальности темы и раскрытие поставленных в работе задач. Основная часть – раскрытие содержания работы, подразделение по плану на параграфы или вопросы. Параграф начинается с задачи и заканчивается выводом; может быть параграф, отражающий краткую историю исследуемой проблемы; возможны представление достигнутых по отдельным вопросам темы результатов и обзор литературы; могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.п. Заключение – представление основных выводов, полученных в ходе работы, и комментарий исполнителя работы к изложенному. Список литературы – оформление источников информации в алфавитном порядке. Этапы работы над рефератом: 1. Выбор проблемы, ее обоснование и формулирование темы. 2. Изучение основных источников по теме. 3. Составление библиографии. 4. Конспектирование или тезирование необходимого материала. 5. Систематизация зафиксированной и отобранной информации. 6. Определение основных понятий темы. 7. Корректировка темы и основных вопросов анализа. 8. Разработка логики исследования проблемы, составление плана. 9. Реализация плана, написание реферата. 10.Самоанализ, предполагающий оценку новизны, степени раскрытия сущности проблемы, обоснованности выбора источников и оценку объема реферата. 11. Проверка оформления списка литературы. 12. Редакторская правка текста. 13. Оформление реферата и проверка текста с точки зрения грамотности и стилистики. Тема реферата должна отражать проблему, которая достаточно хорошо исследована в науке. Как правило, внутри такой проблемы выбирается для анализа какой-либо единичный аспект. Задание 1. Выберите тему для реферата, затрагивающую проблемы обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями. 2. Составьте библиографию по выбранной теме, сформулируйте проблему, действуя в дальнейшем в соответствии с этапами работы над рефератом. 3. Анализируя реферат, проверьте свою работу по следующим критериям: Новизна текста: - актуальность темы исследования; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта известной проблемы, в установлении новых связей – межпредметных, внутрипредметных, интегративных; - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; - стилевое единство текста, единство жанровых черт. Степень раскрытия сути вопроса: - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий темы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с исследованиями, критической литературой; умение систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу. Обоснованность выбора источников: - полнота использования работ по проблеме, привлечение наиболее известных исследований, последних статистических данных и т.д. Соблюдение требований к оформлению: - насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; - оценка грамотности и культуры изложения, владение терминологией; - соблюдение требований к объему реферата и культура оформления. Объем реферата обычно зависит от содержания и находится в примерных пределах 25-40 рукописных страниц или 15-20 печатных. В объем не включается приложение. Темы рефератов I часть. Общие вопросы специальной психологии
II часть. Психология детей с трудностями в обучении (школьная неуспеваемость, задержка психического развития)
III часть. Психология детей с умственной отсталостью
IV часть. Психология лиц с сенсорными нарушениями
V часть. Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
VI часть. Нарушение общения и проблемы социализации
|
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Направление... Программа развития научно-исследовательского и экспедиционного флота Росгидромета на 2010 – 2012 годы | Психология конфликта (наименование) Направление подготовки 030300. 62 Психология Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... | ||
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... Характеристика курса | Методические указания для студентов заочной формы обучения Дисциплина... Криминология: Методические указания для студентов заочной формы обучения. /Авт сост к ю н., доцент Кременов И. Н. г. Калининград:... | ||
Методические указания для студентов заочной формы обучения По направлению... Физическая культура: Методические указания для студентов заочной формы обучения: Программа / Авт сост. Остен В. А. – г. Калининград:... | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения Методическое пособие предназначено для студентов заочной формы обучения на базе основного общего образования (9 классов ) по дисциплине... | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Методические указания предназначены для студентов очной, очно-заочной, заочной формы обучения по направлению «Экономика» иразработаны... | ||
Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Право интеллектуальной собственности: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения/ Авт сост... | Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной... Адвокатура: Методические рекомендации и вопросы к зачету для студентов заочной формы обучения / Авт сост. Иванов А. И. – г. Калининград:... | ||
Методические материалы для студентов заочной формы обучения Специльность Педагогика и психология Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб пособие для студ высш учеб заведений/ А. П. Панфилова; под общ... | Методические указания для ее выполнения по дисциплине Конфликтология... Задания к контрольной работе и методические указания для ее выполнения по дисциплине «Конфликтология в профессиональной деятельности»... | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Теория и практика применения наказаний: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост ст преподаватель... | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Финансовый менеджмент: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения / сост к э н., доцент В. И. Андреева;... |