Скачать 33.36 Kb.
|
Учебная программа курса "Основы социализации личности" 8-9 класс Пояснительная записка Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Период социализации обучающихся в 8-9-х классах совпадает с выбором профиля обучения и последующим профессиональным самоопределением. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего. Личностное самоопределение понимается как активное определение своего места в системе общественных отношений. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождение в общество. Особый акцент в преподавании курса сделан на использование знаний по другим школьным предметам, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Так изучение раздела "Психология и самопознание личности" тесно связано с такими дисциплинами как право, история, философия. Особое место в межпредметных связях отводится уроку литературы. Урок литературы обладает прекрасными возможностями в плане осознания и принятия себя, раскрепощении творческой энергии. Выделим такую форму самостоятельной творческой работы как эвристическое сочинение на тему: "Я и моя будущая профессия". Психологическая ценность этой работы состоит в возможности выразить себя, раскрыть свой внутренний мир и через такое самопредъявление увидеть в себе нечто чего раньше не замечал. Работая над Я-сочинением, обучающиеся составляют некий "образ" профессии, они как бы присваивают некие внешние рамки, проживают их, делая своими, а через это происходит углубление в себя, свои возможности, свои мечты. В связи с отсутствием соответствующего Государственного стандарта по преподаванию курса "Основы социализации личности" в школе, мы опираемся на исследования по проблеме профессионального самоопределения ряда авторов, а также на знания общей и возрастной психологии, методы практической психологии, социальной психологии. Концептуальной основой курса является гуманистическая теория развития и социализация личности. Для школьного возраста 13-14 лет характерны становление нового уровня развития самопознания, активизация процессов личностного самоопределения и формирования “Я”-концепции. Идеи гуманистической теории рефреном проходят через все темы курса. Выбор именно этой теории обусловлен тем, что в ней развитие личности рассматривается как процесс личностного роста, самоактуализации, саморазвития, что наиболее полно соответствует задачам возраста. Объектом учебной деятельности является объективная реальность (обнаружение, анализ, исследование, конструирование), изучение которой предполагает: 1.Овладение психологическими знаниями, способствующими личностному росту. 2. Достижение конструктивности в решении жизненно – важных проблем. Цель программы: Формирование у обучающихся социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности. Задачи: 1 Формирование жизненной перспективы через осмысление ценностных ориентаций. 2. Повышение уровня психологической компетентности учащихся; расширение границ самовосприятия; формирование адекватной самооценки; пробуждение потребности в самопознании. 3. Актуализация процесса профессионального самоопределения благодаря получению знаний о себе и о мире профессий; помощь в социальной и профессиональной адаптации. 4. Практико – ориентированная помощь в приобретении личного опыта в ситуации выбора. Программа может быть рекомендована обучающимся в 9-х классах, составляет 36 учебных часа. Занятия проходят один раз в неделю. Программа разработана в рамках интуитивно-психологического направления, что подразумевает “гибкость” расчасовки, т.е. темы могут расширяться или сокращаться в зависимости от “включенности” и заинтересованности учащихся той или иной проблемой. Программа предусматривает проведение традиционных и творческих уроков, включающих диспуты, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых обучающиеся имеют возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения, бесконфликтного общения, а также практические занятия. Особое место отводится самостоятельной работе обучающихся. Они ведут “Дневник самонаблюдений”. В результате предполагается развить умение анализировать особенности поведения человека, сформировать устойчивую потребность самопознания, способность к самонаблюдению и самоанализу. Оценка знаний обучающихся осуществляется на контрольном уроке в конце темы, который включает задания на осмысление проблемы и анализ личностного роста в результате полученных знаний. Обязательным условием получения зачета по программе является написание реферата, представление “Дневника самонаблюдения”, активность обучающихся на уроках |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 6 Модели социализации... Целью данного курса является формирование устойчивых представлений о моделях социализации личности, представленных в наиболее значительных... | «Школа социализации личности» «Школа социализации личности». В работе площадки принимали участие все педагоги и обучающиеся школы. Объектом исследования был выбран... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью курса является: Создание условий для социализации личности; Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные... | Программа построена по концентрическому принципу В основу курса заложена программа интегрированного учебного курса «Уроки здоровья и основы безопасности жизнедеятельности», учебная... | ||
Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» 9 класс До сих пор школа мало занималась проблемами социализации личности, её социально-речевой подготовки к жизни вне школьных стен | Тематическое планирование курса 10 класс И, в-третьих – помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных... | ||
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на... Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. Назначение... | Рабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры» «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») | ||
Программа опытно-экспериментальной работы отчёт о завершении работы... Отчёт о завершении работы оэп «Школа социализации личности» | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных... | ||
Урок обществознания в 8-х классах Познакомить учащихся с процессом социализации личности в обществе, показать роль воспитания в формировании личности, симметрию и... | Закон «Об образовании» ст. 14 «содержание образования должно обеспечивать... Организационно-управленческие основы введения нового комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»... Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы А. Я. Данилюка «Основы светской... | ||
Пояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления... | Рабочая программа учебного курса по Основам безопасности жизнедеятельности... Рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса представляет собой часть образовательной... |