ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА § РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.3
| Общая психология (внимание и память)
|
| (индекс)
| (наименование)
|
|
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
030300.62
| Психология
|
| (шифр)
| (наименование)
|
|
ПРОФИЛЬ
| Общий
|
|
| (наименование)
|
| АКАДЕМИЯ
|
| Управления
|
| КАФЕДРА
|
| Психология и управление персоналом
|
|
|
| (наименование)
|
| ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
|
Очная форма
форма обучени
| Заочная форма
| Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану
| 108
| 108
| Число аудиторных занятий всего
| 36
| 10
| Число лекций с разбивкой по семестрам
| 14 – 1 с
|
| 4 – 1 с
|
| Число практических занятий с разбивкой по семестрам
| 22 – 1 с.
|
| 6 – 1 с.
|
| Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам
| 10 – 1 с.
|
| 2 – 1 с.
|
| Часов самостоятельной работы
| 72
| 98
| Число контрольных работ с разбивкой по семестрам
|
|
| 1
|
| Число курсовых работ с разбивкой по семестрам
| 1
|
| 1
|
| Число зачетов с разбивкой по семестрам
|
|
|
|
| Число экзаменов с разбивкой по семестрам
| 1 – 1 с.
|
| 1 – 1 с.
|
| Число кредитов
| 3
| 3
| Число модулей
| 1
| 1
| Автор рабочей программы Молохина Галина Анатольевна__
(подпись) (Ф.И.О.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:
1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «____Психолгия_» от ______21 декабря 2009 г ______
(дата утверждения)
2..Учебного плана направления подготовки ____________________ Психолгия_»_от __1 июля 2013
(название) (дата утверждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
КАФЕДРОЙ:
Психологии и управления персоналом Пищик В.И_
(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.) Протокол заседания кафедры №_______1________ от ___________30.08.2013______________ УМС : Академии Управления_____________________Пивоваров И.В.________
(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.) Протокол УМС №_______1_______ от _____________31.08.2013_________________
1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель: сформировать у студентов целостное представление о природе, механизмах, закономерностях внимания и памяти. Задачи:
Раскрыть основные понятия и категории дисциплины.
Сформировать представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.
Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии.
Ознакомить с методами и методиками исследования внимания и памяти.
2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО Общенаучные компетенции (ОК):
способностью и готовностью к:
владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6).
Профессиональные компетенции (ПК):
способностью и готовностью к:
психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ПК-7).
Знать:
основные определения понятий дисциплины;
специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;
физиологическую основу процессов внимания и памяти;
основные подходы и теории к изучению внимания и памяти.
Уметь:
давать психологическую характеристику особенностей внимания и памяти человека, выделять механизмы, закономерности и патологии данных процессов;
диагностировать особенности внимания и памяти.
3АУДИТОРНАЯ РАБОТА 3.1Лекции № п/п
| Тема лекции
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания
| Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
| 2
| 1
| 2
| Анатомо-физиологические механизмы внимания
| Психофизиология внимания. Ориентировочная реакция. Нейрофизиологические механизмы внимания. Методы изучения и диагностики внимания.
| 2
| 0,5
| 3
| Классические теории внимания.
| Сознание и внимание, теория В. Вундта. Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер, У. Джеймс). Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторная теория волевого внимания (Н.Н. Ланге). Исследование внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер, П. Адамс).
| 2
| 0,5
| 4
| Понятие о памяти. Виды и типы памяти.
| Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.
| 2
| 1
| 5
| Физиологические основы памяти
| Психофизиология памяти. Физиологические теории памяти (Д. Хебб, С. Роуз, Г. Линчь и М. Бодри, Л. де Но, А.С. Батуев, М.Н. Ливанова и С.Р. Раевой, Е.Н. Соколов). Проблема мозговой организации мнемической деятельности.
| 2
| 0,5
| 6
| Кратковременная и долговременная память.
| Исследования особенностей кратковременной памяти (В.П. Зинченко, А.А. Смирнов, Миллер, Сперлинг, Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норманн и др.). Проблемы оперативной памяти. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации. Исследования особенностей долговременной памяти (Г. Эббингауз, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков).
| 2
| 0,5
| 7
| Патология памяти
| Патология памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Варианты амнезии. Парамнезии: псевдореминисценции, криптомнезии, конфабуляции.
| 2
|
| ИТОГО:
| 14
| 4
| 3.2Практические занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание
| Кол. часов
О/З
| 1
| Общая характеристика внимания
| Внимание в обыденной жизни.
Понятие внимания и его многозначность.
Дискуссия о природе внимания. Функции внимания в психической жизни.
Внимание и другие психические процессы.
Внимание и установка.
| 2
| 1
| 2
| Подходы к исследованию внимания
| Культурно-исторический подход к исследованию внимания (Л.С. Выготский).
Деятельностный подход к исследованию внимания (Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая и др.).
Теоретико-информационный подход к исследованию внимания (К. Черри, Д. Бродбент, А. Трейсман, Дейч, Д. Норманн, У. Найссер, Д. Канеман и др.).
| 2
|
| 4
| Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания)
| Исследования свойств внимания: 1) зависимость объема внимания от структуры материала, характера деятельности); 2) зависимость устойчивости внимания от структуры материала, видов деятельности, установок личности; 3) исследования переключения и распределения внимания.
Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы (тест Мюнстерберга).
Исследование характеристик избрательности внимания методом корректурной пробы.
Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.
Исследование устойчивости внимания и динамики работоспособности (таблицы Шульте).
Исследование переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева).
Изучение концентрации слухового внимания.
Исследование колебаний внимания.
| 6
| 2
| 5
| Основные факты и закономерности психологии памяти человека
| Влияние характера материала и организации материала субъектом на запоминание.
Исследование влияния упражнения на запоминание.
Роль установки, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.
Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.
Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.)
Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).
| 2
|
| 6
| Исследования памяти в отечественной и зарубежной психологии
| Ассоциаивная психология памяти.
Память в работах бихевиористов (А. Бергсон).
Гештальт-теория памяти (К. Левин, Б.В. Зейгарник).
Французская социологическая школа об общественной природе памяти (П. Жане).
Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Деятельностный подход к исследованию памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов).
| 2
|
| 7
| Память и деятельность
| Исследование зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).
Экспериментальные исследования зависимости эффективности непроизвольного запоминания от способов преобразования материала в процессе достижения цели деятельности с содержанием мотивов запоминающего.
Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава процесса запоминания и факторов, влияющих на успешность их протекания.
Анализ структуры процесса воспроизведения.
| 2
| 1
| 8
| Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти)
| Исследование особенностей памяти человека.
Исследование непосредственного и опосредованного запоминания
Исследование влияния образности и эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание
Исследование процессов ретроактивного и проактивного торможения следов памяти
Измерение объема кратковременной памяти (по методу Джекобса)
Выявление преобладающего типа памяти.
| 6
| 2
| ИТОГО:
| 22
| 6
| 3.3Интерактивные занятия № п/п
| Тема занятия
| Краткое содержание и вид интерактивного занятия
| Кол. часов
О/З
| 1
| Эмпирические исследования особенностей внимания
| Использование психологических методик для исследования особенностей внимания (диагностика внимания)
| 4
| 2
| 2
| Эмпирические исследования особенностей памяти
| Использование психологических методик для исследования особенностей кратковременной памяти, ретро- и проактивного торможения, выявление типов памяти (диагностика памяти)
| 4
| 2
| 3
| Память и деятельность
| Дискуссия
| 2
|
| ИТОГО:
| 10
| 4
|
4Самостоятельная работа № п/п
| Содержание самостоятельной работы
| Кол. часов О/З
| Форма контр.
| 1
| Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария
| 10
| 10
| Словарь
терминов
| 2
| Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии внимания
| 6
| 6
| Аннотация
| 3
| Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии памяти
| 6
| 6
| Аннотация
| 4
| Подбор диагностического инструментария, направленного на изучение внимания и памяти, составление таблицы с названиями и назначением методик
| 10
| 16
| Таблица
| 6
| Проведение эмпирическое исследование особенностей внимания и памяти с использованием подобранных методик
| 16
| 26
| Отчет
| 8
| Составление вопросов для участия в групповой дискуссии по теме «Память и деятельность»
| 4
| 4
| Тематика
вопросов
| 9
| Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления
| 10
| 12
| Реферат, слайды
| ИТОГО:
| 72
| 98
|
|
5ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ. Темы курсовых
Этимология термина «внимание».
Многозначность определения внимания.
Основные свойства и виды внимания.
Функции внимания.
Классические теории внимания.
Социальная природа произвольного внимания.
Экспериментальные исследования внимания.
Развитие внимания.
Культурно-исторический подход к исследованию внимания.
Деятельностный подход к исследованию внимания.
Теоретико-информационный подход к проблеме внимания.
Диагностика особенностей внимания.
Основные методы исследования внимания.
Место внимания в системе переработки информации у человека.
Анатомо-физиологические механизмы внимания.
Явления памяти.
Природа и основные принципы организации памяти человека.
Ассоциативная психология памяти.
Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти.
Экспериментальные исследования памяти.
Исследование памяти в русле деятельностного подхода.
Физиологические основы памяти.
Представления, их виды и характерные особенности.
Случаи феноменальной памяти.
Патологии памяти.
Мнемотехники.
Темы проектов
Понятие «память» в психологии: определение и методы исследования памяти (современные и классические).
Эффект Б.В. Зейгарник: понятие и характеристика.
Анализ структуры воспроизведения в рамках деятельностного подхода к исследованию памяти.
Проблема развития памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.
Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.
Исследование физиологических основ памяти в психологической науке.
Понятие внимания и его многозначность в психологических исследованиях.
Основные подходы к исследованию свойств внимания в психологии.
Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.
Внимание как селективность сознания (У. Джемс).
6ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Форма итоговой аттестации:
Экзамен
Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:
Разработайте опорные схемы-конспекты по темам: «Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания», «Понятие о памяти. Виды и типы памяти», «Патология памяти» (ОК-6).
Подберите методики позволяющие диагностировать особенности внимания. Подберите методики позволяющие диагностировать особенности памяти. Проведите диагностику с использованием подобранных методик. Составьте заключение на основе результатов диагностики или самодиагностики особенностей внимания и памяти. (ПК-6).
Подберите и составьте список упражнений, направленных на развитие внимания и памяти: руководителей; менеджеров среднего и высшего звена. Проведите с группой сокурсников одно из подобранных вами упражнений (ПК-7).
7УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1Основная литература № п/п
| Перечень литературы
| 1
| Гайссельхарт Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания. – Москва, 2010. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
| 2
| Общая психология и психология личности: учебник для вузов / под ред. А. А. Реана. Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
| 3
| Основы практической психологии: Хрестоматия / Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т ; авт.-сост. С. Ю. Манухина. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
| 4
| Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Вып. 5. – М.: Инст-т психологии РАН, 2012.
| 5
| Феоктистова С.В., Маринова Т.Ю., Васильева Н.Н. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ / Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
| 7.2Дополнительная литература № п/п
| Перечень литературы
| 3
| Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / сост. В. Ф. Спиридонов, М. В. Фаликман. Москва, 2012. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
|
| Психология высших когнитивных процессов. Учебное пособие. – Москва, 2012. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
|
| Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2010.
|
| СолсоР.Л. Когнитивная психология. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
|
| Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. – Санкт-Петербург, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru
|
8ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
2-й учебный год (2012/2013) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___ 5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы
Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__
Зав кафедрой »__»________20___
|