Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми





Скачать 312.71 Kb.
НазваниеВлияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми
страница1/3
Дата публикации31.07.2013
Размер312.71 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
100-bal.ru > Психология > Автореферат диссертации
  1   2   3

Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми








Диссертант: Лукьянова Зоя Николаевна

Год защиты: 1990

Ученая степень: кандидат психологических наук

Научный руководитель: Бодалев А.А.

Ведущее учреждение: Кубанский государственный университет

Место выполнения: АПН СССР НИИ общей и педагогической психологии

Оппоненты: Фельдштейн Д.И., Шкопоров Н.Б.




Автореферат диссертации:

ЛУКЬЯНОВА Зоя Николаевна

ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ О СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ И ПОНИМАНИЯ ИМ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ НА ЕГО ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Одной из центральных проблем психологии является общение. В процессе общения происходит социализация человека, его становление как личности: реализуются и формируются основные закономерности восприятия человека человеком и самого себя. Интерес к изучению данной проблемы объясняется огромной ролью общения в жизни человека. Общение рассматривается в различных аспектах: гносеологическом, социологическом, социально-практическом и т.д.

Среди объективных и субъективных факторов, влияющих на продуктивность общения, важное место принадлежит самооценке субъектов общения, в том числе их оценочному представлению о собственной внешности (А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов и др.). Наиболее демонстративно значение этого фактора проявляется в подростковом и юношеском возрастах, причем особенно сильно у учащихся с низкой самооценкой (Р. Бернс, А.А. Бодалев, А.Г. Гусева, В.Н. Куницына и др.). Возникающие здесь трудности важны не только в связи с проблемами воспитания именно этих учащихся: отношение к ним формирует и во многом определяет морально-психологический климат коллектива в целом. Однако, несмотря на всю реальную значимость указанных явлений, в психологической науке недостаточно изучены лежащие в их основе механизмы, а также возможности оптимизации самооценки путем коррекции общения и, наоборот, коррекции общения путем повышения (или оптимизации) самооценки внешности. Данное противоречие обусловило выбор предмета исследования – влияние представления учащегося о собственной внешности и понимания им своей личности на его общение с другими людьми.

Объект исследования - общение, выраженное через значимые виды предметной деятельности.

Цель исследования - изучение факторов, блокирующих или облегчающих процесс общения у лиц с различной самооценкой внешности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности представления о собственной внешности учащимися с различной самооценкой внешности;

- выявить особенности понимания своей личности учащимися с различной самооценкой внешности;

- проследить взаимозависимость представления учащегося о своей внешности и понимания им своей личности;

- выявить влияние психологических особенностей взаимосвязи представления учащегося о своей внешности и понимания им своей личности на его общение с другими людьми;

- определить методику воспитательной работы с учащимися с низкой самооценкой внешности.

Гипотеза исследования.

1. Представление учащихся о собственной внешности включает в себя разные социально-перцептивные характеристики, связанные с различным характером самооценки.

2. Представление учащегося о собственной внешности влияет на понимание им своей личности и на восприятие себя как субъекта общения.

3. Характер общения учащихся с различной самооценкой внешности имеет качественные отличия на разных возрастных этапах.

Научная новизна и теоретическое значение работы. Впервые исследовалось влияние представления о собственной внешности на процесс общения с учетом структуры личности учащихся. Определены значимые качества собственной внешности и личности в группах с различной самооценкой, показана роль ценностных ориентации в коррекции общения учащихся с низкой самооценкой внешности. Разработаны методики коррекции общения и оптимизации самооценки личности для групп учащихся с низкой самооценкой внешности.

Полученные результаты позволили расширить представление об общении как специфическом виде человеческой деятельности, увидеть возможности оптимизации общения школьников и студентов с различной самооценкой внешности.

Практическое приложение выполненная работа может найти в воспитательной работе высших и средних учебных заведений, детских учреждений, родителей.

Достоверность результатов исследования обеспечивается качественным и количественным анализом данных, полученных с помощью основных и дополнительных методик на группе испытуемых свыше 500 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Представление учащегося о собственной внешности (в том числе ее самооценка) существенно зависит от возраста, пола, положения в коллективе сверстников.

2. Представление учащегося о собственной внешности влияет на формирование его личностной "Я"-концепции.

3. Самооценка внешности и самооценка личности учащегося блокируют или облегчают процесс его общения в различных видах предметной деятельности.

4. Оптимизация общения в значимых для учащегося видах предметной деятельности оптимизирует самооценку внешности и самооценку личности.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии общения в семье и школе при НИИ общей и педагогической психологии AПН СССР (октябрь, 1980г.; апрель, 1986г.), кафедры педагогики и психологии Алтайского государственного института культуры, на итоговом занятии курса "Психология и ЭВМ" факультета повышения квалификации при МГУ (декабрь, 1986г.).

Материалы диссертации докладывались на следующих конференциях:

- Региональная конференция Западно-Сибирского общества психологов. Омск, 1976г.

- Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Вторая Всесоюзная конференция по социальной перцепции. Краснодар, 1979г.

- Пути внедрения социально-психологических исследований в практику коммунистического воспитания. Республиканская конференция. Минск, 1979г.

- Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общение в свете постановления ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". Республиканская конференция. Гродно, 1989г.

- Межпредметные связи в учебном процессе ВУЗов культуры. Межвузовская научно-методическая конференция. Барнаул, 1980г.

- Адаптация выпускников высшей школы к работе на селе. Межвузовская конференция. Барнаул, 1981г.

- Молодые учителя и студенты - народному образованию. Краевая научно-практическая конференция. Барнаул, 1981г.

- Социально-педагогические проблемы самоуправления. Межвузовская научно-практическая конференция. Барнаул, 1982г.

- Вопросы методологии и методики наследования условий, тенденций и перспектив развития культуры сибирского села. Межвузовская конференция. Барнаул, 1983г.

- VI Всесоюзный съезд Общества психологов СССР. Москва,1983г.

- Динамика общественного сознания в условиях перестройки. Межрегиональная научно-практическая конференция. Барнаул, 1988г.

- Интенсификация учебного процесса в ВУЗах культуре. Межвузовская научная конференция. Барнаул, 1988г.

- VII Всесоюзный съезд Общества психологов СССР, симпозиум "Личность и общение". Москва, 1989г.

- Непрерывное образование и новое педагогическое мышление. Краевая научно-практическая конференция. Барнаул, 1989г.

- Реформа школы и проблемы совершенствования отбора, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Межвузовская научно-практическая конференция. Барнаул, 1989г.

- Актуальные проблемы социального развития региона. Первые Алтайские межрегиональные чтения философов, экономистов и социологов. Барнаул, 1989г.

- Семейное воспитание и подготовка молодежи к семейной жизни. Краевая научно-практическая конференция. Барнаул, 1990г.

Основные положения диссертации докладывались также на отчетных встречах соисполнителей темы "Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга" при АПН СССР (Москва, 1982,1984 г.г.).

Внедрение результатов. Материалы диссертационного исследования использовались автором при проведении занятий по курсу "Социальная психология" на факультете культ просветработы и курсу "Общая психология" на библиотечном факультете Алтайского государственного института культуры.

Публикации. По материалам исследования опубликовано семнадцать печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении даны таблицы достоверности различий по всем сравниваемым величинам.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируется цель и задачи исследования.

В первой главе - "Проблема взаимосвязи представления человека о собственной внешности, понимания им своей личности и общения в психологической литературе" - представлен концептуальный обзор литературы, позволяющий раскрыть степень разработанности проблемы восприятия человеком самого себя и охарактеризовать теоретические направления, на которых строится экспериментальное исследование.

В психологической науке особенности восприятия человеком самого себя неразрывно связаны с "Я"-концепцией (Р. Бернс, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, Т. Шибутани и др.). Одним из компонентов образа "Я" является самооценка (А.В. Захарова, Е.И. Савонько, Г.И. Собиева и др.). В отечественной психологии наиболее разработанными являются вопросы генезиса самооценки (А.В. Захарова), взаимосвязи самооценки и учебно-воспитательного процесса (А.И. Липкина), особенностей развития самооценки в онтогенезе (И.И. Чеснокова).

Последовательно и проблемно изучены особенности когнитивных аспектов самооценки школьника (А.В. Захарова), вопросы соотношения эмоциональных и когнитивных компонентов самооценки младших школьников (А.В. Захарова, Е.Ю. Худобина), уровни взаимосвязи воспитания в семье и отношения к себе школьника и дошкольника (Т.В. Архиреева, А.С. Спиваковская).

Изучение самооценки было бы неполным без анализа такого компонента общей самооценки личности, как самооценка внешности (Р. Бернс, И.С. Кон, Р. Мейли и др.). Немаловажное место в исследовании проблемы восприятия собственной внешности занимает изучение роли первого впечатления на формирование понятия о другом человеке как личности (А.А. Бодалев), связи представления о собственной внешности и общения (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов), влияния представления о собственной внешности на понимание своей личности (А.Г. Гусева). Введены, конкретизированы и обобщены понятия "образ тела", "схема тела" с осознанными элементами внешнего физического облака (В.Н. Куницина), выделены основные признаки восприятия внешности: аналитические, функциональные, социальные (А.Г. Гусева). Установлены параметры интерпретации собственной внешности и собственной личности (А.Г. Гусева).

Результаты исследований достаточно четко показали, что образ "Я" является оценочно-познавательной системой. Сознание и самосознание порождают появление самооценки (внешности и точности), оказывающей существенное влияние на общение.

Но вместе с тем, в исследованиях по данной проблеме не представлено достаточно четкой связи между представлением человека о собственной внешности, влиянием этого представления на понимание им своей личности и отражением этого влияния в процессе общения с другими людьми. Не были предложены способы оптимизации самооценок внешности и личности, не разработаны возможности коррекции общения учащихся с низкой самооценкой внешности.

Анализ научных публикаций показывает необходимость экспериментально установить зависимость между представлением о собственной внешности, пониманием своей личности и общением. В главе обосновывается логика решения этих аспектов проблемы.

Вторая глава диссертации - "Представление испытуемого о собственной внешности" - посвящена анализу характеристик собственной внешности у лиц с различной ее самооценкой. По результатам анализа свободных сочинений и отнесения себя к одной из трех оценок: полностью удовлетворен своей внешность; частично удовлетворен; полностью не удовлетворен - соответственно высокая самооценка, средняя и низкая - учащиеся были распределены на подгруппы с разной самооценкой (Табл. 1).

Сравнение полученных данных по 8-му классу показывает следующее: 1) самооценка девочек в среднем существенно ниже, чем мальчиков; 2) процент девочек с высокой самооценкой внешности существенно ниже, чем мальчиков, тогда как в группе с низкой самооценкой результаты противоположные.

Таблица 1.

Распределение испытуемых с различной самооценкой внешности

Группа,

количество испытуемых

Пол

Количество испытуемых в подгруппе

Высокая самооценка внешности

Средняя самооценка внешности

Низкая самооценка внешности

8-й класс

М.

89

37(43%)

46(51%)

6(6%)

203 чел.

Ж.

114

32(28%)

64(56%)

18(16%)

10-й класс

М.

77

50(65%)

24(31%)

3(4%)

170 чел.

Ж.

93

38(41%)

42(45%)

13(14%)

Студенты

М.

46

30(65%)

14(31%)

2(4%)

138 чел.

Ж.

92

33(36%)

44(48%)

15(16%)

Анализ данных по 10-му классу и студентам показал, что, как и в 8-х классах, самооценка внешности девушек ниже, чем самооценка внешности юношей. Особенно велик разрыв в группе с низкой самооценкой. Процент учащихся с низкой самооценкой практически тот же, что и в 8-х классах, то есть изменение самооценки внешности при переходе в старшие классы в груше с низкой самооценкой не происходит. Совершенно иное положение в группах с высокой и средней самооценкой. Здесь у десятиклассников и студентов мы наблюдаем увеличение числа как юношей, так и девушек с высокой самооценкой внешности за счет уменьшения их числа в груше со средней самооценкой, по сравнению с восьмиклассниками. Беседы с учителями, преподавателями и испытуемыми показали, что одним из существенных факторов, определяющих этот процесс, является возникновение новых отношений между юношами и девушками, повышающее их самооценку. В группах с низкой самооценкой этот фактор срабатывает гораздо реже.

Во всех возрастных группах самооценка внешности девушек ниже, чем юношей.

Выделение различных груш испытуемых позволяло выявить факторы, определяющие ту или иную самооценку внешности. Рядом исследователей (А.А. Бодалев, А.Г. Гусев, В.Н. Куницына и др.) установлено, что основным ориентиром, определяющим самооценку внешности, является эталон сверстника. Поэтому, прежде чем перейти к анализу характеристик собственной внешности, мы определили методом ранжирования набор значимых качеств внешности сверстника с учетом принадлежности испытуемых к группам с разной самооценкой внешности. Все данные подвергнуты статистической обработке. Определение значимости различий проводилось на основе проверки нуль-гипотезы. Распределение сравниваемых величин предполагалось биноминальным. Применена методика обработки данных, используемая в психологических исследованиях (Р. Готтсданкер, Г.В. Суходольский).

Различие считалось достоверным с вероятностью 0,95, если выполнялось условие:



где P1 и P2 – средние значения сравниваемых величин;

S1,2 = P1,2 (1-P1,2) – дисперсии сравниваемых величин;

N1,2 – число испытуемых в соответствующей группе;

M = N1+N2-2 – число степеней свободы;

tм – параметры распределения Стьюдента (данная формула применена для определения значимости различий сравниваемых величин по всем изучаемым параметрам).

Установлено, что основные качества внешности (рост, цвет глаз, ноги, некоторые другие) имеют одинаковую значимость для учащихся с разной самооценкой. Но есть и различия, причем проявляются они в зависимости и от возраста, и от самооценки, например: телосложение, цвет волос у юношей, некоторые другие. Выбор качеств в группе с низкой самооценкой представлен не так широко, как в других группах. Есть также другие различия в группах юношей и девушек с разной самооценкой, например, в 8-ом классе число значимых характеристик внешности сверстника у девушек разных групп примерно одинаково, у юношей же с низкой самооценкой оно существенно выше среднего. В 10-х классах, по сравнению с другими группами, максимальное число характеристик у юношей с низкой самооценкой.

Возрастная динамика, изменения эталона внешности сверстника в группах с разной самооценкой совершенно различна и для ряда из них значимо отличается от показателей группы в целом. Указанные тенденции иллюстрируются данными таблицы 2.

Таблица 2.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconКакие же особенности психологического и социального развития младших подростков?
Окого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconКурсовая работа по теме: “Развитие личности в дошкольном возрасте”
Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребёнка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconУчебная программа курса "Основы социализации личности"
Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Психологическая структура личности. Темперамент, характер, способности и их влияние на общение
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основное идеей своей педагогической концепции я считаю создание гармонично развитой духовно – нравственной личности учащегося. Время...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconКурсовая работа на тему: «Жаргонизмы, разговорные и просторечные слова в современной прессе»
По данным исследования, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлом занятии мы начали разговор по разделу «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Г. Тукай; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; умение выделить характерные особенности во внешности конкретной...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по биологии разработала преподаватель: Дьяченко Е. А
Жизнь человека, его здоровье, условия его труда и быта почти целиком зависят от правильности решений, принимаемых очень многими другими...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconЛекция Общение основа человеческого бытия
Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность и общение следует рассматривать как взаимосвязанные...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconСодержание введение 2
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconВосприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека
Решение этой грандиозной задачи возможно лишь на основе всестороннего изучения закономерностей, механизмов и факторов формирования...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теперь ученикам важно дать новые доказательства, аргументы и подтверждения, которыми они смогут воспользоваться для укрепления собственной...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconДипломная работа Понимание невербальной эмоциональной экспрессии младшими подростками
Как и А. Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью...
Влияние представления учащегося о собственной внешности и понимание им своей личности на его общение с другими людьми iconДипломная работа Понимание невербальной эмоциональной экспрессии младшими подростками
Как и А. Меграбиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск