МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.2., ОПД.В.2
«Гендерная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
"040101- Социальная работа"
"040104-Организация работы с молодежью"
«050703-Дошкольная педагогика и психология»
Утверждено на заседании
кафедры психологии
Психолого-педагогического института
(протокол № 10 от 18 июня 2013 г.) Зав. кафедрой
_______________И.А. Синкевич
2013 РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
1.1. Авторы-составители:
Тузова О.Н., канд. психол. наук, доцент,
Иванов А.Н., канд. пед. наук, доцент 1.3. Пояснительная записка
Курс "Гендерная психология " предназначен для обучения студентов по специальностям "040101- Социальная работа"; "040104-Организация работы с молодежью"; «050703-Дошкольная педагогика и психология»и является новой дисциплиной в образовательном стандарте, впрочем как и сама наука. Необходимость изучения данной дисциплины обусловлена изменениями социальных ролей мужчин и женщин в современном обществе. Существование политических, экономических, религиозных и социальных разделений между мужчиной и женщиной, которые складывались на протяжении многих столетий, не должны мешать эффективному взаимодействию между полами. Изучение мужчин и женщин как субъектов общества породило ряд научных подходов, которые рассматриваются в предлагаемом курсе. Программа по гендерной психологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология, социальная антропология, психология личности и социальная психология, философия, политология, культурология и др.
Программа включает в себя пояснительную записку, тематический план, описание содержания курса по темам, список литературы, темы рефератов.
Темы, представленные в программе, соответствуют государственному стандарту по дисциплине, а так же наиболее известным современным учебным пособиям.
Программа состоит из четырех разделов. В первом разделе "Введение в гендерную психологию" дается понятие гендерной психологии как науки, рассматриваются проблемы пола в историческом контексте. Раскрываются объект, предмет, цели и задачи гендерной психологии.
Во втором разделе "Мужчины и женщины как субъекты общества" представлен теоретический анализ категорий маскулинности и феминности. Рассмотрена проблема социализации.
В третьем разделе "Введении в феминистику" рассматриваются женский вопрос и его эволюция, проблемы женского движения, половозрастные характеристики и социальный статус женщин.
Четвертый раздел "Гендерные аспекты социальной работы" практикоориентирован. Изучаются гендерный подход в системе здравоохранения, гендерно-ориентированная социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию
Цель учебного курса можно определить как теоретическое обоснование необходимости учета гендерных различий в социальной работе, поскольку понимание жизни человеческого общества, согласно Е.П. Кораблиной, невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности.
Основные задачи программы состоят в том, чтобы:
сформировать теоретические знания у студентов в области гендерной психологии;
дать студентам общее представления о проблемах гендерных различий.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
основные направления, подходы, теории гендерной психологии;
проблемы культуры пола, стереотипы мускулинности и феминности в обществе;медико-биологическую, психологическую, социокультурную характеристику социализации мужчин : общее и особенное;
половозрастные характеристики и социальный статус женщины в обществе
Должны уметь:
применять знания об гендерных особенностях в своей профессиональной деятельности.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Кол-во часов
| Форма самостоятельной работы
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Раздел 1. Введение в гендерную психологию
Гендерная психология как наука
| 7/1
| Вопросы для самоконтроля;
конспект статьи
| Обсуждение вопросов
| 2
| Проблема пола в историческом контексте
| 8/1
| Составление таблиц: "Этапы развития гендерной психологии", "Историческиий анализ проблем пола"
| Рассмотрение этапов исторического развития проблем пола
| 3
| Гендерные теории и направления гендерных исследований
| 10/1
| Сочинение-размышление "Проблемы гендерной психологии"
| Круглый стол по проблемам гендерной психологии
| 4
| Раздел 2. Мужчина и женщина как субъекты общества
Маскулинность и феминность как категории гендерной психологии
| 10/1
| Исследование маскулинности и феминности
| Обсуждение результатов исследования, выводы и заключения
| 5
| Социализация и гендер
| 10/2
| Рефераты
| Защита реферата
| 6
| Раздел 3. Введение в феминистику
Проблемы феминистики
| 10/2
| Творческая работа: написание сценария учебного фильма по теме
| Конкурс сценариев
| 7
| Проблемы женского движения
| 10/2
| Компьютерная презентация по теме
| Круглый стол
| 8
| Половозрастные характеристики и социальный статус женщин в обществе
| 10/2
| Вопросы для обсуждения; рефераты; исследование зависимости социального статуса женщины от половозрастных хар-тик
| Обсуждение результатов исследования; защита рефератов
| 9
| Раздел 4. Гендерные аспекты социальной работы
Гендерно-ориентированная социальная работа с лицами, подвергшимися домашнему насилию
| 8/1
| Сотавление программы работы с лицами, подвергшимя домашнему насилию
| Презентация программ
| 10
| Гендерный подход в системе здравоохранения
| 10/2
| Рефераты;
Составление кроссворда по курсу.
| Защита рефератов
| 11
| Гендерный аспект социальной работй с женщинами
| 8/1
| Составление вопросов по теме к викторине; тест
| Викторина
|
| Всего:
| 101/16
|
|
| 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу
Практические занятия
Тема 1. Гендерная психология как наука
План
1. Становление гендерной психологии как науки.
2. Понятия "гендер", "пол"- общее и различное.
3. Объект, предмет, задачи гендерной психологии.
4. Основные методологические подходы анализа.
5. Дифференциация полов: половой диморфизм и половой символизм.
Вопросы
1. Какой смысл вкладывается в понятие "гендерные исследования"?
2. В чем причина возникновения гендерных исследований?
3. Что является объектом и предметом гендерной психологии?
4. Какова методология гендерной психологии?
Основная литература
1. Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А.Р.Усмановой. Минск: Пропилен, 2000.
Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХГЦИ, Алтейя, 2001.
Петрова Р.Г. Гендерная психология и феминология: Учебное пособие. М.:Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, - 2007.
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная литература
Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. Харьков: ХГЦИ, Алтейя, 2001.
Михель Д. Тело в западной культуре. Саратов: Научная книга, 2000.
Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. Ун-т, 2004.
Тема 2. Проблема пола в историческом контексте
План
Восприятие мужчины и женщины в истории западной философии.
Проблема пола в истории русской философии.
Вопросы
1. Как формировались взгляды на предназначение женщин и мужчин в истории западной философии?
Какие направления "философии пола" в России вы знаете?
Чем отличаются взгляды российских философов на социальную роль женщины от западных?
4. Идеи каких философов вам импонируют и почему?
Основная литература
Вейнингер О. Пол и характер. М., 1991.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Ф. Ницше, 3. Фрейд, А. Камю, Ж. П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989. С. 222-319.
Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. М, 1965.
Короленко И. П. Мифология пола. Канн, 1994.
Маркс К, Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.,1956. С. 387.
Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. М.:Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, - 2007.
Фромм Э. Психоанализ и религия // Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж. П. Сартр Сумерки богов. М., 1989. С. 143-221.
Фрейд 3. Введение в психоанализ. М., 1989.
Дополнительная литература
Брандт Г. А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. № 2.
Бердяев Н. Письмо будущей жене Л. Ю. Рапп // Эрос и личность. Философия пола и любви. М., 1989.
Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе //Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-19.
Люсин В. Н. Особость архетипов женского/девичьего успеха в русской сказке // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 88-102.
Философия: Учеб. / под ред. В. Д. Губина. М.: Тон , 1997. Гл. 4. Философия пола. С. 396-400.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. Т. 2.
Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.
Тема 3. Гендерные теории и направления гендерных исследований
План
Классические гендерные теории.
Современные направления гендерных исследований.
Современные интерпретации гендерных отношений.
Гендер как стратификационная категория.
Пол как культурная метафора.
Теория гендерной системы.
Вопросы
1. Каким образом представлена идея о дифференциации половых ролей в теории структурного функционализма?
2. Как трактуется половое неравенство в конфликтологической парадигме?
3. Как устанавливается господство мужчин над женщинами с точки зрения марксистских и неомарксистских теорий?
В чем сущность психоаналитического подхода к трактовке взаимоотношений между мужчинами и женщинами?
Какие современные интерпретации гендерных отношений вы знаете?
6. Что значит "конструировать гендер"?
7. Почему гендер является стратификационной категорией?
8. Кто является автором теории гендера как культурной метафоры?
9. Какие теории гендерной системы вы знаете?
Основная литература
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. 2000. № П. С. 15-24.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1998.
Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учит. М.: Просвещение, 1989.
Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие / Под ред. Л. Т. Шинелевой. М.: Союз, 1997.
Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989.
Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 1. С. 480, Т. 2. С. 454, Т. 3. С. 498
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности л государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения: в 9 т. М, Политиздат, 1987.
Дополнительная литература
Абубахирова Н. А. Что такое "гендер"? // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 123-126.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.
Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 9-21.
Габриэлян Н. М. Пол. Культура. Религия // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 126-134.
Коллонтай А. М. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1972.
Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции "Я" // Инстанция буквы, или Судьба разума после Фрейда. М.: Логос, 1997. С. 7-14.
Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина. М.: Русское слово, 1997.
Раздел 2. Мужчина и женщина как субъекты общества
|