Программа учебной дисциплины
« Коммуникации и методы ведения переговоров »
для слушателей программы профессиональной переподготовки
«Менеджмент организации» Автор: кандидат медицинских наук, доцент Колосницына М.Ю. Пояснительная записка 1.1. Краткая характеристика учебной дисциплины
Учебная программа составлена в соответствии с Примерной программой, утвержденной МО РФ в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации». Курс посвящен особенностям индивидуального, группового и общеорганизационного поведения. В рамках курса рассматриваются базовые теоретические модели и практические следствия эффектов организационного поведения для менеджмента. 1.2. Место и роль курса в программе подготовки
Курс «Коммуникации и методы ведения переговоров» предусмотрен Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и является неотъемлемой частью федерального компонента для специальности «Менеджмента организации». 1.3. Целевая аудитория
Целевая аудитория курса – слушатели, совмещающие практическую работу на предприятиях с получением новых знаний и навыков в области современного менеджмента. 1.4. Цели и задачи курса
Модельные характеристики социономического типа профессий сферы управления предполагают обязательное наличие необходимых знаний, умений и навыков работы с людьми, технологий воздействия и взаимодействия с ними, понимания конфликтологических, групповых явлений и многого другого. Поэтому, специальные, профессионально ориентированные психологические знания необходимы специалисту в сфере общения для решения самых разнообразных проблем деловой практики. Таким образом, целью данного курса является формирование устойчивого знания слушателями основ делового общения и управления им. Основные задачи учебного курса определяются общими требованиями, предъявляемыми к специалисту, обучающемуся по специальности «Мененджмент организации». Основными среди них являются:
- ознакомление слушателей с современными теориями делового общения;
- освоение слушателями методов анализа условий и факторов, влияющих на эффективность делового общения;
- овладение специальными психологическими знаниями в сфере управленческого общения, взаимодействия и ситуативного анализа;
- освоение методов оценки личных качеств собеседника;
- формирование способности к адаптации теоретических знаний к особенностям конкретной культуры и организации;
- развитие умения правильно понимать вербальные и невербальные сигналы общения и эффективно использовать их в деловой практике;
- развитие умения анализа и прогнозирования организационное поведение человека и группы;
- развить умение использования современных техник делового общения в управлении организационным поведением. 1.5. Взаимосвязь учебных дисциплин
Курс «Коммуникации и методы ведения переговоров» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих специальную подготовку слушателей по специальности «Мененджмент организации». Данная программа составлена с учетом основных междисциплинарных связей. Изучение данного курса базируется на таких учебных дисциплинах как «Психология и педагогика», «Управление персоналом», «Основы менеджмента», «Организационное поведение», «Деловое общение», «Теория организации», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Социология».
Основные теоретические положения курса «Коммуникации и методы ведения переговоров» могут быть использованы слушателями в своей профессиональной деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В соответствии с Государственным образовательным стандартом в процессе изучения данного курса слушатели должны получить представления о современном состоянии и основных направлениях отечественной и зарубежной психологической науки, понимания места и значения курса Курс «Коммуникации и методы ведения переговоров» в системе научного знания, универсальных психологических и социально-психологических механизмов, лежащих в основе человеческой деятельности, нацеленных на решение практических задач.
В результате изучения курса обучаемые должны
иметь представление:
- о сущности, психологической структуре и основных психологических характеристиках делового общения;
- о теоретических основах поведения человека в условиях организации, в частности об особенностях индивидуального и группового поведения, социальных отношениях в организации, властных отношениях и проблемах лидерства в организациях, инновационном поведении в организации и факторах организационной эффективности;
- об основах построения взаимоотношений между людьми;
- об основных методах ведения переговоров;
знать:
- природу человеческой психики, роль воли, эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении людей;
- общеупотребительные и частные методы воздействия на объект (индивида, группу, организацию) с целью получения необходимых результатов;
- психологические типы людей, их особенности общения;
- гендерные особенности общения;
- основы вербального общения;
- основы и невербального общения;
- признаки манипулятивного поведения;
- эффективные техники делового общения;
- признаки неискренности в общении;
- правила аргументации;
уметь:
- дать психическую характеристику личности, ее темперамента, способностей и возможного поведения;
- анализировать причины и поступки (индивидуальные и групповые) людей в определенных условиях;
- вести деловые беседу и переписку;
- применять методы ведения переговоров;
- распознавать сигналы невербального общения, признаки неискренности в общении;
- выявлять признаки манипулятивного поведения и уметь их нейтрализовать.
Форма оценки знаний
Зачет осуществляется в письменной форме по билетам. В каждом билете 3 вопроса. Для оценки результатов знаний применяется десятибалльная система оценки.
Содержание дисциплины
Тема 1. Введение в курс «Коммуникации и методы ведения переговоров»
Предмет и задачи курса «Коммуникации и методы ведения переговоров», его цели и задачи. Место и роль психологии делового общения в системе научных знаний. Соотношение теоретических проблем и прикладных аспектов курса. Основы построения взаимоотношений между людьми. Концепции человеческой природы: индивидуальных особенностей; особенностей восприятия; целостности и ценности личности; мотивированного поведения; стремления к соучастию и самоактуализации. Этнокультурные особенности общения в деловом мире.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 182. – 2000 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Карташова Л.В. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 157 с.
Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий: Практическое руководство по международному деловому общению. - М.: Фаир-Пресс, 2005.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение человека и межличностное познание. Ростов/н/Д.: «Феникс», 1999. – 593 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Организационное поведение в таблицах и схемах / под научной редакцией Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громковой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 326 с.
Пcихологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 512 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.
Тема 2. Психология коммуникации в организациях
Сущность понятий «коммуникации в организациях», «деловое общение», «управленческое общение». Роль коммуникации в организации. Коммуникативные цели и коммуникативный процесс. Классификация коммуникативного воздействия. Типы коммуникационных сетей в организации. Коммуникативные роли. Типы коммуникативных позиций. Коммуникативные особенности различных типов личности. Виды делового общения. Фазы и стили делового общения. Структура и функция общения. Межличностное восприятие. Функции общения как социальной перцепции. Процессы социальной перцепции. Социально-перцептивные эффекты. Интерактивная сторона общения. Психологические механизмы воздействия в процессе общения. Психологические трудности в общении. Рекомендации для эффективного общения.
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.
Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий: Практическое руководство по международному деловому общению. - М.: Фаир-Пресс, 2005. – 224 с.
Литвак М.Е. Психологическое айкидо: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Организационное поведение в таблицах и схемах / под научной редакцией Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громковой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 326 с.
Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 – 192 с.
Тема 3. Коммуникативные средства общения. Речь в деловом общении
Средства коммуникации: телекоммуникационные технологии и межличностное общение, их сравнительная эффективность в различных ситуациях. Вербальные средства коммуникации. Устная речь основной элемент общения. Основные правила устной речи. Слова и эмоциональная нагрузка. Техника речи. Понятие о метоязыке и его виды. Рекомендации по использованию метаязыка. Особенности использования местоимений. Формальное и неформальное общение. Понятия «коммуникативная компетентность» и «социальный интеллект». Диагностика коммуникативной компетентности.
Литература:
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.
Деева Т., Кичатова Е. Деловая переписка. – М.: Прин-Ди, 1992. – 164 с.
Колосницына М.Ю. Современные психодиагностические методики в практике психологического отбора кадров: монография. – М.: Печатный дом, 2012. – 286 с.
Колосницына М.Ю., Алифанова Л.Г., Лабутина В.Е. Психологическая диагностика типа личности по рисунку: монография. – М.: Печатный дом, 2012. – 200 с.
Котий Г., Гюльмисаров В. Образцы деловой переписки. – М.: ИФРА, 1995. – 159 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 605 с.
Организационное поведение в таблицах и схемах / под научной редакцией Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громковой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 326 с.
Сорокина А. В. Основы делового общения. Конспект лекций. М.: Феникс, торговый дом, 2004 г. – 224 с.
Тема 4. Коммуникативные средства общения. Невербальное общение
Основы невербального общения. Паралингвистика. Такесика. Кинесика. Проксемика. Влияние языка тела на восприятие. Жесты и их значение. Совокупности жестов. Жесты в контексте речи. Культурные различия жестикуляции. Выявление признаков неискренности в общении: вербальные, физиологические и кинестетические признаки обмана. Модели поведения для нейтрализации попыток обмана. Методика выхода из конфликтной ситуации.
Литература:
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 182. – 2000 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. М.: Юрлитинформ, 2004. – 224 с.
Пиз А. Язык телодвижений. / Перев. с англ. М.: «Эксмо», 2002. – 224 с.
Равенский Н.Н. Как читать человека. Черты лица, позы, жесты, мимика. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 672 с.
Регуш Л А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Изд. 2-е. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
Репосси А. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица / Перев. с ит. М.: Альфа-книга, 2003. – 270 с.
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации. Мн.: Харвест, 1998. – 368 с.
Холл Э. Как понят иностранца без слов / Перев. с англ. – М.: Вече, 1997. С. 271- 305.
Тема 5. Гендерные особенности общения
Особенности общения с мужчинами и женщинами. Психологические различия мужчин и женщин. Особенности женского и мужского восприятия. Особенности слуха мужчины и женщины. Особенности использования голоса. Особенности эмоциональных переживаний мужчин и женщин. Особенности пространственной ориентации. Поведение мужчин и женщин. Особенности общения в стрессовой ситуации. Особенности общения в повседневных ситуациях. Стратегия разговора с мужчиной. Практические рекомендации.
Литература:
Айзенк Г. Ю. Структура личности. – СПб.: Ювента, 1999. – 464 с.
Барри М. Стоу. Антология организационной психологии / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.
Грей Лжон. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. – М.: ООО изд-во «София», 2008. – 352 с.
Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Организационное поведение в таблицах и схемах / под научной редакцией Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громковой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 326 с.
Пcихологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 512 с.
Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, Х. Куликэн. – Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.
Тема 6. Эффективные технологии общения
Понятие «эффективное общение». Классификация технологий эффективного общения. Технология беспроблемного общения Т. Гордона. Технология подлинного общения Э.Берна. Технология спонтанности Ф.Перлза. Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера. Технология идеальногообщения Ч.Тойча и Дж.Тойч. Псилогическая коррекция стиля общения.
Литература:
Адлер Г. НЛП: современные психотехнологии. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.
Грачёв Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 605 с.
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации. Мн.: Харвест, 1998. – 368 с.
Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие. – Мн.: Харвест, 2002. – 640 с.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: Из-во АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – 848 с
Тема 7. Деловая беседа
Понятие беседы, ее виды. Организация и проведение деловой беседы. Стадии беседы. Желательные и нежелательные стратегии поведения в деловой беседе. Начало разговора. Установление контакта. Техника поддержания разговора. Рефлексивное слушание. Правила постановки вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Практическое применение вопросов. Понятие о манипуляциях. Техники эффективного установления контакта с людьми: принцип уподобления , подстройка, конгруэнтность. Психологические уловки. Рекомендации по распознаванию уловок. Техника успешного завершения делового общения. Искусство критики и похвалы. Восприятие критики. Конструктивная альтернатива. Похвала. Искусство комплимента.
Литература:
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика./ Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение человека и межличностное познание. Ростов/н/Д.: «Феникс», 1999. – 593 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 605 с.
Основы психологии и педагогики / И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот, Е.М. Доморацкая, Д.А. Пархоменко. – Минск: БГУИР, 2008. – 580 с.
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – 2-е изд. М.: Дело, 2002. – 309 с.
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации. Мн.: Харвест, 1998. – 368 с.
Сорокина А. В. Основы делового общения. Конспект лекций. М.: Феникс, торговый дом, 2004 г. – 224 с.
Тема 8. Психология переговорного процесса
Основное содержание переговорного процесса. Традиционные и современные подходы к ведению переговоров. Функции переговоров. Этапы переговоров и подготовка к ним. Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе. Методы оценки контрагента и выбор линии поведения. Модели поведения партнеров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Правила применения аргументов. Методика нейтрализации возражений. Техника ответа на возражения. Техника успешного завершения переговорного процесса.
Литература:
Грачёв Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 605 с.
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – 2-е изд. М.: Дело, 2002. – 309 с.
Попова Ж.Г. Межнациональные особенности ведения деловых переговоров: социокультурный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003, № 1. – 117-121.
Пcихологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 512 с.
Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 – 192 с.
Сорокина А. В. Основы делового общения. Конспект лекций. М.: Феникс, торговый дом, 2004 г. – 224 с.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: Из-во АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – 848 с.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Рекомендуемая литература Адлер Г. НЛП: современные психотехнологии. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с.
Айзенк Г. Ю. Структура личности. – СПб.: Ювента, 1999. – 464 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 376 с.
Барри М. Стоу. Антология организационной психологии / Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 712 с.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 182. – 2000 с.
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации: учеб пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М.: Гардарики, 2008 – 279 с.
Веселова Р. Деловой телефонный разговор. – М.: ШДО, 1991.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика./ Пер. с англ. – М.: Дело, 1991. – 320 с.
Годфруа Жо. Что такое психология: в 2-х т.- М.: Мир, 1999.
Грачёв Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М., 1999.
Горянина В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004. – 416 с.
Грей Лжон. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. – М.: ООО изд-во «София», 2008. – 352 с.
Деева Т., Кичатова Е. Деловая переписка. – М.: Прин-Ди, 1992. – 164 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с.
Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» – М.: Флинта, 2002. – 648 с.
Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий: Практическое руководство по международному деловому общению. – М.: Фаир-Пресс, 2005. – 224 с.
Карташова Л.В. Организационное поведение. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 157 с.
Колосницына М.Ю. Современные психодиагностические методики в практике психологического отбора кадров: монография. – М.: Печатный дом, 2012. – 286 с.
Колосницына М.Ю., Алифанова Л.Г., Лабутина В.Е. Психологическая диагностика типа личности по рисунку: монография. – М.: Печатный дом, 2012. – 200 с.
Комиссарова Я.В., Семенов В.В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. М.: Юрлитинформ, 2004. – 224 с.
Котий Г., Гюльмисаров В. Образцы деловой переписки. – М.: ИФРА, 1995. – 159 с.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение человека и межличностное познание. Ростов/н/Д.: «Феникс», 1999. – 593 с.
Литвак М.Е. Психологическое айкидо: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 218 с.
Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 468 с.
Морозов А.В. Психология влияния – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика: Психологический отбор персонала. – М.: психотерапия, 2009. – 464 с.
Огнев И. Психологическая безопасность. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 – 605 с.
Организационное поведение в таблицах и схемах / под научной редакцией Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громковой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 326 с.
Основы психологии и педагогики / И.Г. Шупейко, А.Ю. Борбот, Е.М. Доморацкая, Д.А. Пархоменко. – Минск: БГУИР, 2008. – 580 с.
Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. – 2-е изд. М.: Дело, 2002. – 309 с.
Пиз А. Язык телодвижений. / Перев. с англ. М.: «Эксмо», 2002. – 224 с.
Попова Ж.Г. Межнациональные особенности ведения деловых переговоров: социокультурный аспект // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003, № 1. – 117-121.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
Пcихологические типологии: Пособие для менеджеров и практических психологов / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: Речь, 2004. – 512 с.
Психология: комплексный подход / М. Айзенк, П. Брайант, Х. Куликэн. – Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.
Равенский Н.Н. Как читать человека. Черты лица, позы, жесты, мимика. - М.: РИПОЛ классик, 2009. - 672 с.
Регуш Л А. Практикум по наблюдению и наблюдательности / Изд. 2-е. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.
Репосси А. Физиогномика или искусство определения характера человека по чертам его лица / Перев. с ит. М.: Альфа-книга, 2003. – 270 с.
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации. Мн.: Харвест, 1998. – 368 с.
Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002 – 192 с.
Сорокина А. В. Основы делового общения. Конспект лекций. М.: Феникс, торговый дом, 2004 г. – 224 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 368 с.
Стоу Б.М. Антология организационной психологии. – М.: Вершина, 2005.
Урбанович А.А. Психология управления: Учеб. пособие. – Мн.: Харвест, 2002. – 640 с.
Уэнрайт Г. Язык тела / Перев. с англ. К.Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – С. 82.
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: КСП+, 1997 – 719 с.
Холл Э. Как понят иностранца без слов / Перев. с англ. – М.: Вече, 1997. С. 271- 305.
Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). – М.: Из-во АСТ, Мн.: Харвест, 2002 – 848 с.
Экман П. Психология лжи. / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. – 272 с.
Вопросы к письменному зачету по курсу «Коммуникации и методы ведения переговоров»
Сущность понятий «коммуникации в организациях», «деловое общение», «управленческое общение». Роль коммуникации в организации.
Коммуникативный процесс. Типы коммуникаций.
Коммуникационные сети в организациях.
Виды делового общения.
Структура и функция общения.
Средства и способы коммуникации.
Виды коммуникаций и их сравнительная эффективность.
Стратегии повышения эффективности коммуникаций в организации.
Роль индивидуально-типологических особенностей человека в организационном поведении.
Особенности общения акцентуированных типов личности.
Гендерные особенности общения.
Основы невербального общения. Такесика.
Основы невербального общения. Кинесика.
Основы невербального общения. Проксемика.
Жесты и их значение. Культурные различия жестикуляции.
Выявление признаков неискренности в общении.
Модели поведения для нейтрализации попыток обмана.
Особенности невербальных средств коммуникации.
Вербальная и невербальная информация.
Техника поддержания разговора. Рефлексивное слушание.
Правила постановки вопросов. Открытые и закрытые вопросы.
Критика в деловом общении.
Искусство комплимента.
Методы оценки контрагента и выбор линии поведения.
Понятие беседы, ее виды. Подготовка к беседе.
Компоненты беседы.
Поведение в ситуации отказа.
Переговоры: традиционные и современные подходы.
Функции переговоров.
Этапы переговоров и подготовка к ним.
|