Тематическое планирование курса 10 класс





НазваниеТематическое планирование курса 10 класс
страница1/5
Дата публикации03.12.2014
Размер0.66 Mb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > История > Тематическое планирование
  1   2   3   4   5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 класс профильный уровень

Основные цели курса определены, исходя из современных требований к историческому образованию учащихся полной средней школы. Во-первых, способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе. Во-вторых, углубить и развить знания учащихся по истории России, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе в направлении развития проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, углубления понимания причинно-следственных связей, раскрытия многомерности исторического процесса. И, в-третьих – помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.

Концептуально и методологически курс опирается на фундаментальные достижения отечественной историографии, в т.ч. и на сравнительно новые оценки истории Рос-сии изучаемого периода. Комплект включает:

  • программу «История Отечества с древнейших времён до 1917 г.» (Авторы: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, С.И. Козленко) – М.: Просвещение, 2007 г, допущенной для использования Министерством образования Российской Федерации;

  • учебник Сахарова А.Н. и Буганова В.И. «История России с древнейших времен до конца XVII века» – М.: Просвещение, 2008;

  • учебник Буганова В.И. и Зырянова П.Н. «История России. Конец XVII—XIX век» – М.: Просвещение, 2008.

Учебники вышли в 2008 г. четырнадцатым изданием

Оба учебника получили гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации».

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного исторического образования, в т.ч. концепции модернизации образования. Курс полностью соответствует действующему обязательному минимуму содержания исторического образования в старшей школе и в своей основе удовлетворяет требования стандарта полного среднего образования по истории;

  • расширение и обобщение в актуализирующем плане знаний учащихся по истории России, полученных в основной школе;

  • рассмотрение истории России как многофакторного процесса;

  • акцент на подход социальной антропологии, предусматривающей выдвижение на первый план рассмотрение человека как субъекта истории, истории повседневности;

  • усиление внимания к социально-психологическим аспектам исторического бытия, в т.ч. и в обращении к изучению персоналий;

  • изучение истории Отечества как истории многонационального государства;

  • структурирование заданий к учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

  • В предлагаемых учебниках содержатся документы, которые позволяют организовать уроки с опорой на работу учащихся с источниками. Но для проведения полноценных школьных семинарских занятий рекомендуется дополнительно использовать хрестоматии для учащихся:

История России с древнейших времен до конца XVII в.: Хрестоматия / Авторы-составители Л.Е. Морозова, Е.В. Пчелов. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
История России. XVIII-XIX вв.: Хрестоматия / Авторы-составители Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я.. Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 1. С древнейших времен до XVII века / Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. I. XVII – начало XVIII века / Сост. : И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995.
Хрестоматия по истории России. В 4-х тт. – Т. 2. В 2 кн. Кн. II. Вторая четверть – конец XVIII века / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. – М.: МИРОС, 1997.



урока

Название разделов, тем уроков, планы уроков

Кол-во часов

Рекомендации по проведению урока.

Цели изучения темы


Основные понятия темы

Домашнее задание

1-2

Вводные уроки

1. Краткая характеристика курса. Ознакомление со структурой учебника, правилами работы с ним.

2. Цели и значение изучения истории.

3. Географическое положение России и его влияние на историю страны. Геополитический фактор в истории Отечества.

4. Природа страны и ее влияние на историю России.

5. Влияние на историю России многонационального состава ее населения.

6. Роль личности в истории России.




Первый урок – лекция учителя с элементами беседы.

Второй урок – обсуждение изученных вопросов.

Характеристика особенностей развития России и факторов ее определивших.

Дискуссия о роли географического положения и природы России на историю страны.

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Сравнительная характеристика географического положения и природы России с географическим положением и природой … (страна по выбору учащихся)».

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Россия – евразийская страна.

Дискуссия о роли личности в истории.

(Введение).




Исторический факт

Историческое пространство

История

Колонизация

Конкретно-исторический подход

Россия – евразийская страна

Введение стр. 5-14

Вопросы 6, 11




Тема I. Предыстория народов России. Начало Руси

Учащиеся должны получить знания об этнокультурных и социально-политических процессах становления русской государственности, причинах появления государственной, княжеской власти и ее функциях; особенностях социально-политического развития Киевской Руси; организации гражданского управления и его роли в регулировании отношений с княжеской властью, дружинных связях и роли городов в системе социально-политических отношений; восточно-славянской племенной языческой культуре и кризисе языческого мировоззрения в связи с возникновением Древнерусского государства; принятии христианства и оформлении нового типа религиозно-идеологической организации общества.

На основе полученных знаний у учащихся формируется собственное видение проблем начального периода русской истории

Развиваются умения анализировать фактические данные, сопоставлять, сравнивать, обобщать.

Основные документы

* «Повесть временных лет»

* Геродот «История»

* Арабские хроники IX – X вв.

* Русская Правда


Община,

Раннефеодальное государство,

Князь,

Старейшина,

Бояре,

Дружинник,

Смерд,

Холоп,

Людин,

Изгой,

Закуп,

Рядович,

Вече,

Полюдье,

Погост,

Уроки,

Вотчина,

Христианство,

Язычество,

Обычное право,

Натуральное хозяйство,

Норманнская и антинорманнская теории





3

Появление человека на территории Восточной Европы

1. Начало истории («предыстория»).

2. Влияние оледенения на развитие человека.

3. Люди эпохи палеолита.

4. Послеледниковый период.

5. Неолитическая революция.





Лекция с элементами беседы

Характеристика основных периодов развития человека в его «предыстории».

Дискуссия о понятии «человек».

Выявление факторов, определявших развитие человека и общества в период «предыстории».

Сравнительная характеристика матриархата и патриархата.





Матриархат

Мезолит

Неолит

Неолитическая революция

Палеолит

Патриархат

Предыстория (доисторический период)

энеолит

§ 1

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Роль неолитической революции в развитии человека».


4

Формирование народов

1. Появление неравенства.

2. Складывание народов.

3. Индоевропейцы.

4. Расселение европейцев.

5. Место предков славян среди индоевропейцев.

6. Греческие колонии и скифы.

7. Великое переселение народов и Восточная Европа.




Лекция учителя с элементами беседы с учащимися и работой их с картой.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Индоевропейцы: прародина, расселение на просторах Евразии».

Подготовка тезисов ответа по теме: «Место предков славян среди индоевропейцев».





Анты

Боспорское царство

Великое переселение народов

Венеды

Индоевропейская языковая семья

Сарматы

Скифы

склавины

§2-3

Составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов

5

Славяне в V-VII вв. Религия древних славян

1. Первое восточнославянское государство.

2. борьба с аварами и хазарами

3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.




Лекция с элементами эвристической беседы

Работа с картой и документами к параграфу.

Характеристика перемен в жизни славян в VI-VII вв.

Определение связи религиозных верований славян и их занятий и общественной жизни.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни (суеверия, обычаи, традиции).




Волхвы

Племенной союз

язычество

§4

Вопрос 7

6

Предпосылки образования Древнерусского государства

1. Восточнославянские племена в VIII-IX вв.

2. Развитие хозяйства.

3. Развитие городов и торговли.

4. Зарождение признаков государственности.

5. Усложнение структуры общества.




Работа с картой.

Характеристика хозяйства и социальных отношений восточных славян VIII-IX вв.

Обсуждение вопроса о роли особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровня общественных отношений.

Подготовка схемы «Структура общества и восточных славян в VIII-IX вв.».




Вервь

Вече

Княжеская дружина

Люди

Мотыжное земледелие

Оседлость

Пашенное земледелие

Подсечно-огневая система земледелия

Племенное военное ополчение

старейшины

§5, задания

7

Появление государства у восточных славян

1. Государство Русь на Днепре.

2. Варяги.

3. Дискуссия о происхождении слова «Русь».

4. Приход Рюрика в Новгород.

5. Создание единого государства Русь, его развитие в X в.




Работа с картой и документами к параграфу.

Определение фактов, доказывающих появления государства у восточных славян в изучаемый период.

Сравнительная характеристика географического положения и природных условий Киева и Новгорода, определение их влияния на особенности развития этих государственных центров.

(§6).




862 г

882 г

907, 911 гг.

Антинорманнская теория

Варяги

Историография

Норманнская теория

Персоналии:

Рюрик

Олег


§ 6 вопросы:
1.Определите сильные и слабые стороны норманнистов и антинорманнистов.

2.Можно ли считать, что государство сложилось во время правления Олега? Докажите, что процесс образования завершился лишь к концу X века

8

Политика первых киевских князей

1Деятельность князя Олега

2.Правление князя Игоря

3. Правление княгини Ольги

4. Походы князя Святослава..

2

Самостоятельная групповая работа с документами к параграфу и картой.

Характеристика реформы взимания дани.

Сравнительная характеристика Игоря, Ольги и Святослава как правителей Древней Руси.





944 г.

945 г

Ок. 957 г

964-972 гг.

Дань

Погосты

Полюдье

Уроки

Персоналии:

Игорь (912-945)

Ольга (945-962)

Святослав (962-972)


§ 7 составить развернутый план ответа по теме «Святослав – Александр Македонский Восточной Европы»

9

Русь во времена Владимира Святославича

1. Внутренняя и внешняя политика Владимира

2. Первая попытка религиозной реформы

3. Крещение Руси

2

Сравнительная характеристика личности и правления Святослава и Владимира.

Работа с документом к параграфу.

Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Русь в годы правления Владимира Святославича».

Дискуссия причинах и значении религиозных реформ Владимира.

Подготовка тезисов ответа на вопрос о значении принятия христианства на Руси.




972-980 гг

980-1015 гг

980 г

988 г.

Православие
Персоналии:

Владимир I Святой (?-1015)§

§ 8, вопросы

Подготовить историческую характеристику Владимира Святославича по плану.

10-11

Урок повторения и обобщения по теме «Предыстория народов России. Начало Руси»

1. Географическое положение и природа территории расселения восточных славян, их влияние на занятия и социальную жизнь славянских племен.

2. Формирование государственности восточных славян.

3. Язычество и христианство у восточных славян в Древней Руси: сравнительный анализ.

1

Вариант 1. Урок проверки знаний по тестовым заданиям.

Вариант 2. Семинар по теме














Тема II. Русь в XI-XII вв.

Формирование целостного представления об эпохе XI-XII вв. в истории Древнерусского государства; развитие навыков конкретно-исторического анализа.

Основные документы

* «Повесть временных лет»

  • Русская Правда

  • «Изборник»

  • «Устав» и «Поучение» детям Владимира Мономаха

  • Правда Ярославичей

  • «Слово о законе и благодати»

  • «Слово о полку Игореве»

Раннефеодальная монархия

Великий князь

Дружина

Вотчинное хозяйство

Боярин

Смерды

Закупы

Холопы

Челядь

Рядовичи

Вече

Княжеские съезды

Посадник

Наместник

Кровная месть

Вира

Вирник

Собор

Фреска

Летопись

Скань

Зернь

Вира

Древнерусский город




12

Правление Ярослава Мудрого

1. Вторая усобица на Руси.

2. Борьба Ярослава Мудрого за власть.

3. Ярослав Мудрый во главе Руси.

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого.




Сравнительная характеристика причин, сущности и результатов первой и второй усобиц на Руси.

Сравнение личности и деятельности князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.






1015 г

1036 г

1037 г

1051 г

Гривна

Династический брак

«лествичный»(очередной) порядок престолонаследия

Раннефеодальная монархия (IX - XI вв)

Русская Правда

Персоналии:

Ярослав Мудрый (ок.978-1054)

Нестор

§ 9

Подготовка тезисов ответа на вопрос: «Русь Ярослава Мудрого – европейская держава».

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса «Искусство» 8-9 класс
Календарно- тематическое планирование курса «Искусство» 8-9 класс Первая четверть
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с...
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л....
Тематическое планирование курса 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование 9 класс «Химия» Учитель: Рогожникова...
Календарно-тематическое планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также курса...
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование основного курса информатики и информационных...
...
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса «История средних веков» для 6 класс
...
Тематическое планирование курса 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование по учебному курсу «Технология»...
Планирование составлено на основе программы Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса физики 11 класс

Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование по информатике и икт составлена на основе...
Календарно- тематическое планирование по информатике и икт составлена на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной...
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование по алгебре за 8 класс
Развернутое тематическое планирование по алгебре за 8 класс по учебнику А. Г. Мордкович «Алгебра 8». (3 часа в неделю)
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса Примерное календарно-тематическое...
Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования иумк в рамках традиционной классно-урочной системы организации...
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование по математике, 1 класс
Учебно-тематическое планирование по математике, 1 класс, автор учебника М. И. Моро
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование. География. 10 класс
Учебно-тематическое планирование. География. 10 класс (35 часов – 1 урок в неделю)
Тематическое планирование курса 10 класс iconРабочая программа учебного курса «геометрия» в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; содержание курса; основные требования к уровню подготовки выпускников;...
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование курса «Обществознание» 6 класс
Обществознание. Программа курса. 5 – 7 классы. А. И. Кравченко. Москва. «Русское слово»
Тематическое планирование курса 10 класс iconТематическое планирование по русскому языку на 3 четверть для 7 «В» класс
Данное тематическое планирование составлено для 7 «В» класса в соответствии с программой М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженкой, Н. М....
Тематическое планирование курса 10 класс iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала История 10...
Тематическое планирование уроков по курсу История России с древнейших времен до конца XVIII века. (10 класс)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск