Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации25.10.2013
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ

НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ............. .............................. 5

1.1. Краткая характеристика детей с системным недоразвитием

речи....................................................................................................... 5

1.2. Описание методики оценки уровня развития зрительного

восприятия...........................................................................................9
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ

НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ................................................................ 14
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ

ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ

СИСТЕМНОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.................................. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 26

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 28

ВВЕДЕНИЕ
Полноценная самостоятельная речь, основанная на адекватных и достаточно четких представлениях об окружающем предметном мире, оказывается одним из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка.

Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности посредством зрительного анализатора является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие динамичность, целостность, одновременность и дистантность восприятия предметов, процессов и явлений. С помощью зрения опознаются основные признаки предметов: форма, величина, световые и цветовые характеристики, устанавливаются пространственные отношения между предметами.

Формирование с участием зрения чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.

Зрение играет огромную роль в формировании предметных
значений слов и употребляемых детьми грамматических категорий. Обогащение зрительными образами конкретного содержания речи способствует образованию правильного соотношения между непосредственно чувственным и словесно-логическим познанием в ходе психического развития ребенка в норме.

Нарушения зрительного восприятия наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследования психологов, дефектологов (О. Л. Алексеева, Л. С. Волковой, Л. С. Выготского, Т. П. Головиной, М. И. Земцовой, В. А. Кручинина, А. Г. Литвака, И. С. Моргулиса, Л. В. Рудаковой, Л. И. Солнцевой и др.) показали, что нарушение зрения у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи. Низкий уровень сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей в процессе обучения требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия, определяющий успешность освоения базовых навыков письма и чтения в начальной школе.

Цель курсового исследования: изучить особенности зрительного восприятия при системном недоразвитии речи.

Гипотеза: у детей с системным нарушением речи уровень зрительного восприятия невысок.

Объект исследования: системное недоразвитие речи.

Предмет: особенности зрительного восприятия при системном недоразвитии речи.

Задачи:

  1. Провести экспериментальное исследование с целью изучения особенностей зрительного восприятия при системном недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.

  2. Выработать методические рекомендации по проведению коррекционной работы по развитию у детей уровня зрительного восприятия.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование психологический эксперимент, статистическая обработка данных.

ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРИ СИСТЕМНОМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
1.1. Краткая характеристика детей с системным недоразвитием речи
Категория детей с нарушениями речи крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Причинами выступают органические поражения речевых зон коры больших полушарий головного мозга на разных стадиях онтогенеза.

На основе лингвистических и психологических критериев нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Одним из распространенных видов нарушения средств общения является общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте [1, с.10].

В группу с ОНР объединяются дети с различными нозологическими формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по трем указанным компонентам [3, c.11].

Но, несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности: позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов, не развита связная речь [5, c.15].

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью этим детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-грамматического недоразвития [8, c.615]

Рассмотрим кратко формы речевых нарушений.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй.

Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии, в результате поражения речедвигательного анализатора в коре головного мозга (центр Брока) нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание, обращенной к нему речи, вследствие нарушения работы речеслухового анализатора (центр Вернике).

Афазия – полная или частичная утрата сформированной речи, связанная с локальными поражениями коры головного мозга. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, брадифазии, прерывистости речи. Крайне выраженной степенью дизартрии является анартрия.

Анартрия – нарушение артикуляции вплоть до полной неспособности произносить звуки. Понимание речи и письмо при этом не страдают.

Заикание – это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная. Такая форма ринолалии называется открытой в отличие от закрытой, которая проявляется при нарушении нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, искривлениях носовой перегородки, опухолях и хронических воспалительных процессах носоглотки [7, с.15].

Нарушения письменной речи, как указывает Л. С. Волкова, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен – продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения):

  1. Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова. Наиболее тяжелая степень данного нарушения – аграфия – неспособность к овладению навыком письма.

  2. Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста. Тяжелая степень данного нарушения представляет собой алексию – неспособность к овладению навыком чтения [8, с.67].

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Однако в массовых детских учреждениях дети с нарушениями речи также нуждаются в специальной помощи. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где детям оказывают помощь логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. Детям школьного возраста оказывают помощь на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах.

Итак, подводя итог вышеописанному:

  • дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита;

  • в логопедии различаются три уровня речевого развития. Общим для всех трех уровней является отставание в появлении активной речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, недостаточность фонематического слуха и частые нарушения звукопроизношения.


1.2. Описание методики оценки уровня развития зрительного восприятия
Для экспериментального изучения особенностей зрительного восприятия при системном недоразвитии речи у детей мы провели исследование, в котором приняли участие 10 дошкольников логопедической группы детского сада, имеющих различные формы системного недоразвития речи. Исследование проводилось в детском саду № 26 г.Бреста. Возраст детей – от 5,5 до 6 лет.

Цель исследования: определить уровень зрительного восприятия при системном недоразвитии речи у детей.

Задачи исследования:

  1. Подобрать методику для определения уровня зрительного восприятия у детей.

  2. Провести экспериментальное исследование и на основе анализа его результатов сделать вывод об особенностях зрительного восприятия при системном недоразвитии у детей.

Разнообразные методики для диагностики зрительного восприятия мы нашли в следующей литературе:

  1. Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методическое пособие / Сост. Н. Н. Баль, И. Н. Логинова. – Мн., 2004

  2. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2-х тт. – М., 2002

  3. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990

  4. Денисов Н. Е. Экспресс-диагностика детей первого года обучения, имеющих проблемы речевого развития // Дефектология. – 1998. - № 2

  5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002

  6. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000

Для нашего исследования мы использовали «Методику оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет» М.Безруких [2].

Данная методика позволяет решить следующие задачи:

  • определение готовности ребенка к школьному обучению;

  • раннее прогнозирование трудностей обучения;

  • определение специфических и индивидуальных мер коррекции до школы;

  • диагностика причин школьных трудностей;

  • разработка индивидуальных программ коррекционного обучения.

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому тест представляет комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:

Зрительно-моторная координация (субтест 1) включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.

Фигуро-фоновое различение (субтест 2) включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использованы пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

Постоянство очертаний (субтест 3) включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Положение в пространстве (субтест 4) включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Пространственные отношения (субтест 5) включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Комплексный субтест (субтест 6) включает анализ фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.

Тестирование можно проводить как в индивидуальном, так и в групповом порядке.

При индивидуальном тестировании инструкции могут быть более гибкими. Если исследователь видит, что ребенок хорошо его понимает, он может использовать меньше повторений и демонстраций. Но он не должен оказывать помощь или проводить дополнительный инструктаж по ходу выполнения задания.

Только индивидуально должны тестироваться дети, имеющие проблемы поведения, испытывающие трудности при работе в группе, а также дети с трудностями в обучении.

При групповом тестировании количество детей при тестировании зависит от возраста испытуемых. Рекомендуется следующее количество детей: 3-4 года – по 1-2 ребенка в группе; 4-5 лет – по 2-4 ребенка; 5-6 лет – по 8-10 детей; 7 и более лет - до 20 детей в группе.

Объяснение при групповом тестировании может сопровождаться демонстрациями на доске, которые не должны подсказывать ребенку, как выполнять конкретное задание, а лишь давать пример выполнения аналогичного.

Обычно индивидуальное и групповое тестирование продолжаются 30—45 мин. При проведении теста возможен 5—10-минутный перерыв, лучше после выполнения субтеста 2.

Инструкция по проведению тестирования

Перед каждым ребенком кладут тестовый материал и карандаши. Регистрационный лист заполняет исследователь, он же на протяжении тестирования заносит в него все замечания о работе ребенка.

Инструкция исследователя: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок».

Эту инструкцию можно повторять по мере необходимости.

Описание субтестов и инструкций к ним – в приложении 1 к курсовой работе.

Обработка субтестов

Каждый субтест может быть обработан с высокой степенью достоверности. Перед началом обработки следует внимательно ознакомиться с критериями оценки (приложение 2) и руководствоваться ими.

Исследовательские оценки заносятся в соответствующую таблицу.

После тщательного анализа выполнения всех заданий каждого субтеста и занесения исследовательских оценок в таблицу необходимо приступить к обработке полученных результатов, т.е. сложить все оценки заданий каждого субтеста и сумму их – итог субтеста – внести в таблицу.

Затем необходимо произвести преобразование итогов субтеста в оценки по шкале, для чего используют таблицу «Шкала преобразований итогов субтеста в оценки по шкале» (приложение 3). Например, возраст исследуемого ребенка – 5,5 лет. Он выполнил тест с результатом по субтестам: 1—9 баллов, 2—15 баллов, 3—13 баллов и т.д. Оценки по шкале данного ребенка будут: 1—7, 2—9, 3—10 и т.д. Суммируя оценки по шкале всех субтестов, получаем коэффициент восприятия (КВ), максимальное значение которого равно 60, и также вносим его в таблицу.

Окончательным результатом обработки теста является процент восприятия (%В). Он показывает, на сколько процентов от возрастной нормы развито зрительное восприятие. Определить %В можно, используя таблицу «Шкала преобразования коэффициента восприятия (КВ) в процент восприятия (%В)».

Шкала преобразования коэффициента восприятия (КВ)
в процент восприятия (%В)



КВ

5

10

15

20

25

30

35

40

43

46

50

53

56

60

%КВ

3

5

10

15

20

30

35

40

50

60

75

80

90

95


Примечание. КВ – коэффициент восприятия, равный сумме оценок по

шкале; %В – процент восприятия, показывает общий

уровень развития зрительного восприятия.
Например, КВ равен 46, значит, %В равен 60. Найденное значение %В заносится в таблицу.

Выводы об уровне зрительного восприятия

При проценте восприятия больше 75% можно говорить о том, что уровень восприятия у ребенка соответствует возрастной норме и что предпосылок для трудностей, связанных со зрительным восприятием, нет. При %В от 50 до 75% следует обратить внимание на те субтесты, при выполнении которых возрастные эквиваленты ниже возрастной нормы. В таком случае коррекционная работа должна опираться на те составляющие зрительного восприятия, уровень развития которых соответствует возрастной норме. При %В ниже 50% можно говорить, что развитие зрительного восприятия или задерживается, или запущено, т.е. здесь речь может идти о большой индивидуальной коррекционной работе.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск