Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память)





Скачать 208.95 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память)
Дата публикации22.11.2017
Размер208.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

frame1§
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.3

Общая психология (внимание и память)




(индекс)

(наименование)





НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

030300.62

Психология




(шифр)

(наименование)





ПРОФИЛЬ

Общий







(наименование)




АКАДЕМИЯ




Управления




КАФЕДРА




Психология и управление персоналом










(наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

108

108

Число аудиторных занятий всего

36

10

Число лекций с разбивкой по семестрам

14 – 1 с




4 – 1 с




Число практических занятий с разбивкой по семестрам

22 – 1 с.




6 – 1 с.




Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам

10 – 1 с.




2 – 1 с.




Часов самостоятельной работы

72

98

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам







1




Число курсовых работ с разбивкой по семестрам

1




1




Число зачетов с разбивкой по семестрам













Число экзаменов с разбивкой по семестрам

1 – 1 с.




1 – 1 с.




Число кредитов

3

3

Число модулей

1

1

Автор рабочей программы Молохина Галина Анатольевна__

(подпись) (Ф.И.О.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «____Психолгия_» от ______21 декабря 2009 г ______

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки ____________________ Психолгия_»_от __1 июля 2013

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психологии и управления персоналом Пищик В.И_

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)
Протокол заседания кафедры №_______1________ от ___________30.08.2013______________
УМС : Академии Управления_____________________Пивоваров И.В.________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)
Протокол УМС №_______1_______ от _____________31.08.2013_________________

1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цель: сформировать у студентов целостное представление о природе, механизмах, закономерностях внимания и памяти.
Задачи:

  1. Раскрыть основные понятия и категории дисциплины.

  2. Сформировать представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.

  3. Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  4. Ознакомить с методами и методиками исследования внимания и памяти.

2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
Общенаучные компетенции (ОК):

способностью и готовностью к:

  • владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6).


Профессиональные компетенции (ПК):

способностью и готовностью к:

  • психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

  • способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ПК-7).


Знать:

  • основные определения понятий дисциплины;

  • специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;

  • физиологическую основу процессов внимания и памяти;

  • основные подходы и теории к изучению внимания и памяти.

Уметь:

  • давать психологическую характеристику особенностей внимания и памяти человека, выделять механизмы, закономерности и патологии данных процессов;

  • диагностировать особенности внимания и памяти.



3АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания

Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

2

1

2

Анатомо-физиологические механизмы внимания

Психофизиология внимания. Ориентировочная реакция. Нейрофизиологические механизмы внимания. Методы изучения и диагностики внимания.

2

0,5

3

Классические теории внимания.

Сознание и внимание, теория В. Вундта. Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер, У. Джеймс). Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторная теория волевого внимания (Н.Н. Ланге). Исследование внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер, П. Адамс).

2

0,5

4

Понятие о памяти. Виды и типы памяти.

Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.

2

1

5

Физиологические основы памяти

Психофизиология памяти. Физиологические теории памяти (Д. Хебб, С. Роуз, Г. Линчь и М. Бодри, Л. де Но, А.С. Батуев, М.Н. Ливанова и С.Р. Раевой, Е.Н. Соколов). Проблема мозговой организации мнемической деятельности.

2

0,5

6

Кратковременная и долговременная память.

Исследования особенностей кратковременной памяти (В.П. Зинченко, А.А. Смирнов, Миллер, Сперлинг, Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норманн и др.). Проблемы оперативной памяти. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации. Исследования особенностей долговременной памяти (Г. Эббингауз, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков).

2

0,5

7

Патология памяти

Патология памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Варианты амнезии. Парамнезии: псевдореминисценции, криптомнезии, конфабуляции.

2




ИТОГО:

14

4

3.2Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Общая характеристика внимания

  1. Внимание в обыденной жизни.

  2. Понятие внимания и его многозначность.

  3. Дискуссия о природе внимания. Функции внимания в психической жизни.

  4. Внимание и другие психические процессы.

  5. Внимание и установка.

2

1

2

Подходы к исследованию внимания

  1. Культурно-исторический подход к исследованию внимания (Л.С. Выготский).

  2. Деятельностный подход к исследованию внимания (Н.Ф. Добрынина, П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая и др.).

  3. Теоретико-информационный подход к исследованию внимания (К. Черри, Д. Бродбент, А. Трейсман, Дейч, Д. Норманн, У. Найссер, Д. Канеман и др.).

2




4

Эмпирические исследования особенностей внимания (диагностика внимания)

  1. Исследования свойств внимания: 1) зависимость объема внимания от структуры материала, характера деятельности); 2) зависимость устойчивости внимания от структуры материала, видов деятельности, установок личности; 3) исследования переключения и распределения внимания.

  2. Исследование характеристик избирательности внимания методом корректурной пробы (тест Мюнстерберга).

  3. Исследование характеристик избрательности внимания методом корректурной пробы.

  4. Исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы.

  5. Исследование устойчивости внимания и динамики работоспособности (таблицы Шульте).

  6. Исследование переключаемости внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации В. Марищука, И. Сысоева).

  7. Изучение концентрации слухового внимания.

  8. Исследование колебаний внимания.

6

2

5

Основные факты и закономерности психологии памяти человека

      1. Влияние характера материала и организации материала субъектом на запоминание.

      2. Исследование влияния упражнения на запоминание.

      3. Роль установки, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.

      4. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.

      5. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.)

      6. Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).

2




6

Исследования памяти в отечественной и зарубежной психологии

    1. Ассоциаивная психология памяти.

    2. Память в работах бихевиористов (А. Бергсон).

    3. Гештальт-теория памяти (К. Левин, Б.В. Зейгарник).

    4. Французская социологическая школа об общественной природе памяти (П. Жане).

    5. Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

    6. Деятельностный подход к исследованию памяти (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов).

2




7

Память и деятельность

  1. Исследование зависимости запоминания от места запоминаемого материала в структуре деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

  2. Экспериментальные исследования зависимости эффективности непроизвольного запоминания от способов преобразования материала в процессе достижения цели деятельности с содержанием мотивов запоминающего.

  3. Запоминание как специфическая деятельность. Исследование операционного состава процесса запоминания и факторов, влияющих на успешность их протекания.

  4. Анализ структуры процесса воспроизведения.

2

1

8

Эмпирические исследования особенностей памяти (диагностика памяти)

  1. Исследование особенностей памяти человека.

  2. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания

  3. Исследование влияния образности и эмоциональной окраски слов на их произвольное запоминание

  4. Исследование процессов ретроактивного и проактивного торможения следов памяти

  5. Измерение объема кратковременной памяти (по методу Джекобса)

  6. Выявление преобладающего типа памяти.

6

2

ИТОГО:

22

6

3.3Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

О/З

1

Эмпирические исследования особенностей внимания

Использование психологических методик для исследования особенностей внимания (диагностика внимания)

4

2

2

Эмпирические исследования особенностей памяти

Использование психологических методик для исследования особенностей кратковременной памяти, ретро- и проактивного торможения, выявление типов памяти (диагностика памяти)

4

2

3

Память и деятельность

Дискуссия

2




ИТОГО:

10

4


4Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Изучение основных терминов по темам дисциплины, составление психологического глоссария

10

10

Словарь

терминов

2

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии внимания

6

6

Аннотация

3

Сделать аннотацию на одну из статей из периодической печати о проблемах психологии памяти

6

6

Аннотация

4

Подбор диагностического инструментария, направленного на изучение внимания и памяти, составление таблицы с названиями и назначением методик

10

16

Таблица

6

Проведение эмпирическое исследование особенностей внимания и памяти с использованием подобранных методик

16

26

Отчет

8

Составление вопросов для участия в групповой дискуссии по теме «Память и деятельность»

4

4

Тематика

вопросов

9

Написание реферата и подготовка доклада по теме реферата с составление схемы-конспекта публичного выступления

10

12

Реферат, слайды

ИТОГО:

72

98






5ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.


Темы курсовых

  1. Этимология термина «внимание».

  2. Многозначность определения внимания.

  3. Основные свойства и виды внимания.

  4. Функции внимания.

  5. Классические теории внимания.

  6. Социальная природа произвольного внимания.

  7. Экспериментальные исследования внимания.

  8. Развитие внимания.

  9. Культурно-исторический подход к исследованию внимания.

  10. Деятельностный подход к исследованию внимания.

  11. Теоретико-информационный подход к проблеме внимания.

  12. Диагностика особенностей внимания.

  13. Основные методы исследования внимания.

  14. Место внимания в системе переработки информации у человека.

  15. Анатомо-физиологические механизмы внимания.

  16. Явления памяти.

  17. Природа и основные принципы организации памяти человека.

  18. Ассоциативная психология памяти.

  19. Культурно-историческая обусловленность высших форм памяти.

  20. Экспериментальные исследования памяти.

  21. Исследование памяти в русле деятельностного подхода.

  22. Физиологические основы памяти.

  23. Представления, их виды и характерные особенности.

  24. Случаи феноменальной памяти.

  25. Патологии памяти.

  26. Мнемотехники.


Темы проектов


  1. Понятие «память» в психологии: определение и методы исследования памяти (современные и классические).

  2. Эффект Б.В. Зейгарник: понятие и характеристика.

  3. Анализ структуры воспроизведения в рамках деятельностного подхода к исследованию памяти.

  4. Проблема развития памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

  5. Исследование мгновенной памяти в отечественной и зарубежной психологии.

  6. Исследование физиологических основ памяти в психологической науке.

  7. Понятие внимания и его многозначность в психологических исследованиях.

  8. Основные подходы к исследованию свойств внимания в психологии.

  9. Развитие представлений о произвольном внимании в психологии.

  10. Внимание как селективность сознания (У. Джемс).

6ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Форма итоговой аттестации:

Экзамен

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями:

  1. Разработайте опорные схемы-конспекты по темам: «Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания», «Понятие о памяти. Виды и типы памяти», «Патология памяти» (ОК-6).

  2. Подберите методики позволяющие диагностировать особенности внимания. Подберите методики позволяющие диагностировать особенности памяти. Проведите диагностику с использованием подобранных методик. Составьте заключение на основе результатов диагностики или самодиагностики особенностей внимания и памяти. (ПК-6).

  3. Подберите и составьте список упражнений, направленных на развитие внимания и памяти: руководителей; менеджеров среднего и высшего звена. Проведите с группой сокурсников одно из подобранных вами упражнений (ПК-7).



7УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Гайссельхарт Р.Р. Память: тренировка памяти и техники концентрации внимания. – Москва, 2010. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

2

Общая психология и психология личности: учебник для вузов / под ред. А. А. Реана. Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

3

Основы практической психологии: Хрестоматия / Междунар. консорциум "Электронный ун-т", Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики, Евразийский открытый ин-т ; авт.-сост. С. Ю. Манухина. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

4

Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Вып. 5. – М.: Инст-т психологии РАН, 2012.

5

Феоктистова С.В., Маринова Т.Ю., Васильева Н.Н. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ / Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

7.2Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

  1. 3

Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / сост. В. Ф. Спиридонов, М. В. Фаликман. Москва, 2012. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



Психология высших когнитивных процессов. Учебное пособие. – Москва, 2012. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2010.



СолсоР.Л. Когнитивная психология. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



Хок Р.Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. – Санкт-Петербург, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru


8ИНформационно-методическое обеспечение (УМК,
компьютерные программы, электронные учебники,
Интернет-ресурсы)


п/п

Перечень

1

ЭБС IPRbooks

2

http://azps.ru (А.Я. Психология)

3

http://psycology.ru/ – сайт, посвященный общим вопросам психологии

4

http://ppf.uni.udm.ru/ – сайт Института Педагогики, Психологии и Социальных Технологий

5

http: www.koob.ru – электронная библиотека психологической литературы

6

http://www.ippd.univers.krasu.ru/ – сайт Института Психологии и Педагогики Развития

7

http://psycology.net.ru/ – сайт «Мир психологии»

8

Габдулина Л.И.. Учебно-методический комплекс по «Общей психологии: Внимание и память», Ростов-на-Дону, 2003.



ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ


2-й учебный год (2012/2013) действия рабочей программы













Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая программа дисциплины «общая психология: ощущение, восприятие, память»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая программа дисциплины «общая психология: внимание, мышление, воображение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая учебная программа дисциплины «общая психология (внимание, мышление, воображение)»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconПрограмма дисциплины Общая психология
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300. 62 "Психология"...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая программа дисциплины психология (общая психология)

Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconУчебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины...
Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины. 39 Список...
Рабочая программа курса «Общая психология (Ч2)» составлена на основе учебной программы курса, требований федеральных, региональных...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 теоретические...
Цель освоения дисциплины Общая и экспериментальная психология реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая программа дисциплины б. 5 Общая психология: эмоции и воля

Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине...
Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 02 Общая психология: эмоции и воля

Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconВнимание. Память. Мышление
Очевидно, и результаты деятельности двух разных людей также будут различны (оригинальны, неповторимы). В большей степени это будет...
Рабочая программа дисциплины б. 3 Общая психология (внимание и память) iconПрограмма дисциплины «Общая психология» для направления 521000 «психология»
Обязательный минимум содержания дисциплины по гос (Приказ мо РФ от 02. 03. 2000 N686 для дисциплин Федерального компонента)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск