Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 142.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.11.2013
Размер142.06 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Психология > Программа дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет -

Высшая школа экономики
Факультет социологии


Программа дисциплины

Методика преподавания социологии



для направления: 040201.65 «Социология» подготовки специалиста


Авторы программы – доктор социологических наук, профессор Н.Е.Покровский, доктор философских наук, кандидат психологических наук Г.В.Иванченко

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Социология» общей социологии


Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» _________ 2004г. «___»_______________ 2004г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2004г.

Москва, 2004


  1. Пояснительная записка


Авторы программы – доктор социологических наук, профессор Н.Е.Покровский, доктор философских наук, кандидат психологических наук Г.В.Иванченко

Требования к студентам

Необходимый уровень базовых знаний – законченное среднее образование, желательный уровень – владение основами социологической теории и практики.

Аннотация

Основными задачами курса « Методика преподавания социологии» являются формирование у студентов умений проводить объяснения, отработку и контроль усвоения социологических знаний на лекциях, семинарах, практических занятиях, самостоятельной работы с помощью соответствующих методов и средств. Для этого студенты должны получить знания о целях и содержании обучения социологии в учебных заведениях, о подготовке и проведении лекций, семинаров, практикумов и т.п. На основе этих знаний студенты должны упражняться в проведении основных форм занятий по социологии. Соответственно программа курса включает все указанные знания, необходимые для овладения перечисленными педагогическими умениями.

Задачи курса:

  1. раскрыть природу проблем, с которыми сталкиваются преподаватели социологических дисциплин;

  2. обозначить специфику работы преподавателей социологии со студентами непрофильных специальностей;

  3. представить необходимость использования инновационных методов преподавания социологии сквозь призму смены образовательной парадигмы;

  4. развить навыки использования разработок, методов инновационного образования в процессе преподавания социологических дисциплин;

  5. способствовать формированию профессионального, творческого, педагогического потенциала студентов.


Формы контроля:

- итоговый контроль проводится в форме экзамена (тестирование с оценкой результатов по 10-балльной шкале).

- итоговая оценка складывается следующим образом:

«отлично»: сумма баллов от 8 до 10;

«хорошо»: сумма баллов от 6 до 8;

«удовлетворительно»: сумма баллов от 4 до 5;.

«неудовлетворительно»: сумма баллов от 1 до 3.

Итоговая оценка складывается из работы на семинарских занятиях (0,3), выступления на итоговой конференции (0,2), реферата (0,2) и результатов итогового контроля (0,3).

II. Тематический расчет часов.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольн. и/или курсовые работы

Самостоя-тельные работы

Всего часов







Лекции

Семинары

Всего










1

2

3

4

5

6

7

8

1

Тема 1. Общие вопросы методики преподавания социологии


2




2


4






10


14

2

Тема 2. Организация познавательной деятельности обучающихся социологии.

4

2

6




12

18

3

Тема 3 Мотивационные аспекты преподавания социологии.


2


2


4





10


14

4

Тема 4. Специфика позиции личности преподавателя в системе учебного общения.


2


2


4






8


12

5

Тема 5. История преподавания социологии. Формирование структуры преподавания предмета.


2


2


4





14


18

6

Тема 6. Типовое построение учебных программ в области социологии и практические аспекты преподавания.


2



2


4


1 реферат


12


16

7

Тема 7. Методические вопросы преподавания социологии.


2


2


4





12


16




Всего

16

14

30




78

108


III. Содержание программы

Тема 1. Общие вопросы методики преподавания социологии.

Общие принципы дидактики и реализация их в методике преподавания социологии. Дидактика: теория и практика обучения. Понятие о закономерностях, принципах обучения. Характеристика общих (традиционных) принципов дидактики: научности, сознательности и самостоятельности, систематичности, последовательности, преемственности, наглядности, доступности, прочности связи теории с практикой. Реализация дидактических принципов в методике преподавания социологии: формы, методы, приемы и средства обучения. Традиционное и инновационное обучение.
Обязательная литература:

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003. – с.22-37, 45-52.
Дополнительная литература:

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с.37-42, 176-221.
Тема 2. Организация познавательной деятельности обучающихся социологии.

Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения. Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбора последовательности методов.

Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторных занятий и самостоятельной работы. Распределение учебного времени для решения задач объяснения, освоения, контроля. Учет особенностей аудитории при организации восприятия учебного материала.

Система методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств. Эвристическая беседа. Лекция- дискуссия. Лекционное мастерство: работа над конспектом, тезисами, планом, резюме лекции; структура конспекта лекции; реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции. Выбор и реализация методов и средств объяснения через лекцию. Анализ типового лекционного занятия.
Обязательная литература:

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003.с.52-67.
Дополнительная литература:
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с.65-159.

Тема 3. Мотивационные аспекты преподавания социологии.

Понятие учебной мотивации. Создание положительной эмоциональной атмосферы на занятии. Учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия и усвоения учебного материала. Роль подкрепления в учебном процессе. Обратная связь. Виды мотивации: познавательный интерес, стремление к успеху, эмоционально положительное переживание.

Контроль и оценивание научение и обучения. Особенности организации проведения контроля в процессе обучения социологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Выбор и реализация методов и средств контроля. Особенности проведения зачетов и экзаменов как формы контрольных мероприятий. Приемы формирования действий самоконтроля.
Обязательная литература:

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003.С.80-90.
Дополнительная литература:
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – с.280-303.

Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / А.Н.Горбач, И.Д.Ковалева, О.А.Редько, Ю.Г.Сорока, под ред. И.Д.Ковалевой. – Харьков, 2001. – 328 с.
Тема 4. Специфика позиции личности преподавателя в системе учебного общения.

Самоорганизация деятельности преподавателя в период подготовки к учебным занятиям: работа с содержанием учебного курса социологии; выделение задач логико-теоретического анализа содержания учебного курса; определение задач практических занятий; конструирование единиц связей и усвоения теоретического и практического обучения.

Подготовка к организации процесса усвоения знаний: использование многообразия типов задач, форм контроля, коррекция взаимоконтроля и форм поощрения; выбор и организация форм сотрудничества преподавателя с обучающимися, адекватных уровню усвоения материала.

Подготовка к способам коммуникации и реализация их: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения/

Создание преподавателем образа «Я», отражающего специфику позиции личности преподавателя в системе учебного общения. Совершенствование учебных взаимодействий преподавателя с обучающимся.
Обязательная литература:

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003. – с.90-112.

Дополнительная литература:
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.

Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. - СПб, 1997.

Латынов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии // Психол. журнал, 1994, т.15, № 1

Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997 (Сер. “Психология для студента”, вып.4)

Тема 5. История преподавания социологии. Формирование структуры преподавания предмета.
Возникновение первых кафедр социологии во Франции, Германии и США в конце XIX—начале XX века. Классики социологии ХХ века как преподаватели. Структура образовательных полей в современной социологии—в России и зарубежном мире. Российские кафедры и факультеты социологии: современное положение, динамика развития, проблемы и перспективы. Социальные характеристики преподавательской работы в области социологии в России и мире.
Обязательная литература:

Н.Е.Покровский. Преподавание социологии в университетах и колледжах США // Социологические исследования, 1991, No 10.

Дополнительная литература:

Н.Е.Покровский. Классики современной теоретической социологии. Программа курса. Программы, награжденные грантами Института "Открытое общество", М., Логос, 1998

Тема 6. Типовое построение учебных программ в области социологии и практические аспекты преподавания.
Типовая структура построения учебного плана факультета социологии. Композиция курсов, распределение тем между кафедрами. Концепция учебного курса. Создание программы курса. Требования к программе курса. Подготовка материалов. Информационные источники и базы данных. Работа в Интернете по социологической тематике. Специализированные сайты. Библиография. Оформление и утверждение программы курса. Формы преподавания социологии: лекции, семинарские и практические занятия, организация практики и др. Подготовка и оценка письменных работ студентов.
Обязательная литература:

Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд-й центр Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, 2003. – 303 с.
Дополнительная литература:
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
Тема 7. Методические вопросы преподавания социологии.
Оценка подготовленности аудитории. Умение найти общий язык с аудиторией. Методы воздействия на аудиторию. Подготовительные и раздаточные материалы. Использование мультимедийных средств. Стратегия программ PowerPoint и BlackBoard. Интерактивные методы преподавания. Студенческие конференции. Организация студенческой конференции. Вовлечение студентов в научную работу как обучающая стратегия. Организация студенческих публикаций. Особенности контроля знаний. Текущий контроль, рубежный контроль, контроль остаточных знаний. Подготовка тестов.
Обязательная литература:

Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд-й центр Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, 2003. – 303 с.
Дополнительная литература:

Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / А.Н.Горбач, И.Д.Ковалева, О.А.Редько, Ю.Г.Сорока, под ред. И.Д.Ковалевой. – Харьков, 2001. – 328 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.


1.Составление методических разработок к проведению лекционных занятий по конкретным темам курса «Общая социология». Обсуждение конспекта лекции.

2.Составление методических разработок к проведению практических занятий по конкретным темам курса «Общая социология». Обсуждение конспекта практического занятия.

3. Составление программы учебного курса по одной из социологических дисциплин

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ.


  1. Подготовить конспект занятий по одной из тем курса общей социологии.

  2. Подготовить конспект практического занятия по одной из тем курса общей социологии или истории психологии (с презентацией в Power point)


Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Дидактика и ее общие принципы

  2. Характеристика общих (традиционных) принципов дидактики.

  3. Чем характеризуются традиционное и инновационное обучение?

  4. Чем определяется распределение учебного времени для решения задач объяснения, освоения, контроля.

  5. Как учитываются особенности аудитории при организации восприятия учебного материала?

  6. Охарактеризуйте лекцию-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическую беседу, лекцию- дискуссию.

  7. Как контролируется реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.

  8. Общая характеристика организации учебного процесса с точки зрения теории усвоения.

  9. Как происходит выделение задач и организация содержания для аудиторных занятий и самостоятельной работы.

  10. Самоорганизация деятельности преподавателя в период подготовки к учебным занятиям.

  11. :Подготовка к организации процесса усвоения знаний: использование многообразия типов задач, форм контроля.

  12. Охарактеризуйте возможности организации форм сотрудничества преподавателя с обучающимися.

  13. Возникновение первых кафедр социологии во Франции, Германии и США в конце XIX—начале XX века.

  14. Классики социологии ХХ века как преподаватели.

  15. Структура образовательных полей в современной социологии—в России и зарубежном мире.

  16. Охарактеризуйте социальные характеристики преподавательской работы в области социологии в России и мире.

  17. Типовая структура построения учебного плана факультета социологии.

  18. Что такое концепция учебного курса?

  19. Опишите алгоритм создания программы курса.

  20. Информационные источники и базы данных.

  21. Специализированные сайты.

  22. Оценка подготовленности аудитории.

  23. Умение найти общий язык с аудиторией.

  24. Методы воздействия на аудиторию.

  25. Подготовительные и раздаточные материалы.

  26. Стратегия программ PowerPoint и BlackBoard.

  27. Интерактивные методы преподавания.

  28. Студенческие конференции и их организация.

  29. Особенности контроля знаний.

  30. Подготовка тестов по социологическим дисциплинам.



Темы для рефератов

        1. Интерактивные методы преподавания.

        2. Организация студенческой конференции как форма работы преподавателя.

        3. Вовлечение студентов в научную работу как обучающая стратегия.

        4. Особенности контроля знаний.

        5. Классики социологии ХХ века как преподаватели.

        6. Российские кафедры и факультеты социологии: современное положение, динамика развития, проблемы и перспективы.

        7. Учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия и усвоения учебного материала.


Литература к курсу:

Основная


Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», 2003.

Социология в аудитории: искусство преподавания. – Харьков: Изд-й центр Харьковского национального ун-та им. В.Н.Каразина, 2003. – 303 с.

Дополнительная


Колесникова И.А. Основы андрогогики. – М.: Изд-й центр «Академия», 2003.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М.: Смысл, 2000

Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. - СПб, 1997.

Латынов В.В. Речевое воздействие в условиях публичной дискуссии // Психол. журнал, 1994, т.15, № 1

Леонтьев А.А. Психология общения. 2-е изд. - М.: Смысл, 1997 (Сер. “Психология для студента”, вып.4)

Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992.

Нетрадиционные методы преподавания социологии: Учебное пособие / А.Н.Горбач, И.Д.Ковалева, О.А.Редько, Ю.Г.Сорока, под ред. И.Д.Ковалевой. – Харьков, 2001. – 328 с.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Gibbs G., Habeshaw T. Prepearing to Teach. - Bristol: TES, 1989.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск