Тихонина Т.А.
Методические рекомендации для студентов по изучению
дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» Содержание:
1.Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1
2.Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 2
3.Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4
4.Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4
5.Рекомендации по работе с литературой 5
6.Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 5
7.Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) 6
Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»
Раздел 1. Общие основы психологии развития личности. Тема 1. История становления и этапы развития науки.
Историческая хронология. Этапы развития психологии развития личности. Основные проблемы и методологические подходы. Междисциплинарные связи. Тема 2. Понятие личности и ее структура.
Общие представления о личности. Структура личности. Основные подходы к изучению личности. Взаимосвязь личности с другими компонентами психологической структуры человека. Тема 3. Общие представления о развитии личности.
Многообразие подходов к рассмотрению понятия формирования и развития личности. Основные положения и уровни развития личности. Сознание как основа развития личности. Особенности развития личности в историогенезе. Раздел 2. Движущие силы и условия развития личности. Тема 4. Основные предпосылки развития личности.
Основные факторы развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки. Тема 5. Движущие силы развития личности
Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность как "безличные” предпосылки и основания развития личности. Движущие силы развития личности в представлениях отечественных и зарубежных психологов (З.Фрейд, Э.ФромМ.: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и др.). Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Раздел 3. Периодизации развития личности Тема 6. Основные закономерности периодизации развития личности.
Психологические принципы и основания периодизации развития личности человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Тема 7. Периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
Ведущая деятельность как основа периодизации развития личности в концепции А.Н.Леонтьева. Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как основа периодизации Д.Б.Эльконина. Биогенетические периодизации развития человека. Понятие рекапитуляции и фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Социогенетические периодизации развития личности. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Эпигенетический принцип развития. Раздел 4. Онтогенез и жизненный путь, как основные определяющие развития личности. Тема 8. Жизненный путь человека и история развития личности
Жизненный путь человека как история развития личности и индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности в зрелом возрасте. Проблем развития личности в старости.
Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»
Семинар по теме: «Развитие человека в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни»
История возникновения психологии развития личности как науки. Многообразие подходов к феноменологии личности.
Психология развития личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности и ее развития. Проблема развития личности и уровни методологии науки.
Системный и историко-эволюционый подход к личности и ее развитию.
Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.
Семинар по теме: «Движущие силы и условия развития личности»
Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии.
Образ жизни, индивидные свойства человека и совместная деятельность как предпосылки и факторы развития личности.
Движущие силы развития личности. Взгляды психологов различных направлений на проблему личностного развития (концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Э. Эриксона, З.Фрейда, Э.Фромма и др.).
Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст.
Семинар по теме: «Периодизации развития личности»
Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности.
Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.
Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии.
Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.
Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.
Семинар по теме: «Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности»
Общее представление об индивидных свойствах человека. (Б.Г.Ананьев).
Личность и индивидные свойства человека. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности.
Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Проблема психологии половых различий.
Семинар по теме: «Развитие личности. Социально- исторический образ жизни как источник развития»
Личность в истории культуры. Проблема социально-типического в личности.
Социальный характер и национальный характер. Социогенетические истоки развития личности.
Личность и социальная группа. Ролевые теории личности и их критика.
Социализация личности как интериоризация социальных форм поведения (Л.С.Выготский).
Семинар по теме: «Персоногенез личности. Жизненный путь»
Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.
Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Развитие структуры "Я" личности (в разных направлениях психологии).
Положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического "Я": физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о развитии структуры "Я", самосознания и самооценки (М.Бахтин, М.Бубер, Л.Выготский).
ВАЖНО!
По программе курса предусматривается тренинг личностного развития, прохождение которого является обязательным условием для выставления зачета.
Написание студентами с использованием списка основной и дополнительной литературы программы тренинговой работы по теме: «Личностный рост» (в программе должны быть следующие элементы: пояснительная записка, включающая теоретический анализ основных понятий по теме, обоснование цели, задач, правил и принципов работы; тематический план программы тренинговой работы; описание конкретных игр, упражнений, вопросов для рефлексии, используемых в программе) с последующей защитой данной программы на практическом занятии. Процедура защиты предусматривает тренировку навыков студентов в качестве ведущего тренинга личностного роста.
Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» Самый оптимальный вариант планирования и организации студентом времени, необходимого для изучения дисциплины – распределить учебную нагрузку равномерно, т.е. каждую неделю знакомиться с необходимым теоретическим материалом на лекционных занятиях и закреплять полученные знания самостоятельно, прочитывая рекомендуемую литературу.
К семинарским занятиям необходимо готовиться за неделю или две до срока их проведения, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по трудным вопросам. В случае пропуска занятия, необходимо предоставить письменную разработку пропущенной темы. Самостоятельную работу следует выполнять согласно графику и требованиям, предложенным преподавателем.
Допуск к зачетуу по дисциплине предполагает активное участие в практических и семинарских занятиях, а также своевременное выполнение домашних и самостоятельных заданий.
Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» Задание для подготовки к семинарским занятиям по данному курсу студент получает от преподавателя.
Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям. Поэтому важно определить некий алгоритм действий студента по подготовке к семинарским занятиям:
Приступая к выполнению задания по любой теме, прежде всего, ознакомьтесь с планом занятия, изучите соответствующий раздел учебника и учебного пособия, библиографию.
Затем выясните наличие литературы или теоретического материала по соответствующей теме.
По каждому вопросу предложенной темы студент должен определить и усвоить ключевые понятия и представления.
Для более глубокого понимания проблемы далее необходимо познакомиться с дополнительной литературой и законспектировать основные положения.
В случае возникновения трудностей студент должен и может обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный курс.
Критерием готовности к семинарскому занятию будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники, а также наличие соответствующих конспектов.
Студенты обязаны:
Освоить содержание разделов, изучив учебную и дополнительную литературу.
Подготовить доклад по одному из предложенных вопросов семинара.
Иметь конспект по изучаемой теме.
Студент имеет право:
Получить консультацию по подготовке к семинарскому занятию.
Добавить библиографию по теме.
Сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме).
В зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада).
Подготовить развернутый ответ по следующему плану: дать определение рассматриваемого явления, раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и другие рекомендации по альтернативным позициям.
Сообщения желательны небольшие - 5-10 минут. Главное обращать внимание на основные моменты изучаемой темы.
По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную тему.
Рекомендации по работе с литературой Умение работать с литературой – важный фактор успешности учебной деятельности студента и, вместе с тем, показатель его развития как субъекта познания. Отсюда необходимые рекомендации по работе с психологической литературой:
при выборе источника теоретического материала надо исходить из основных понятий по теме, чтобы точно знать, что конкретно искать в том или ином издании (см. аннотацию к книге).
для более глубокого усвоения и понимания материала следует читать не только имеющиеся в тексте определения или теоретические представления, но и примеры.
в процессе чтения важно осознавать, в рамках какого психологического подхода или направления изложена проблема. Это позволит прийти к пониманию вопроса на более высоком уровне обобщения.
чтобы получить объемные и системные представления по теме, нужно посмотреть несколько работ (возможно альтернативных) по данному вопросу.
не следует конспектировать весь текст, относящийся к рассматриваемой проблеме, так как такой подход не дает возможности осознать материал. Необходимо выделить и законспектировать только основные положения, позволяющие выстроить логику ответа на вопросы интересуемой темы.
в целях самоконтроля по усвоению материала можно выполнить задания по данной теме (в конце параграфа или раздела книги).
Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» Подготовка к экзамену и его результативность также требует умения оптимально организовывать свое время. Идеально, если студент познакомился с основными представлениями и понятиями в аудиторном процессе изучения дисциплины. Тогда подготовка к зачету по контрольным вопросам позволит систематизировать материал и глубже его усвоить.
Работу лучше начинать с распределения предложенных контрольных вопросов по разделам и темам курса.
Затем необходимо выяснить наличие теоретических источников (конспект лекций, хрестоматия, учебники, монографии).
При чтении материала следует выделять основные понятия и определения, можно их законспектировать Выделение опорных понятий дает возможность систематизировать представления по дисциплине и, соответственно, результативнее подготовиться к экзамену.
Успешный ответ на экзаменационный билет предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров.
Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) Основная
Абдуллин А. Г. Теория и технология личностного роста : учеб. пособие для вузов / Абдуллина Д. Г., Пручкина Н. М. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2010. - 162 с. Кол-во экземпляров: 1
Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, [2007]. - 512 с. - (Психология - лучшее) Кол-во экземпляров: 1
Психология развития личности в условиях депривации: учеб.-метод. комплекс / Пятунин В. А. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2011. - 51 с. Кол-во экземпляров: 5
Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста - М. : Форум [и др.], 2007. - 176 с. - (Профессиональное образование) - Доп. Мин. обр. РФ Кол-во экземпляров: 1
Шевцова И. В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста - СПб. : Речь, 2007. - 192 с. Кол-во экземпляров: 1
Дополнительная
Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы: Актуализация творческого потенциала - СПб. : Речь, 2005. - 60 с. - (Психологический тренинг) Кол-во экземпляров: 1
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2005. - 254 с. - (Психологический тренинг) Кол-во экземпляров: 1
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2007. - 254 с. - (Психологический тренинг) Кол-во экземпляров: 3
Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации - СПб. : Речь, 2005. - 75 с. - (Психологический тренинг) Кол-во экземпляров: 2
Макарова Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Шаршов И. А. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 95 с. - (Б-ка практического психолога) Кол-во экземпляров: 10
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг : учеб. пособие для вузов - СПб. : Питер, 2006. - 224 с. - (Учебное пособие) - Рек. УМО Кол-во экземпляров: 3
Тренинг по сказкотерапии - СПб. : Речь, 2006. - 170 с. Кол-во экземпляров: 1
Хухлаева О. В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость : учеб. пособие для вузов - М. : Академия, 2005. - 204 с. - (Высшее профессиональное образование) - Доп. УМО Кол-во экземпляров: 41
Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 340 с. - (Психологический практикум) Кол-во экземпляров: 1
|