Скачать 301.35 Kb.
|
Учебно-методический материал для студентов 1 курса заочной формы обучения направления подготовки 030300.62 Психология по дисциплине Общая психология Преподаватель к.пс.н. Балова Д.Ю. Содержание
1. Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине «Общая психология» Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа выступает как одна из основных форм обучения, направленная на глубокое освоение психологических знаний в соответствии с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом. При самостоятельной проработке вопросов по дисциплине «Общая психология» необходимо уделять внимание работе с конспектами научной и периодической литературы по зачетным вопросам. В работе с учебниками по «Общей психологии», чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, заметив на полях своей тетради, что именно осталось до конца не понятым. Такая запись необходима для более глубокого осмысления материала, а также остается фиксированной мысль о том, что обязательно нужно найти ответ на непонятый вопрос. При подготовке к зачетам и экзаменам нужно проработать не только вопросы данные к зачету, но и вопросы, данные для самостоятельной работы по дисциплине, качество проработки которых будет учитываться при сдаче отчетности по «Общей психологии». Самостоятельную работу студента можно распределить на 2 вида: аудиторная и внеаудиторная. Каждой из них присуща своя специфика. Аудиторная самостоятельная работа более эффективна, если студент ведет конспект лекций. Опорный конспект составляется из основных теоретических положений, фактов и т.п. Более эффективной будет запись в форме собственных слов идей, высказываемых лектором на занятии. Для пояснения теоретических положений желательно записывать примеры, приводимые лектором, что позволяет значительно быстрее вспомнить суть или идеи лекции в дальнейшем. При оформлении конспекта на занятии необходимо соблюдать ряд правил: - новую идею, мысль начинать с нового абзаца. - главные положения, определения, важные даты и фамилии выделять в тексте другим цветом, подчеркиванием и т.п., чтобы при последующем чтении конспекта легко видеть ключевые пункты, необходимые для запоминания и иметь возможность быстро понять суть лекции. - оставлять поля для собственных комментариев и заметок по ходу изложения материала лектором. - использование собственных сокращений для более быстрой и полной фиксации идей, выдвигаемых лектором. - составлять по ходу занятия обобщающие схемы и таблицы, при этом сами таблицы должны быть достаточно большими для удобства восприятия и запоминания. Помните, что графическая наглядность значительно повышает запоминание материала. - при прослушивании лекции следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций, фиксируя комментарии на полях конспекта. Внеаудиторная работа: Для овладения умением самостоятельно учиться можно воспользоваться некоторыми методами и приемами работы. Для удобства рассмотрения этих методов условно разложим систему самостоятельной работы на составляющие ее структурные элементы: чтение конспекта лекций; чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; выполнение контрольной работы; подготовка к экзаменам (зачетам). Чтение конспекта лекций имеет несколько целей: 1. Вспомнить, о чем говорилось на лекциях; 2. Дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами их жизни, подкрепляющими и углубляющими понимание студентом ранее услышанного в лекциях; 3. Прочитать по учебнику то, что в краткой лекции подробно не могло быть раскрыто, но в то же время подчеркивались какие-то особенности и нюансы, на которые студенту надо будет обратить особое внимание при чтении литературы. В последнем случае конспект служит своеобразным путеводителем, ориентирующим в дальнейшей работе: что и где прочитать, чтобы подробнее разобраться в вопросах, которые на лекции только намечены, но не раскрыты. 2. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Контрольные работы призваны активизировать самостоятельное изучение дисциплины «Общая психология» и проверить способность студентов применять полученные знания к решению практических задач. Одним из условий успешного решения заданий является их внимательное изучение. Перед написанием контрольной работы студент должен изучить теоретический материал по представленному плану и выполнить практические задания по определенной теме. Ответы на все поставленные вопросы должны быть полными, всесторонними и аргументироваться ссылками на соответствующие источники. Работу следует завершить составлением списка использованной литературы. Работа выполняется в школьной тетради (12 листов), на страницах оставляются поля, страницы нумеруются. Возможно выполнение работы в печатном виде на листах формата А-4. При этом должны соблюдаться следующие требования: - поля: верхнее, нижнее - 2 см., левое - 3 см., правое - 1 см; - шрифт Times New Roman, размер - 14; - межстрочный интервал - 1,5; - объём работы - 12 - 15 страниц. На обложке контрольной работы обязательно указывается вариант, а сама работа начинается с указания задания. Затем даётся ответ на каждый вопрос. Практическое задание защищается в сессионный период перед зачетом или экзаменом. Работы выполняется по одному из предложенных вариантов. Вариант выбирается по номеру зачётной книжки студента:
3. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1 семестр Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
Вариант 13.
2 семестр Вариант 1. 1. Определение и основные характеристики представления. Виды представлений. 2. Различные подходы к пониманию мотивов. Функции и свойства мотивов. Классификация мотивов. Вариант 2. 1. Определение и общая характеристика памяти. 2. Сходство и различие психоаналитических и гуманистических концепций мотивации. Вариант 3. 1. Теории памяти XIX – XX вв. 2. Теория когнитивного диссонанса (Л.Фестингер). Теория баланса (Ф.Хайдер). Вариант 4. 1. Современное представление о природе памяти. 2. Гуманистические теории мотивации (К. Роджерс, А. Маслоу). Вариант 5. 1. Виды памяти. Основные процессы и механизмы памяти. 2. Понятие эмоций и их отличие от чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Вариант 6. 1. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти. 2. Функции эмоций в управлении поведением человека и животных. Вариант 7. 1. Понятие внимания. Теории внимания (Н. Н. Ланге, Т. Рибо, П. Я. Гальперина и др.). 2. Понятие о мотивации. Вариант 8. 1. Виды внимания. Свойства внимания. 2. Психоаналитические теории мотивации (З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни, Э. Фромм). Вариант 9. 1. Индивидуальные особенности представлений. Развитие представлений. 2. Виды эмоций и их характеристика. Вариант 10. 1. Отличие представлений от первичных образов памяти и персеварирующих образов. 2. Механизмы эмоций. Способы управления эмоциями. 4. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (1 семестр)
5. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» (2 семестр)
6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Богачкина, Н.А. Психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Богачкина Н.А. – Электрон. текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012. – 159 с. - режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/8219. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Гуревич, П.С. Психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Гуревич П.С. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 320 с. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/8120. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Давыдова, В.В. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.В. Давыдова – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 176 с. 4. Колоколов, Г.Р. Психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Колоколов Г.Р., Фоменко Н.Л. – Электрон. текстовые данные. – М.: Экзамен, 2008. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/1139. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 5. Мирошниченко, И.В. Общая психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Мирошниченко И.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: А-Приор, 2007. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/4181. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 6. Общая психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ составитель Куприна О.А. – Электрон. текстовые данные. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 256 с. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/10726. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 7. Психология [Текст]: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 799 с. 8. Резепов, И.Ш. Общая психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/1140. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Практикум [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко – 11-е изд., – Рн/Д.: Феникс, 2009. – 678 с. 10. Тихомиров, О.К. Лекции по психологии. [Текст] / О.К. Тихомиров – М.: Юрайт, 2008. – 589 с. 11. Челдышова, Н.Б. Общая психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Челдышова Н.Б. – Электрон. текстовые данные. – М.: Экзамен, 2008. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/1137. – ЭБС «IPRbooks», по паролю ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Гербарт, И.Ф. Психология [Элетронный ресурс]: учебное пособие/ Гербарт И.Ф. – Электрон. текстовые данные. – М.: ИД Территория будущего, 2007. – 228 с. – Режим доступа: http//www/iprbookshop.ru/7310. – ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Майрес, Д. Психология. Практикум [Текст] / Д. Майрес; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова – 2-е изд., – Минск: Попурри, 2006. – 848 с. 3. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн./ Р.С. Немов – 5-е изд., стер. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687 с. 4. Психология для студентов вузов [Текст] / под общ. ред. проф. Е.И. Рогова пер –М.: МарТ; Рн/Д.: Март, 2005. – 560 с. 5. Хозиев, В.Б. Практикум по общей психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.Б. Хозиев. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 272 с. 7. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Общая психология»
а) таксисов б) импринтинга в) рефлексов г) инстинктов д) навыки.
а) его физиологической конституции б) тех моделей, которым он подражает в) факторов, контролирующих его поступки г) индивидуальных особенностей человека д) физиогномики.
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений б) с развитием метода интроспекции в) с выходом трактата Аристотеля «О душе» г) с развитием метода наблюдения д) с наблюдения человеком за процессами, происходящими вокруг него.
а) убеждение; б) установка; в) личностный смысл; г) потребность; д) интерес.
а) первичны; б) вторичны; в) третичны; г) дифференцированы; д) безразличны.
а) роль личности и ситуации в возникновении эмоций; б) доминирующие компоненты; в) время протекания; г) степень глубины; д) интенсивность.
а) в дошкольном возрасте; б) в младшем школьном возрасте; в) до юношеского возраста; г) на всех этапах развития личности; д) в период поздней взрослости.
а) физиологический; б) психологический; в) психофизиологический; г) психофизический; д) психодинамический.
а) достижений; б) интеллекта; в) личности; г) способностей; д) проективных.
а) нижний абсолютный порог; б) дифференциальный; в) временный; г) верхний абсолютный порог; д) средний.
а) Э. Геккелем; б) Л.С. Выготским; в) У. Джеймсом; г) Г. Гегелем; д) В. Вундом.
а) типом; б) чертой; в) качеством; г) акцентуацией; д) устойчивостью.
а) убеждение; б) мировоззрение; в) установка; г) мотивация; д) потребность.
а) К. Левин; б) Л.С. Выготский; в) Д. Узнадзе; г) В.А. Иванников; д) А. Айзенк.
а) психоанализ; б) гештальтпсихология; в) бихевиоризм; г) гуманистическая психология; д) панпсихизм.
а) по предмету отражения; б) по форме существования материи; в) по направленности отражения; г) по степени психической активности; д) по активности субъекта.
а) долговременной; б) эмоциональной; в) произвольной; г) механической; д) кратковременной.
а) когнитивный; б) поведенческий; в) гуманистический; г) деятельностный; д) операционный.
а) влечение; б) желание; в) интерес; г) убеждение; д) стремление.
а) игровая; б) предметная; в) речевая; г) игровая; д) ведущая.
а) П.Я. Гальперин б) А.Н. Леонтьев в) С.Л. Рубинштейн г) Н.Ф. Добрынин д) Л.С. Выготский.
а) страсти; б) настроение; в) стресс; г) фрустрация; д) аффект.
а) настойчивость; б) самостоятельность; в) принципиальность; г) борьба мотивов; д) целеустремленность.
а) центральный отдел; б) рецептор; в) проводниковый отдел; г) эффектор; д) акцептор действия.
а) научения; б) конструктивистской; в) релятивистской; г) преформистской; д) бихевиористской.
а) психология души; б) психология сознания; в) поведенческая психология; г) психология как отражательная деятельность мозга; д) психология эмоций.
а) эвристика; б) гипотеза; в) мышление; г) интеллект; д) инсайт.
а) перенос; б) интерференция; в) экстериоризация; г) интериоризация; д) операция.
а) закономерности поведения и деятельность людей, обусловленных фактом их включенности в социальные группы; б) закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных новообразований в ходе обучения и воспитания; в) вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому; г) процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики;
а) жизни и деятельности; б) внимания и памяти; в) индивидуального и социального; г) сознания и деятельности; д) деятельности и мышления.
а) свойства личности; б) биологические свойства; в) свойствами индивида; г) физиологические свойства; д) свойствами, определяющими включенность субъекта в систему социальных отношений.
а) В.М. Бехтерев; б) А.Р. Лурия; в) П.И. Зинченко; г) Л.С. Выготский; д) Б.В. Зейгарник.
а) одаренностью; б) гениальностью; в) талантом; г) задатками; д) специальными способностями.
а) физиологическое; б) реальное; в) идеальное; г) активное; д) целостное.
а) сенсорно-перцептивные процессы; б) процесс мышления; в) процесс представления; г) процесс воображения; д) процесс обучения.
а) рефлексия; б) восприятие; в) внимание; г) память; д) воображение.
а) представляет собой результат процесса познания; б) определяет способы достижения и построения знания; в) является предметной поддержкой учебной деятельности; г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности; д) способ решения поставленных задач.
а) беспричинные; б) корреляционные; в) причинно-следственные; г) какие-либо связи, не являющиеся сущностью мышления; д) взаимные.
а) сознательное; б) неосознанное; в) интуитивное; г) непроизвольное; д) подсознательное.
а) индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность; б) индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность; в) индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность; г) субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность; д) индивид, личность, индивидуальность.
а) Л. Фестингер; б) К. Левин; в) У. Джеймс; г) П.В. Смирнов; д) А. Маслоу.
а) гуморальным; б) конституциональным; в) нейродинамическим; г) психофизиологическим; д) поведенческим.
а) А. Адлером; б) З. Фрейдом; в) К. Юнгом; г) К. Роджерсом; д) А.Ф. Лазурским.
а) системно-структурный; б) функциональный; в) кибернетический; г) бихевиоральный; д) психоанализ.
а) по средствам общения; б) по способам общения; в) по выполняемой функции; г) по условиям общения; д) по способам обращения.
а) нервный импульс; б) рецептор; в) интерес; г) сердцебиение; д) волнение.
а) к организационным методам; б) к эмпирическим методам; в) к способам обработки данных; г) к интерпретационным методам; д) методам анализа продуктов деятельности.
а) поведение; б) жест, мимика; в) действие; г) активность; д) потребность.
а) поведение; б) инстинкт; в) раздражимость; г) активность; д) действие.
а) рефлексией; б) интуицией; в) вниманием; г) мышлением; д) воображением. |