Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.51 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.11.2013
Размер94.51 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Психология > Исследование


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Отделение специальная дошкольная педагогика и психология

Очно – заочная форма обучения

Л. С. Выготский

«Мышление и речь».

(конспект)


Выполнила студентка ΙΙΙ курса

Азизова С. Г.

Старший преподаватель Лынская М. И.

Москва 2012 год

Л.С.Выготский «Мышление и речь»

Работа Л.С.Выготского представляет собой психологическое исследование одного из труднейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии, - вопроса о мышлении и речи. Решение задачи, хотя бы с первичным приближением могло быть осуществлено не иначе как путём ряда частных экспериментальных исследований отдельных сторон интересующего вопроса, как например исследование экспериментально образуемых понятий, исследование письменной речи и её отношения к мышлению, исследование внутренней речи и т.д.

Помимо экспериментальных исследований автор неизбежно должен был обратиться к теоретическому и критическому исследованию.

Исследование мышления и речи с неизбежностью затрагивает целый ряд смежных и пограничных областей научного знания. Сопоставление данных психологии речи и лингвистики, экспериментального изучения понятий и психологической теории обучения оказалось при этом неизбежным. Все эти попутно встречающиеся вопросы, удобнее было разрешать в их в чисто теоретической постановке, без анализа самостоятельно накопленного фактического материала. Следуя этому правилу, автор ввёл в контекст исследования развития научных понятий разработанные в другом месте и на другом материале рабочую гипотезу об обучении и развитии. И, наконец, теоретическое обобщение, сведение воедино всех экспериментальных данных оказалось последней точкой приложения теоретического анализа к нашему исследованию.

Таким образом исследование оказалось сложным и многообразным по своему составу и строению, но вместе с тем каждая частная задача, стоявшая перед отдельными отрезками работы, была настолько связана с предшествующим и последующим отрезками работы, что вся работа в целом – представляет собой в сущности единое, хотя и расчленённое на части исследование, которое всё целиком, во всех своих частях направлено на решение основной и центральной задачи – генетического анализа отношений между мыслью и словом.

Центральную часть всей книги образуют два экспериментальных исследования, из которых одно посвящено выяснению основного пути развития значений слов в детском возрасте, а другое – сравнительному изучению развития научных и спонтанных понятий ребёнка.

Новое в исследовании может быть сведено к следующим пунктам:

  1. экспериментальное установление того факта, что значения слов развиваются в детском возрасте, и определение основных ступеней в их развитии;

  2. раскрытие своеобразного пути развития научных понятий ребёнка по сравнению с его спонтанными понятиями и выяснение основных законов этого развития;

  3. раскрытие психологической природы письменной речи как самостоятельной функции речи и её отношения к мышлению;

  4. экспериментальное раскрытие психологической природы внутренней речи и её отношения к мышлению.

Настоящая книга представляет собой результат почти десятилетней непрерывной работы автора и его сотрудников над исследованием мышления и речи.

Проблема мышления и речи принадлежит к кругу тех психологических проблем, в которых на первый план выступает вопрос об отношении различных психологических функции, различных видов деятельности сознания. Центральным моментом всей этой проблемы является, конечно вопрос об отношении мыслей к слову.

Проблема мышления и речи – столь же древняя, как и сама наука психология, - именно в этом пункте в вопросе об отношении мысли к слову, является наименее разработанной и наиболее темной.

Сознания представляет собой единое целое и отдельные функции связаны в свои деятельности друг с другом в неразрывное единство.

Все решения этой проблемы, которое предполагалось различными исследователями, колебалось всегда и постоянно – от самых древних времен и до наших дней – между двумя крайними полюсами – между отождествлением, полным слиянием мысли и слова и между их столь же метафизическим, столь же абсолютным, столь же полным разрывом и разъединением. Мысль – это «речь минус звук».

Само слово, представляющее собой живое единство звука и значения и содержащее в себе, как живая клеточка, в самом простом виде все основные свойства присущие речевому мышлению в целом.

Звук и значение в слове никак не связаны между собой. Поэтому из такого воззрения могли произойти только самые печальные результаты для изучения фонетической и семантической сторон языка.

Также точно и в психологии развитие детской речи изучалось с точки зрения разложение ее на развитие звуковой, фонетической стороны речи и ее смысловой стороны. До детали тщательно изученная история детской фонетики, с одной стороны оказалось совершенно не в состоянии объединить, хотя бы в самом элементарном виде проблему относящихся сюда явлений. С другой стороны, изучение значения детского слова привело исследователей к автономной и самостоятельной истории детской смысли, между которой не было никакой связи с фонетической историей детского языка.

Слово всегда относится не к одному какому – нибудь отдельному предмету, но к целой группе или к целому классу предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщения. Слово без значения есть не слово, но звук пустой. Речь есть прежде всего средство социального общения, средство высказывания и понимания.

Плодотворным и в лингвистическом и в психологическом отношении может явиться только такое изучение звуковой стороны речи, которое будет пользоваться методом расчленения её на единицы, сохраняющие свойства, присущие речи, как свойства звуковой и смысловой сторон.

Первый вопрос, который возникает, когда мы говорим об отношении мышления и речи к остальным сторонам жизни сознания, - это вопрос о связи между интеллектом и аффектом.

Центр исследования занимает экспериментальное изучение развития понятий в детском возрасте, которое распадается на две части: в первой – рассматривается развитие экспериментально образованных, искусственных понятий, во второй – изучается развитие реальных понятий ребёнка.

Центральное звено, позволяющее свести к единству все отдельные особенности детского мышления заключается в эгоцентризме детского мышления. Эгоцентрическая мысль как переходная, промежуточная форма мышления, располагающейся с генетической, функциональной и структурной точки зрения между аутистической мыслью и направленным разумным мышлением.

Аутистическая мысль подсознательна, т.е. цели, которые она преследует, или задачи, которые она себе ставит, не представляются сознанию. Она стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остаётся чисто индивидуальной.

«Логическая деятельность – это доказывание, это искание истины, нахождение же решения зависит от воображения, но самая нужда, самая потребность в логической деятельности возникает довольно поздно».

Таким образом, аутистическое мышление представляется с генетической точки зрения ранней, первичной формой мышления, логика возникает относительно поздно, и эгоцентрическая мысль занимает с генетической точки зрения среднее место, образует переходную ступень в развитии мышления от аутизма к логике.

Поскольку ребёнок мыслит для себя, - он не имеет никакой нужды осознавать механизм собственного рассуждения. Поэтому эгоцентризм ребёнка сопровождается известной бессознательностью, которая, в свою очередь, могла бы выяснить некоторые черты детской логики. Эгоцентрическая мысль – это мысль, не сознающая своих целей и задач, мысль, удовлетворяющая неосознанные стремления.

Эгоцентрическая речь и есть переходная форма от речи внешней к речи внутренней. Осмысленность детской речи достигает тогда, когда ребёнок открывает, что речь имеет смысл. Вся схема в целом принимает, следовательно, такой вид: социальная речь – эгоцентрическая речь – внутренняя речь. Эта переходная ступень от аутизма к логике, от интимно – индивидуального к социальному, от внешней речи к внутренней. От социальной речи к индивидуальной, в том числе и к аутистичискому речевому мышлению. Аутистическое мышление обязано своим происхождением развитию реалистического мышления и основного его следствия – мышления в понятиях.

Активное расширение словаря, проявляющееся в том, что ребёнок сам ищет слов спрашивает о недостающих названиях предметов, действительно не имеет себе аналогии и в развитии «речи» у животных и указывает на совершенно новую, принципиально отличную от прежней фазу в развитии ребёнка: от сигнальной функции речи ребёнок переходит к сигнификативной, от пользования звуковыми сигналами – к созданию и активному употреблению звуков:

  1. В эту именно пору «грандиозная сигналистика речи» (по выражению И. П. Павлова) выделяется для ребенка из всей остальной массы сигнальных стимулов, пробритая совершенно особую функцию в поведении – функцию знака;

  2. Об этом непререкаемо свидетельствуют совершенно объективные симптомы. В установлении того и другого – огромная заслуга Штерна.




  1. Для дальнейшего анализа проблемы можно сделать следующие выводы:




  1. Мышление и речь имеют различные генетические корни.

  2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга.

  3. Отношение между мышлением и речью не является сколько нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.

  4. Наличие человекоподобного интеллекта при отсутствии сколько – нибудь человекоподобной в этом отношении речи и независимость интеллектуальных операций от его «речи».

  5. В филогенезе мышления и речи мы можем с несомненностью констатировать доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи.

  6. Доинтеллектуальные корни речи в развитии ребенка были установлены очень давно. Крик, лепет и даже первые слова ребенка являются совершенно явными стадиями в развитии речи, но стадиями доинтеллектуальными. Они не имеют ничего общего с развитием мышления.

Относительно сложный и богатый социальный контакт ребенка будет чрезвычайно раннему развитию «средств связи». Однозначные специфические реакции на человеческий голос у ребенка уже на третьей недели жизни (предсоциальные реакции) и первую социальную реакцию на человеческий голос на втором месяце. Ребенок в эту пору делает величайшее открытие в своей жизни. Он открывает что «каждая вещь имеет свое имя». Этот переломный момент, начиная с которого речь становится интеллектуальной, а мышление речевым. Ребенок у которого произошел этот момент активно начинает активно расширять свой словарный запас.

Внутренняя речь имеет важное значение для развития мышления. В мышлении есть – заторможенная задержанная, беззвучная речь. Мышление с внутренней речью своей речи дети совершают переход от открытой речи к шепоту и потом к скрытой речи, т. к. этот вопрос исследовался лишь случайно:

  1. В структурном отношении речь шепотом не обнаруживает сколько – нибудь значительных изменений и уклонений от громкой речи, а главное – изменение, характерных по тенденции для внутренней речи;

  2. В функциональном отношении речь шепотом так же глубоко отличается от внутренней речи и не обнаруживает даже в тенденции сходных черт;

  3. В генетическом отношении, наконец, речь шепотом может быть вызвана очень рано, но сама не развивается спонтанно сколько - нибудь заметным образом до самого школьного образа

  4. Исследуя экспериментально мы имели возможность констатировать что это развитие проходит через четыре основные стадии:

  5. Натуральная стадия. Этой стадией развития соответствовала бы доинтеллектуальная речь и доречевое мышление;

  6. Наивная психология или наивная физика. Обозначают они наивный опыт животного или ребенка в области физических свойств собственное тело и окружающих его предметов. В области развития речи эта стадия чрезвычайно ясно – намечено во всем речевом развитии ребенка и выражается в том, что овладение грамматическими структурами и формами идет у ребенка впереди овладения логическими структурами и операциями, соответствующими данным формам.

  7. Внешний знак, внешний операции – стадия счета на пальцах в арифметическом развитии ребенка. Ей соответствует эгоцентрическая речь ребенка.

  8. Стадия «вращивания», потому что она характеризуется прежде всего тем, что внешняя операция уходит внутрь становится внутренняя операция и в связи с этим перетерпливает глубокие изменения

Значение одного и того же слова у ребёнка и у взрослого часто пересекается на одном и том же конкретном предмете и это достаточным для взаимного понимания взрослых и детей. Однако психологический путь, которым приходит к точке пересечения мышление взрослого и ребёнка, совершенно различен. Это ступень распадается на три этапа:

- первый этап образования синкретического образа;

- второй этап, в котором пространственное расположение фигур в

искусственных условиях эксперимента, то есть восприятия зрительного поля и организация детского восприятия;

- третий этап, на котором синкретический образ, эквивалентный понятию, образуется на более сложной основе и опирается на приведение к одному значению представителей различных в восприятии ребёнка групп.

Комплексное мышление – это установление связей и отношений. Мышление ребёнка на этой стадии комплексирует отдельные воспринимаемые им предметы, связывает их в известные группы и тем самым закладывает первые основы объединения разрозненных впечатлений.

Внутреннюю речь следует рассматривать не как речь минус звук, а как совершенно особую и своеобразную по своему строению и способу функционирования речевую функцию, которая в неразрывном динамическом единстве переходит из одного плана в другой.

Сознание отображает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск