Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.12.2013
Размер115.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации

Тихонина Т.А.


Методические рекомендации для студентов по изучению

дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»
Содержание:


1.Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1

2.Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 2

3.Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4

4.Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 4

5.Рекомендации по работе с литературой 5

6.Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 5

7.Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная) 6


  1. Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»



Раздел 1. Общие основы психологии развития личности.
Тема 1. История становления и этапы развития науки.

Историческая хронология. Этапы развития психологии развития личности. Основные проблемы и методологические подходы. Междисциплинарные связи.
Тема 2. Понятие личности и ее структура.

Общие представления о личности. Структура личности. Основные подходы к изучению личности. Взаимосвязь личности с другими компонентами психологической структуры человека.
Тема 3. Общие представления о развитии личности.

Многообразие подходов к рассмотрению понятия формирования и развития личности. Основные положения и уровни развития личности. Сознание как основа развития личности. Особенности развития личности в историогенезе.
Раздел 2. Движущие силы и условия развития личности.
Тема 4. Основные предпосылки развития личности.

Основные факторы развития личности. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Концепция двойной детерминации развития личности и ее методологические предпосылки.
Тема 5. Движущие силы развития личности

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность как "безличные” предпосылки и основания развития личности. Движущие силы развития личности в представлениях отечественных и зарубежных психологов (З.Фрейд, Э.ФромМ.: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе и др.). Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.
Раздел 3. Периодизации развития личности
Тема 6. Основные закономерности периодизации развития личности.

Психологические принципы и основания периодизации развития личности человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности.
Тема 7. Периодизации развития личности в отечественной и зарубежной психологии.

Ведущая деятельность как основа периодизации развития личности в концепции А.Н.Леонтьева. Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как основа периодизации Д.Б.Эльконина. Биогенетические периодизации развития человека. Понятие рекапитуляции и фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда. Социогенетические периодизации развития личности. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Эпигенетический принцип развития.
Раздел 4. Онтогенез и жизненный путь, как основные определяющие развития личности.
Тема 8. Жизненный путь человека и история развития личности

Жизненный путь человека как история развития личности и индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст. Проблема периодизации развития личности в зрелом возрасте. Проблем развития личности в старости.
  1. Темы семинарских занятий по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»



Семинар по теме: «Развитие человека в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни»

  1. История возникновения психологии развития личности как науки. Многообразие подходов к феноменологии личности.

  2. Психология развития личности в науках о природе, человеке и обществе. Междисциплинарный статус проблемы личности и ее развития. Проблема развития личности и уровни методологии науки.

  3. Системный и историко-эволюционый подход к личности и ее развитию.

  4. Человек как индивид в системе биогенеза. Человек как личность в системе социогенеза. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза.


Семинар по теме: «Движущие силы и условия развития личности»

  1. Среда, наследственность и развитие личности. Представление о развитии в различных направлениях психологии.

  2. Образ жизни, индивидные свойства человека и совместная деятельность как предпосылки и факторы развития личности.

  3. Движущие силы развития личности. Взгляды психологов различных направлений на проблему личностного развития (концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Э. Эриксона, З.Фрейда, Э.Фромма и др.).

  4. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию. Психологический возраст.


Семинар по теме: «Периодизации развития личности»

  1. Психологические принципы и основания периодизации развития человека. Кризисы развития и их роль в становлении личности.

  2. Биогенетические периодизации развития человека. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З.Фрейда.

  3. Социогенетические периодизации развития человека. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности. Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии.

  4. Персоногенетические периодизации развития человека. Эпигенетическая концепция развития Э.Эриксона. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности.

  5. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость.


Семинар по теме: «Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности»

  1. Общее представление об индивидных свойствах человека. (Б.Г.Ананьев).

  2. Личность и индивидные свойства человека. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности.

  3. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида. Проблема психологии половых различий.


Семинар по теме: «Развитие личности. Социально- исторический образ жизни как источник развития»

  1. Личность в истории культуры. Проблема социально-типического в личности.

  2. Социальный характер и национальный характер. Социогенетические истоки развития личности.

  3. Личность и социальная группа. Ролевые теории личности и их критика.

  4. Социализация личности как интериоризация социальных форм поведения (Л.С.Выготский).


Семинар по теме: «Персоногенез личности. Жизненный путь»

  1. Общая характеристика индивидуальности. Нормальное и отклоняющееся развитие личности, психологическое и личностное здоровье. Личностная зрелость.

  2. Продуктивные проявления индивидуальности личности. Самоактуализация, самореализация и персонализация. Развитие структуры "Я" личности (в разных направлениях психологии).

  3. Положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического "Я": физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о развитии структуры "Я", самосознания и самооценки (М.Бахтин, М.Бубер, Л.Выготский).


ВАЖНО!

По программе курса предусматривается тренинг личностного развития, прохождение которого является обязательным условием для выставления зачета.

Написание студентами с использованием списка основной и дополнительной литературы программы тренинговой работы по теме: «Личностный рост» (в программе должны быть следующие элементы: пояснительная записка, включающая теоретический анализ основных понятий по теме, обоснование цели, задач, правил и принципов работы; тематический план программы тренинговой работы; описание конкретных игр, упражнений, вопросов для рефлексии, используемых в программе) с последующей защитой данной программы на практическом занятии. Процедура защиты предусматривает тренировку навыков студентов в качестве ведущего тренинга личностного роста.
  1. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Самый оптимальный вариант планирования и организации студентом времени, необходимого для изучения дисциплины – распределить учебную нагрузку равномерно, т.е. каждую неделю знакомиться с необходимым теоретическим материалом на лекционных занятиях и закреплять полученные знания самостоятельно, прочитывая рекомендуемую литературу.

К семинарским занятиям необходимо готовиться за неделю или две до срока их проведения, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по трудным вопросам. В случае пропуска занятия, необходимо предоставить письменную разработку пропущенной темы. Самостоятельную работу следует выполнять согласно графику и требованиям, предложенным преподавателем.

Допуск к зачетуу по дисциплине предполагает активное участие в практических и семинарских занятиях, а также своевременное выполнение домашних и самостоятельных заданий.

  1. Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Задание для подготовки к семинарским занятиям по данному курсу студент получает от преподавателя.

Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям. Поэтому важно определить некий алгоритм действий студента по подготовке к семинарским занятиям:

  • Приступая к выполнению задания по любой теме, прежде всего, ознакомьтесь с планом занятия, изучите соответствующий раздел учебника и учебного пособия, библиографию.

  • Затем выясните наличие литературы или теоретического материала по соответствующей теме.

  • По каждому вопросу предложенной темы студент должен определить и усвоить ключевые понятия и представления.

  • Для более глубокого понимания проблемы далее необходимо познакомиться с дополнительной литературой и законспектировать основные положения.

  • В случае возникновения трудностей студент должен и может обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный курс.

Критерием готовности к семинарскому занятию будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники, а также наличие соответствующих конспектов.

Студенты обязаны:

    1. Освоить содержание разделов, изучив учебную и дополнительную литературу.

    2. Подготовить доклад по одному из предложенных вопросов семинара.

    3. Иметь конспект по изучаемой теме.

Студент имеет право:

  1. Получить консультацию по подготовке к семинарскому занятию.

  2. Добавить библиографию по теме.

  3. Сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме).

  4. В зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада).

  5. Подготовить развернутый ответ по следующему плану: дать определение рассматриваемого явления, раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и другие рекомендации по альтернативным позициям.

  6. Сообщения желательны небольшие - 5-10 минут. Главное обращать внимание на основные моменты изучаемой темы.

  7. По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную тему.



  1. Рекомендации по работе с литературой


Умение работать с литературой – важный фактор успешности учебной деятельности студента и, вместе с тем, показатель его развития как субъекта познания. Отсюда необходимые рекомендации по работе с психологической литературой:

  • при выборе источника теоретического материала надо исходить из основных понятий по теме, чтобы точно знать, что конкретно искать в том или ином издании (см. аннотацию к книге).

  • для более глубокого усвоения и понимания материала следует читать не только имеющиеся в тексте определения или теоретические представления, но и примеры.

  • в процессе чтения важно осознавать, в рамках какого психологического подхода или направления изложена проблема. Это позволит прийти к пониманию вопроса на более высоком уровне обобщения.

  • чтобы получить объемные и системные представления по теме, нужно посмотреть несколько работ (возможно альтернативных) по данному вопросу.

  • не следует конспектировать весь текст, относящийся к рассматриваемой проблеме, так как такой подход не дает возможности осознать материал. Необходимо выделить и законспектировать только основные положения, позволяющие выстроить логику ответа на вопросы интересуемой темы.

  • в целях самоконтроля по усвоению материала можно выполнить задания по данной теме (в конце параграфа или раздела книги).



  1. Советы по подготовке к зачету по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития»


Подготовка к экзамену и его результативность также требует умения оптимально организовывать свое время. Идеально, если студент познакомился с основными представлениями и понятиями в аудиторном процессе изучения дисциплины. Тогда подготовка к зачету по контрольным вопросам позволит систематизировать материал и глубже его усвоить.

Работу лучше начинать с распределения предложенных контрольных вопросов по разделам и темам курса.

Затем необходимо выяснить наличие теоретических источников (конспект лекций, хрестоматия, учебники, монографии).

При чтении материала следует выделять основные понятия и определения, можно их законспектировать Выделение опорных понятий дает возможность систематизировать представления по дисциплине и, соответственно, результативнее подготовиться к экзамену.

Успешный ответ на экзаменационный билет предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров.

  1. Рекомендуемые источники и литература (основная и дополнительная)


Основная

  1. Абдуллин А. Г. Теория и технология личностного роста : учеб. пособие для вузов / Абдуллина Д. Г., Пручкина Н. М. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2010. - 162 с. 
    Кол-во экземпляров: 1

  2. Крэйн У.  Психология развития человека. 25 главных теорий - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, [2007]. - 512 с. - (Психология - лучшее) 
    Кол-во экземпляров: 1

  3. Психология развития личности в условиях депривации: учеб.-метод. комплекс / Пятунин В. А. - Магнитогорск : [Изд-во МаГУ], 2011. - 51 с. 
    Кол-во экземпляров: 5

  4. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста - М. : Форум [и др.], 2007. - 176 с. - (Профессиональное образование) - Доп. Мин. обр. РФ 
    Кол-во экземпляров: 1

  5. Шевцова И. В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста - СПб. : Речь, 2007. - 192 с. 
    Кол-во экземпляров: 1


Дополнительная


  1. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы: Актуализация творческого потенциала - СПб. : Речь, 2005. - 60 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 1

  2. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2005. - 254 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 1

  3. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга - СПб. : Речь, 2007. - 254 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 3

  4. Климчук В. А. Тренинг внутренней мотивации - СПб. : Речь, 2005. - 75 с. - (Психологический тренинг) 
    Кол-во экземпляров: 2

  5. Макарова Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Шаршов И. А. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 95 с. - (Б-ка практического психолога) 
    Кол-во экземпляров: 10

  6. Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг : учеб. пособие для вузов - СПб. : Питер, 2006. - 224 с. - (Учебное пособие) - Рек. УМО 
    Кол-во экземпляров: 3

  7. Тренинг по сказкотерапии - СПб. : Речь, 2006. - 170 с. 
    Кол-во экземпляров: 1

  8. Хухлаева О. В.  Психология развития. Молодость, зрелость, старость : учеб. пособие для вузов - М. : Академия, 2005. - 204 с. - (Высшее профессиональное образование) - Доп. УМО 
    Кол-во экземпляров: 41

  9. Эксакусто Т. В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 340 с. - (Психологический практикум) 
    Кол-во экземпляров: 1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск