Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян





Скачать 461.68 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян
страница1/5
Дата публикации23.10.2013
Размер461.68 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В. 1.1




ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ЮНЫХ СЕВЕРЯН



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:
050703.65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной

специальностью Педагогика и психология


Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор: Н.В. Алябьева, кандидат педагогических наук, доцент, академик МАНПО.


Пояснительная записка

Здоровье детей — богатство нации; этот тезис не утратит актуаль­ности во все времена, а сегодня он не просто необходим и важен в связи с ухудшающей экологической обстановкой как в нашей стране, так и за рубежом.

В сложившейся ситуации лозунг «Сохраним здоровье детей» несколько устарел. Коль здоровье — богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Сохранять и улучшать здоровье — огромная каждодневная работа, начиная с рождения. Поэтому говорить надо об использовании и развитии природных задатков ребенка. После прохождения курса студенты должны ориентироваться в вопросах закаливания детей дошкольного возраста.

Студенты должны знать:

1. Теоретико - методические основы и механизмы закаливания

2. Основные принципы закаливания.

3. Благоприятные условия эффективного закаливания.

4. Способы определения степени закалённости организма.

Должны уметь:

1. Умело использовать природные источники закаливания в физкультурно – оздоровительной работе и в повседневной деятельности дошкольников.

2. Применять традиционное и нетрадиционное закаливание в дошкольном образовательном учреждении.

3. Владеть технологиями проведения различных видов закаливания в разных возрастных группах.

4. Владеть методами оценки социально – экономической эффективности комплексного закаливания в дошкольных учреждениях.
Знания, умения и навыки, полученные студентами в результате изучения курса «Основы закаливания юных северян» помогут в профессиональном становлении специалиста дошкольного профиля.

Углублённое изучение данной проблемы предусматривает дальнейшую разработку материала в курсовых и дипломных работах.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. Исторический аспект закаливания
Многообразие форм проведения закаливания с исторических времен. Методология научного познания.

Перспективы совершенствования физкультурно-оздоровительной работы. Ведущее оздоровительное значение закаливания. Влияние закаливания на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Взаимосвязь различных видов закаливания в целостной оздоровительной работе с дошкольниками.
РАЗДЕЛ 2. Природные источники закаливания юных северян.

Теоретические основы процесса закаливания с использованием естественных природных условий. Многообразие его форм проведения.

Зависимость содержания закаливания от климатических и сезонных условий.

Стимулирование защитных функций детского организма.

Воздушные ванны. Подбор упражнений. Составление комплексов упражнений для занятий на воздухе; его задачи; повышение защитной функции детского организма; улучшение функционального состояния и работоспособности организма.

Требования к подбору различных упражнений с учетом возрастных групп, состоянием здоровья, физического развития, степени закаленности, подготовленности детей, условий места их проведения.

Продолжительность проведения закаливающих процедур, их смена.

Солнечные ванны. Необходимость проведения данного вида закаливания. Специфика проведения, продолжительность, индивидуализация методов проведения.

Водное закаливание. Контроль за качеством проведения закаливающих мероприятий. Плавание как средство сохранения здоровья и закаливания организма занимающихся.
РАЗДЕЛ 3. Традиционное и нетрадиционное закаливание.

Принципы закаливания. Учёт состояния здоровья детей и подростков. Разновидности закаливания.

Контрастные методы закаливания. Своеобразие подбора видов закаливания и его организации. Дозировка нагрузки на детский организм.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям в применении закаливающих процедур.

Создание интереса и эмоционально-положительного отношения к процессу закаливания.

Закономерность формирования защитной функции организма. Характеристика основных показателей закалённости детского организма.
РАЗДЕЛ 4. Методы закаливания.
Общие требования к выбору методов: научная обоснованность, соответствие поставленной задаче обучения, принципам обучения, персональной и групповой подготовленности детей, индивидуальным особенностям педагога.

Соотношение проведения различных видов закаливания.

Методика проведения: организация детей, место проведения и обучения, темп выполнения, дозировка, физическая и психическая нагрузка и приёмы её регулирования, чередование различных видов закаливания.

Специфика методики проведения различных видов закаливания. Соблюдение гигиенических требований при проведении закаливающих процедур.

Оценка социально-экономической эффективности комплексного закаливания в дошкольном образовательном учреждении.

Динамика эффективности закаливания.
Советы по планированию и организации изучения курса
Изучение студентами дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену.

Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими осно­вами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента.

С самого начала лекции необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая тема и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к зачёту.

При освоении курса студент должен изучить данный учебно-методический комплекс, внимательно ознакомиться с его разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу. Специфика данной учебной дисциплины – сложность и абстрактность материала, его информационная насыщенность. Это предполагает внимательное отношение студента к каждому вопросу при восприятии лекций, а также ответственное отношение ко всем формам практической работы.

При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Несмотря на то, что данный учебно-методический комплекс включает в себя словарь терминов, студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический).

Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя.

Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, которую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения и т.д.

Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на зачёте.

Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, выработать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины.

При подготовке к практическим занятиям необходимо обязательно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию преподавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения.

Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отведенного факультетом общего времени для изучения данной дисциплины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) определяет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины.

Также используется система контроля на основе разработанных тестов. Примерные варианты тестов по курсу «Основы закаливания юных северян» приводятся в одном из разделов.

В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения зачёта по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

При изучении курса « Основы закаливания юных северян» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют упражнения (включены в данный учебно-методический комплекс). Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям. По желанию студенты могут подготовить рефераты, дополнительные доклады, сообщения. При изучении данного курса настоятельно рекомендуется начать вести словарь терминов и понятий.

Итоговой формой проверки знаний выступает зачёт. В данном учебно-методическом комплексе приведён примерный вариант вопросов к зачёту. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к экзамену утверждается на заседании кафедры).

Одной из задач изучения дисциплины является создание условий для самостоятельной исследовательской работы специалиста дошкольного образования. Для ее успешного решения применяется ряд методов:

- самостоятельное изучение тем дисциплины, обеспеченных литературой с учетом знаний, полученных на предыдущих этапах образования;

- углубленное изучение тем дисциплины с изучением первоисточников, периодической печати и Интернет-ресурсов;

- создание визуальных носителей информации с использованием информационных ресурсов;

- написание рефератов, статей, эссе, докладов, оформление результатов исследования.

Для каждого студента должен быть построен индивидуальный план, в котором отражаются виды и темы заданий, сроки представления результатов, самостоятельной работы студента в пределах трудоемкости дисциплины.

Кроме перечисленных, в индивидуальный план специалиста могут быть включены и другие виды самостоятельной работы:

- работа с первоисточниками;

- подготовка краткого сообщения;

- изучение отдельной темы и разработка спорного конспекта по ней;

- решение исследовательских задач;

- составление словаря научных понятий;

- составление аннотированного списка литературы по одной из тем;

- другие виды работы.

Кроме традиционных вузовских технологий обучения, каковыми являются лекция и семинар, при подготовке специалиста предлагается использовать ряд интерактивных форм: семинар-дискуссия, «кейс-метод», разбор конкретных ситуаций, обсуждение результатов группового исследования, творческие задания, анализ периодики по отдельной теме и другие.

Темы для самостоятельного изучения.

Наименование раздела

Содержание самостоятельной работы

Кол-во

часов

Форма контроля выполнения сам. работы

1. Исторический аспект закаливания

Анализ литературных данных по теме.

6

Обсуждение выступлений


2.. Природные источники закаливания юных северян.


Защита реферата по темам: «Система закаливания детей – важное условие для воспитания здорового ребёнка», «Физкультурно–оздоровительные мероприятия в режиме дня детского сада»;

«Зимняя прогулка на лыжах».

8

Обсуждение докладов

3. Традиционное и нетрадиционное закаливание.

Рефераты по темам: «Особенности обучения рациональному дыханию», «Проведение закаливающих процедур в семье»; составление классификации различных видов закаливания; доклады по темам «Методы проведения закаливания», «Нетрадиционные подходы в оздоровлении детей»; составление комплекса упражнений «Закаливающие воздушные ванночки для тела»; демонстрация точечного массажа; доклад по теме: «Контрастные методы закаливания»

10

Проверка работ, таблиц, доклады, показ и обсуждение комплекса упражнений;

выполнение точечного массажа, обсуждение его эффективности

4. Методы закаливания.

Выступление с рефератом по теме: «Особенности методики проведения закаливающих процедур на воздухе, на воде в условиях Кольского Заполярья».

Составить комплекс оздоровительных упражнений для горла; разработать комплекс дыхательной гимнастики.

Презентация по темам (на выбор студента).

12

Обсуждение выступлений, выполнение упражнений, обсуждение их эффективности. Защита


Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема: Природные источники закаливания.
Вопросы для обсуждения:

  1. Принципы реализации оригинальных систем закаливания.

  2. Механизмы закаливания.

  3. Закаливание против кислородной недостаточности.

  4. Закаливание снегом.

  5. Закаливание солнцем

Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать рефераты по темам: «Система закаливания детей – важное условие для воспитания здорового ребёнка», «Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня детского сада».

  2. Подготовить доклад по теме: «Зимняя прогулка с малышами».

  3. Провести презентации упражнений с использованием природных источников закаливания.

  4. Составить методические рекомендации педагогам, желающим проводить контрастное закаливание.

  5. Составить таблицу «Взаимоотношения между температурой, относительной влажностью воздуха и работоспособностью человека.



Таблица

Взаимоотношения между температурой, относительной влажностью

воздуха и работоспособностью человека


Температура

Воздуха

Относительная

влажность, %

Самочувствие и работоспособность человека

21







26

















Составить таблицу «Влияние ветра на охлаждение кожи»


Характер ветра

Скорость в м/с

Визуальная оценка

Коэффициент охлаждения














Основная литература:

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2015г

  2. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: Учебн. пособие для педагогов и родителей.М.: Баласс, 2011. – 144 с., ил.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
Б 3 Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности: История педагогики и образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. В. 1 Основы закаливания юных северян iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск