Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/29
Дата публикации07.11.2013
Размер3.45 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. Б.2 Психология

(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры)

050700 Специальное (дефектологическое) образование,

профиль «Логопедия»

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании кафедры

психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич


2012
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б3.Б2 «Психология»
2. Авторы программы:

Синкевич И.А, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Двоеглазова М.Ю., канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

Иванов А.Н., канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Тучкова Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии

4. Цель освоения дисциплины «Психология» - реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающая:

  • повышение уровня образованности и компетентности специалистов в вопросах научной психологии

  • формирование у студентов представлений о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека;

  • формирование знаний о развитии психологических особенностей личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества;

  • выработку у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания наиболее целесообразных приемов, форм методов, средств психолого-педагогической деятельности.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебный курс «Психология» относится к дисциплинам профессионального цикла и включает 4 модуля:

  • общая психология;

  • социальная психология;

  • возрастная психология;

  • педагогическая психология.

В процессе изучения всех модулей психологии студенты осваивают систему фундаментальных понятий психологической науки, важных для становления их профессиональной компетентности, знакомятся с методами этой науки.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология» (4 модуля):


  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

  • предмет, методы и основные категории психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической);

  • общие представления о проблемах психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической), методы их изучения;

  • фундаментальные понятия психологии (общей, социальной, возрастной и педагогической), основными теорети­ческими направлениями и подходами;

  • основные факты, механизмы и закономерности функционирования психики человека и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

  • структуру человеческой психики, сущность, виды и функции основных психических феноменов;

  • сущность культурно-исторической и деятельностной концепций психики и сознания;

  • основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

  • психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции.

  • основные проблемы взаимодействия личности и со­циума; особенности, факторы и динамику групповых процессов.

2. Уметь:

  • ориентироваться в различных психических проявлениях;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор;

  • совершенствовать собственные психологические способности, выявлять психологические особенности, развивать свой интеллектуальный и профессиональный потенциал;

  • давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

  • использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы.

3. Владеть:

  • русским литературным языком, навыками устной и письменной речи;

  • способностью выступать публично и работать с научными текстами;

  • навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

  • навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности;

  • навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов.


10. Темы для самостоятельного изучения дисциплина «Психология» для направления подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия»


п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Модуль I. Общая психология




20




1.

Раздел I. Введение в общую психологию:

    1. Предмет психологии. Структура современной психологии

    2. Развитие психики в филогенезе

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат

4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2.

Раздел II.

Личность и деятельность:

2.1. Сознание как высшая форма развития психики

2.2. Личность, ее структура и проявления.

2.3. Деятельность.


Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3.

Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности:

3.1. Темперамент.

3.2. Характер

3.3. Способности.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

4

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4.

Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности

4.1.Эмоции

4.2.Воля.

Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями»

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование

4

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования

5.

Раздел V. Познавательная деятельность личности

5.1. Внимание.

5.2. Ощущение.

5.3. Восприятие.

5.4. Память.

5.5. Мышление.

5.6. Речь.

5.7. Воображение.

Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания».

Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти».

Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование

4

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования.

Модуль II.

Социальная психология




20




1.

Раздел I. Введение в социальную психологию

1.1.Становление и развитие социальной психологии как науки

1.2.Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии4

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат

4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2.

Раздел II. Проблема общения в социальной психологии

2.1.Межличностные отношения. Проблема общения.

2.2.Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения).

2.3.Интерактивная сторона общения.

2.4.Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей (перцептивная сторона общения)

Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3.

Раздел III. Проблема группы в социальной психологии

3.1.Социально-психологическая среда.

3.2.Психология больших социальных групп

3.3.Социально-психологические параметры малых групп

3.4.Структура власти в малой группе.

3.5.Проблема разви­тия социальной группы.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

4

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4.

Раздел IV. Личность в социуме

4.1.Проблема соотношения личности и социума.

4.2. Проблема социализации.

4.3. Социальное развитие человека.

4.4. Личностные сценарии, роли и установки

Подготовка сообщения

Участие в разборе кейс-заданий,

Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными, источ­никами информации

АСТ-тестирование

4

Заслушивание сообщения

Защита реферата

Проверка аннотации.

Проверка результатов тестирования

5.

Раздел V. Прикладное значение социальной психологии

Актуальное состояние и перспективы социальной психологии

Составление таблиц: Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование

4

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования




Всего:




40




Модуль III.

Возрастная психология




20




1.

Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2.

Методы изучения возрастных изменений в общем психическом развитии человека.

Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3.

Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности развития.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

4

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4.

Проблема возраста и периодизации возрастного развития.

Подготовка сообщения

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование

4

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования

5.

Основные ступени и возрастного развития человека:

5.1.Психологические особенности развития в младенческом, раннем и дошкольном возрасте;

5.2.Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте;

5.3.Психологические особенности развития в подростковом возрасте;

5.4.Психологические особенности развития в старшем школьном возрасте;

5.5.Психологические особенности развития в юношести, зрелости и старости.

Составление таблиц: Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование

4

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования

Модуль IV.

Педагогическая психология




21




1.

Предмет, задачи и методы педагогической психологии

Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе

Реферат

4

Собеседование, проверка эссе

защита реферата

2

Психология воспитания.


Контрольная работа

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

Вопросы для самостоятельного изучения

4

Проверка контрольной работы

Защита реферата Собеседование

3

Психологическая сущность процессов научения, учения и обучения.

Тестирование, решение психологических задач

Подбор и решение психологических задач, конспектирование

Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме

4

Выполнение тестов

Проверка решения психологических задач, конспектов

Защита реферата

4

Современные психологические модели обучения.

Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями»

Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование

5

Заслушивание сообщения

Проверка результатов тестирования

5

Психология деятельности учителя.

Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания».

Тестирование.

Вопросы для самостоятельного изучения.

Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти».

Составление аннотации на книгу, решение психологических задач.

Конспектирование.

АСТ-тестирование

4

Проверка таблиц Выполнение тестов.

Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования




Всего:




41







ИТОГО:




81





11. Образовательные технологии

Интерактивные формы занятий:


раздела (темы)

Формы







Модуль I. Общая психология







2.2

Тренинг личностного роста (элементы).







3.2

Ролевая игра: «Определи тип акцентуированного характера и приемы воздействия на него».







4.1

«Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».







Модуль II. Социальная психология







2.4.

Дискуссия на тему «Конфликты и способы их разрешения».







3.4.

Социально-психологический тренинг (элементы).







4.2.

Решение ситуационных задач







Модуль III. Возрастная психология







5.2.

Решение ситуационных задач.







5.3.

Дискуссия на тему: «Развитие креативности детей в образовательном пространстве».







5.5.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Мужчина и женщина»







Модуль IV. Педагогическая психология







2.

Просмотр и обсуждение видеофильма «Конфликт в семье, на работе и в школе: технология успеха»







4.

Решение ситуационных задач.







5.

Дискуссия на тему: «Профессиональное выгорание педагога».








12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Психология»
Модуль I. Общая психология
Раздел 1. Введение в психологию
Практическое занятие 1.

Тема 1.1. Предмет психологии

План

  1. Становление предмета психологии. Определение психологии как науки, ее задачи. Классификация отраслей психологии.

  2. Методологические принципы психологического исследования. Характеристика методов психологии.

  3. Понятие о психике, ее функции, проявления. Особенности психического отражения.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Решение задач № 2,4,8,9,15,18,21,24,25,35 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

  2. Дискуссия на тему: «Причины длительного пути становления психологии в самостоятельную науку».

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия темы: психология, психика, отражение.

  2. Составить схемы:

    1. «Система и уровни основных форм отражения», «Основные функции психики». – Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.17–18.

    2. «Специфика психического отражения»-Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.14.

    3. «Взаимосвязь психологии с другими науками», «Отрасли психологии».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с.26.

Литература

Основная

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

  2. Корнилова Т. В.   Экспериментальная психология : Теория и методы : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2005.

  3. Краснов А. Н.   Общая психология : учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  4. Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // В кн.: Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 25-39.

Дополнительная

  1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.

  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М.,1996.

  3. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – с. 39-50.

  4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. психология человека. – М., 1995.

  6. Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. - М.,1995.


Практическое занятие 2

Тема 1.2. Развитие психики в филогенезе

План:

  1. Взаимосвязь психики и материи.

  2. Формы отражения и формы поведения.

  3. Развитие психики животных:

а) Раздражимость. Тропизмы. Таксисы;

б) Инстинктивные формы поведения;

в) Интеллектуальное поведение животных;

4. Общение и «язык» животных.

5. Качественные различия психики животных и человека.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 107, 108, 109, 110, 114, 118, 133, 135 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. Просмотр и обсуждение видеофильма «Интеллектуальное поведение животных».

Задания для самостоятельной работы

      1. Выписать основные понятия темы: отражение, раздражимость, чувствительность, тропизмы, инстинкт, научение интеллектуальное поведение, «язык» животных, орудийная деятельность.

    1. Составить таблицы:

  1. «Основные этапы развития психики в животном мире», Важнейшие особенности активности животных и деятельности человека».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. - с.48,55

  2. «Стадии и уровни развития психики и поведения животных». - Литература: Немов Р.С. психология. Кн. 1. – М., 1998. – с. 114,115

3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976.- Составить аннотацию.

Литература

Основная

  1. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  2. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  3. Леонтьев А. Н. Общая характеристика психики животных//Хрестоматия по психологии – М.,1987.- с.62-68.

Дополнительная

  1. Войтонис Н. Ю. Предыстория интеллекта//Хрестоматия по психологии – М.,1977.- с.98-104.

  2. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. -М.,1958.

  3. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии.- М., 1976

Раздел 2. Личность и деятельность


Практическое занятие 3
Тема 2.1. Сознание как высшая форма развития психики

План

  1. Понятие о сознании, его функции, структура.

  2. Самосознание: понятие, функции, структура.

  3. Характеристика бессознательных процессов.

  4. Механизмы психологической защиты.

Вопросы для коллективного обсуждения

Решение задач № 117, 119, 120, 123, 134 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

      1. Выписать основные понятия темы: самосознание, самопознание, самоотношение, саморегуляция, самоконтроль, самооценка и ее виды, сознание, личностный смысл, уровень притязаний, локус контроля.

  1. Составить схему «Структура сознания» (по В.П. Зинченко)- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- с. 188 или по: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.121.

  2. Составить таблицы:

  • «Механизмы психологической защиты».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.- С. 196.

  • «Виды бессознательных процессов». - Литература: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996.- С. 67-87

  • «Этапы развития самосознания» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.127.

Литература

Основная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1996.

  2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.,2000.

  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб.,2004.

  4. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1995.

Дополнительная

  1. Бассин Ф.В. В вестибюле осознания //Хрестоматия по психологии. - М., 1987.-с.56-62.

  2. Общая психология: Курс лекций/ сост. Е.И.Рогов.-М.,2003.

  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов н/Д:,2003.


Практическое занятие 4.

Тема 2.2. и 2.3. Личность и деятельность.

План

  1. Становление понятия «личность» в психологии. Научная психология о сущности личности.

  2. Психологическая структура личности.

  3. Потребности как источник активности личности, их классификация.

  4. Мотивация поведения человека как проявление потребностей личности:

  5. Понятие о мотивах, их виды.

  6. Формирование личности и движущие силы ее развития.

  7. Понятие о деятельности, ее структура.

  8. Психологическая характеристика видов деятельности: игра, учение, труд.

Вопросы для коллективного обсуждения

      1. Решение задач № 265, 266, 274, 294, 296 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

      2. Тренинг личностного роста (элементы) – обсуждение содержания и степени его эффективности.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать основные понятия темы: индивид, индивидуальность, личность, потребности, мотив, деятельность, активность, операции, потребности, мотив, цель, интериоризация, экстериоризация, умения, навыки, игра, труд, взаимодействия навыков, интерференция навыков.

  2. Составить схемы: «Соотношение объёмов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»; «Структура личности», «Основные формы направленности личности».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. - с. 60-73.

  3. Составить таблицу «Сравнительный анализ основных видов деятельности»:

Деятельность

Структура

Содержание

Развивающее воздействие на психику и личность

Игровая










Учебная










Трудовая










Литература

Основная

  1. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  2. Общая психология : курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  3. Ананьев Б.Г. Социальная ситуация развития личности и ее статус //Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб, 2001.- с. 319-324.

  4. Леонтьев А.Н. Индивид и личность//Там же. - .39-48.

  5. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Там же. - С.95-105.

  6. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность // Там же.- С. 20-27.

  7. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии. - М., 1987.- с. 93-101.

Дополнительная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-СПб., 2000.

  2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности.- М-Воронеж, 1996.

  3. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.- с. 28-34.

  4. Холл К., Линдсей Г. Теории личности.- М.,1997.


Раздел 3. Индивидуально-типологические особенности личности



Практическое занятие 5.

Тема 3.1, 3.2. Темперамент. Характер.

План

  1. Понятие о темпераменте в психологии.

  2. Характеристика типов темперамента.

  3. Взаимосвязь темперамента и деятельности.

  4. Понятие о характере, его структуре.

  5. Акцентуации характера, типы акцентуаций.

  6. Формирование характера.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 300,301,305,310,312,317, 330,331,347,355,359 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. Решение ситуационных задач.

    3. Ролевая игра «Определи тип акцентуированного характера и способы воздействия на него».

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: темперамент, уравновешенность, подвижность, динамичность, лабильность нервных процессов, реактивность, активность, темп реакции, пластичность, ригидность, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная возбудимость, индивидуальный стиль деятельности, характер, черты характера, акцентуации характера, психопатия.

  2. Составить схемы: «Соотношение типов нервной системы и темперамента», «Соотношение темперамента и психических реакций».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003. – с.219; «Черты характера». - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы.-М.,2003.-с.269.

  3. Сделать краткие выписки по следующим вопросам по кн.: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

  • Понятие о темпераменте (с.67-85)

  • Темперамент и тип ВНД (с.54-55, 63-65)

  • Связь темперамента со способностями и личностью (с.109-113, 127-128)

  • Принципы изучения темперамента (с.142-152).

Литература

Основная

  1. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  2. Личко А.А. Психопатии и акцентуации характера подростков. - Л.,1983.

  3. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост.
    Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  4. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

  5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии.- 1985.- № 11.

  6. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии.- 1997.- №1.

Дополнительная:

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.

  2. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание.-Пермь, 1990.

  3. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.,1982.

  4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.



Практическое занятие 6.

Тема 3.3. Способности

  1. Понятие о способностях.

  2. Количественная и качественная характеристика способностей.

  3. Уровни способностей.

  4. Виды и структура способностей.

  5. Развитие способностей.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 368,371,373,374,378,379,386,394,400,403,408,421,424,427 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать в словарь основные понятия темы: способность, задатки, одаренность, талант, гениальность, склонность,

  2. Составить схемы:

  1. «Общая структура способностей». - Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.,2003. – с.232.

  2. «Признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности». - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.-с.280.

Литература

Основная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб., 2000.

  2. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2002.

  4. Общая психология курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.

  2. Дружинин В.Н. Психология.- СПб., 2003.

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
    В.Я. Романова.- М.,1982.

  4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.,1994.



Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности
Практическое занятие 7.

Тема 4.1., 4.2. Эмоции. Воля.

План:

  1. Общая характеристика эмоций и чувств, их функции и качественные характеристики.

  2. Формы переживания эмоций и чувств.

  3. Понятие о воле, ее функции, связь с другими психическими процессами.

  4. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности.

  5. Воспитание и самовоспитание воли.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Решение задач № 368,371,373,374,378,379,386,394, 400,403,408,421,424,427 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

    2. «Мозговой штурм»: «Способы управления эмоциями».

    3. Работа в группах: «Пути и методы развития воли».

Задания для самостоятельной работы:

      1. Выписать в словарь основные понятия темы: чувства, эмоции, аффект, настроение, страсть, стресс, амбивалентность чувств, эмпатия, высшие чувства, чувственный тон, воля, волевые усилия, волевой акт, саморегуляция, волевые качества, волевые привычки, произвольность,

  1. Составить схемы:

  1. «Качества чувств», «Функции эмоций», «Формы эмоций». - Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995. – с. 268-270.

  2. «Схема этапов волевого действия» и «Схема волевых свойств личности». - Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.-
    с. 210,213.

  3. «Структура произвольного поведения» и «Структура волевого поведения».- Литература: Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.- с. 255-265.

  4. «Функции воли» - Литература: Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.,2003.- С.208.

Литература

Основная

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.- СПб., 2000.

  2. Краснов А. Н.   Общая психология: учеб. пособие для студ. психолог. фак. вузов России / А. Н. Краснов, Е. В. Мензул, Н. М. Рязанцева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006.

  3. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2002.

  4. Общая психология курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский,
    М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.

  2. Дружинин В.Н. Психология.- СПб., 2003.

  3. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,
    В.Я. Романова.- М.,1982.

  4. Рубинштейн С.Л. Эмоции// Психология эмоций. Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 152-161.

  5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.,1994.


Раздел V. Познавательная деятельность личности
Практическое занятие 8.

Тема 5.1. Внимание.

План

  1. Понятие о внимании, его проявления. Место внимания в психической деятельности человека.

  2. Виды и свойства внимания.

  3. Расстройства внимания.

Вопросы для коллективного обсуждения

    1. Решение задач № 447,448,450,452,462,476, 625, 626, 628, 629, 630, 637, 638, 656 из кн.: Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии. – М.,2001.

Задания для самостоятельной работы

    1. Выписать основные понятия: внимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, послепроизвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания, переключение внимания, объем внимания, концентрация, рассеянность внимания.

    1. Составить схемы:

    1. Составить таблицы: «Виды внимания и их сравнительные характеристики», «Качества внимания».- Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2003.- с.112,113.

  1. Составить аннотацию: Худолеев Ю. Активизация внимания аудитории. - М., 1983.

Литература

Основная

  1. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987.- с. 260-269.

  2. Ильин Е.П. Психология воли.- Спб., 2002.

  3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии.- СПб., 2004.

  4. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Е. И. Рогов. - М. : ВЛАДОС, 2007.

  5. Петровский, А. В.   Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006.

Дополнительная

      1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Н. Леонтьева. - М., 1976.- С.229-242.

    1. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Там же. - С. 243-260.

    2. Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Там же. - С.220-228.


Практическое занятие 9.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск