№
урока
| Название разделов, тем уроков, планы уроков
| Кол-во часов
| Рекомендации по проведению урока.
| Цели изучения темы
| Основные понятия темы
| Домашнее задание
|
1-2
| Вводные уроки
1. Краткая характеристика курса. Ознакомление со структурой учебника, правилами работы с ним.
2. Цели и значение изучения истории.
3. Географическое положение России и его влияние на историю страны. Геополитический фактор в истории Отечества.
4. Природа страны и ее влияние на историю России.
5. Влияние на историю России многонационального состава ее населения.
6. Роль личности в истории России.
|
| Первый урок – лекция учителя с элементами беседы.
Второй урок – обсуждение изученных вопросов.
Характеристика особенностей развития России и факторов ее определивших.
Дискуссия о роли географического положения и природы России на историю страны.
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Сравнительная характеристика географического положения и природы России с географическим положением и природой … (страна по выбору учащихся)».
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия – евразийская страна.
Дискуссия о роли личности в истории.
(Введение).
|
| Исторический факт
Историческое пространство
История
Колонизация
Конкретно-исторический подход
Россия – евразийская страна
| Введение стр. 5-14
Вопросы 6, 11
|
| Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси
Учащиеся должны получить знания об этнокультурных и социально-политических процессах становления русской государственности, причинах появления государственной, княжеской власти и ее функциях; особенностях социально-политического развития Киевской Руси; организации гражданского управления и его роли в регулировании отношений с княжеской властью, дружинных связях и роли городов в системе социально-политических отношений; восточно-славянской племенной языческой культуре и кризисе языческого мировоззрения в связи с возникновением Древнерусского государства; принятии христианства и оформлении нового типа религиозно-идеологической организации общества.
На основе полученных знаний у учащихся формируется собственное видение проблем начального периода русской истории
Развиваются умения анализировать фактические данные, сопоставлять, сравнивать, обобщать.
Основные документы
* «Повесть временных лет»
* Геродот «История»
* Арабские хроники IX – X вв.
* Русская Правда
| Община,
Раннефеодальное государство,
Князь,
Старейшина,
Бояре,
Дружинник,
Смерд,
Холоп,
Людин,
Изгой,
Закуп,
Рядович,
Вече,
Полюдье,
Погост,
Уроки,
Вотчина,
Христианство,
Язычество,
Обычное право,
Натуральное хозяйство,
Норманнская и антинорманнская теории
|
|
3
| Появление человека на территории Восточной Европы
1. Начало истории («предыстория»).
2. Влияние оледенения на развитие человека.
3. Люди эпохи палеолита.
4. Послеледниковый период.
5. Неолитическая революция.
|
|
Лекция с элементами беседы
Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории».
Дискуссия о понятии «человек».
Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории».
Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.
|
| Матриархат
Мезолит
Неолит
Неолитическая революция
Палеолит
Патриархат
Предыстория (доисторический период)
энеолит
| § 1
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека».
|
4
| Формирование народов
1. Появление неравенства.
2. Складывание народов.
3. Индоевропейцы.
4. Расселение европейцев.
5. Место предков славян среди индоевропейцев.
6. Греческие колонии и скифы.
7. Великое переселение народов и Восточная Европа.
|
| Лекция учителя с элементами беседы с учащимися и работой их с картой.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Индоевропейцы: прародина, расселение на просторах Евразии».
Подготовка тезисов ответа по теме: «Место предков славян среди индоевропейцев».
|
| Анты
Боспорское царство
Великое переселение народов
Венеды
Индоевропейская языковая семья
Сарматы
Скифы
склавины
| §2-3
Составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов
|
5
| Славяне в V-VII вв. Религия древних славян
1. Первое восточнославянское государство.
2. борьба с аварами и хазарами
3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.
|
| Лекция с элементами эвристической беседы
Работа с картой и документами к параграфу.
Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.
Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).
|
| Волхвы
Племенной союз
язычество
| §4
Вопрос 7
|
6
| Предпосылки образования Древнерусского государства
1. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.
2. Развитие хозяйства.
3. Развитие городов и торговли.
4. Зарождение признаков государственности.
5. Усложнение структуры общества.
|
| Работа с картой.
Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв.
Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.
Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».
|
| Вервь
Вече
Княжеская дружина
Люди
Мотыжное земледелие
Оседлость
Пашенное земледелие
Подсечно-огневая система земледелия
Племенное военное ополчение
старейшины
| §5, задания
|
7
| Появление государства у восточных славян
1. Государство Русь на Днепре.
2. Варяги.
3. Дискуссия о происхождении слова «Русь».
4. Приход Рюрика в Новгород.
5. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.
|
| Работа с картой и документами к параграфу.
Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.
Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.
(§6).
|
| 862 г
882 г
907, 911 гг.
Антинорманнская теория
Варяги
Историография
Норманнская теория
Персоналии:
Рюрик
Олег
| § 6 вопросы: 1.Определите сильные и слабые стороны норманнистов и антинорманнистов.
2.Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Докажите, что процесс образования завершился лишь к концу X века
|
8
| Политика первых киевских князей
1Деятельность князя Олега
2.Правление князя Игоря
3. Правление княгини Ольги
4. Походы князя Святослава..
| 2
| Самостоятельная групповая работа с документами к параграфу и картой.
Характеристика реформы взимания дани.
Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.
|
| 944 г.
945 г
Ок. 957 г
964-972 гг.
Дань
Погосты
Полюдье
Уроки
Персоналии:
Игорь (912-945)
Ольга (945-962)
Святослав (962-972)
| § 7 составить развернутый план ответа по теме «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»
|
9
| Русь во времена Владимира Святославича
1. Внутренняя и внешняя политика Владимира
2. Первая попытка религиозной реформы
3. Крещение Руси
| 2
| Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.
Работа с документом к параграфу.
Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».
Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира.
Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.
|
| 972-980 гг
980-1015 гг
980 г
988 г.
Православие Персоналии:
Владимир I Святой (?-1015)§
| § 8, вопросы
Подготовить историческую характеристику Владимира Святославича по плану.
|
10-11
| Урок повторения и обобщения по теме «Предыстория народов России. Начало Руси»
1. Географическое положение и природа территории расселения восточных славян, их влияние на занятия и социальную жизнь славянских племен.
2. Формирование государственности восточных славян.
3. Язычество и христианство у восточных славян в Древней Руси: сравнительный анализ.
| 1
| Вариант 1. Урок проверки знаний по тестовым заданиям.
Вариант 2. Семинар по теме
|
|
|
|
| Тема II. Русь в XI-XII вв.
Формирование целостного представления об эпохе XI-XII вв. в истории Древнерусского государства; развитие навыков конкретно-исторического анализа.
Основные документы
* «Повесть временных лет»
Русская Правда
«Изборник»
«Устав» и «Поучение» детям Владимира Мономаха
Правда Ярославичей
«Слово о законе и благодати»
«Слово о полку Игореве»
| Раннефеодальная монархия
Великий князь
Дружина
Вотчинное хозяйство
Боярин
Смерды
Закупы
Холопы
Челядь
Рядовичи
Вече
Княжеские съезды
Посадник
Наместник
Кровная месть
Вира
Вирник
Собор
Фреска
Летопись
Скань
Зернь
Вира
Древнерусский город
|
|
12
| Правление Ярослава Мудрого
1. Вторая усобица на Руси.
2. Борьба Ярослава Мудрого за власть.
3. Ярослав Мудрый во главе Руси.
4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
|
| Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.
Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.
|
| 1015 г
1036 г
1037 г
1051 г
Гривна
Династический брак
«лествичный»(очередной) порядок престолонаследия
Раннефеодальная монархия (IX - XI вв)
Русская Правда
Персоналии:
Ярослав Мудрый (ок.978-1054)
Нестор
| § 9
Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».
|