Скачать 7.09 Mb.
|
Ученье - свет, а неученье - тьманародная мудрость.Да будет Свет! - сказал Господьбожественная мудростьNataHaus - Знание без границ:Скромное воплощение народной и божественной мудрости.:-) библиотекафорумкаталог----------------------------------------------------------------------------- FOUNDATIONS OF HUMAN SCIENCES SERIES Boris M. Velichkovsky COGNITIVE SCIENCE: FOUNDATIONS OF EPISTEMIC PSYCHOLOGY \blume 1 The monograph describes in details methods and results of interdisciplinary studies of cognitive processes in humans. The emphasis is on the processes of perception and action, attention and consciousness, memory and knowledge representation, communication and thinking, interaction of affect and intellect as well as on philosophical, methodological and applied problems that are central for contemporary cognitive science. The monograph is of major interests for a broad readership from disciplines ranging from psychology, linguistics and philosophy to neurosciences, artificial intelligence and human factors engineering. It can be recommended as an advance textbook for undergraduate and graduate students in all these areas. Boris M. Velichkovsky, Ph.D., Dr. habil., Professor and Head of the Institute for Work, Organizational and Social Psychology, Faculty of Mathematics and Natural Sciences, Dresden University of Technology. Past President of the Division of Cognitive Psychology, International Association of Applied Psychology. Interim President of the Association for Cognitive Studies. Member of the European Steering Committee for Cognitive Science. Leading expert of the EU Commission (Program NEST: New and Emerging Sciences and Technologies). Борис M. ВЕЛИЧКОВСКИЙ КОГНИТИВНАЯ НАУКА ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ Том 1 Рекомендовано Советом психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии ACADEMA Москва 2006 смысл УДК 159.947.5(075.8) ББК 88.3я73 В276 Серия «Основы современного человекознания» Охраняется законодательством РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части без письменного разрешения издательства воспрещается Рецензенты: доктор биологических наук К.В.Анохин, доктор психологических наук В.А.Иванников, доктор филологических наук А. Е. Кибрик Величковский Б.М. В276 Когнитивная наука : Основы психологии познания : в 2 т. — Т. 1 / Борис М. Величковский. — М. : Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. — 448 с. ISBN 5-89357-217-3 («Смысл», т. 1) ISBN 5-7695-2984-9 (Изд. центр «Академия», т. 1) В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой. Для психологов, лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту область. УДК 159.947.5(075.8) ББК 88.3я73 ISBN 5-89357-217-3 («Смысл», т. 1) ISBN 5-7695-2984-9 (Изд. центр «Академия», т. 1) ISBN 5-89357-216-5 («Смысл») © Величковский Б.М., 2006 ISBN 5-7695-2983-0 (Изд. центр «Академия») © Издательство «Смысл», 2006 СОДЕРЖАНИЕ ТОМ1 ОТ АВТОРА 10 ВВЕДЕНИЕ 14 ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 24 1.1 Основные философские традиции 27
1.2 Ранняя экспериментальная психология 40
1.3 Поведенческие и физикалистские направления 53
1.4 Европейский идеал романтической науки 69
ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ 90 2.1 Информационный подход 93
2.2 Компьютерная метафора 108
2.3 Модулярность познания и коннекционизм 126
2.4 Усиливающееся влияние нейронаук 141
ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ 162 3.1 Пространство и время восприятия 165
3.2 Взлет и падение «иконы» 194
3.3 Распознавание конфигураций 208
3.4. Восприятие и действие 233 3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия (и наоборот) 233
ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ 256 4.1 Селективность восприятия и структурные модели 259
4.2 «Творческий синтез» как альтернатива 280
и ресурсные модели 285 4.2.3 Проблема интеграции признаков 291 4.3 Автоматические и контролируемые процессы 299 4.3.1 Внимание как внутренний контроль 299
и альтернативы 309 4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности 319
ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ 346 5.1 Основные подходы и феномены 349
5.2 Теории непосредственного запоминания 367
5.3 Системы и уровни памяти 391
5.4 Память в повседневном контексте 414
СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ТОМА ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ 10 6.1 Формальные и эмпирические подходы 13
6.2 Категориальная организация знаний 31
6.3 Межкатегориальная организация 44
6.4 От представления знаний к мышлению 69
ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ 92 7.1 Восприятие и порождение речи 95
7.2 Анализ процессов чтения 117
7.2.3 Движения глаз при чтении 127 7.3 Когнитивные исследования грамматики 131
грамматике 139 7.3.3 Современные модели и данные нейролингвистики 149 7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций 154
ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ 176 8.1 Высшие познавательные функции 179
8.2 Процессы и модели умозаключений 206
8.3 Процессы решения задач 229
8.4. Принятие решений и структура интеллекта 250
ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ 280 9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии 283
9.2 Перспектива методологического солипсизма 301
9.3 Перспектива прямого реализма 319
9.4 Перспектива методологического плюрализма 335
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 372 ЛИТЕРАТУРА 380 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 410 От автора Каждый, кто изучает познавательные возможности человека или просто интересуется особенностями «человеческого фактора», должен разбираться в том клубке идей, методов и фактов, который принято называть сегодня «когнитивной наукой». С 1980-х годов это междисциплинарное направление присутствует, а иногда и доминирует, в программах университетской подготовки психологов, лингвистов, нейрофизиологов, философов, информатиков, антропологов и экономистов по всему миру. Если вынести за скобки все, что может быть просто проявлением моды, то остается некоторый «сухой остаток», который сводится к следующему. Во-первых, замечательно, что науки в своем развитии могут не только бесконечно делиться, но и объединяться. Во-вторых, такое объединение ресурсов отдельных дисциплин обещает продвижение в решении крупных фундаментальных и практических задач. Человек, по словам Платона, мера всех вещей. Как раз то, что, с точки зрения устоявшихся представлений, совсем или почти недоступно измерению в самом человеке — скорость восприятия и мысли, объем и содержание сознания, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений, — составляет предмет когнитивных исследований. Разумеется, я попытался рассказать об истории, современном состоянии и перспективах когнитивного подхода с позиций моих знаний и интересов, опираясь на контекст современной психологии. Остается надеяться, что друзья и коллеги в соседних дисциплинах воспримут это как творческий вызов и вскоре на русском языке появятся многочисленные руководства, освещающие когнитивные исследования из несколько отличных перспектив лингвистики, нейрофизиологии, философии, искусственного интеллекта, нейроинформатики, антропологии, экономики и т.д. В любом случае можно быть уверенным, что вклад научной психологии в это общее развитие оказался достаточно весомым, чем и оправдывается двойное название книги. Как и в случае первого варианта моей книги («Современная когнитивная психология», изд-во МГУ, 1982), главной ее задачей было помочь русскоязычному читателю познакомиться с понятиями, фактическим материалом и проблемами когнитивных исследований в психологии. Такая помощь представляется сегодня более необходимой, чем когда-либо. Текущая исследовательская литература слишком специальна: без достаточного знания языков и разнообразных, часто весьма специфических традиций конфронтация с ней может лишь отбить желание работать в этой области. Многочисленные зарубежные учебники, как правило, ма-10 лопригодны для этой цели — большинство из них трактует материал по- верхностно и догматично. Как заметил однажды американский философ и историк науки Томас Кун, типичные учебники «сужают ощущение истории данной дисциплины, а затем подсовывают суррогаты вместо образовавшихся пустот» (русский перевод: Кун, 1977, с. 181). Я попытался совместить позитивное изложение когнитивных исследований с их критическим анализом. Этот прием, надо сказать, рассчитан на зрелого читателя. Идеальный читатель должен был бы вынести из работы с этой книгой уважительное отношение к добытым знаниям вместе с пониманием того, что пресловутые «Монбланы фактов» все еще разделены в когнитивной науке широкими равнинами terra incognita. Более того, чем больше мы узнаем, тем более обширными оказываются эти неизведанные территории. Как каждому автору, мне хотелось рассказать и о собственных научных результатах, связанных прежде всего с изучением следов эволюционной организации в работе познавательных механизмов. Иногда эти результаты демонстрируют возможность альтернативных интерпретаций данных, на которых основаны некоторые из числа наиболее известных в когнитивной науке теоретических представлений. Эти страницы книги, по-видимому, очень субъективны, и остается только надеяться, что они не слишком искажают объективную картину исследований. Книга имеет ряд других особенностей, которые надо упомянуть. На первом месте в ней находится содержательный анализ проблем, а не описание тех или иных формализмов. Кроме того, в книге многое вынесено за скобки, часто оставлены лишь достаточно общие указания на основные источники. В противном случае было бы необходимо вводить в текст дополнительно тысячи ссылок, и чтение стало бы затруднительным. Наконец, где это возможно, я старался упоминать практические приложения когнитивных исследований. Существование таких приложений — оправдание того удовольствия, которое время от времени дает научная деятельность в этой области. В человеческом обществе — на Востоке и на Западе, не говоря о Севере и Юге, — накопилось столько проблем, что для чистой науки больше не остается морального права на существование. Правда, как любил повторять Карл Бюлер, нет ничего практичнее, чем хорошая теория, а хорошая теория обычно может возникнуть лишь в рамках фундаментальных исследований. Во время подготовки первого и второго издания книги мне оказы-1 валась щедрая помощь. Особенно ценным было общение с Петром Яковлевичем Гальпериным и Эккардтом Шеерером, каждый из которых обладал редким чувством исторического времени, знаменитого цайтгайста немецкой философии. Я с благодарностью хотел бы упомянуть здесь имена коллег Дорис и Норберта Бишоф, И.В. Блинниковой, Брюса Бридж-мена, Лекса ван дер Хайдена, СБ. Величковской, Т.Г. Визель, Винчи Ди Лолло, Саши Дорнхофера, В.П. Зинченко, Маркуса Иооса, М.С. Капицы, A.A. и А.Е. Кибриков, Фридхарта Кликса, Фергюса Крэйка, А.Б. и Н.Б. Леоновых, A.A. и Д.А. Леонтьевых, Эди Марбаха, Дика Найссера, 12 Коли Непейводы, H.H. Нечаева, Дона Нормана, Бастиана Паннаша, Иаака Панксеппа, Галины Парамей, В.В. Петрова, Майкла Познера, Марка Помплуна, Д.А. Поспелова, Володи Похилько, Зенона Пыли-шина, Герта Рикхайта, Хельги Риттера, Петера Рихтера, Дэвида Розен-таля, E.H. Соколова, В.Д. Соловьева, Дона Стасса, Барбары Тверски, Науми Уайсстейн, Ганса Флора, Тео Херрманна, Т.В. Черниговской. Все они, как и множество других людей, внесли свой вклад в написание этой книги. Большую работу по подготовке рукописи к изданию выполнили Н.В. Крылова, Констанция Либерс, Е.Г. Лунякова, Александра Ротерт и Н.С. Самбу. Первый вариант книги был написан еще в 1980 году, когда я работал на кафедре Вундта Лейпцигского университета. Двадцать лет спустя я легкомысленно пообещал дружественному издателю слегка подправить старый текст для переиздания, на что и ушло... свыше шести лет. Отсутствовавшие в первом издании главы 7 и 9, а также существенно расширенные главы 2, 6 и 8 написаны при участии Б.Б. Величковского. Я очень признателен ему за эту помощь. Конечно, я признателен и тем, кто часто искал меня в последние годы, но редко находил — студентам и сотрудникам Дрезденского университета. Просто удивительно, с каким пониманием все это время они относились к моим опозданиям на лекции и на защиты диссертаций. Руководство университета в момент, когда решался вопрос о том, писать эту книгу или не писать, предоставило мне годичный творческий отпуск. Гамбургский фонд Кербеля вне рамок своей программы поддержал подготовку книги, а Центр патологии речи и нейрореабилитации Института психиатрии Минздрава РФ (директор института — В.Н. Краснов) предоставил мне условия для нейрокогни-тивных наблюдений во время пребывания в Москве. Last but not least, я должен поблагодарить (еще и еще раз) моих близких. Именно их безграничная поддержка позволила мне закончить это начатое однажды дело. Dresden / Истомила / Bonn / Санкт-Петербург / Paris март 2006 года |
Лекция №1 «В начале сотворения Всесильным Неба и Земли, когда Земля... Земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет Свет»; и стал Свет.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Величие Света и непобедимость его противопоставим ничтожеству тьмы ухищрений. Свет вечен, но временна тьма! Дух вечен, но временно... | ||
"Народная мудрость" 20 последних советов При возникновении какой-нибудь неисправности в вентиляторе или соединительном проводе, защита от перегрузки или короткого замыкания,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель».... | ||
Урок: Род несклоняемых имен существительных Вспомните, что такое пословица и как она обычно строится. В пословице заключается народная мудрость | Самостоятельная работа по дисциплине «Информатика и икт» Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили? | ||
Программа международной православной выставки-форума «Сильвестр Омский Свет земли Сибирской» Просмотр документального фильма "Свет огня. Несколько страниц и жизни преподобного Сергия Радонежского". Сцена выставочного зала | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Эпиграф к урокам: «Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово» народная мудрость | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Народная мудрость, философия, искусство, религия как основные источники психологических знаний | Аль Атоми Беркем Мародер 2 Роман : Фантастика Как, оказывается, хуево на том свете. Точнее, теперь это "этот" свет. Точнее, тьма. Еще столько же, или втрое больше | ||
Сказка «Один заработанный рубль» Не прав тот, кто считает, что чтение сказок — это развлечение. В сказках заложена народная мудрость, они могут дать тебе добрый... | Конспект урока в 1 классе по окружающему миру Тема: Народные сказки Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Говорит народная мудрость. Приходилось ли вам извлекать какие-нибудь уроки из... | ||
Испокон веков люди боялись темноты. Для них тьма была олицетворением... Но мало кто знает, что все совсем не так. Ведь Тьма не есть Зло, равно, как Свет не есть Добро. Но есть в мире люди, которым темнота... | Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению многих учителей, нежелании детей учиться, виноваты в первую очередь сами... | ||
Урок 4 Особенности морали Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие.... | Ученье свет. Как делать уроки с первоклашкой Что же произошло? Почему малыш не хочет учиться? По мнению многих учителей начальных классов, в нежелании детей учиться виноваты... |