МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №-26
Принято решением Утверждаю:
педагогического совета директор школы
от 29 августа 2013года ________ Соколова И.В
протокол №-12 « 05 » сентября 2013 год
Рабочая программа
по предмету «Обществознание»
учителя истории высшей квалификационной категории
Кудаковой Е.В.
Базовый уровень. 10-11 классы.
Автор: А.И.Кравченко.
2013 - 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс, по которому предложена данная программа, является продолжением курса «Обществознание» для 8-9 классов. Работа с ним, как и с предыдущим курсом, направлена не только на обучение учащихся знаниям о человеке, обществе в целом и основных его сферах, но и главным образом на воспитание у учащихся элементов гражданственности: социальной активности и ответственности, патриотизма, убежденности в конечной победе сил добра над силами зла. В содержании настоящего курса наряду с повторением изученных разделов курса основной школы предусматривается рассмотрение ряда новых актуальных аспектов обществоведческой проблематики на более высоком понятийном уровне, введение новых тем. Рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта. Назначение курса – содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Цели обществоведческой подготовки состоят в том, чтобы, используя возможности учебного предмета, способствовать формированию:
гуманистического мировоззрения;
необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые нормы нравственности; а также высшие социально-нравственные качества;
гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;
экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в условиях экономической свободы, понимание тех требований, которые предъявляет изменяющаяся экономическая обстановка;
умению получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;
умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера.
Задачи:
уметь самостоятельного добывать знания, приобретать умения и навыки;
понимать значение и осознавать ценность образования;
владеть системой предметных, межпредметных и надпредметных
(общеучебных) умений и навыков;
развивать свою познавательную сферу, стремиться к самообразованию;
владеть современной информационной культурой;
уметь планировать и организовывать собственную деятельность;
обладать правовым самосознанием, толерантным мышлением, приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям;
знать основные виды деятельности людей, сферы общественной жизни, способы правового регулирования общественных отношений.
Большое внимание в программе уделено формированию как специальных, так и общеучебных умений и навыков обучающихся, что на взгляд автора является актуальным. Программа предусматривает формирование ОУУН и способов деятельности на основе представленной ниже классификации.
Классификация и содержание общеучебных умений и навыков:
Организационные;
Информационные;
Интеллектуальные;
Коммуникативные.
1. Организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности обучающихся.
К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности;
постановка целей самообразовательной деятельности.
2. Информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
владение разными формами изложения учебного текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов информации;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.
3. Мыслительные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
4. Коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество с учителями и другими обучающимися, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;
владение приемами риторики;
организация совместной деятельности;
владение культурой речи;
ведение дискуссии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения обществознания на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
10 класс
№№
п/п
|
Название разделов
| Кол-во
часов
| 1.
| Раздел 1.Научное познание общества.
| 14
| 2.
| Раздел 2. Развитие общества.
| 12
| 3.
| Раздел 3. Рыночная экономика.
| 7
| 4.
| Раздел 4. Сфера производства.
| 12
| 5.
| Раздел 5. Политическая система общества.
| 9
| 6.
| Раздел 6. Политическая жизнь общества.
| 12
| 7.
| Итоговое повторение по всему курсу.
| 2
|
| Итого:
| 68
|
11 класс
№№
п/п
| Название тем
| Кол-во
часов
| 1. 1.
| Тема 1. Закон и право.
| 13
| 2.
| Тема 2. Гражданские правоотношения.
| 13
| 3.
| Тема 3. Социальная система общества.
| 9
| 4.
| Повторительно-обобщающий урок.
| 1
| 5.
| Тема 4. Взаимодействие людей в обществе
| 10
| 6.
| Повторительно-обобщающий урок.
| 1
| 7.
| Тема 5. Культура и духовная жизнь.
| 11
| 8.
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| 9.
| Тема 6. Внутренний мир и социализация человека.
| 6
| 10.
| Повторительно-обобщающий урок.
| 1
| 11.
| Итоговые занятия.
| 2
| 12.
| Итого
| 68
| Программно-тематическое планирование курса «Обществознание. 10 класс» (68 часов).
№№
уроков
|
Название разделов и тем.
| Кол-во
часов
|
Домашнее задание.
| Дата
план.
|
факт.
|
| Раздел 1. Научное познание общества.
| 14
|
|
|
| 1.
| Познание окружающего мира.
| 1
| Для всех уч-ся: введение,§1.
|
|
| 2-3
| Проблема истинности и ложности научных знаний
| 2
| Для всех уч-ся: §1. Репродуктивный уровень: в.1-2. Конструктивный уровень: в.4. Понятия и термины знать.
|
|
| 4-5.
| История воззрений на общество.
| 2
| Для всех уч-ся: §2. Репродуктивный уровень: в.1-2. Конструктивный уровень: в.5. Творческий уровень:
практикум, в.2. Понятия и термины
|
|
| 6-7.
| Строение общества.
| 2
| Для всех уч-ся: §3. Репродуктивный уровень: в.1,3,4.
|
|
| 8-9.
| Сферы общественной жизни.
| 2
| Для всех уч-ся: §3. Конструктивный уровень: схема
«Основные институты общества».
|
|
| 10-11.
| Цивилизация и общество.
| 2
| Для всех уч-ся: §4. Репродуктивный уровень: в.1-3,5. Конструктивный уровень: практикум, в.1.
Творческий уровень: практикум, в.2. Подготовиться к тесту.
|
|
| 12-13.
| Проблемы цивилизационного и формационного подходов.
|
2
| Для всех уч-ся: подготовиться к тесту. Творческий уровень: проблемный вопрос «Влияют ли различные цивилизации
друг на друга?» (По желанию).
|
|
| 14.
| Повторно-обобщающий урок: «Научное познание общества».
|
1
|
|
|
|
| Раздел 2. Развитие общества.
| 12
|
|
|
| 15-16.
| Современное общество.
| 2
| Для всех уч-ся: §5. Репродуктивный уровень: в.1-3. Конструктивный уровень: практикум, в.4.
|
|
| 17.
| Факторы изменения современного
общества.
| 1
| Для всех уч-ся: §5.Творческий уровень: эссе «Сходства и различия урбанизации и индустриализации».
|
|
| 18-19.
| Модернизация
| 2
| Для всех уч-ся: §6. Репродуктивный уровень: в.1,4,5. Конструктивный уровень: практикум. Творческий уровень: сообщение на тему «Модернизация – добро или зло?»
|
|
| 20-21.
| Глобализация человеческого общества.
|
2
| Для всех уч-ся: §7. Репродуктивный уровень: в.1-5. Конструктивный уровень: практикум, в.1
|
|
| 22-23.
| Мировая система.
| 2
| Для всех уч-ся: §8. Репродуктивный уровень: в.1,3,5. Конструктивный уровень: в.7. Творческий уровень:
практикум (работа по группам). Подготовиться к тесту.
|
|
| 24-25.
| Основные проблемы и тенденции развития современного общества.
|
2
| Для всех уч-ся: подготовка к тесту. Творческий уровень: реферат «Глобальные проблемы мира и пути их
разрешения».
|
|
| 26.
| Повторно-обобщающий урок: «Развитие общества».
|
1
|
|
|
|
| Раздел 3. Рыночная экономика.
| 7
|
|
|
| 27-28.
| Рыночное общество.
| 2
| Для всех уч-ся: §9. Репродуктивный уровень: в.1-3,7. Конструктивный уровень: в.6. Творческий уровень: мини-сочинение «Деньги не только благо, но и огромная беда
для человечества».
|
|
| 29.
| Эволюция капитализма.
| 1
| Для всех уч-ся: §10. Репродуктивный уровень: в.1-3,5,8. Конструктивный уровень: в.4. Творческий уровень:
практикум (письменно).
|
|
| 30- 31.
| Отношения между трудом и капиталом.
|
2
| Для всех уч-ся: §11. Репродуктивный уровень: в.1-3. Конструктивный уровень: практикум, в.1.
|
|
| 32.
| Рыночная экономика в условиях
современной России.
|
1
| Для всех уч-ся: §11, практикум, в.2 (письменно).
Подготовиться к тесту.
|
|
| 33.
| Повторно-обобщающий урок: «Рыночная экономика».
| 1
|
|
|
|
| Раздел 4. Сфера производства.
| 12
|
|
|
| 34-35.
| Производитель на рынке.
| 2
| Для всех уч-ся: §12. Репродуктивный уровень: в.1-3,5 Конструктивный уровень: в.4. Творческий уровень:
практикум.
|
|
| 36.
| Цена, спрос, предложение.
| 1
| Для всех уч-ся: §12. Репродуктивный уровень:
практические задачи.
|
|
| 37-38.
| Предпринимательство и бизнес.
| 2
| Для всех уч-ся: §13. Репродуктивный уровень: в.1-3,5,6. Конструктивный уровень: в.4,7 Творческий уровень: практикум, в.2.
|
|
| 39.
| Инфраструктура рыночной экономики.
|
1
| Для всех уч-ся: §14. Репродуктивный уровень: в.1-4. Конструктивный уровень: в.5,6. Творческий уровень: практикум (письменно).
|
|
| 40.
| Банк и банковская деятельность.
| 1
| Для всех уч-ся: реферат на тему «Банк и банковская деятельность».
|
|
| 41-42.
| Роль государства в экономике.
| 2
| Для всех уч-ся: §15. Репродуктивный уровень: в.2,3,6. Конструктивный уровень: в.5. Творческий уровень: аргументированный ответ на вопрос практикума 2.
|
|
| 43-44.
| Предпринимательство и бизнес в
современной России.
|
2
| Творческий уровень: эссе
«Можно ли победить коррупцию?»
|
|
| 45.
| Повторно-обобщающий урок:
«Сфера производства».
|
1
|
|
|
|
| Раздел 5. Политическая система общества.
| 9
|
|
|
| 46.
| Политическая власть.
| 1
| Для всех уч-ся: §16. Репродуктивный уровень: в.2,3,6. Конструктивный уровень: в.4. практикум.
|
|
| 47-48.
| Сущность и организация государства.
| 2
| Для всех уч-ся: §17. Репродуктивный уровень: в.1-3. Конструктивный уровень: в.5. Творческий уровень:
практикум, в.2.
|
|
| 49-50.
| Формы государственного устройства.
| 2
| Для всех уч-ся: §17. Конструктивный уровень: схемы
«Форма государственного устройства», «Форма правления». Творческий уровень: эссе «Возможно ли восстановление монархии в России?»
|
|
| 51.
| Местное самоуправление.
| 1
| Для всех уч-ся: §18. Репродуктивный уровень: в.4-7. Подготовиться к тесту.
|
|
| 52-53.
| Модели политической системы
современного общества.
|
2
| Для всех уч-ся: подготовиться к тесту. Творческий уровень: составить обращение в органы местного самоуправления (работа по группам).
|
|
| 54.
| Повторительно-обобщающий урок: «Политическая система общества».
|
1
|
|
|
|
| Раздел 6. Политическая жизнь общества.
| 12
|
|
|
| 55-56.
| Условия политической жизни.
| 2
| Для всех уч-ся: §19. Репродуктивный уровень: в.3-6. Конструктивный уровень: в.2. Творческий уровень:
практикум, в.1. Знать понятия и термины.
|
|
| 57-58.
| Формы управления политической жизнью
и механизмы участия граждан в этом управлении.
|
2
| Для всех уч-ся: §20. Репродуктивный уровень: в.1,3,4,7. Конструктивный уровень: практикум. творческий уровень: подготовка проектов «Рекламная кампания к выборам»
(работа по группам).
|
|
| 59.
| Политическая философия.
| 1
| Творческий уровень: сочинение-рассуждение
«Роль «четвертой власти» в обществе».
|
|
| 60.
| Субъекты политической жизни.
| 1
| Для всех уч-ся: §21. Репродуктивный уровень: в.5,6. Конструктивный уровень: в.1, практикум.
Творческий уровень: мини-сочинение (по в.4)
|
|
| 61-63.
| Я и политика.
| 3
| Деловая игра «Выборы». Подготовиться к контрольной
работе: повторить §§ 12-21.
|
|
| 64.
| Особенности политического процесса в России.
| 1
| Творческий уровень: сообщения на тему «Деятельность правительственных и неправительственных организаций
в РФ».
|
|
| 65.
| Правительственные и
неправительственные организации.
| 1
|
|
|
| 66.
| Повторно-обобщающий урок: «Политическая жизнь общества».
| 1
| К.р. Подготовиться к итоговому тестированию.
|
|
| 67-68.
| Итоговое повторение по всему курсу.
| 2
|
|
|
| |