Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 211.8 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.12.2013
Размер211.8 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Психология > Закон
Преподаватель:

Кандидат психол. наук, доцент кафедры психологии,

Кузнецова Елена Владимировна
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ» ЧАСТЬ 2.

Раздел 2 «Возрастная и педагогическая психология» (4 семестр)

Для студентов 2 курса ФФ, ФМИ
Занятие № 1.

Практическое занятие № 1.

Тема: Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе

Семинар носит проблемный характер, для которого отобраны узловые, важнейшие разделы курса, составляющие концептуальное содержание учебной дисциплины.

Форма семинара – семинар-дискуссия.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо:

    • Используя рекомендованные источники, теоретически проработать узловые проблемы дискуссии.

    • Современный психолог Л. Ф. Обухова, опираясь на позицию Л.С. Выготского относительно принципиальных различий «биологизаторского», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно-научной и культурно-исторической. Греческое слово «парадигма» переводится как «модель», «образец». Следовательно, господство научной парадигмы означает, что подавляющее большинство исследований проходит в рамках и в русле одного теоретического направления. Т.е. большинство ученых смотрят на изучаемые ими явления именно сквозь призму утвердившейся научной парадигмы.

Проведите сравнительный анализ двух парадигм в исследовании развитии (См. таблицу).

Основные установки двух парадигм в исследовании психического развития

Параметры развития

Параметры развития психики человека и их понимание представителями разных концепций

Естественно-научная парадигма

Культурно-историческая парадигма

Ход развития







Условия развития







Источник развития







Форма развития







Движущие силы развития







    • Подготовить проблемные вопросы для дискуссии.


Темы для обсуждения:

  1. Понятие развития в современной психологии. Рост и развитие.

  2. Закономерности психического развития. Понятие о гетерохронности.

  3. Проблема соотношения биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка.

  4. Естественно-научная и культурно-историческая парадигма исследования психического развития ребенка (сравнительный анализ).



Литература:

    1. Баттерворт Д. Харрис М. Принципы психологии развития. – М., 2001. – С. 36-46.

    2. Бочаров В.В. Антропология возраста. – СПб., 2001. – С. 7-22, 29-30, 44-45.

    3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000. – С. 5-42.

    4. Шмидт В.В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования // Психология старости и старения. - №1 (17). – 2002. – С. 6-17.

    5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

    6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

    7. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

    8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

    9. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

    10. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.

    11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.


Практическое занятие №2-3

Тема: Представление о движущих силах, источниках и условиях психического развития в зарубежной психологии»



  1. Концепция рекапитуляции Ст. Холла. Закон повторяемости форм развития. Проблемы связи исторического и онтогенетического развития.

  2. Теория трех ступеней психического развития К. Бюллера.

  3. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна (наследственность и среда).

  4. Нормативный подход к исследованию психического развития. Практическая система диагностики психического развития от рождения до юношеского возраста (А. Бине, А. Геззел, Л. Термен, П. Векслер). Методы тестового обследования интеллектуального развития ребенка.

  5. Концепция научения в классическом бихевиоризме (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). Роль среды в психическом развитии. Оперантное научение. Объективный метод изучения поведения человека и животного.

  6. Концепция социального научения (Н. Миллер и Дж. Доллард, А. Бандура, Р. Сирс, Э. Бронфенбреннер). Основные экспериментальные исследования.

  7. Психоаналитическая концепция психического развития З. Фрейда. Представление о структуре личности. Стадии психосексуального развития ребенка. Психоанализ как метод выявления неосознаваемых мотивов. Развитие школы психоанализа (А. Фрейд, М. Клейн). Защитные механизмы личности. Конфликтные отношения между ребенком и обществом.

  8. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. Жизненные кризисы и формы их преодоления. Стадии психосоциального развития личности. Виды идентичности (групповая и эгоидентичность).

  9. Теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Стадии интеллектуального развития. Клинический метод исследования мышления. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления.


Литература:

      1. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // сбор. Сочинений в 6-ти томах. Т. 4. – М., 1984. – С.244-268.

      2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости /И.Ю. Кулагина. – М., 2001.

      3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С. 177-192.

      4. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М., 2000.

      5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - № 5. – 1996.

      6. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997.

      7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1995. – С. 23-43.


Практическое занятие № 4

Тема: Проблема движущих сил, источников и условий психического развития в отечественной психологии



        1. Культурно-историческая концепция психического развития Л.С. Выготского.

    • структура и динамика возраста;

    • кризисы как своеобразные психические возрасты: природа, содержание, структура и симптоматика;

    • понятие о сензитивных периодах развития психики: природа значение, проявление

    • Роль обучения в психическом развитии ребенка. Теоретическое и практическое значение понятия «зоны ближайшего развития».




  1. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А. И. Леонтьев, П. Я. Гальперин; Д. Б. Эльконин). Проблема специфичности онтогенеза психики человека.

  • Периодизация психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Категория ведущего типа деятельности. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка.

  • Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий. П. Я. Гальперин.


Литература:

  1. Божович Л. И. Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для современных исследований психологии личности //Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 24-30.

  2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3. С. 6- 41, 57-90, 91–114.

  3. Выготский Л. С. Мышление и речь// Там же. Т. 2. С. 246-269.

  4. Выготский Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4.

  5. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка// Собр.соч.: В 6 т. М., 1984. Т.6. С. 53-59.

  6. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. С. 3-42.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996

  8. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1.

  9. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка //Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

  10. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С.230-268 Ждан А.Н. История психологии. М., 1997. С.248-261, 276-303.

  11. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1995. С.177-192.

  12. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 23-37,143-164.

  13. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1 Предмет и методы возрастной психологии /Под ред. Карабановой О.А., Подольского А.И., Бурменской Г.В. М., 1999. С.112-220

  14. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского// Избр. психол. труды. М., 1989.

  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. С. 33-64.


Практическое занятие № 5.

Тема: Младенческий возраст

  1. Период новорожденности. Безусловные и ранние условные рефлексы. Развитие движений и поз.

  2. Социальная ситуация развития ребенка в младшем возрасте. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте. «Комплекс оживления» как новообразование периода новорожденности. Формирование потребности в общении. Основные средства общения ребенка со взрослым.

  3. Подготовительные стадии в развитии речи.

  4. Основные новообразования младенческого возраста.

  5. Значение кризиса первого года жизни.

  6. Понятие психической депривации. Виды деприваций. Влияние пережитой депривации на психическое развитие ребенка.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991

  2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 143 -144.

  3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Там же.Т. 4. С. 269-318.

  4. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия /Под ред. В. С. Мухиной. М., 1991.

  5. Лангмейер И., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 47-48, 64-73, 244- 253.

  6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30-46, 65-86.

  7. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 193-212.

  8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 62-64,110

  9. Скворцов И.А. Детство нервной системы. М., 2000

  10. Смирнова Е.О. Психология ребенка М., 1997

  11. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960. Гл. 3. С. 23-80; Гл. 4. Ч.2.

  12. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 151-157.


Практическое занятие №6

Тема: Ранний возраст

  1. Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.

  2. Орудийно-предметная деятельность как ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Качественное отличие орудий человека и вспомогательных средств животных.

  3. Роль активной речи ребенка в процессе совместной деятельности со взрослым по поводу овладения предметными действиями.

  4. Общая характеристика психических особенностей ребенка в раннем возрасте: особенности восприятия, памяти, мышления.

  5. Возникновение стремления к самостоятельности. Феномен «Я сам» и характеристика других новообразований у детей в период кризиса трех лет.

Литература

  1. Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т.4. С. 340-375.

  2. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Психология как объективная наука. Воронеж, 1997

  3. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78-85.

  4. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей //Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.; Воронеж, 1997. С. 272–284.

  5. Новоселова М.И раРазвитие мышления в раннем возрасте.М., 1978

  6. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 212-230.

  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000. С. 64-66, 121.

  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. Ч. 2. Гл. 5. С. 93–137.

  9. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве// Избр. психол. труды. М., 1989.С. 130-!41

  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. С. 92-94, 158-166.


Практическое занятие № 7

Тема: Психология дошкольного возраста.

  1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период дошкольного возраста. Познание мира человеческих отношений средствами символико-моделирующей деятельности.

  2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Роль различных видов деятельности дошкольника (изобразительная деятельность, элементарный труд, учение, восприятие сказки) в развитии психических процессов и личности дошкольников.

  3. Развитие памяти, мышления и речи в дошкольном возрасте. Формирование умственных действий и понятий.

  4. Особенности усвоения нравственных норм в дошкольном детстве.

  5. Специфика эмоционально-волевой регуляции поведения дошкольника.

  6. Личностные новообразования дошкольного возраста.


Литература:

  1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

  2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

  3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

  4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.


Практическое занятие № 8.

Тема: Психология младшего школьного возраста

  1. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте.

  2. Проблема готовности ребенка к школьному обучению:

  • понятие и структура готовности ребенка к школьному обучению;

  • диагностика готовности ребенка к школьному обучению.

  1. Структура учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника. Влияние учебной деятельности на развитие познавательной функции. Когнитивные новообразования младшего школьного возраста.

  2. Личностные новообразования младшего школьного возраста.

  3. Причины и формы дезадаптации в период младшего школьного возраста и возможные пути ее профилактики и коррекции.

Литература:

    1. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

    2. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

    3. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

    4. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

    5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.


Практическое занятие № 9

Тема: Психологические особенности и проблемы подросткового возраста

  1. Проблема определения хронологических рамок подросткового возраста.

  2. Развитие когнитивных процессов в подростковом возрасте.

  3. Особенности эмоционально-мотивационной сферы подростка.

  4. Личностные новообразования в подростковом возрасте. Особенности самооценки подростка.

  5. Причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте.

  6. Характеристика учебной деятельности подростков. Возможные проблемы и пути их преодоления.


Литература:

  1. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. – С.139-167, 178-208.

  2. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., 1991. – С. 91-98.

  3. Психология человека от рождения до смерти / под. Ред. А.А. Реана. – СПб, 2002 (Психологическая энциклопедия).

  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов. – СПб., 2000 (Мастера психологии).

  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

  6. Байярд Р. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1997.

  7. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000 (Мастера психологии).

  8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

  9. Рабочая книга школьного психолога / под ред. Дубровиной. – М., 1991. – С. 124-142.


Практическое занятие № 10.

Тема: Причины возникновения «отклоняющегося» поведения в подростковом возрасте и возможные пути коррекции

  1. Типология «отклоняющегося» поведения подростка. Причины возникновения «отклоняющегося» поведения в подростковом возрасте.

  2. Психологические особенности аддиктивного поведения подростков и его типология.

  3. Подростковая агрессия, пути предупреждения. Аутоагрессивное поведение подростков.

  4. Психологическая помощь подростку. Работа с «трудными» детьми.


Литература:

  1. Короленко Ц.П. Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. – Новосибирск, 1980. – С. 5-6, 19-41.

  2. Максимова М.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – Т.17. - № 3. - 1996. – С. 149-152.

  3. Фигдор Г. Может ли школа помочь условно осужденным подросткам? // Вопросы психологии. - № 4. - 1998. – С. 30-41.

  4. Байярд Р. Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1997.

  5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. – С. 122-132.

  6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учебное пособие для вузов. – СПб., 2000 (Мастера психологии).

  7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

  8. Заика Е.В. и др. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // вопросы психологии. – № 4. – 1990.


Практическое занятие №11

Тема: Психология юношеского возраста

  1. Характеристика социальной ситуации развития.

  2. Специфика когнитивного развития.

  3. Личностное развитие. Личностные новообразования как ресурсы социально-психологической адаптации, самоактуализации и самореализации.

  4. Проблемы профессионального выбора и самоопределения в юношеский период. Проблема преодоления внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения в период юношества.


Литература:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 2003.

  2. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего// Вопросы психологии. - 2001. - №1. – С.57-64.

  3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002 («Психологическая энциклопедия»).

  4. Психология развития / под ред. Е. Строгановой. – СПб: Питер, 2001 (Хрестоматия по психологии).

  5. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2001.

  6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М., 2002. – 270 с.

  7. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л.М. Митиной. – М., 2003.

  8. Крайг Р. Психология развития. – СПб, 1999. – С.669-670.

  9. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 1997. – С. 118-127, 217-235.

  10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001.


Практическое занятие № 12

Тема: Зрелые возраста

  1. Молодость – начальный этап зрелости. Установление интимных лично-близких связей с другим человеком ситуации как основная потребность зрелости.

  2. Специфика профессиональной самореализации в зрелости.

  3. Психологический смысл кризиса середины жизни.

  4. Особенности динамики познавательных процессов в зрелом возрасте.


Литература:

  1. Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 52-60.

  2. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1980. № 2. С. 3-11.

  3. Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Ривитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. С. 182-186.

  4. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых// Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 57-66.


Практическое занятие №13+ Тестирование №1
Тема 13. Поздние возраста

  1. Биологические и социальные факторы старения.

  2. Изменение системы социальных связей и отношений в пожилом возрасте.

  3. Ведущий тип деятельности в пожилом возрасте. Приобретение жизненной мудрости.

  4. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.


Литература:

  1. Выготский Л.С. Дефект и компенсация. // Собр. соч.: В 6 т.М., 1984. Т. 5. С. 34-48.

  2. Грегор О. Жить, не старея. М., 1992. С. 246-269.

  3. Лабиринты одиночества /Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. Статьи: И. Эйсена, М. Кларк и В. Эндерсон, Т. Ваксон, Л. Пепло. С. 433-510.

  4. Панина Н. В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути //Жизненный путь личности/ Под ред. Л. В. Сохань. Киев, 1987. С. 236-247.

  5. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия — почитание // Природа. 1986. № 5. С. 88-95.

  6. Дополнительная литература

  7. Алексеевич Г. С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1970. Т. 2.

  8. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

  9. Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. М., 1989.

  10. Дыскин А.А., Решетюк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. М., 1988.

  11. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

  12. Калиш Р. Пожилые люди и горе//Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

  13. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 213-231.

  14. Краснова О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я?» //Психология зрелости и старения. 1997. № 1.

  15. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.,2001. С. 436-455

  16. Резников С. Г., Рожков А. Г. Жильцы дома-интерната для престарелых // Социологические исследования. 1991. С. 71-73.


Практическое занятие № 14.

Тема; Педагогическая психология как наука

  1. Предмет, задачи педагогической психологии. Принципы и методы исследования.

  2. Этапы развития педагогической психологии:

  • Общедидактический этап: Я.А. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, Дистервейг, К.Д. Ушинский, С.Г. Шацкий.

  • Этап оформления педагогической психологии в самостоятельную науку, появление первых экспериментальных работ А.Н. Нечаева, А. Бине, Б. Анри, Э. Меймана, Г. Эббингауза, Ж. Пиаже, А. Валлона, Э. Клапареда, Дж. Уотсона, Э. Толмена, Г. Газри, Т. Халла, Б. Скинера, Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В. Штерна, М. Монтесори, Э. Меймана.

  • Этап разработки теоретических основ психологических теорий обучения.

  1. История становления педагогической психологии в России.

  2. Принципы педологии как комплексной науки о ребенке.


Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 1995.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 1997.

  3. Психология и педагогика/Сост. и отв.ред. Радугин А.А. - М.,1996.

  4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

  5. Педагогическая психология /Под ред. Клюевой Н.В. М.,2003;

  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2000.


Практическое занятие № 15.

Тема: Психология обучения

  1. Научение и учение, различные подходы к их определению.

  2. Учебная деятельность: понятие, структура, цели.

  3. Мотивы и мотивация учения.

  4. Особенности усвоения знаний, умений и навыков (возрастной аспект).

  5. Походы к определению обучения (К.К. Платонов, П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, И.Ф. Харламов).

  6. Проблемы обучения и психического развития. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

  7. Обучаемость: виды, уровни, проявления. Факторы обучаемости.


Литература:

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2005.

  2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. – СПб: Издательство «Питер», 2000.

  3. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М., 1983.

  4. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии /Н.А. Менчинская. – М., 1978.

  5. Теории учения: Хрестоматия./ Под ред. Н.Ф.Талызиной и др., 1998.

  6. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.


Практическое занятие №16

Тема: Психологические проблемы школьной неуспеваемости и мотивации учения


  1. Виды школьной неуспеваемости. Специфика школьной неуспеваемости на различных этапах обучения в школе.

  2. Социально-психологические причины школьной неуспеваемости.

  3. Проблемы развития мотивационной сферы детей как одна из причин школьной неуспеваемости.

  4. Интеллектуальная пассивность учащихся. Помощь школьникам при трудностях в учении.

  5. Методы работы с неуспевающими.


Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка Хрестоматия по психологии. Уч. Пособие / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.

  2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4.

  3. Липкина А.И. Как формировать и изменять самооценку. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 272- 278.

  4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

  5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

  6. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные учащиеся // Вопросы психологии. 1991. - № 6. - С. 45-52.

  7. Психологическая готовность к школьному обучению / Практическая психология в образовании. Уч. пособие. - / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: «Сфера», 1997

  8. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. - №3. – С.149-153.

  9. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практ. пособие. – М.:Айрис-пресс,2006. – 256с.

  10. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Изд.центр «Академия», 1997. – 320с.

Практическое занятие № 17

Тема: Психология образовательной деятельности

  1. Понятия: образование и образовательные системы, компоненты образования: обучение, развитие, воспитание.

  2. Содержание образования. Образование как социокультурный феномен.

  3. Особенности отношения к ребенку на ранних этапах развития общества, культурологический подход к образованию.

  4. Изменение отношения к ребенку в зависимости от уровня развития общества.

  5. Философско-психологические представления о сущности человека как основа для построения образовательного процесса: психоаналитический подход, бихевиористический подход, экзистенциально-гуманистический подход, субъективный подход.

  6. Теории обучения: ассоциативная теория, бихевиористическая теория, теория социального научения, когнитивные теории. Концепция развития и обучения Л.С. Выготского.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспект статьи: Кондаков И.М. Мониторинг образования: анализ ситуационно-специфического поведения учащегося // Прикладная психология. 2002. №3. С.32-39.

  2. Конспект статьи: Браславский Д.Ю. Содержание образования в контексте социокультурных перемен // Образование в современной школе. 2005. №1. С. 47-62.


Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - М., 1995.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д, 1997.

  3. Психология и педагогика/Сост. и отв.ред.Радугин А.А. - М.,1996.

  4. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998.

  5. Педагогическая психология /Под ред. Клюевой Н.В. М.,2003;

  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2000.


Практическое занятие №18-19.

Тема: Психологические основы образовательных технологий


  1. Психология развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

  2. Принципы обучения в экспериментально-дидактической системе Л.В. Занкова: принцип обучения на высоком уровне трудности; идти вперед быстрым темпом; принцип осознания школьниками процесса учения; «дать простор индивидуальности».

  3. Теоретические основы программированного обучения. Психологические требования к программированному обучению (Б. Скиннер). Алгоритмизация как один из способов оптимизации обучения (Л.Н. Ланда). Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.

  4. Психология проблемного обучения. Проблемная ситуация. Уровни проблемного обучения. Проблемное обучение и развитие творчества (М.И. Махмутов).

  5. «Отметка» и «оценка». Психолого-педагогические проблемы оценки знаний учащихся.

  6. Психология диалогического общения в школе.

  7. Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения.

  8. Психологические аспекты компьютеризации обучения.


Литература:

  1. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения /В.В. Давыдов. – 1996.

  2. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.


Практическое занятие № 20.

Тема: Психология педагогической деятельности

  1. Содержание и структура педагогической деятельности (предмет, средства, способы). Функции и противоречия педагогической деятельности.

  2. Уровни продуктивности педагогической деятельности.

  3. Педагог как субъект педагогической деятельности.

  4. Профессионально-личностные качества педагога, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (профессиональное самосознание, Я-концепция, мотивация и др.).

  5. Понятие стиля деятельности. Дифференциация и общая характеристика стилей педагогической деятельности.


Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1999.

  2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - N 2. - С. 96-104.

  3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Уч. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.

  4. Зимняя А.Я. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001.

  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2003.

  6. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 (стр. 42-46).

  7. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

  8. Маркова А.К. психология труда учителя. – М., 1993.

  9. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб пособие для студ. высш. пед. заведений. – М., 2005.

  10. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М., 2004.

  11. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб., 2002.

  12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн. 2. Психология образования.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

  14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком, 1999.

  15. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004.

  16. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. /Н.Ф. Талызина. – М.: «Академия», 1999.


Практическое занятие № 21

Тема: Стресс и синдром эмоционального выгорания педагогов


    1. Основные теоретические подходы в понимании психологического стресса. Виды стресса. Дифференцировка стресса и других эмоциональных состояний человека. Формы и динамика развития стрессовых состояний.

    2. Объективные и субъективные причины возникновения психологического стресса.

    3. Стратегии и стили преодоления психологического стресса.

    4. Теории и модели профессионального стресса.

    5. Причины развития профессионального стресса.

    6. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса. Симптомы эмоционального выгорания.

    7. Управление стрессом и профилактика синдрома эмоционального выгорания (Система профилактической работы со стрессом и проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Методы преодоления стресса, способы саморегуляции стрессовых состояний)


Литература:

  1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.

  2. Водопьянова И.Е. Синдром психического выгорания и его профилактика // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

  4. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

  5. Овчинников Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье // Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

  6. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб,: Питер, 2008.


Практическое занятие № 22.+ Тестирование №2

Тема: Профессионально-обусловленные деформации личности

  1. Понятие профессиональной деформации.

  2. Виды профессиональных деформаций личности.

  3. Социально-психологические детерминанты развития профессиональной деформации личности.

  4. Проблемы коррекции профессиональных деструкций профессионала.


Литература:

  1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб, 2004.

  2. Введенский В. Н. Педагогическая профессия как социальный институт / В. Н. Введенский // Педагогика. - 2006. - N 2. - С. 59-65.

  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов / Э.Ф. Зеер. – М., Екатеринбург, 2003.

  4. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

  5. Руденский, Е.В. Социально – психологическая деформация личности учителя / Е.В. Руденский // Педагог. – 1998. - №1. – С.22-24.

  6. Сиднева С. Плата за мастерство : о профессиональной деформации педагогов / Софья Сиднева // Школьный психолог (Прилож. к газ"Первое сентября"). - 2005. - N 6. - С. 11-13.

  7. Спиридонов, В. Клеймо учителя : о профессиональной деформации педагогов / В.Спиридонов// Школьный психолог(Прилож.к газ."Первое сентября"). - 2005. - N 6.-С.15-18.

  8. Трунов, Д. Г. И снова о профессиональной деформации / Д.Г.Трунов // Психологическая газета. - 2004.-№ 6.-С.32-34.

  9. Трунов, Д. Г. Профессиональная деформация личности практического психолога / Д.Г. Трунов // Психологическая газета. – 1998. - №1. – С.25-32.

  10. Шаталова, Н. И. Деформации трудового поведения работника /Н.И.Шаталова //СОЦИС.-2000.-№7.-С.26-33.

  11. Щербо И. Профессиональная деструкция учителя: что с нею делать? / Ирина Щербо; Московская средняя школа N 1071 // Народное образование. - 2005. - N 5. - С. 82-86.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск