Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Аналитическое обоснование
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе.
Е.В Проскурова выделяет в психологической готовности к школе умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность и готовность к общению.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению.
Актуальность
Многие авторы (Л.И. Божович, Н.И. Гуткина, В.Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению. Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.
Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Цель проекта: формирование мотивационной готовности к школе у старших дошкольников посредством проектной деятельности. Задачи проекта:
формировать представления детей о школе и её значении;
развивать представления о понятиях знания, достижение и т.п.;
развивать внимание, произвольность;
воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей;
помочь родителям устранить недопонимание мотивационной сферы ребенка через совместную, игровую творческую и познавательную деятельность;
популяризировать деятельность ДОУ среди населения города, области, страны.
Основные формы реализации проекта: развивающие игры и упражнения; НОД; индивидуальные, групповые консультации; чтение художественной литературы.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели подготовительной к школе группы, родители.
Сроки реализации: декабрь 2010 года – июнь 2011 года.
Программа проекта и план действий по реализации проекта.
Целевая аудитория
| Сроки
| Содержание
| Результат
| Дети
|
| Диагностическое обследование.
Проведение развивающих игр
Загадки на школьную тематику
Чтение сказок для школьной адаптации «Лесная школа»
| Данные обследования
Картотека развивающих игр
Картотека загадок
| Родители
|
| Тестирование Консультация «Психологическая готовность к школе»
Практическое занятие «Мотивационная готовность к школе»
Индивидуальные беседы по мотивационной и психологической готовности к школе.
| Презентация
Текст выступления
Конспект занятия
| Педагоги
|
| Практическое занятие «Мотивационная готовность к школе»
Рекомендации по развитию мотивации поступления в школу.
| Конспект занятия
Картотека рекомендаций
| Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, подбор диагностик, постановка целей и задач, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, выбор материалов.
2 этап. Внедренческий
Мониторинг детей старше-подготовительной группы.
Тестирование родителей.
Беседы с детьми о школе, уроках, занятиях.
Проведение игр и упражнений для повышения мотивационной готовности к школе.
Выступление на собраниях о психологической готовности к школе.
Проведение практических занятий с родителями и педагогами.
Проведение индивидуальных консультаций и бесед о готовности ребенка к школе и ее формированию.
3 этап. Результативный
Анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов.
Трансляция опыта на МО, семинарах. Публикация на сайт, участие в конкурсах.
Предполагаемые результаты
У детей развиты компоненты психологической готовности к школе - высокий уровень мотивации, преобладает учебный мотив.
Информационно-познавательное просвещение родителей дает большой плюс в подготовке детей к школе.
Для отслеживания результатов проекта выбраны измерители:
Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинсбурга.
Тест "Мотивационная готовность" диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Тесты для родителей
Диагностическая методика – модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи
Результат по истечению данного проекта:
Повысился уровень учебной мотивации у детей.
Изменилось негативное эмоциональное отношение детей к школе на положительное.
Повысилась педагогическая компетентность воспитателей, родителей по вопросам развития учебной мотивации у дошкольников.
Учебно-методическое обеспечение проекта:
Н.М.Борозинец. «Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки».
Е. Жукова, Е. Хомякова. Программа «Работа с родителями дошкольников».
Л.А. Ясюкова. «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Готовность к школе».
Программа «Детство» /под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки про школу и школьные принадлежности
Если ей работу дашь, Зря трудился карандаш. (Резинка)
|
|
Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (мел)
|
|
|
|
Сели птицы на страницы Знают быль и небылицы. (буквы)
|
|
Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд - сейчас заговорят. (буквы)
|
|
|
|
Если ты его отточишь, Нарисуешь все, Что хочешь! Солнце, море, Горы, пляж… Что же это?.. (карандаш)
|
|
До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог, Я б такой исполнил танец!.. Да нельзя, я - школьный … (ранец)
|
|
|
|
То я в клетку, То в линейку. Написать по ним Сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я?.. (тетрадь)
|
|
У сосны и елки Листики - иголки. А на каких листочках Растут слова и строчки? (на тетрадных)
|
|
|
|
Есть совсем другая птица. Если сядет на страницу, То с поникшей головой Возвращаюсь я домой. (двойка)
|
|
Есть, друзья, такая птица: Если сядет на страницу, Очень рад бываю я, А со мною вся семья. (пятерка)
|
|
|
|
Стоит дом: Кто в него войдет Тот и ум Приобретет. (школа)
|
|
Кулик не велик, Сотне ребят велит: То сядь да учись, То встань - разойдись. (звонок)
|
|
|
|
Кулик не велик, Сотне ребят велит: То сядь да учись, То встань - разойдись. (Звонок)
|
|
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга)
|
|
|
|
По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. (Школьная доска)
|
|
Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней. (книга)
|
|
|
|
Разноцветные страницы заскучали без водицы. Дядя длинный и худой носит воду бородой. (Краски и кисть)
|
|
Умный Ивашка, красная рубашка, Где пройдет-коснется, там след остается. (карандаш)
|
|
|
|
В черном небе заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Мел)
|
|
Новый дом несут в руке, Дверцы дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. (Портфель и учебники)
| Сказки для школьной адаптации детского психолога, специалиста центра КАТАРСИС М.А.Панфиловой "Лесная школа"
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
|