Скачать 314.17 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ магистрантов Направление подготовки: 050400.68. Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и педагогика высшей школы Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Семестры: 2,3,4 Общая трудоемкость: 756 (216, 216, 324) часов Москва, 2013 Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Часть1. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Направление подготовки: 050100.68. Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и педагогика высшей школы Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Семестры: 2,3,4 Общая трудоемкость: 756 (216, 216, 324) часов Москва, 2012 Программа производственной практики магистров по профилю «Педагогика высшей школы» обсуждена и утверждена на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол № 02 , от 26 сентября 2013. Директор Института педагогики и психологии образования А.И. Савенков Заведующий кафедрой:А.Я.Данилюк Секретарь Ученого совета: П.В. Смирнова Составитель: Г.М. Коджаспирова Рецензент: М.В. Воропаев ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа производственной практики составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по направлению подготовки: 050400.68. Психолого-педагогическое образование: Профиль подготовки: Психология и педагогика высшей школы по циклу «Практики и НИРМ» федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования. (2010). Основой практики являются дисциплины теоретического блока и специальные дисциплины, изученные в ходе подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование». Производственная практика является важным компонентом подготовки студентов магистратуры, обязательна для всех магистрантов. Все виды производственной практики нацелены на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, анализу и конструированию учебных занятий, формированию наиболее важных элементов культуры педагогического труда и научно-исследовательской деятельности. Педагогическая практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать им первоначальный опыт педагогической деятельности и определенные навыки научно-психологического и педагогического исследования. Цель практики – обеспечить формирование психолого-педагогической компетентности магистрантов в области организации, построения (проектирования, мониторинга) и анализа учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа и вида; формирование у выпускника магистратуры системы профессиональных компетенций преподавателя вуза, определение проблемного поля собственного магистерского исследования. Задачи практики:
Место практики в основной образовательной программе Производственная педагогическая практика ориентирована на овладение педагогической и научной деятельностью преподавателя высшей школы во всём её многообразии и взаимосвязях. Педагогическая практика предусматривает межпредметные связи с такими дисциплинами: «Методология и методы научного исследования», «Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Педагогика высшей школы», «Современные технологии высшего образования», «Педагогическая деонтология» и др. Педагогическаяпрактика является частью раздела ФГОС ВПО программы подготовки магистров по направлению «Психолого-педагогическое образование». В соответствии с учебным планом практика для магистров проводится в 3-х семестрах в течение 4 недель в каждом в объеме 21 кредита (756 часов).Прохождение практики осуществляется в форме самостоятельной работы. Требования к первоначальному уровню подготовки Магистрант должен знать теории и технологию высшего образования; методологию и методы психолого-педагогического исследования, основные положения организации безопасной образовательной среды, методы проектирования образовательного процесса, основные документы, регламентирующие работу образовательных учреждений. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует педагогическая практика: Педагогическая практика направлена на овладение обучающимися следующими видами профессиональной деятельности: педагогическая и научно-исследовательская деятельность преподавателя высшей школы; научно-методическая деятельность; организационно-управленческая деятельность. Требования к уровню освоения дисциплины В результате практики у магистрантов формируются необходимые профессиональные компетенции, проявляющиеся в том, что магистрант должен знать: - специфику организации образовательного процесса, профессиональной деятельности педагогов и специалистов в профессиональных учреждениях; - методологии и технологии проектирования и осуществления диагностической работы в условиях образовательного учреждения; - основные направления оптимизации образовательного процесса в современных условиях; - основные документы, регламентирующие педагогическую деятельность образовательного учреждения; - направления и основное содержание работы специалистов образовательного учреждения; - методологические и методические принципы построения программ мониторингового исследования;
Магистрант должен уметь:
Магистрант должен владеть:
Магистрант должен обладать компетенциями: ОК-1 – способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-2 – готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; ОК-5- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; ОПК-2 – способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру; ПК-1 – способность применять современные методики и технологии организации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных профессиональных учреждениях; ПК-3 – способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики; ПК-8 – готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в профессиональных образовательных учреждениях. Содержание производственной педагогической практики При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: педагогическая, научно-педагогическая, научно-исследовательская. Педагогическая практика (2 семестр, 4 недели) В процессе практики магистранты участвуют во всех видах педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза. В ходе практики магистранты выполняют следующие виды педагогической деятельности: учебно-методическую, учебную и организационно-воспитательную. Конкретное содержание всех видов педагогической деятельности отражается в индивидуальном календарном плане педагогической практики магистранта. Структура практики. Программа практики включает в себя подготовительный, основной, заключительныйэтапы. Перед началом практики проводится установочная конференция в вузе, а по ее окончании - итоговая конференция (подводятся итоги практики в данном образовательном учреждении и выставляются окончательные баллы за практику). 1. Подготовительный этап 1.1. Подготовка индивидуального плана выполнения программы практики в соответствии с заданием руководителя практики. 1.2. Знакомство с информационно – методической базой практики. 1.3. Определение дисциплины и её модуля, по которым будут проведены учебные занятия, конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация. 1.4.Разработка мультимедийных комплексов по учебным дисциплинам. 1.5.Проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий. 1.6. Анализ отечественной и зарубежной практики подготовки специалистов с высшим образованием. 2. Основной этап 2.1. Посещение и анализ занятий ведущих преподавателей университета по различным учебным дисциплинам (не менее трех посещений). 2.2. Подготовка информации, необходимой для разработки методического обеспечения учебного курса (анализ ГОС и учебного плана направления, анализ рабочей программы курса). 2.3. Подготовка конспекта занятия и дидактических материалов, необходимых для реализации учебных занятий. 2.4. Проведение занятий и самоанализ занятий. 2.5. Разработка тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных работ (проектов). 2.6. Профессионально-ориентированная работа (курирование студенческих групп): разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий; разработка процедур оценки личностных и деловых компетенций студентов; проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессиональных, деловых и личностных компетенций студента и анализ его результатов. 2.7. Совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно- методических вопросов. 3. Заключительный этап 3.1. Подготовка отчёта по практике. 3.2. Защита отчёта. 2. Содержание учебно-методической работы. За время практики магистрант должен:
В процессе работы с нормативными документами магистрант должен:
Содержаниеучебной работы Учебная работа предусматривает непосредственное участие магистранта в различных формах организации педагогического процесса, таких как: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия, экскурсии, консультации, зачёты, экзамены. Магистрант может проводить учебные занятия совместно с преподавателем (как стажер) и самостоятельно. Занятия целесообразно проводить по дисциплине, непосредственно связанной с направлением научных поисков магистранта. Разработать свой вариант УМКД по читаемой дисциплине. Минимальный объём учебных поручений составляет: 2 лекции, 5 - семинарских или лабораторно-практических занятий; 2 академические консультации; не менее двух выходов на студенческую практику. Не менее одной лекции и 1-2 семинарско-практических занятий разрабатываются и проводятся с использованием современных компьютерных информационных технологий (презентаций, веб-квестов и т.п.) Конкретная тематика занятий определяется руководителем магистранта. Целесообразно предусмотреть проведение занятий в компьютерных классах. Организационно-воспитательная работа Организационно-воспитательная работа предусматривает участие магистранта в работе научно-методических семинаров, в организации нового приема студентов (приемная комиссия). Важной составляющей организационно-воспитательной работы является участие магистранта в курировании студенческой группы. Объём работы: участие в работе Приёмной комиссии - не мене 2-х дней; не менее одного выступления на научно-методическом семинаре; посещение кураторского часа; выход (выезд) со студентами на экскурсию; проведение внеаудиторной работы со студенческой группой, составление психолого-педагогической характеристики на одного студента. Научно-педагогическая практика (3-ий семестр,4 недели) В Учебных планах вузов есть такой раздел, как учебно-исследовательская работа студентов - УИРС. К ней относится подготовка и защита курсовых работ (проектов), дипломных (квалификационных выпускных работ), участие студентов в научно-исследовательской деятельности кафедр и лабораторий вузов. Овладение профессиональными компетенциями в этой области является содержанием научно-педагогической практики магистров. Цель научно-педагогической практики - сформировать у выпускников магистратуры компетенции, направленные на выработку умений руководства учебно-исследовательской и научной работой студентов. Задачи данного вида практики:
В ходе данного вида практики магистрант должен: знать:
уметь:
Этапы практики Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Научно-исследовательская практика (4-ый семестр, 6 недель) Этот вид практики является обязательным разделом ООП магистратуры и направлен на формирование общенаучных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО И ООП вуза. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты её результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретённых знаний, умений, сформированных компетенций обучающихся. Цель практики: выработать у магистрантов компетенции в области научной и научно-педагогической деятельности. В результате данного вида практики магистрант должен знать:
уметь:
Содержание научно-исследовательской практики
По всем проводимым видам работы необходимо представлять письменный анализ с оценкой и рекомендациями. Завершает практику подготовка всей документации (анализ всех посещённых мероприятий, рецензия на научную работу, текст магистрской диссертации, научная статья, научное сообщение, отчёт) и защита отчёта. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики: Список рекомендуемой литературы А) Основная литература
Дополнительная литература: 1. Ерастов Н.П. Методика самостоятельной работы – М.: Мысль,1985.- 79с. 2. Факторович А.А. Управление качеством образования в вузе в условиях новой системы оплаты труда. – М.- Калуга: КГПУ,2009.-72с. 2. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход. – М.: Академия, 2007. – 240 с. 3. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. – М.: Высшая школа, 1982.-223с. Список Интернет-ресурсов Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Официальный сайт Департамента образования г. Москвы //www.educom.ru/ Педагогическая библиотека http://pedlib.ru Приказ Минобрнауки России № 655 http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html Материально-техническое обеспечение Компьютер и мультимедийные средства. Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики Часть 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН-ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ Направление подготовки: 050400.68. Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки: Психология и педагогика высшей школы Квалификация (степень) выпускника: магистр Форма обучения: очная Семестры: 2,3,4 Общая трудоемкость: 756 (216, 216, 324) часов Москва, 2013 Методические рекомендации по организации и проведению магистерской практики обсуждены и утверждены на заседании общеинститутской кафедры теории и истории педагогики протокол № 02, от 26 сентября 2013. Зав. кафедрой А.Я.Данилюк Составитель Г.М. Коджаспирова Методические рекомендации по организации производственной педагогической практики Методическая новизна практики состоит в передаче магистрантам новых педагогических знаний и технологий, используемых в ходе преподавания преподавателями вуза, а также в соединении научных интересов магистранта и направленности учебной дисциплины, занятия по которой проводит магистрант в ходе практики. Производственная практика организуется на основе реализации принципов креативности и научности:
Организация производственной практики Организация практики ориентирована на реализацию принципов продуктивного обучения, активное самообразование в процессе педагогической деятельности магистрантов, достижение социально значимых результатов, в том числе, содействие совершенствованию информационно-методической базы кафедры. Основной базой проведения практики являются ИППО и выпускающая кафедра. Объём и сроки проведения практики определяется учебным планом направления подготовки по основной образовательной программе. Календарные сроки педагогической практики указываются в приказе по учебному управлению. В приказе указываются также руководитель и консультант практики по каждому магистранту. Обязанности руководителя практики Руководитель практики назначается распоряжением заведующего выпускающей кафедры. Основные обязанности руководителя практики:
Задание формируется руководителем практики, исходя из целей практики с учётом специфики подготовки магистранта по основной образовательной программе, и согласуется с консультантом педагогической практики. Задание является основанием для подготовки индивидуального плана работы магистранта по выполнению программы практики. Обязанности консультанта практики Консультант практики назначается распоряжением директора ИИП обеспечивающий методическое сопровождение и консультативную поддержку магистранта по вопросам:
Обязанности магистранта В течение практики магистрант обязан:
Практика считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики. Защита отчета по практике Сроки сдачи и защиты отчета по практике устанавливаются кафедрой в соответствии с календарным планом. Защита может быть проведена в форме индивидуального собеседования с руководителем практики или в форме выступления на методическом семинаре кафедры. При защите результатов практики магистрант докладывает о ее результатах, отвечает на поставленные вопросы, высказывает собственные выводы и предложения. По итогам защиты отчета по педагогической практике магистрант получает дифференцированный зачет (или оценку), который заносится в ведомость и зачетную книжку. Оценка по практике приравнивается к оценкам по дисциплинам теоретического обучения и учитывается при проведении итогов промежуточной (сессионной) аттестации студентов. Магистранты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета. Структура отчета по практике Студент-магистрант должен предоставить по итогам каждого вида практики отчет включающий в себя: 1) задание на практику 2) календарный план; 3) разработанную учебно-методическую документацию в соответствии с заданием на практику. В процессе оформления документации студент должен обратить внимание на правильность оформления документов: - календарный план студента составляется на основе задания на педагогическую практику, который должен иметь отметку о выполнении; - вся учебно-методическая документация должна иметь подписи преподавателей, ведущих соответствующие учебные дисциплины; - в отчете по практике должны быть отражены все виды работ, выполненных в соответствии с заданием и индивидуальным планом педагогической практики магистранта. Отчёт по педагогической практике должен содержать: В разделе «Учебно - методическая работа» следует представить результаты анализа: ГОС ВПО направления, учебного плана, рабочей программы дисциплины, посещённых учебных занятий. В разделе «Учебная работа» следует представить конспекты проведённых занятий, результаты самоанализа проведённого занятия. В разделе «Организационно-воспитательная работа» следует представить конспекты внеаудиторных занятий со студентами, анализ посещённых дел и мероприятий, изученной документации по организации воспитательной работы со студентами. Отчет по педагогической практике сдается руководителю вместе с необходимыми документами. По научно-педагогической и научно-исследовательской практикам в отчёт вносятся соответствующие этим видам практики задания и оценка их выполнения. Список рекомендуемой литературы А) Основная литература
Дополнительная литература: 1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист. 2003. № 2. С.2-6. 2. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №3. - С. 49-55. 3. Поздняк Л.В., Бондаренко А.К. Семинарские, практические и лабораторные занятия по курсу «Организация и руководство дошкольным воспитанием в СССР».- М.: Просвещение, 1987.- 96 с. 4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии: Учеб.пособие для студ. / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко.- М.: Нар.образование: Школ.технологии, 2002. - 176 с. 5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.Аспект Пресс, 1995.-270с. 6. Учебно-исследовательская работа студентов в педвузе. – Ростов-на-Дону: ГРПИ,1981.- 96с. 7. Хамдамов Т.Б. Воспитание: организация и управление. –Ташкент: УКИТУВЧИ. 1989.- 80с. 8. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования /А. Хуторской // Нар.образование.-2003.-№ 2.-С.58-64. 9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 366 с. Список Интернет-ресурсов Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/ Официальный сайт Департамента образования г. Москвы //www.educom.ru/ Педагогическая библиотека http://pedlib.ru Приказ Минобрнауки России № 655 http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html Материально-техническое обеспечение Компьютер и мультимедийные средства. Приложение Задание по практике |