КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК зам. директора по УР
________________ Корнева Н. М.
протокол № _____ ________________
«___»___________ «__»_____________
Лушникова Д.В.
______________ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ: «Познавательные процессы здорового и больного человека» дисциплины «Психология» Специальность 060501 Сестринское дело
060102 Акушерское дело
Составила:
преподаватель
Лушникова Д.В.
г. Красноярск
Формируемые компетенции:
Сестринское дело
| Акушерское дело
| ОК 1,8
ПК 1.1, 2.1, 2.8
| ОК 1, 8
ПК 1.4, 2.1,2.2, 3.3, 3.6
|
ОК 1,7,11
С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен (проводим спецификацию компетенции - раскладываем на базовые умения и обеспечивающие эти умения знания):
Уметь:
| Знать:
| 1
| 2
| Проводить диагностику познавательных процессов, находить условия и приемы развития памяти, мышления, воображения.
| Особенности психических процессов у здорового и больного человека.
|
Межпредметные связи: (дисциплина, раздел, тема)
№
| Дисциплина
| Раздел, тема
| 1
| Анатомия и физиология человека
| «Нервная система. Функциональная анатомия головного и спинного мозга», «Сенсорные системы человека. Вегетативная нервная система», «Аспекты высшей нервной деятельности»
| 2
| Философия
| «Медицинские аспекты гносеологии»
|
Распределение часов по теме:
Вид занятия
| Лекция
| Семинар
| Практическое
занятие
| Учебная практика
| Кол-во часов
| 2
| 4
| 4
| -
| Методическое обеспечение
| Учебно-методическая карта №1
| 1. Учебно-методическая карта №2
2. ФОС
| 1. Учебно-методическая карта №3
2. ФОС
| -
|
5. Информационное обеспечение темы:
Островская И.В. Психология – «ГЭОТАР-Медиа», 2008.
Полянцева О.И. Психология - Ростов-на-Дону, 2013.
Дубровина И.В. Психология, Москва, «Академия», 2002.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
лекционного занятия
1. Тема: Познавательные процессы здорового и больного человека
2. Продолжительность занятия: 2часа
3. Цели занятия:
Уч.цель: научить студентов различать в психической деятельности те или иные процессы друг от друга.
Воспит.цель: развитие представлений у студентов о себе, о людях.
Развивающая цель: развитие познавательной активности, самостоятельности и инициативности.
4. После изучения темы студент должен знать: особенности психических процессов у здорового и больного человека.
5. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный.
6. Оснащение: Схемы: «Основные свойства сенсорного процесса», «Возникновение ощущений», «Этапы мыслительных процессов», «Типичная кривая забывания» Г. Эббингауза, рис. «Оптические иллюзии», рисунок «Этапы логического запоминания», мультимедийная презентация.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность обучающихся к занятию, наличие формы и т.д.).
2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса);
3. Формирование новых знаний (Приложение №1):
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание, память, воображение).
Ощущения.
Восприятие.
Внимание.
Понятия памяти.
Мышления, уровни интеллекта.
Роль воображения для развития человека
4. Обобщение и систематизация изученного материала
5. Подведение итогов. Выводы.
6. Домашнее задание, самостоятельная работа студентов: описать основные формы нарушений, их свойства и причины деструктивного процесса.
Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________
Приложение №1
Ощущение
Ощущение представляет собой отражение в сознании отдельных свойств или качеств предмета или явлений со стороны собственного организма; простой элементарный психический акт.
Физиологические основы ощущения.
Раздражитель воздействует на рецептор и по проводящим путям (афферентные волокна) импульс поступает в головной мозг (в подкорковую, потом в корковые структуры), обрабатываются и по эфферентным путям идут назад к рецептору.
Виды:
1) По месту расположения:
- экстерорецептивные (из внешней среды);
- интерорецептивные (из внутренних органов);
- проприоцептивные (положение тела в пространстве).
2) По расположению в пространстве:
- дистантные – нет непосредственного воздействия раздражителя на рецептор;
- контактные – происходит непосредственное воздействие на рецептор.
3) По органам чувств: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые (все экстерорецептивные).
Характеристики ощущения.
1) Качество – специфические особенности данного ощущения; то, что отличает одно ощущение от другого (качество слуха – тембр, высота, громкость; зрительное – светлота, темнота, тон).
2) Сила (интенсивность) – степень выраженности данного качества. Определяется силой действующего раздражителя и положительным состоянием рецептора.
3) Длительность – время, в течение которого сохраняется впечатление от данного ощущения.
Пороги ощущений
1. Абсолютны порог: нижний порог чувствительности (минимальная величина раздражителя, способное вызвать ощущение, едва заметное); верхний (болевой) – максимально допустимая величина раздражителя, вызываемая ощущение данного свойства.
2. Дифференциальный (разностный) – минимальная различие между двумя раздражителями, вызываемое едва заметное различие ощущений.
Восприятие
Восприятие представляет собой ощущение в сознание предмета или явления в целом со всеми его свойствами и характеристиками. Виды восприятия и физиологические основы те же, что у ощущений.
Этапы акта восприятия:
Перцепция – происходит отражение объекта в соответствующих структурах головного мозга;
Апперцепция – соединение отраженного опыта с нашим прошлым опытом; сравнение с отраженными ранее объектами, на основании чего мы можем составить полное представление о данном объекте (память и мышление).
Свойства восприятия:
1) Константность – относительно независимое, проявляющееся независимо от условий восприятия. Объекты воспринимаются не измененными по форме, цвету, размеру и т.д.
2) Предметность – проявляется в том, что объект воспринимается не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а как единое физическое тело. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене выделения фигуры из фона. Конкретно это выражается в том, что вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна - предмет - воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая – фон – как более аморфное, неопределенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру - образ предмета, и фон - образ окружающего предмет пространства.
3) Целостность – включает 2 взаимосвязанных аспекта: объединение разных элементов в целое и независимость в определенных границах, образованной целостности от качества элементов. При этом если воспринимаемый предмет представлен не полным набором элементов, то он мысленно достраивается до целостной формы.
4) Категориальность восприятия – его осмысленность проявляется в отнесении воспринимаемого объекта к категории предмета. Это возможно только при понимании сущности предмета.
5) Избирательность восприятия – заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от потребностей, опыта, психического состояния.
Память
Процесс восприятия, сохранения, с последующим воспроизведением и узнаванием того, что было ранее воспринято, пережито, сделано.
«Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» — остроумно заметил один из психологов. Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам создателя кибернетики, фон Неймана, человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).
Этапы памяти:
восприятие или рецепция (запоминание)
сохранение, или ретенция
воспроизведение или репродукция
забывание, как отдельный процесс.
Виды памяти:
Две основные формы: 1. генетическая (память поколений, наследственная)
2. онтогенетическая:
а) по способу запоминания: мгновенная; кратковременная – из мгновенной в нее попадает только то, что осознается; механическое (без осмысления, когда материал не нужен, не понятен), смысловая, опосредованная (для запоминания используется промежуточный фактор- схемы, рисунки и т. д.)
б) по характеру участия воли: произвольная, непроизвольная.
в) по топической локализации (по рецепторам) +двигательная, +эмоциональная.
г) по времени хранения информации:
- первичная: сенсорная (следовая)- непосредственное сохранения в течение долей секунды; кратковременная – 20 сек, после однократного непродолжительного восприятия при немедленном воспроизведении.
- вторичная: оперативная – проявляется в ходе выполнения определенной деятельности и обслуживает именно эту деятельность; долговременная- длительной сохранение информации в течение всей месяца, года, жизни.
- третичная (вечная) вся жизнь. способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.
Показатели памяти
объем – количество информации, которое человек может запомнить за определенное. 7+-2
скорость запоминания – время в течение которого человек может запомнить данный объем информации.
прочность сохранения (длительность)
точность воспроизведения (правильность и полнота воспроизведения информации, в эксперименте вычисляется количество ошибочных ответов)
готовность к воспроизведению – способность в любой момент, в любое время при необходимости воспроизвести то, что было ранее воспринято.
Один из самых первых исследователей памяти — Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание (заучивал список бессмысленных слов «зад» «бек» «сид»).
Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60% информации). Потом процесс забывания замедляется. Через шесть дней остается уже не более 20% от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.
Ряд интересных фактов обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Отпечаток на процесс запоминания накладывает профессиональная деятельность. Например: ученый – хорошо: смысловая и логическая; слабо: механическая. У преподавателей и врачей хорошо развита память на лица.
В психоанализе рассматриваются феномены действия защитных механизмов в плане мотивационного забывания (защитный механизм вытеснения: этот материал в памяти есть, но извлечь его трудно), забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).
Закономерности памяти Закон памяти
| Практические приёмы реализации
| Закон интереса
| Интересное запоминается легче.
| Закон осмысления
| Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
| Закон установки
| Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
| Закон действия
| Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
| Закон контекста
| При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
| Закон торможения
| При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
| Закон оптимальной длины ряда
| Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
| Закон края
| Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
| Закон повторения
| Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
| Закон незавершённости
| Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
| |