Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/13
Дата публикации22.05.2015
Размер1.83 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.3.

«Социальная геронтология»
Основная образовательная программа подготовки

специалиста по специальности
040101“Социальная работа”


Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2008 г.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Автор-составитель:Тузова О.Н., канд. психол. наук, старший преподаватель

Рецензенты: О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГПУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)

1.3. Пояснительная записка

Учебный курс “Социальная геронтология” является составной частью комплекса дисциплин социально-психологической подготовки студентов, обучающихся по специальности 040101 “Социальная работа”. В настоящее время усиливается внимание к геронтологической проблематике в контексте осознания статуса пожилых как особой социальной проблемы. Важнейшей задачей социальной геронтологии выступает связь биологического, психологического и социального подходов к старению человека, что позволяет подготовить студентов к практической профессиональной деятельности.

В курсе "Социальная геронтология" раскрываются теоретические аспекты старения общества, рассматривается понятийный аппарат учебной дисциплины.

Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по разделам и темам, список литературы, темы рефератов.

Темы, представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а так же наиболее известным современным учебным пособиям.

Программа состоит из трех разделов. В первом разделе "Введение в социальную геронтологию" дается понятие геронтологии как науки, рассматриваются этапы ее становления. Раскрываются объект, предмет, цели и задачи социальной геронтологии. Характеризуется состояние социально-демографической пробле­мы в нашей стране и за рубежом.

Во втором разделе "Медико-биологические, гигиенические и социально-психологические проблемы пожилого возраста" описываются изменения органов и систем в процессе старения, раскрываются особенности психического развития в поздний период жизни.

В третьем разделе "Социальное обслуживание пожилых людей" рассматриваются аспекты социальной работы с данной группой населения.

Основные задачи программы состоят в том, чтобы:

  • сформировать теоретические знания у студентов в области социальной геронтологии;

  • дать студентам общее представления о проблемах социальной геронтологии"

  • формировать у студентов эмпатии и толерантного отношения к людям пожилого возраста.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • основные направления, подходы, теории социальной геронтологии;

  • изменения органов и систем в процессе старения;

  • особенности психического развития людей пожилого и старого возрастов;

Должны уметь:

  • применять знания об особенностях пожилого возраста в своей профессиональной деятельности.


1.4. ГОС ВПО


  1. СД.03 -Социальная геронтология -117

Понятие и задачи геронтологии.

Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека.

Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе.

Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.

Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емк.

Всего

ауд.

ЛК

ПР,СМ

ЛБ

СР

1

040101

“Социальная работа”

3

5

117

52

28

24




65

Экзамен


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:



Наименование раздела,

темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР,СМ

СР

1

Раздел 1. Введение в социальную геронтологию

Геронтология как наука

4

2

2

6

2

Теоретико-методологический анализ старения и старости

6

4

2

6

3

Социально-демографические и этнографические аспекты социальной геронтологии

6

4

2

7

4

Раздел 2.Медико-биологические, гигиенические и социально-психологические проблемы пожилого возраста

Изменения органов и систем в процессе старения

8

4

4

8

5

Особенности психического развития в поздний период жизни

8

4

4

8

6

Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей

4

2

2

8

7

Раздел 3. Социальное обслуживание пожилых людей

Социальная помощь пожилым людям: стимулирующие стратегии

4

2

2

7

8

Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого и старческого возраста

4

2

2

7

9

Этика и деонтология социально-медицинского работника

8

4

4

8




Всего:

52

28

24

65

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Введение в социальную геронтологию

Тема 1. Геронтология как наука

Понятие геронтологии. История развития геронтологии (Гиппократ и его школа – первое разграничение хронологического возраста человека; вклад Галена, Авиценны, Салермской медицины, Бекона Ф., Нашера; развитие геронтологии в России – Фишер И., Енгальчева Е., Боткин С.П., Мечников И.И., Павлов И.П., Богомолец А.А. и др.).

Разделы геронтологии: биология старения, гериатрия, социальная геронтология. Социальная геронтология как междисциплинарная область исследования. Предмет и объект социальной геронтологии. Цели и задачи социальной геронтологии. Направления и уровни социальной геронтологии.

Литература

        1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

        2. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериоатрия. М., 1995.

        3. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. М.-Воронеж. 2000.

        4. Социальная геронтология/Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской. М.,1998.

        5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

        6. Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.


Тема 2. Теоретико-методологический анализ старения и старости

Понятия старения, старости и витаукта. Происхождение и эволюция понятия "старость". Методологические основания анализа старости. История развития отношения к старости. Механизмы старения и витаукта.

Определение старости на макро-, мезо- и микроуровнях. Роль и место старости в онтогенезе человека. Сущность и виды старения.

Социогеронтологические теории (теории разъединения, активности, возрастной стратификации, наименования, социальной девиации, темпоральная теория старости, старость как механизм трансмиссии культуры, теория субкультуры, теория геронтологической трансцендентальности).

Литература

        1. Альперович В.Д. Социальная геронтология. Ростов н/Д, 1997.

        2. Анисимов В.Н., Соловьев М.В. Эволюция концепций в геронтологии. Спб.: Эскулап, 1999.

        3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: изд-во Ленингр. Ун-та, 1974.

        4. Елютина М.Э., Чеканова Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. Пособие. - М., 2004.

        5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

        6. Филатова С.А. Геронтология. Учебник / С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева. - Ростов н/Д., 2005.



Тема 3. Социально-демографические и этнографические аспекты социальной геронтологии
Проблема демографического старения в мире и России. Принципы ООН в отношении пожилых людей. Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Этнографические вопросы старого человека. Новая модель старости.

Сравнительный анализ отношения государтва и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом. Понятия "геронтофилия" и "геронтофобия".

Литература

        1. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции// Социологические исследования. 1998. №2.

        2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.Л.:Наука, 1990.

        3. Демографическое старение: Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.

        4. Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М.: Наука, 1974.

        5. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.


Раздел 2. Медико-биологические, гигиенические и

социально-психологические проблемы пожилого возраста
Тема 4. Изменения органов и систем в процессе старения
Стареющий организм (сенсорика при старении, нейронные изменения в старости, старение органов движения, эндокринной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и выделительной системы, старение и иммунная система).

Профилактика старения. Здоровье и биологические ритмы. Особенности питания и двигательной активности. Социально-гигиенические проблемы долголетия.

Литература

          1. Брег П. Здоровье и долголетие. М., 1996.

          2. Основы социально-медицинской работы: Учеб. Пособие. Вып. 1. М.: ГАБСУ, 1998.

          3. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

          4. Сачук Н. Н. Социально-гигиенические проблемы дол­голетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты. Киев, 1984. С.75-79.

          5. Старость: Популярный справочник./Пер. с польского. М.: БРЭ, 1996.

          6. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

          7. Хрисантова Е. Н. Основы геронтологии: aнтропологические аспекты. М.: Владос, 1999.

          8. .Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Учебное пособие.-М., 2005.

          9. Чеботарев Д. Ф. Геронтология и гериатрия. М. Знание, 1984.



Тема 5. Особенности психического развития в поздний период жизни

Проблема старения в психологии. Изменение когнитивных функций при старении (ощущение, восприятие, память, мышление, интеллектуальные функции). Особенности эмоционально-личностной сферы в пожилом возрасте: Индивидуальная реакция человека на старение. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Изменения в мотивационной сфере. Специфика Я-образа на этапе старения.

Литература

        1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.

        2. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

        3. Психология развития: Учеб.для студ.высш.психол.учеб.заведений/ Т,Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.-М.: “Академия”, 2005.

        4. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

        5. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.

Тема 6. Коммуникативное поведение и гендерные отношения пожилых людей

Поведенческие особенности в пожилом возрасте. Тематические предпочтения пожилых людей и запретные темы. Трудности межвозрастного общения. Досуг пожилого человека.

Проблема одиночества в пожилом возрасте. Понятие "Андрогин". Принципы формирования андрогинного жизненного курса.

Литература

  1. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб.пособие.- М.: ИНФРА-М., 2004.

  2. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: "прайм – ЕВРОЗНАК", 2005.

  3. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002.



Раздел 3. Социальное обслуживание пожилых людей

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск