| Раздел I «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»
| 4
| 1
| 3
|
1.
| Задачи, содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители
| 1
| 1
| -
|
2.
| Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки
| 1
| -
| 1
|
3.
| Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей
| 1
| -
| 1
|
4.
| Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
| 1
| -
| 1
|
| Раздел II «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»
| 6
| -
| 6
|
1.
| Потребности развития ребенка и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать
| 2
| -
| 2
|
2.
| Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи и особенности семейной системы
| 2
| -
| 2
|
3.
| Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций
| 2
| -
| 2
|
| Раздел III «Этапы развития ребенка»
| 6
| 2
| 4
|
1.
| Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество)
| 4
| 2
| 2
|
2.
| Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность
| 2
| -
| 2
|
| Раздел IV «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»
| 6
| 4
| 2
|
1.
| Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка
| 2
| 2
| -
|
2.
| Диспропорции развития ребенка; понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличия
| 2
| 2
| -
|
3.
| Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение
Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение
| 2
| -
| 2
|
| Раздел V «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей»
| 6
| -
| 6
|
1.
| Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка
| 2
| -
| 2
|
2.
| Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятий «негативной (невротической) привязанности, «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»)
| 2
| -
| 2
|
3.
| Понятие «горя и потери» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка
| 2
| -
| 2
|
| Раздел VI «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»
| 6
| -
| 6
|
1.
| Особенности ожидания приемных семей: страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода: чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. способы преодоления трудностей адаптации
| 4
| -
| 4
|
2.
| Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Способы, как сказать ребенку, что он приемный.
Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье
| 2
| -
| 2
|
| Раздел VII «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»
| 6
| -
| 6
|
1.
| Формы «трудного» поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ).
Их причины и способы работы с ними.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм
| 4
| -
| 4
|
2.
| Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка
| 2
| -
| 2
|
| Раздел VIII «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»
| 5
| 5
| -
|
1.
| Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни
| 1
| 1
| -
|
2.
| Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах
| 2
| 2
| -
|
3.
| Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка
| 2
| 2
| -
|
| Раздел IX «Особенности полового воспитания приемного ребенка»
| 3
| -
| 3
|
1.
| Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения
| 1
| -
| 1
|
2.
| Формирование половой идентичности у ребенка.
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности
Способы защиты ребенка от сексуального насилия
| 2
| -
| 2
|
| Раздел X «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»
| 8
| -
| 8
|
1.
| Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители.
Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи кандидата в приемные родители; система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи
| 4
| -
| 4
|
2.
| Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции.
Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характер ребенка
| 4
| -
| 4
|
| Раздел XI «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»
| 8
| 8
| -
|
1.
| Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей, и основания их устройства на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство); формы опеки (возмездная и безвозмездная); различия между формами семейного устройства
| 2
| 2
| -
|
2.
| Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители; порядок представления кандидатами в приемные родители документов для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем.
Порядок представления кандидатам в приемные родители сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства, региональными и федеральным операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Правила посещения организаций для детей, оставшихся без попечения родителей, обязанности администрации такой организации; возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка
| 2
| 2
| -
|
3.
| Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка; порядок подготовки и подачи заявления в суд; правовые аспекты тайны усыновления; возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и организацией для детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства перечня документов на ребенка, передаваемых приемной семье.
Порядок оформления (переоформления) документов на ребенка усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, установления опеки (попечительства) - личные неимущественные и имущественные права, обязанности и ответственность усыновителей, опекунов (попечителей), а также членов их семей.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства
| 2
| 2
| -
|
4.
| Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации; выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семье ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Порядок осуществления органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье, порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации
| 2
| 2
| -
|
| Раздел XII «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»
| 2
| -
| 2
|
1.
| Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом
| 1
| -
| 1
|
2.
| Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, с организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, с биологической семьей ребенка, а также важность такого взаимодействия.
Информирование кандидатов в приемные родители о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом
| 1
| -
| 1
|
| Раздел XIII «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители»
| 3
| -
| 3
|
1.
| Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий.
Обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители.
Проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание
| 1
| -
| 1
|
2.
| Составление итогового заключения о готовности и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).
Зачет в форме собеседования
| 2
| -
| 2
|
| Всего
| 69
| 20
| 49
|