Скачать 129.95 Kb.
|
Изучение опыта инклюзивного образования в МОУ СОШ № 5 города Архангельска 1. Методика исследования опыта инклюзивного образования Цель исследования: обобщить опыт работы инклюзивного образования в МОУ СОШ №5 города Архангельска Российской Федерации. Для реализации данной цели нам необходимо было решить следующие задачи.
Исследование проводилось в форме контрольного среза, который осуществлялся членами экспертной группы в составе трёх человек (сотрудники кафедры логопедии Института развития ребёнка Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова), в течение одной недели. В ходе исследования мы использовали такие методы как наблюдение, беседа, изучение документации. Для решения поставленных задач нами была разработана методика исследования опыта инклюзивного образования в МОУ СОШ № 5 г. Архангельска, которая включала следующие разделы. Раздел № 1. Изучение организации учебного процесса. В ходе решения поставленной задачи использовали метод беседы с завучем школы по учебно-воспитательной работе и учителями инклюзивных классов. Беседа проводилась по разработанному листу-опроснику с включением 10 показателей организации учебного процесса 1. Индивидуальный режим обучения 2. Методическое оснащение дистанционного обучения 3. Наполняемость классов. 4. Индивидуальный подход на уроках. 5. Наличие индивидуальных программ обучения. 6. Наличие индивидуальных занятий с учителем. 7. Наличие индивидуальных занятий узких специалистов. 8. Индивидуальная программа трудового обучения. Ранняя профориентация. 9. Осуществление индивидуального подхода при контроле за домашними заданиями. 10. Специально организованные занятия по коммуникативному развитию, психотерапевтические занятия, занятия по развитию речи и познавательных способностей. Раздел № 2. Выявление методического оснащения инклюзивного образовательного процесса. В ходе решения второй задачи использовали также метод беседы с завучем школы по учебно-воспитательной работе и учителями инклюзивных классов, изучение документации и наблюдение. Беседа проводилась по разработанному листу-опроснику с включением 8 показателей наличия методических пособий для осуществления обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе.
Раздел №. 3. Определение наличия специализированного оборудования. В ходе решения третьей задачи использовали также метод беседы с завучем школы по учебно-воспитательной работе и учителями инклюзивных классов и наблюдение. Беседа проводилась по разработанному листу-опроснику с включением 5 показателей наличия специализированного оборудования для учебного процесса и нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов в школе.
11. Результаты изучения опыта инклюзивного образования в МОУ СОШ № 5 г. Архангельска Анализ полученных результатов в ходе реализации разработанной методики исследования инклюзивного образования позволил обобщить опыт работы педагогического коллектива в школе № 5 г. Архангельска и условия обучения в ней детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2002 года МОУ «СОШ № 5» работает в условиях эксперимента. На данный момент в школе обучается 413 человек, 17 % (70 ребёнок) от общего количества учащихся это дети инвалиды. Из них 30 детей инвалиды по слуху, 38 детей инвалиды по зрению, 1 ребёнок имеет заболевание, связанное с нарушением обмена веществ, 1 ребёнок имеет нарушения опорно-двигательного аппарата. Раздел № 1. Изучение организации учебного процесса. В ходе беседы с завучем школы и учителями инклюзивных классов, а также в ходе наблюдения за педпроцессом было выявлено следующее. 1. Индивидуальный режим обучения. В школе используется традиционный режим обучения (уроки по 45 минут, перемены – одна 20 минут, остальные по 10 минут). Во всех классах, где обучаются дети-инвалиды, соблюдается индивидуальный подход в обучении, учитывается высокая утомляемость детей с нарушением зрения и слуха. В младших классах в структуре урока предусмотрено проведение двух динамических пауз и зрительной гимнастики, в старших – одной динамической паузы и зрительной гимнастики (3-4 упражнения). По просьбе детей им предоставляется время для отдыха после напряженной работы. 2. Методическое оснащение дистанционного обучения. В школе не используются технологии дистанционного обучения. 3. Наполняемость классов. Количество учеников в классе регламентируется соответствующими нормативными актами для общеобразовательных и коррекционных классов. В инклюзивных классах действуют нормативы общеобразовательных классов. 4. Индивидуальный подход на уроках. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход на уроках, который выражается в: - организации учебного места для ребенка с ОВЗ (первая парта, средний ряд) - дифференцированности заданий для выполнения на доске - наличии карточек, дублирующих словесные инструкции учителя. 5. Наличие индивидуальных программ обучения. Дети обучаются по общеобразовательной программе, в коррекционных классах по программам школ 1, 11, III, IV вида. Сложность состоит в том, что имеющиеся учебники не всегда соответствуют учебным программам. Индивидуальные программы обучения применяются только в начальной школе, в 1 и 2 классах. 6. Наличие индивидуальных занятий с учителем. С детьми с ОВЗ регулярно проводятся дополнительные занятия (преимущественно по русскому языку и математике). Необходимость таких занятий определяет ПМПК учреждения. Занятия оплачиваются педагогу дополнительно. 7. Наличие индивидуальных занятий узких специалистов. В школе работают: - тифлопедагог (3 чел), - сурдопедагог (3 чел), - психолог, - логопед, - социальный педагог. Индивидуальные занятия проводят тифлопедагог, сурдопедагог, логопед еженедельно, в соответствии с расписанием. Психолог занимается как с детьми –инвалидами, так и с детьми без инвалидности. 8. Индивидуальная программа трудового обучения. Профориентация осуществляется в 10 – 11 классах как на специально организованных профориентационных занятиях педагога-психолога, так и на занятиях в вечерней средней школе по направлениям: делопроизводство – 6 человек с нарушением зрения и автослесарное дело – 2 человека с нарушением зрения (данные часы входят в учебный план). 9. Осуществление индивидуального подхода при контроле за домашними заданиями. В младших классах домашние задания детей с ОВЗ оцениваются на балл выше, в старших классах - на общих основаниях. 10. Специально организованные занятия по коммуникативному развитию, психотерапевтические занятия, занятия по развитию речи и познавательных способностей. Занятия по развитию речи проводит учитель-логопед по подгруппам. Психотерапевтические занятия в школе не проводятся. В плане работы педагога-психолога предусмотрено психологическое сопровождение учащихся с ОВЗ по следующим направлениям: - диагностика адаптации детей к школе; - коррекционно-развивающие занятия; - индивидуальное консультирование по личным запросам. Раздел № 2. Выявление методического оснащения инклюзивного образовательного процесса.
1. Учителя начальной, старшей школы и специалисты регулярно проходят курсовую подготовку по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В период с 2004 года по настоящее время такую подготовку получили 227 человек. Так, в 2004 году 42 педагога прошли обучение по проблеме: «Организация и содержание работы педагога с детьми с нарушениями зрения. В 2006 году 29 человек приняли участие в семинаре-практикуме по работе с глухими и слабослышащими детьми профессора Э.И. Леонгард. Шестьдесят педагогов в 2007 году были слушателями курсов по проблеме: «Современные подходы к коррекционно-педагогической работы со слепыми слабовидящими детьми». В 2008 году 20 человек обучались на курсах, посвящённых проблеме: «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», 12 педагогов обучились брайлевскому письму и чтению, 1 педагог был слушателем курсов «Современные технологии образования и реабилитации детей с нарушениями зрения». В 2008-2009 году 6 человек приняли участие в областных курсах повышения квалификации в области инклюзивного образования лиц с нарушениями зрительной, слуховой, интеллектуальной и двигательной сферы, 23 педагога стали слушателями курсовой подготовки «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях средней общеобразовательной школы» и 34 педагога участвуют повышении педагогической квалификации по этой же проблеме в 2009-2010 году.
Педагоги начальной школы в обучении детей с ОВЗ используют программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II и III-IV видов, утверждённые Министерством образования и науки РФ. Начиная с 5 классов, в работе используют программы, предназначенные для общеобразовательных школ. На основе данных программ завучами и педагогами школы разрабатываются учебные, тематические планы, индивидуальные маршруты медико-психолого-педагогического сопровождения.
Учителя-предметники испытывают методические трудности в адаптации учебного материала при обучении детей с нарушением зрения и слуха. Недостаточно методических рекомендаций по учебным предметам.
С 2000 года школьной библиотекой регулярно выписываются специальные периодические издания, посвящённые проблемам детей с ОВЗ: «Дефектология», «Школьный вестник», «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития». Данная периодика доступна для чтения педагогами в целях получения новой информации, обобщённого опыта, практических наработок для оптимизации учебного процесса. Однако, школа испытывает недостаток учебников адаптированных для детей с нарушением зрения и слуха.
Во внеурочное время для детей с нарушениями слуха, зрения школой организованы коррекционные и дополнительные индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия детей со специалистами (учителя-дефектологи: тифлопедагог – 3 человека, сурдопедагог – 3 человека, учитель-логопед – 1 человек, педагог-психолог – 1 человек, учитель ЛФК – 1 человек, учитель ритмики – 1 человек, учитель мимики и пантомимики – 1 чел.). Все специалисты имеют свои оборудованные кабинеты, залы. Дети с нарушением слуха посещают занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия, занятия по изобразительной деятельности «Весёлая кисточка», занятия по ручному труду. Дети с нарушениями зрения посещают занятия по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентировке, по развитию мимики, занятия по СБО. Школа организовала занятия в театральной студии, занятия танцами, секцию по баскетболу, коррекционно-развивающие занятия у психолога.
Недостаточно специальных учебников для детей с нарушением зрения, которых за последние годы не выпускают. 8. Специальные учебные пособия (для тактильного восприятия и т.д.) Учителя-дефектологи школы имеют наглядно-дидактические пособия, схемы, карты, иллюстративные и текстовые материалы для развития зрительного восприятия, коррекции произносительных навыков, развития слухового восприятия, а также учебные пособия, рекомендованные к использованию в качестве дополнения к программам I-II и III-IV видов. В некоторых классах есть интерактивные доски. В школе имеются следующие средства для осуществления педпроцесса. Техническое обеспечение учебного процесса детей с нарушениями зрения:
Техническое обеспечение учебного процесса детей с нарушениями слуха: 1. Компьютерные программы: «Мир за твоим окном», «Лента времени», «Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи», «Баба-Яга учится читать», «Учите русский язык». 2. Логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1». 3.Электроакустическая аппаратура индивидуального пользования «С.С.Deaf – 2». 4.Слухоречевой тренажёр индивидуального пользования «ИНТОН -М». 5.Слуховые трубы. 6. Беспроводная FM-система (для фронтальной работы). Вместе с тем есть необходимость в приобретении компьютерного аудиометра для оценки состояния слуха. Раздел №. 3. Определение наличия специализированного оборудования.
Школа не полностью оборудована мебелью такого типа, в основном это классы начальной школы, все парты рассчитаны на двух человек. В классах для детей с нарушением зрения парты с матовой поверхностью.
В школе имеются компьютеры для слепых с программным голосовым сопровождением. Один принтер с рельефно-точечным шрифтом.
Вход школы оборудовано пандусом, над дверями находятся световые табло «ВХОД», «ВЫХОД». Но в помещениях, рекреациях, коридорах отсутствуют перила для удобства перемещения детей с нарушением зрения и ОДА. Архитектура здания школы изначально не предусматривает лифтовые шахты. Слепые и слабовидящие дети не используют трости для ориентировки и перемещения в школе.
В школе все классы оборудованы дополнительными осветительными приборами над досками (Софит). Для индивидуальной работы с детьми со зрительной патологией отсутствует лампы дополнительного освещения.
Доставка детей-инвалидов от дома до школы и обратно осуществляется микроавтобусом на 12 мест («Газель»), но этого не достаточно, так как нуждающихся в транспортировке к месту обучения детей с ОВЗ в 5 раз больше. Учащиеся проживают в разной степени удалённости от школы (Сульфат, Левый берег, Соломбальский район, 2-ой Лесозавод). Выводы
(компьютерного аудиометра для оценки состояния слуха, дополнительного рельефно-точечного принтера для слепых, индивидуальные лампы освещения для слабовидящих, эргономичные парты и др.)
Рекомендация: необходимо проведение научно-экспериментального исследования, направленного на изучение педагогического процесса инклюзивного обучения школьников с 1 по 11-12 классы, с целью оптимизации педпроцесса, разработки новых технологий преподавания отдельных дисциплин, улучшения психологического климата в классах и школе в целом. Шлай Елена Валентиновна, к.п.н., заведующая кафедрой логопедии Института развития ребенка, ПГУ им. М.В.Ломоносова |