Скачать 144.16 Kb.
|
ПЛАН
Взаимоотношения отцов и детей глазами современных старшеклассников Воробьева Вера Михайловна Российская Федерация, Костромская область, город Кострома МОУ лицей № 20, 11 класс Санникова Анна Федоровна Российская Федерация, Московская область, город Москва ГОУ СПО колледжа сферы услуг № 29 группа М-721 Профиль работы: научно-исследовательский Данная работа заняла II место на лицейском Дне науки, секция психологии и педагогики; Диплом участника в городском дне науки, секция «Обществознания»», Поощрительный Диплом конференции «Шаг в будущее». «Настали тяжелые времена, прогневались Боги, дети больше не слушаются родителей…,» Надпись на глиняной табличке, найденной при раскопках Вавилона
Данная работа является продолжением авторского исследования Санниковой Анны «Особенности конфликта отцов и детей на рубеже XX – XXI веков», представленной в 2007 году на конференции «Шаг в будущее». Авторы работы стремились более подробно рассмотреть вопрос видения взаимоотношений отцов и детей глазами современных старшеклассников. Наше исследование посвящено проблеме взаимоотношений современных старшеклассников и их родителей. Сложности во взаимоотношениях отцов и детей волнуют человечество с незапамятных времен. Старшее поколение всегда выражает неудовольствие поведением молодого поколения, а молодое бунтует против требований старших. Несомненно, что здесь, как и в любом конфликте, обе стороны имеют причины для недовольства. Совершенно правой нельзя назвать ни ту, ни другую сторону. Эта проблема настолько сложна, что в одной работе невозможно рассмотреть её всесторонне. Поэтому авторы работы сделали попытку исследовать отношение старшеклассников к этому вечному вопросу. Рабочая гипотеза: современные юноши и девушки имеют своё мнение на проблему взаимоотношений отцов и детей. Цель работы: выяснить, как современные старшеклассники оценивают свои взаимоотношения с родителями. Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Разумеется, данное исследование не претендует на безоговорочную законченность исследования темы. 2. Основная часть. 2.1 Основные теоретические положения. 2.1.1 Взаимоотношения людей, как социально-психологическое явление. Взаимоотношения людей – система отношений, которые складываются между людьми. В отличие от животных люди не просто взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга влияние. Они ещё и определённым образом, субъективно друг к другу относятся. Человеческие отношения могут существовать даже тогда, когда прямого общения или взаимодействия между людьми нет. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю установку, с позиций которой люди подходят к общению друг с другом. Существуют различные виды взаимоотношений людей:
Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу, а также индивидуальные, психологические особенности этих людей. Чувства людей могут быть положительными и отрицательными, включать в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражду, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Что касается индивидуальных особенностей, которые могут оказать влияние на взаимоотношения людей, то к ним относятся способности, темперамент, характер, воля, потребности. Личные взаимоотношения людей всегда носят субъективный характер, они выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми. На взаимоотношения людей могут оказывать влияние:
Так же можно выделить проблемы, возникающие во взаимоотношениях: а) недопонимание б) разногласия в) психологические барьеры г) конфликты Наибольшие трудности в установлении нормальных человеческих отношений между людьми порождают конфликты между ними, поэтому, когда говорят о психологических проблемах межличностных отношений, чаще всего под ними понимают именно конфликты. Существование сложных взаимоотношений, конфликтов и противоречий между людьми во все времена и на протяжении длительной истории человечества убеждает в том, что эти противоречия и конфликты неизбежны или, по крайней мере, трудно устранимы. Есть много причин такого рода трудностей:
2.1.2. Взаимоотношения старшеклассников и их родителей. Взаимоотношения старшеклассников со взрослым – одна из важнейших поблеем возраста. Она обусловлена как возрастными различиями. Так и различиями между поколениями. Возрастные различия – это различия между людьми, находящимися на разных стадиях жизненного пути. Они универсальны и затрагивают широкий круг свойств и отношений (биологические возможности, интересы, общественное положение и т.д.). Различия между поколениями – это различия между людьми, сформировавшимися в разных исторических условиях. Преемственность поколений во многом избирательна: одни знания нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, а другие, несоответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются. Различия между поколениями во многом усугубляются возрастными: юношеская жажда новизны контрастирует с присущей зрелому возрасту ориентацией на стабильность. Одной из важнейших потребностей подросткового и юношеского возраста является потребность в эмансипации от контроля взрослых. Психологи, начиная с Л. С. Выгодского единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости. Чувство это противоречиво: подросток претендует быть взрослым и в тоже время знает, что уровень его притязаний далеко не во всём оправдан. Это противоречие проявляется и в отношениях с родителями. Форма этого проявления во многом зависит от стиля воспитания, которого придерживаются родители. Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Поведение ребенка направляется твердо последовательно, но вместе с тем гибко и рационально. Родители всегда объясняют мотивы своих требований и используют свою власть лишь в меру необходимости, ценят в ребенке как послушание, так и независимость, прислушиваются к мнениям ребенка. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей. Родительские требования кажутся им необоснованными и вызывают либо протесты агрессии, либо апатию и пассивность, и, возможно, замкнутость в себе. Этот стиль порождает причины для конфликтов между родителями и детьми [2]:
Молодежь стремится к автономии. Существуют следующие типы автономии.
Процесс перестройки взаимоотношений с родители сталкивается с множеством трудностей. Родители часто недооценивают происходящие с их детьми перемены, не признают всерьез их переживания. В сфере моральных установок и ценностных ориентаций юноши ревностно отстаивают свое право на автономию. Иногда нарочито крайние взгляды высказываются лишь для того, чтобы подкрепить претензию на оригинальность. В подростковом возрасте люди переосмысливают мир. В этом возрасте устанавливаются новые границы, рамки. Это уже другая ступень восприятия. Многие родители не замечают этих перемен или не обращают на это внимание. Получается, что в таких ситуациях юноши и девушки сами все решают, расставляют по местам. Сначала это происходит с преподавателями, потом с родителями. И только когда эта новая установка закрепляется и начинает действовать, родители понимают, что ребенок другой. Он изменился, не поддается постоянному и повсеместному контролю. У него появляется свое мнение, и он конфликтует, отстаивая его. Только после таких перемен старшее поколение опоминается, но уже поздно. Вот одна из оплошностей родительского поведения [3]. 2.2. Исследовательский инструментарий. В качестве исследовательского инструментария были выбраны:
а) Отношение старшеклассника к самому себе. Старшеклассникам было предложено решить подходят ли к ним следующие высказывания:
б) Отношение старшеклассник к родителям. Старшеклассникам было предложено решить подходят ли к ним следующие высказывания:
а) Считаете ли вы конфликт отцов и детей вечным? б) Чем, по вашему мнению, современные отцы и дети отличаются друг от друга? в) Почему проблема конфликта отцов и детей до сих пор не потеряла актуальности. В качестве объекта исследования были выбраны учащиеся одиннадцатых классов МОУ лицея № 20 г. Костромы. 2.3. Результаты исследований Параметр № 2
Анализ полученных результатов показывает, что юноши и девушки в равной степени считают себя интересными людьми. Те и другие стараются не думать о возникающих проблемах, что не может не беспокоить их родителей. Юноши более чем девушки колеблются в своей самооценке от признания себя неудачником, до заявления о полной уверенности в себе. Можно предположить, что соответствующим образом они ведут себя перед близкими. Юноши испытывают больше сомнений относительно своей внешности, но стремятся не показывать этого. Юноши считают, что лучше разбираются в своих чувствах и желаниях, однако резкие колебания в ответах заставляют усомниться в этом. Параметр № 3 Отношение старшеклассников к родителям (%).
Треть юношей и девушек едины во мнении, что родители их не понимают. Более половины старшеклассников уверены, что их родители отстали от жизни. Очень многие юноши и девушки признают, что часто не слушаются родителей. Но при этом примерно столько же старшеклассников заявляют, что откровенны со своими родителями. Большинство старшеклассников считают, что родители их наказывают неоправданно часто, но при этом уверены в доверии родителей. Юношам чаще чем девушкам хочется уйти из отчего дома, они чаще чем девушки считают, то родители несправедливы к ним и их товарищам. Юноши чаще жалуются на чрезмерный контроль со стороны родителей. И в целом юноши настроены к родителям критичнее, чем девушки. Ответ на вопрос считаете ли вы конфликт отцов и детей вечным?
Девушки и юноши почти единодушны во мнении. Большинство из них считает конфликт отцов и детей вечным. Характер ответов на вопросы б и в позволяет их объединить. Юноши считают, что в настоящее время этот конфликт обуславливается следующими факторами: А) родители и дети родились в разных странах (родители в СССР, а дети в России). Б) жизнь стала сложнее. В) разное мировоззрение .Г) разный язык (молодежь чаще употребляет сленг). Д) современная молодежь более активна. Е) более уважительные отношения к старшим. Ж) различия в моде и развлечениях. По мнению девушек: А) изменения в устройстве общества. Б) различия в моде и развлечениях. В) усложнение требований в образовательной системе. И юноши и девушки более склонны объяснять наличие конфликта отцов и детей внешними факторами. 2.4. Выводы: Наша гипотеза подтвердилась. Современные старшеклассники имеют своё мнение о проблеме отцов и детей, и это мнение во многом обусловлено особенностями их возраста. Можно утверждать, что:
Авторы работы надеются, что результаты их исследований помогут всем взрослым, и прежде всего родителям, более успешно выстраивать свои отношения со старшеклассниками. Возможно, что эта работа поможет старшеклассникам взглянуть на себя со стороны и более объективно оценить свои взаимоотношения с родителями. Наша работа подтвердила, что проблема отцов и детей по прежнему актуальна и , вероятно сохранит свою актуальность на ближайшее десятилетие. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
|
Конспект родительского собрания «Безопасность детей младшего дошкольного возраста» Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Конспект нод по познавательному развитию детей старшего дошкольного... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Реферат по литературе «Тема \"отцов и детей\" в мировой художественной литературе» Тема «отцов и детей» как вечная в мировой художественной литературе | Мбдоу №29 конспект занятия «человек и окружающая природа» Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Домашнее задание для обучающихся 5а, 5б классов Русский язык Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | 2011г. Тема: «О чем поют весной птицы?». Программные задачи Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению. Тема : А. П. Чехов. Ванька Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Неделя зож: «чтоб чистым и здоровым быть, водичку должен ты любить» Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
"Биография А. П. Чехова" Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Тема: «Поможем Федоре Егоровне» Форма проведения: игра Интеграция... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Встреча Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение о конкурсе творческих работ среди школьников «Конституция глазами детей» определяет порядок и сроки организации... | Урок Тема: 8 кл. «А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» как юмористический... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | ||
Планы бесед с родителями План беседы с родителями для получения общих сведений о семье школьника Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... | Положение об Окружном конкурсе рисунков среди детей Ямало-Ненецкого... Ямало-Ненецкого автономного округа «Наука глазами детей» (далее конкурс) проводится Советом молодых ученых и специалистов при Губернаторе... |