Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации19.12.2013
Размер0.82 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Психология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский социально-гуманитарный институт»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________В.В. Борисова



«_____» ________________20__


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Б.3.2.2.7 Логопедия (Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)
По направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
По профилю подготовки Логопедия

Кафедра специального (дефектологического) образования


Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва

2012

Разработчики:

Зав. кафедрой СДО к.п.н., доцент Г.Р. Шашкина

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

___________________ __________________ _____________________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________ (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)



    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

    «___________________________________»

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.

    наименование кафедры

    Зав. кафедрой ________________/ ____________________ /

    Рабочая программа одобрена Ученым советом МСГИ

    «_____» ____________________________________ 20__г., протокол № ____.






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.2.2.7

Гуманитарный, социальный и экономический цикл










Математический и естественно – научный цикл










Профессиональный цикл




V





Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Заочная

3,4

6,7

144

16

8

6

2

-

128

экзамен


1. Цели и задачи дисциплины:

    Цель дисциплины – сформировать у студентов основы теоретического и методологического подхода к организации обследования и обучения детей с ФФН и ОНР в специальных логопедических группах, на логопунктах ДОУ и СОШ – с учетом требований, предъявляемых на современном этапе к учителю- логопеду.

Дисциплина «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» направлена на подготовку студентов к выполнению основных видов профессиональной деятельности по профилю подготовки «Логопедия» (коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, исследовательской, культурно-просветительской), к решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных школьных, дошкольных и медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю подготовки «Логопедия» в ходе освоения учебной дисциплины «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

  • в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • ознакомление студентов с основными понятиями о фонетико - фонематическом недоразвитии речи, фонематическом слухе и фонематическом восприятии;

  • ознакомление с методикой работы логопеда в группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи ДОУ;

  • ознакомление студентов с основными понятиями об общем недоразвитии речи, об особенностях речи детей с разным уровнем речевого развития;

  • овладение знаниями о психолого - педагогической характеристике и клинической типологии детей с общим недоразвитием речи;

  • ознакомление с методикой работы логопеда в группе для детей с общим недоразвитием речи ДОУ и СОШ.

  • формирование представлений об этиологии, механизмах, структуре и симптома­тике ФФН и ОНР, принципах их анализа;

  • ознакомление студентов со специальной литературой, освещающей вопросы профилактики, выявления и преодоления фонетико – фонематического и общего недоразвития речи;

  • формирование у студентов представлений об организации логопедической помощи в Российской Федерации детям с ФФН и ОНР;

  • формирование у студентов представлений о компенсации и коррекции речевых нарушений в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей с ФФН и ОНР;

  • ознакомление студентов с основными аспектами изучения, образования, развития, абилитации, реабилитации и социальной адаптации детей с ФФН и ОНР как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • формирование у студентов научно-методологической основы построения и корректировки индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей с ФФН и ОНР;

  • развитие навыков осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ФФН и ОНР и их семей;

  • в области диагностико-консультативной деятельности:

  • развитие умений организовывать и проводить диагностическое исследование речевой деятельности и выявлять фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи;

  • овладение практическими умениями анализировать проявления ФФН и ОНР;

  • развитие навыков консультирования родителей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения детей с ФФН и ОНР на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

  • развитие навыков оказания консультативной помощи родителям детей с ФФН и ОНР по вопросам семейного воспитания;

  • в области исследовательской деятельности:

  • ознакомление студентов с правилами сбора, анализа и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности;

  • знакомство студентов с основами планирования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ФФН и ОНР, с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

  • в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей и речевой культуры будущего логопеда и обучение студентов основам развития общей культуры детей с ФФН и ОНР;

  • воспитание у студентов чувства такта и толерантного отношения к детям с ФФН и ОНР, а также к членам их семей;

  • воспитание чувства поддержки и взаимопомощи при работе в педагогическом коллективе (при взаимодействии администрации учреждения, логопеда, других специалистов и воспитателей), способствующего повышению эффективности логопедической диагностики и коррекции при работе с детьми с ФФН и ОНР.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

    Программа данной учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» (квалификация (степень) «бакалавр») (утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. № 49). Дисциплина «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» относится к дисциплинам вариативной части цикла профессиональных дисциплин. В соответствие с ФГОС ВПО в содержании дисциплины «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» отражены: история, терминология, определение, методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое воздействие, социальная адаптация.

  1. Для изучения дисциплины «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» по профилю подготовки «Логопедия» необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования (профильном среднем специальном), а также знания, умения, навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Педагогика», «Специальная педагогика», «Психология», «Специальная психология», «Введение в логопедическую специальность», «Дислалия», «Дизартрия», «Ринолалия», «Алалия».

  2. Знания, умения, навыки и компетенции, приобретенные в результате освоения дисциплины «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)», являются базовыми для последующего изучения таких дисциплин, как «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедические технологии обследования и коррекции нарушений речи», «Логопедический практикум», «Методика развития речи дошкольников», «Нарушения письма и чтения».


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

    Процесс изучения дисциплины ««Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» направлен на формирование следующих специальных компетенций:

  • общекультурных компетенций (ОК)

    - способности и готовности:

  • способности к социальному взаимодействию и сотрудничеству в педагогическом коллективе и в процессе работы с лицами с речевой патологией, а также с родителями (или законными представителями) детей с отклонениями в развитии; способности к разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

  • способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса развития логопедии как науки (ОК-2);

  • способности к грамотной письменной и устной коммуникации на русском языке; готовности к изложению учебного материала дисциплины научным языком с использованием соответствующей терминологии, применению навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

  • готовности к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов обучения, воспитания и коррекции лиц с речевой патологией (ОК-8);

  • профессиональных компетенций (ПК)

    - в области общепрофессиональных способностей и готовности:

  • способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии учителя-логопеда, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (в частности лиц с речевыми нарушениями) (ОП-1);

  • способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (возникающие на современном этапе в логопедии), выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

  • способности использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (поиск необходимой информации по проблемам логопедии на специализированных сайтах в Интернет-сети, подготовка в электронном виде заданий для самостоятельной работы, знакомство с электронными версиями обучающих программ и т.п.) (ОП-3);

    - в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с различными формами речевой патологии (ПК-1);

  • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с лицами с речевыми расстройствами (ПК-2);

  • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования лиц с речевыми нарушениями (ПК-3);

  • готовностью к взаимодействию с семьями лиц с речевыми нарушениями, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения лиц с речевой патологией и членов их семей (ПК-4);

    - в области диагностико-консультативной деятельности:

  • способности организовывать и осуществлять дифференциальную диагностику лиц с речевой патологией с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

  • способности к анализу результатов логопедического обследования лиц с речевыми нарушениями на основе использования различных (клинико-педагогической и психолого-педагогической) классификаций речевых нарушений (ПК-6);

  • способности осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-логопедического воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

  • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с речевыми нарушениями, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

    - в области исследовательской деятельности:

  • готовности к сбору, анализу и систематизации информации в рамках логопедического обследования (ПК-9);

  • способности к планированию, организации и совершенствованию коррекционно-логопедической работы (ПК-10);

  • готовности к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

  • способности использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с речевыми нарушениями (ПК-12);

- в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовности к формированию общей культуры лиц с речевыми нарушениями (ПК-13);

    способность проводить просветительскую работу среди населения профилактике появления нарушений развития у детей, в частности речевых расстройств; способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

    В результате изучения дисциплины «Логопедия (фонетико – фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи)» студенты должны

  • знать:

      • основные понятия категориального аппарата данной дисциплины;

      • принципы, задачи и методы логопедической работы при ФФН и ОНР, а также исторические аспекты ее становления;

      • основные показатели нормативного и патологического развития речевой деятельности при ФФН и ОНР;

      • клиническую типологию и психолого – педагогическую характеристику детей с ФФН и ОНР;

      • основные направления в системе профилактических мер и методике диагностической и коррекционной работы при ФФН и ОНР;

  • уметь:

      • выявлять фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи, дифференцировать их от нормативного речевого развития и от других отклонений и проблем в развитии, таких, как задержка психического развития, фонетическое или фонематическое нарушения речи;

      • определять клиническую типологию речевой патологии, уровень речевого развития;

  • владеть:

      • навыками сбора анамнестических данных детей с ФФН и ОНР;

      • навыками анализа основных проявлений ФФН и ОНР.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

ВСЕГО

в том числе по семестрам

зач. ед.

час.










зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

зач. ед.

час.

Аудиторные занятия (всего)

0,4

16



















в том числе:

























Лекции

0,2

8



















Практические занятия

0,15

6



















Семинары

























Лабораторные работы

0,05

2



















Самостоятельная работа (всего)

2,6

92



















в том числе:

























Курсовой проект (работа)

























Расчетно-графические работы

























Реферат

0,2

8



















Другие виды самостоятельной работы

























Подготовка к практическим занятиям

1,2

42



















Подготовка к промежуточной аттестации

1,2

42



















Вид промежуточной аттестации - экзамен

1

36



















Общая трудоемкость

4

144




















5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. “Фонетико - фонематическое недоразвитие речи”.

1 подраздел. Введение в курс.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск