Скачать 73.57 Kb.
|
Тревожность. Школьная тревожность. По данным исследователей, занимающихся проблемами психического здоровья, в последнее время всё более возрастает количество людей, в той или иной степени страдающих нарушениями эмоциональной сферы. Эти нарушения проявляются в неврозах, психозах, навязчивых состояниях и фобиях. Социальная, экономическая, политическая нестабильность проводят к возрастающему уровню тревожности у населения, в том числе у детей и подростков. Что же такое тревожность вообще и школьная в частности? Каковы причины тревожности? Что делать с тревожным ребёнком? Попробуем разобраться. Сама по себе тревожность является нормативным и необходимым условием развития личности. Тревога считается одной из основных движущих сил поведения человека. Опасения же специалистов вызывает так называемая «неполезная» тревожность, тот уровень, который отрицательно влияет на личность и мешает её нормальному функционированию и развитию, и даже приводит к психосоматическим заболеваниям, особенно в детском возрасте, когда повышенная тревожность на этом возрастном этапе приводит в дальнейшем к формированию невротической личности. Тревога, или тревожность, по мнению многих психологов – это чувство неопределённости, беспомощности, это напряжение, переживание, связанное с реальной или воображаемой угрозой. Эта угроза может происходить от других людей, групп людей, общества, а также от самого себя. Поэтому тревожность может быть личностной, ситуативной, межличностной. Тревога образуется тогда, когда мы осознаём, что у нас нет адекватных ресурсов, с помощью которых можно влиять на события нашей жизни. Франц. философ и писатель Мишель Монтень: Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». Итак, тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Вопросы и ответы:
Если обобщить, то можно сказать, что причины тревожности могут иметь две основы:
Безусловно значимой для ребёнка является школа и всё, что с ней связано. И многие дети испытывают школьную тревожность. Школьная тревожность – форма проявления эмоционального неблагополучия ребёнка, которая выражается в повышенном беспокойстве в учебных ситуациях. Что является пусковым механизмом школьной тревожности, каковы её истоки? Это – все перечисленные семейные факторы, а также
В разные периоды школьной жизни существуют свои, характерные причины школьной тревожности: 4 класс: Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам. 6-8 класс: Неуспешность во взаимодействии с учителями и одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка. Трудности переживания кризиса подросткового возраста. 9 класс: Неопределенность дальнейших жизненных планов. Переживание ответственности за «напутствие» родителей и педагогов. Столкновение с ситуацией выпускных случаев, набора в 10-й класс. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. 10-11 класс: Резкое усложнение учебной программы. Изменение системы контроля и оценки знаний. Необходимость адаптироваться к новому или изменившемуся коллективу. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Неуспешность во взаимодействии с учителями. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность. Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы. Что характерно для ребёнка, испытывающего школьную тревожность, каков его «портрет»? Такой ребёнок волнуется, чувствует собственную неполноценность, не уверен в правильности своего ответа, а когда его спрашивают – не находит нужных слов, говорит дрожащим голосом, часто замолкает совсем; или, наоборот, тараторит. Тревожные дети описывают свое состояние так: внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», щемит в области сердца, ладони становятся влажными. Внешне – такие дети совершают много суетливых движений, или, наоборот, становятся скованными. И вот такой ребёнок, «подогретый» школьными требованиями, с одной стороны, и отсутствием помощи, понимания, участия со стороны родителей, или их угрозами, отправляется на экзамен, ГИА или ЕГЭ. Давайте подумаем, каким будет результат? Дети со школьной тревожностью – это очень серьёзно. По словам психолога Новиковой, «причинами школьных нарушений являются не сами промахи в учебной деятельности, а переживания по поводу этих промахов». И наши дети переживают и тревожатся всерьёз! Это показало проведённое недавно психологическое обследование учащихся выпускных классов, 9х и 11 – «Изучение уровня ситуативной тревожности учащихся в ситуации сдачи экзамена», ГИА – 9 кл. и ЕГЭ – 11 кл., методика Спилбергера. У половины учащихся классов имеется высокий уровень тревожности, связанный с предстоящими экзаменами! Оптимальный, или средний уровень – так называемая полезная тревожность. Но если ситуативная тревожность характеризуется высоким уровнем, то человек переживает отрицательные эмоции, мешающие нормально функционировать в данной ситуации: напряжение, беспокойство, озабоченность, суетливость, нервозность или ступор, что в ситуации проверки знаний (экзамена) может говорить и психологической неготовности к данному событию. Низкий уровень ситуативной тревожности может носить двойственный характер: либо ребёнка на самом деле не тревожит данная ситуация и он спокойно относится к происходящему, либо подобная нечувствительность носит компенсаторный (защитный) характер: ребёнок устал и не хочет допускать неприятные переживания в сознание. В каждом конкретном случае ситуативной тревожности необходимо подумать о возможных предпосылках, вызывающих страх: неготовность когнитивного плана, нет знаний по предмету, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, завышенные притязания со стороны родителей и т. д. Я призываю вас, уважаемые родители, задуматься, чем вы можете помочь своему ребёнку. Если он тревожен всегда, то работа по преодолению тревожности должна вестись постоянно и терпеливо: расширяйте круг знакомств ребёнка, чаще приглашайте его друзей, ищите поводы для одобрения и похвалы, укрепляйте уверенность в своих силах, привлекайте к выполнению различных поручений, не старайтесь всё делать за ребёнка сами, не оберегайте от несуществующих опасностей. Если тревожность связана с предстоящими экзаменами, то здесь будут уместны все советы по подготовке к экзаменам: это и ваше участие, и режим дня, и питание – причём должны быть разные продукты для улучшения памяти и внимания, соблюдение условий поддержания работоспособности ребёнка, формирование позитива «У тебя всё получится», способы релаксации (снятия напряжения), и мнемотехники (приёмы запоминания информации). Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий. Спасибо за внимание. Успехов и позитива Вам и Вашим детям! |
Тревожность у детей Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иногда тревога бывает полностью локализована в школьной сфере, что часто порождает поведенческие трудности, которые в литературе... | ||
Лаборатория психологических исследований ю. А. Зайцев тревожность... Губарева Л. И., Мизирева О. М., Чурилова Т. М., Практикум по экологии человека (учебное пособие) / Под ред. Л. И. Губаревой. – М.:... | Конспект родительского собрания в детском саду. Тема собрания: «Детская... Конспект родительского собрания в средней группе детского сада «Вся семья вместе так и душа на месте» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские... | Школьная медиатека Обучающая программа – тренажер по русскому языку – 4000 заданий. Вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в вуз. Фраза | ||
«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно... | Школа имени А. А. Яковлева Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,... | ||
Программа курса «Школьная риторика» (10-11 классы) Составители Курс «Школьная риторика» является необходимым в формировании социально активной личности. Риторика помогает научить общаться, сотрудничать,... | Материалы к семинару: Школьная медиатека как необходимый компонент... Шапиро К. В. Директор школы №336, координатор программы информатизации системы образования Невского района Санкт-Петербурга | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,... | План работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,... | ||
Русская школьная библиотечная ассоциация, Москва, Россия Русская... Дорогие коллеги, этот слайд в форме вопросов представляет план нашей презентации | Подходит к концу учебный год, и совсем скоро наши выпускники будут... Единый Государственный Экзамен. Школьная психологическая служба предлагает Вашему вниманию ознакомиться с материалами, которые могут... | ||
Публичный отчет школы Общие сведения о школе и контингенте обучающихся.... Адрес школы: 617822, рф, Пермский край, Чернушинский р-н, с. Етыш, ул. Школьная, 2 | Эта практически полностью самостоятельная работа будет проходить... При этом обычная школьная жизнь никуда не денется значит, нужно будет посещать уроки, выполнять домашние задания. А еще есть кружки... |