Скачать 94.51 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Отделение специальная дошкольная педагогика и психология Очно – заочная форма обучения Л. С. Выготский «Мышление и речь». (конспект) Выполнила студентка ΙΙΙ курса Азизова С. Г. Старший преподаватель Лынская М. И. Москва 2012 год Л.С.Выготский «Мышление и речь» Работа Л.С.Выготского представляет собой психологическое исследование одного из труднейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии, - вопроса о мышлении и речи. Решение задачи, хотя бы с первичным приближением могло быть осуществлено не иначе как путём ряда частных экспериментальных исследований отдельных сторон интересующего вопроса, как например исследование экспериментально образуемых понятий, исследование письменной речи и её отношения к мышлению, исследование внутренней речи и т.д. Помимо экспериментальных исследований автор неизбежно должен был обратиться к теоретическому и критическому исследованию. Исследование мышления и речи с неизбежностью затрагивает целый ряд смежных и пограничных областей научного знания. Сопоставление данных психологии речи и лингвистики, экспериментального изучения понятий и психологической теории обучения оказалось при этом неизбежным. Все эти попутно встречающиеся вопросы, удобнее было разрешать в их в чисто теоретической постановке, без анализа самостоятельно накопленного фактического материала. Следуя этому правилу, автор ввёл в контекст исследования развития научных понятий разработанные в другом месте и на другом материале рабочую гипотезу об обучении и развитии. И, наконец, теоретическое обобщение, сведение воедино всех экспериментальных данных оказалось последней точкой приложения теоретического анализа к нашему исследованию. Таким образом исследование оказалось сложным и многообразным по своему составу и строению, но вместе с тем каждая частная задача, стоявшая перед отдельными отрезками работы, была настолько связана с предшествующим и последующим отрезками работы, что вся работа в целом – представляет собой в сущности единое, хотя и расчленённое на части исследование, которое всё целиком, во всех своих частях направлено на решение основной и центральной задачи – генетического анализа отношений между мыслью и словом. Центральную часть всей книги образуют два экспериментальных исследования, из которых одно посвящено выяснению основного пути развития значений слов в детском возрасте, а другое – сравнительному изучению развития научных и спонтанных понятий ребёнка. Новое в исследовании может быть сведено к следующим пунктам:
Настоящая книга представляет собой результат почти десятилетней непрерывной работы автора и его сотрудников над исследованием мышления и речи. Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функции, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно вопрос об отношении мыслей к слову. Проблема мышления и речи – столь же древняя, как и сама наука психология, - именно в этом пункте в вопросе об отношении мысли к слову, является наименее разработанной и наиболее темной. Сознания представляет собой единое целое и отдельные функции связаны в свои деятельности друг с другом в неразрывное единство. Все решения этой проблемы, которое предполагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно – от самых древних времен и до наших дней – между двумя крайними полюсами – между отождествлением, полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением. Мысль – это «речь минус звук». Само слово, представляющее собой живое единство звука и значения и содержащее в себе, как живая клеточка, в самом простом виде все основные свойства присущие речевому мышлению в целом. Звук и значение в слове никак не связаны между собой. Поэтому из такого воззрения могли произойти только самые печальные результаты для изучения фонетической и семантической сторон языка. Также точно и в психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложение ее на развитие звуковой, фонетической стороны речи и ее смысловой стороны. До детали тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны оказалось совершенно не в состоянии объединить, хотя бы в самом элементарном виде проблему относящихся сюда явлений. С другой стороны, изучение значения детского слова привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской смысли, между которой не было никакой связи с фонетической историей детского языка. Слово всегда относится не к одному какому – нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщения. Слово без значения есть не слово, но звук пустой. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания. Плодотворным и в лингвистическом и в психологическом отношении может явиться только такое изучение звуковой стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения её на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой сторон. Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим об отношении мышления и речи к остальным сторонам жизни сознания, - это вопрос о связи между интеллектом и аффектом. Центр исследования занимает экспериментальное изучение развития понятий в детском возрасте, которое распадается на две части: в первой – рассматривается развитие экспериментально образованных, искусственных понятий, во второй – изучается развитие реальных понятий ребёнка. Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления заключается в эгоцентризме детского мышления. Эгоцентрическая мысль как переходная, промежуточная форма мышления, располагающейся с генетической, функциональной и структурной точки зрения между аутистической мыслью и направленным разумным мышлением. Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остаётся чисто индивидуальной. «Логическая деятельность – это доказывание, это искание истины, нахождение же решения зависит от воображения, но самая нужда, самая потребность в логической деятельности возникает довольно поздно». Таким образом, аутистическое мышление представляется с генетической точки зрения ранней, первичной формой мышления, логика возникает относительно поздно, и эгоцентрическая мысль занимает с генетической точки зрения среднее место, образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике. Поскольку ребёнок мыслит для себя, - он не имеет никакой нужды осознавать механизм собственного рассуждения. Поэтому эгоцентризм ребёнка сопровождается известной бессознательностью, которая, в свою очередь, могла бы выяснить некоторые черты детской логики. Эгоцентрическая мысль – это мысль, не сознающая своих целей и задач, мысль, удовлетворяющая неосознанные стремления. Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней. Осмысленность детской речи достигает тогда, когда ребёнок открывает, что речь имеет смысл. Вся схема в целом принимает, следовательно, такой вид: социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя речь. Эта переходная ступень от аутизма к логике, от интимно – индивидуального к социальному, от внешней речи к внутренней. От социальной речи к индивидуальной, в том числе и к аутистичискому речевому мышлению. Аутистическое мышление обязано своим происхождением развитию реалистического мышления и основного его следствия – мышления в понятиях. Активное расширение словаря, проявляющееся в том, что ребёнок сам ищет слов спрашивает о недостающих названиях предметов, действительно не имеет себе аналогии и в развитии «речи» у животных и указывает на совершенно новую, принципиально отличную от прежней фазу в развитии ребёнка: от сигнальной функции речи ребёнок переходит к сигнификативной, от пользования звуковыми сигналами – к созданию и активному употреблению звуков:
Относительно сложный и богатый социальный контакт ребенка будет чрезвычайно раннему развитию «средств связи». Однозначные специфические реакции на человеческий голос у ребенка уже на третьей недели жизни (предсоциальные реакции) и первую социальную реакцию на человеческий голос на втором месяце. Ребенок в эту пору делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает что «каждая вещь имеет свое имя». Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ребенок у которого произошел этот момент активно начинает активно расширять свой словарный запас. Внутренняя речь имеет важное значение для развития мышления. В мышлении есть – заторможенная задержанная, беззвучная речь. Мышление с внутренней речью своей речи дети совершают переход от открытой речи к шепоту и потом к скрытой речи, т. к. этот вопрос исследовался лишь случайно:
Значение одного и того же слова у ребёнка и у взрослого часто пересекается на одном и том же конкретном предмете и это достаточным для взаимного понимания взрослых и детей. Однако психологический путь, которым приходит к точке пересечения мышление взрослого и ребёнка, совершенно различен. Это ступень распадается на три этапа: - первый этап образования синкретического образа; - второй этап, в котором пространственное расположение фигур в искусственных условиях эксперимента, то есть восприятия зрительного поля и организация детского восприятия; - третий этап, на котором синкретический образ, эквивалентный понятию, образуется на более сложной основе и опирается на приведение к одному значению представителей различных в восприятии ребёнка групп. Комплексное мышление – это установление связей и отношений. Мышление ребёнка на этой стадии комплексирует отдельные воспринимаемые им предметы, связывает их в известные группы и тем самым закладывает первые основы объединения разрозненных впечатлений. Внутреннюю речь следует рассматривать не как речь минус звук, а как совершенно особую и своеобразную по своему строению и способу функционирования речевую функцию, которая в неразрывном динамическом единстве переходит из одного плана в другой. Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. |