Скачать 1.83 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫСД.3. «Социальная геронтология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 040101“Социальная работа” Утверждено на заседании кафедры психологии факультета педагогики и психологии (протокол № 7 от 06 марта 2008 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2008 г. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины Автор-составитель:Тузова О.Н., канд. психол. наук, старший преподаватель Рецензенты: О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ) Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ) 1.3. Пояснительная записка Учебный курс “Социальная геронтология” является составной частью комплекса дисциплин социально-психологической подготовки студентов, обучающихся по специальности 040101 “Социальная работа”. В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы. Важнейшей задачей социальной геронтологии выступает связь биологического, психологического и социального подходов к старению человека, что позволяет подготовить студентов к практической профессиональной деятельности. В курсе "Социальная геронтология" раскрываются теоретические аспекты старения общества, рассматривается понятийный аппарат учебной дисциплины. Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по разделам и темам, список литературы, темы рефератов. Темы, представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а так же наиболее известным современным учебным пособиям. Программа состоит из трех разделов. В первом разделе "Введение в социальную геронтологию" дается понятие геронтологии как науки, рассматриваются этапы ее становления. Раскрываются объект, предмет, цели и задачи социальной геронтологии. Характеризуется состояние социально-демографической проблемы в нашей стране и за рубежом. Во втором разделе "Медико-биологические, гигиенические и социально-психологические проблемы пожилого возраста" описываются изменения органов и систем в процессе старения, раскрываются особенности психического развития в поздний период жизни. В третьем разделе "Социальное обслуживание пожилых людей" рассматриваются аспекты социальной работы с данной группой населения. Основные задачи программы состоят в том, чтобы:
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Должны уметь:
1.4. ГОС ВПО
Понятие и задачи геронтологии. Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми. 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6.Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в социальную геронтологию Тема 1. Геронтология как наука Понятие геронтологии. История развития геронтологии (Гиппократ и его школа – первое разграничение хронологического возраста человека; вклад Галена, Авиценны, Салермской медицины, Бекона Ф., Нашера; развитие геронтологии в России – Фишер И., Енгальчева Е., Боткин С.П., Мечников И.И., Павлов И.П., Богомолец А.А. и др.). Разделы геронтологии: биология старения, гериатрия, социальная геронтология. Социальная геронтология как междисциплинарная область исследования. Предмет и объект социальной геронтологии. Цели и задачи социальной геронтологии. Направления и уровни социальной геронтологии. Литература
Тема 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости Понятия старения, старости и витаукта. Происхождение и эволюция понятия "старость". Методологические основания анализа старости. История развития отношения к старости. Механизмы старения и витаукта. Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях. Роль и место старости в онтогенезе человека. Сущность и виды старения. Социогеронтологические теории (теории разъединения, активности, возрастной стратификации, наименования, социальной девиации, темпоральная теория старости, старость как механизм трансмиссии культуры, теория субкультуры, теория геронтологической трансцендентальности). Литература
Тема 3. Социально-демографические и этнографические аспекты социальной геронтологии Проблема демографического старения в мире и России. Принципы ООН в отношении пожилых людей. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Этнографические вопросы старого человека. Новая модель старости. Сравнительный анализ отношения государтва и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Понятия "геронтофилия" и "геронтофобия". Литература
Раздел 2. Медико-биологические, гигиенические и социально-психологические проблемы пожилого возраста Тема 4. Изменения органов и систем в процессе старения Стареющий организм (сенсорика при старении, нейронные изменения в старости, старение органов движения, эндокринной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и выделительной системы, старение и иммунная система). Профилактика старения. Здоровье и биологические ритмы. Особенности питания и двигательной активности. Социально-гигиенические проблемы долголетия. Литература
Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни Проблема старения в психологии. Изменение когнитивных функций при старении (ощущение, восприятие, память, мышление, интеллектуальные функции). Особенности эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте: Индивидуальная реакция человека на старение. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Изменения в мотивационной сфере. Специфика Я-образа на этапе старения. Литература
Тема 6. Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей Поведенческие особенности в пожилом возрасте. Тематические предпочтения пожилых людей и запретные темы. Трудности межвозрастного общения. Досуг пожилого человека. Проблема одиночества в пожилом возрасте. Понятие "Андрогин". Принципы формирования андрогинного жизненного курса. Литература
Раздел 3. Социальное обслуживание пожилых людей |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |